Формирование цены в рыночных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Цена – экономическое понятие, поэтому в экономике применяются десятки миллионов цен, что под единым понятием «цена» понимается множество разновидностей цен, включая оптовые, розничные, регулируемые, договорные, свободные рыночные, государственные, контрактные, прогнозные лимитные, мировые и ряд других.

Содержание

Содержание.


Введение……………………………………………………….3
1. Теоретические основы ценообразования…………………5
Природа цены……………………………………………………….5
Функции цены………………………………………………………6
Ценообразующие факторы…………………………………………9
Виды цен и их структура………………………………………….12
2. Модели ценообразования………………………………...19
Особенности ценообразования на различных типах рынка……..19
3. Особенности формирования цен
на факторы производства……………………………………24
Основные факторы, оказывающие воздействие на цены…………...27
Монопольные и конкурентные цены………………………….……...31
Этапы процесса ценообразования…………………………………….32
Затратный механизм ценообразования………………………………36
Рыночный механизм ценообразования……………………...……….39
Инфляция……………………………………………………………….40
4. Методы ценообразования………………………………...42
Заключение………………………………………………...…………..47
Приложение…………………………………………….…….49
Список использованной литературы………………….……52
Рецензия……………………………………………………....54

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по экономической теории.doc

— 263.50 Кб (Скачать)
  • по группам покупателей - разным группам покупателей один и тот же товар или услуга продаётся по разным ценам (иногда предоставляется бесплатно);
  • по варианту товара или услуги – разные варианты товаров и услуг продаются по различным ценам без учёта разницы в затратах;
  • по территориальному принципу – товар реализуется в разных местах и по разным ценам, несмотря на то, что издержки, связанные с доставкой, одинаковы;
  • по времени – цены на товар и услуги различны по сезонам, месяцам, дням недели и даже времени суток; так, плата за междугородние телефонные переговоры в ночное время ниже, чем в дневное, в выходные дни ниже, чем в рабочие.

         Стратегия множественных цен  основана на том, что фирма-монополист  назначает для каждой группы  покупателей максимально высокую  цену. Однако в некоторых развитых странах эта стратегия запрещена законом.

         Стратегия сегментации рынка  базируется на неоднородности  спроса покупателей в пределах  отдельного сегмента или на  различных рынках. Эта стратегия  реализуется посредством представления  скидок покупателям другого рынка. Большая часть продукции продаётся на первом рынке по ценам, возмещающим все затраты и обеспечивающим определённую прибыль. На втором рынке (иногда за границей) тот же товар реализуется по сниженным ценам.

         В случае если второй рынок  находится за пределами страны, где расположена фирма-монополист. Политика этой фирмы называется демпингом. Правительства большинства стран ограничивают ввоз дешёвых товаров. Подрывающих развитие национальной промышленности.

         Фирме-монополисту не всегда выгодно прибегать к установлению высокой цены; этим она может привлечь конкурентов или вызвать государственное регулирование цен, что приведёт к потери части покупателей.

           Выбирая ту или иную стратегию  цен, фирма должна учитывать  следующие факторы:

  • цены на продукцию часто приходится пересматривать
  • в ценах недостаточно учитывается  информация о спросе, конкурентах, покупателях
  • большая часть товара реализуется на распродаже в конце сезона по сниженным ценам
  • спрос на товары эластичен
  • большая часть покупателей чувствительна к  цене привлекается низкими ценами конкурентов

          В реальной экономике не существует  ни одного типа рынка в чистом  виде. Фирма может одновременно  выступать с одним своим товаром  на рынке чистой монополии,  а с другим – на высококонкурентном рынке, в олигополии возможно появление, как монополий, так и свободной конкуренции. Сам по себе анализ типа рынка не может дать готовых рецептов установления цен. Но такие исследования необходимы для определения принципов ценообразования в зависимости от соотношения спроса и предложения.  /6,7/

                     
 
 

3. Особенности формирования  цен на факторы  производства. 

           В централизованно-плановой экономике земля принадлежала государству и передавалась в пользование предприятиям, колхозам и отдельным лицам бесплатно либо за символическую плату. Рабочая сила, как убеждают теоретики, здесь также не является товаром. Поэтому заработная плата строго регламентировалась государством и не могла быть изменена под влиянием спроса и предложения.   Основные и оборотные фонды в своей массе являлись собственностью государства, а рынок денег и ценных бумаг отсутствовал. Поэтому в данной системе ценообразования на факторы производства влияния спроса, предложения и конкуренции практически не было.

          Согласно теории рыночной экономики,  конкурентные равновесные цены устанавливаются не только на готовую продукцию, но и на исходные факторы производства. Хотя эти цены тоже формируются под воздействием спроса и предложения, для каждого из факторов есть присущие  именно ему особенности. Поэтому цены на них раскрываются помощью специфических понятий: для природных ресурсов- арендная плата, для трудовых ресурсов (рабочей силы)- заработная плата, для капитала (по физической своей сущности это налог основных и оборотных фондов в терминах плановой экономики) цена приобретает форму годовой процентной ставки, выплачиваемой владельцу.

          Специального рассмотрения заслуживает  цена научно-технического прогресса,  первоначально выступающего в  форме информации  и интеллектуальной  собственности, овеществлённой в  качественных характеристиках труда и капитала.

           Особенность рынков природных  ресурсов и рабочей силы состоит  в том, что предложение этих  «первичных» факторов производства  в значительной мере формируется  за пределами экономической системы.  Природа и демографическая ситуация изначально вносят свои ограничения. Иное дело – предложение ресурсов капитала. Оно формируется в самой экономической системе и в зависимости от её свойств может быть очень мобильным, легко пересекая территориальные и государственные границы.

          Главная функция рынков факторов  производства заключается в том,  чтобы посредством конкуренции  обеспечить их наиболее совершенное  сочетание, т.е. такое, которое  способно привести к наилучшим  результатам при наименьших  издержках.  Поэтому теория ценообразования на факторы производства позволяет ответить на вопрос: как производить?

           Арендная плата на землю устанавливается главным образом под влиянием спроса, так как предложение земли в странах, завершивших её освоение, относительно неизменно. Равновесная арендная плата на землю, при которой спрос на неё будет равен предложению, устанавливается методом проб и ошибок.

           Заработную плату иногда сравнивают с возмещением услуг, сданных человеком в аренду. Когда речь идёт об изменении заработной платы, имеется в виду реальная заработная плата, выражающая тот объём товаров и услуг, который можно купить на воплощающуюся в ней сумму денег.

          Равновесный уровень заработной  платы соответствует точке пересечения  кривых спроса и предложения  на рабочую силу. Если уровень заработной платы оказался  бы выше точки равновесия, возник бы избыток рабочей силы, потому что части предпринимателей пришлось бы сократить бы производство и численность занятых из-за возросших издержек. Вследствие этого заработная плата понизилась бы. Если же уровень заработной платы ниже точки равновесия, предприниматели, которым не удалось достигнуть намеченного объёма производства из-за нехватки рабочей силы, пошли бы на более высокие ставки.

          Предложение на рынке рабочей силы зависит от: общей численности жителей страны, доли самодеятельного населения в этой численности, количества отработанных часов в году, качества рабочей силы, которое характеризуется образованием, квалификацией и другими показателями. /10/

         

          Одним из действенных инструментов  повышения качества кредитного  портфеля и обеспечения финансовой  устойчивости коммерческого банка  является внедрение методики  ценообразования на предоставляемые  кредитные продукты, которая обеспечивала бы оптимальность сформированного кредитного портфеля в координатах «риск-доходность».

          Исходный пункт расчёта себестоимости  кредитных ресурсов – определение  трансфертной цены. Она представляет  собой учётную величину, по которой  происходит перераспределение ресурсов между привлекающими и размещающими подразделениями банка. Методика расчёта трансфертной цены основывается на  процентных ставках, которые складываются на рынке под влиянием спроса и предложения. Трансфертные цены рассчитываются по видам  ресурсов в разрезе срочности и валюты.

         Механизм трансфертного ценообразоания: трансфертная цена рассчитывается  как среднее значение между  средней рыночной доходностью  размещения средств и средней  фактической ценой привлечения  ресурсов.

          При подходе к расчёту цены, по которой происходит перераспределение ресурсов между привлекающими и размещающими подразделениями банка, создаются условия для получения прибыли (трансфертного дохода).

          Определение себестоимости банковского  продукта является одной из основ конкурирования его цены, это непосредственно связано с её учётной функцией. Но в условиях рынка цена отклоняется от издержек: признание общественной значимости затрат на рынке осуществляется через столкновение интересов продавца и покупателя, через механизм спроса и предложения. Прибыль будет получена банком только в том случае, если цена выше издержек производства. В этом заключается стимулирующая функция цены, которая влияет на сокращение издержек создания продукта.

          Регулирующая функция оказывает следующее влияние: если цена не покрывает издержек по оказанию банковских услуг, то это требует от банка снижения себестоимости, повышения качества услуг для повышения его цены.

          Вытекают следующие принципы  ценообразования на банковские продукты:

  • цена, предлагаемая банком должна основываться на себестоимости банковской услуги
  • уровень цены должен соответствовать ценам на аналогичные услуги других банков, уровню рентабельности эти услуг, сложившемуся под влиянием спроса и предложения
  • при  определении цены должны учитываться цены на альтернативные продукты- субституты
  • цена на банковские услуги может значительно отличаться от издержек под влиянием тенденций, которые сложились на рынке

          Ценообразование по группам продуктов имеет свою специфику, связанную со структурой издержек и со степенью учёта рыночных условий. /15/ 

  

Основные  факторы, оказывающие  воздействие на цены. 
 

           При выборе ценовой стратегии  фирма должна выявить и проанализировать  все факторы, которые могут оказать влияние на цены. Таких факторов достаточно много, в большей степени это факторы не контролируемые фирмой. Одни из них способствуют снижению цен, другие вызывают рост. 

Факторы, способствующие снижению цен. 

Рост  производства

Технический прогресс

Снижение  издержек производства и обращения

Рост  производительности труда

Конкуренция

Снижение  налогов

Расширение  прямых связей. 

Факторы, вызывающие рост цен.

Спад  производства

Нестабильность  экономической ситуации

Монополия предприятия

Ажиотажный спрос

Увеличение  массы денег в обращении

Рост  налогов

Рост  зарплаты

Увеличение  прибыли предприятия

Улучшение качества товара

Рост  цены рабочей силы 

           В большей степени на уровень  и динамику цен влияет финансово-кредитная сфера, при этом непосредственное воздействие на цены оказывает изменение покупательной способности денежной единицы России. В нормально функционирующей экономике, когда существует достаточный золотовалютный резерв, соотношение между суммой цен товаров и количеством денег в обращении относительно стабильно. При отсутствии  такого уровня в системе «количество денег - сумма цен»

Начинает  изменяться сумма цен.

           Потребители товаров оказывают значительное влияние на принятие фирмой решения по ценам. Отношения между ценами и количеством сделанных покупок по этим ценам можно объяснить двумя причинами. Первая состоит во взаимодействии законов спроса и предложения и ценовой эластичности. Другая – в неодинаковой реакции покупателей различных сегментов рынка на цену. Принято различать четыре категории покупателей по их восприятию цен  и ориентации в покупках:

  1. Покупатели, проявляющие большой интерес при выборе товаров к их ценам, качеству и ассортименту. На эту группу покупателей большое влияние оказывает реклама, раскрывающая полезные дополнительные свойства и преимущества товара.
  2. Покупатели, которые основное внимание уделяют обслуживанию и отношению к себе продавца.
  3. Покупатели, которые поддерживают своими покупками небольшие фирмы и готовы ради них заплатить более высокую цену за товар.
  4. Покупатели, для которых важна не столько цена, сколько комфорт и удобство, представляемые товаром.

Информация о работе Формирование цены в рыночных условиях