Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 13:29, курсовая работа
Цена – экономическое понятие, поэтому в экономике применяются десятки миллионов цен, что под единым понятием «цена» понимается множество разновидностей цен, включая оптовые, розничные, регулируемые, договорные, свободные рыночные, государственные, контрактные, прогнозные лимитные, мировые и ряд других.
Содержание.
Введение……………………………………………………….3
1. Теоретические основы ценообразования…………………5
Природа цены……………………………………………………….5
Функции цены………………………………………………………6
Ценообразующие факторы…………………………………………9
Виды цен и их структура………………………………………….12
2. Модели ценообразования………………………………...19
Особенности ценообразования на различных типах рынка……..19
3. Особенности формирования цен
на факторы производства……………………………………24
Основные факторы, оказывающие воздействие на цены…………...27
Монопольные и конкурентные цены………………………….……...31
Этапы процесса ценообразования…………………………………….32
Затратный механизм ценообразования………………………………36
Рыночный механизм ценообразования……………………...……….39
Инфляция……………………………………………………………….40
4. Методы ценообразования………………………………...42
Заключение………………………………………………...…………..47
Приложение…………………………………………….…….49
Список использованной литературы………………….……52
Рецензия……………………………………………………....54
Абонемент – такая цена, которая является формой выражения средневзвешенной цены, установленной на основе средних затрат и норм потребления услуг без учёта реального объёма потребления. /8/
В экономике применяется ряд других групп цен, выделяемых по разнообразным признакам.
В экономическом анализе
Также применяют реальные цены, которые представляют собой цену в денежном выражении относительно общего уровня цен. В ходе принятия потребительских решений покупателя интересуют и относительные (сравнимые цены), т.е. цена данного товара или того же товара в другом регионе. С этой целью устанавливается отношение цен. Чаще всего определяется отношение цен взаимосвязанных товаров, именуемых субститутами.
В процессе проектирования
Применительно к объектам
В более широком плане все виды цен, определяемые посредством расчётов, называют расчётными, а цены ожидаемые в будущем - ожидаемые.
Ряд цен на товары и услуги фиксируется в документальной форме в виде прейскурантов, т.е. указателей цен. Величины цен, представленных в таких документах, называют прейскурантными.
В ходе осуществления планово- управленческих работ используются прогнозные (плановые) цены . В экономике рыночного типа широко используются прогнозные цены, на основе которых составляются бизнес-проекты, бизнес-планы, планы фирм.
Часто вид цены
Наличие различных цен на
Особую категорию цен
2.
Модели ценообразования.
Особенности ценообразования на различных типах рынка.
Ценовая политика предприятия
зависит от конкурентной
Структура рынка – это основные характерные черты рынка, к числу которых относятся: количество и размер фирм, находящиеся на рынке, степень сходства или различия товаров разных фирм, лёгкость входа на рынок новых продавцов и выхода из него, доступность рыночной информации.
Существуют разнообразные
Основой для конкуренции, как
характерного свойства
Обычно выделяют четыре типа
рынка: совершенная (чистая) конкуренция,
монополистическая конкуренция,
Характерные
черты основных моделей
рынка.
Характерные | Совершен.
конкуренция |
Несовершенная | конкуренция | |
черты | чистая конкуренция | монополистическ конкуренция | олигополия | чист.монополия |
Число фирм | очень много | много | несколько | одна |
Тип продукта | однородный | разнородный | разнородный и однородный | уникальный |
контроль за ценами | отсутствует | присуствует но в довольно узких рамках | ограничен. взаимной зависимостью значительный при сговоре | значительный |
условия вступления в рынок | отсутствие предприятий | сравнительно лёгкие препятствия | существенные препятствия | вступл. блокировано |
неценовая конкуренция | отсутствует | значительн. упор сделан на рекламу, торгов. знаки, марки | очень типична | значител упор сделан на рекламу, связь фирмы с обществорганиз. |
пример | сел.хозяйство | розничн.торговля, произв одежды, обуви | произв стали, авто. бытов. приборов | местные предприятия |
Рынок чистой конкуренции характеризуется следующими показателями:
В условиях чистой конкуренции для фирмы спрос полностью эластичен от цены. Это объясняется тем, что на рынке действует большое количество фирм, причём ни одна из них не контролирует достаточно заметной доли рынка. При расширении объёма производства фирма цену не меняет. Зависимость между спросом и ценой на рынке свободной конкуренции для отрасли – обратно пропорциональная, т.е. снижение цены способствует увеличению спроса, а кривая спроса монотонно убывает. Если предложение товаров в отрасли возрастёт, то цена снизится, причём для всех фирм, независимо от объёма их производства.
Таким образом, в условиях
Рынок монополистической конкуренции состоит из многих фирм, предлагающих свои товары по ценам, колеблющимся в большом диапазоне. Продукция не вполне взаимозаменяема и различается не только по физическим характеристикам, качеству, оформлению, но и по потребительским предпочтениям. Разница между изделиями оправдывает широкий диапозон цен. Рынку монополистической конкуренции присущи три характерные черты: острая конкурентная борьба между фирмами, дифференциация товаров, выпускаемых фирмами –конкурентами за счёт различий как по потребительским свойствам, так и по предоставляемым неодинаковым дополнительным услугам, сравнительная лёгкость проникновения на рынок.
В условиях монополистической конкуренции фирма определяет цену на производимую продукцию, учитывая структуру потребительского спроса, цены, устанавливаемые конкурентами, а также собственные издержки производства. При этом используются разные стратегии ценообразования.
Наиболее распространённая
Стратегия цен «выше номинала»
может быть использована при
сильном дифференцированном
покупательском спросе. Покупателям
с высоким уровнем доходов
фирма предлагает товары
Олигополистическая конкуренция возникает между немногими крупными фирмами, товары которых могут быть как однородными и взаимозаменяемыми (сталь, одежда, пластмассы), так и отличными друг от друга (электротехника, автомобили). На такой рынок новой фирме проникнуть крайне сложно. В этих условиях каждый участник чутко реагирует на маркетинговую деятельность конкурентов и очень осторожно относится к изменению цены на свою продукцию.
В условиях олигополистической
конкуренции применяется
На рынке чистой монополии господствует только один продавец. Это может быть частная фирма или государственная организация. Используя государственную монополию, можно резко увеличить потребление товара теми группами населения, которые не в состоянии его купить за полную стоимость (цена устанавливается ниже себестоимости), или установить высокую цену для ограничения потребления продукта.
Частная фирма-монополист сама устанавливает цены на свою продукцию, нисколько не ориентируясь на ценовую политику других фирм. Обладая большой свободой в установлении цен, фирма всё же определяет оптимальный уровень цены, исходя из спроса на свою продукцию. Ценовые стратегии, осуществляемые фирмой, строятся на принципе ценовой дискриминации. Следуя этому принципу, фирма продаёт товар или услугу по разным ценам, независимо от различный в издержках. Дискриминационные цены существуют в разных формах. Их дифференцируют: