Формирование цены в рыночных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Цена – экономическое понятие, поэтому в экономике применяются десятки миллионов цен, что под единым понятием «цена» понимается множество разновидностей цен, включая оптовые, розничные, регулируемые, договорные, свободные рыночные, государственные, контрактные, прогнозные лимитные, мировые и ряд других.

Содержание

Содержание.


Введение……………………………………………………….3
1. Теоретические основы ценообразования…………………5
Природа цены……………………………………………………….5
Функции цены………………………………………………………6
Ценообразующие факторы…………………………………………9
Виды цен и их структура………………………………………….12
2. Модели ценообразования………………………………...19
Особенности ценообразования на различных типах рынка……..19
3. Особенности формирования цен
на факторы производства……………………………………24
Основные факторы, оказывающие воздействие на цены…………...27
Монопольные и конкурентные цены………………………….……...31
Этапы процесса ценообразования…………………………………….32
Затратный механизм ценообразования………………………………36
Рыночный механизм ценообразования……………………...……….39
Инфляция……………………………………………………………….40
4. Методы ценообразования………………………………...42
Заключение………………………………………………...…………..47
Приложение…………………………………………….…….49
Список использованной литературы………………….……52
Рецензия……………………………………………………....54

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по экономической теории.doc

— 263.50 Кб (Скачать)

           Абонемент – такая цена, которая является формой выражения средневзвешенной цены, установленной на основе средних затрат и норм потребления услуг без учёта реального объёма потребления. /8/

            

           В экономике применяется ряд  других групп цен, выделяемых  по разнообразным признакам.

           В экономическом анализе наряду  с текущими, действующими, фактически  используются сопоставимые цены (неизменные). Использование таких цен необходимо в связи с естественным изменением многих цен процессами инфляции. Отсюда и стремление принять при анализе сопоставимые. Неизменные цены, использую индекс цен, т.е. коэффициент пересчёта, отражающий изменение цен. По мере перехода в зону скачкообразного, неуправляемого подъема цен взамен или в дополнение к индексу роса цен применяется показатель уровня инфляции, характеризующий, на сколько процентов увеличиваются цены за определённый период. Показатель уровня инфляции в процентах равен процентному индексу роста цен за соответствующий период, уменьшенному на 100%. Индекс цен есть показатель роста, а уровень инфляции – прироста цен.

          Также применяют реальные цены, которые представляют собой цену в денежном выражении относительно общего уровня цен. В ходе принятия потребительских решений покупателя интересуют и относительные (сравнимые цены), т.е. цена данного товара или того же товара в другом регионе. С этой целью устанавливается отношение цен. Чаще всего определяется отношение цен взаимосвязанных товаров, именуемых субститутами.

          В процессе проектирования новых  видов изделий и объектов для  производства осваиваемой продукции,  товаров, услуг, материалов используются  проектные цены. С учётом их приближённого, ориентировочного характера часто определяется предельный уровень таких цен в виде лимитных цен.

          Применительно к объектам строительной  индустрии на этапе их проектирования  определяется цена строительства  объекта, определяемая с учётом  всех видов затрат на создание  и оснащение. Такую цену называют сметной стоимостью, т.к. она исчисляется на основе смет, в которых просуммированы затраты на создание нового строительного объекта.

          В более широком плане  все виды цен, определяемые посредством расчётов, называют расчётными, а цены ожидаемые в будущем - ожидаемые.

          Ряд цен на товары и услуги  фиксируется в документальной  форме в виде прейскурантов,  т.е. указателей цен. Величины  цен, представленных в таких  документах, называют прейскурантными.

          В ходе осуществления планово- управленческих работ используются прогнозные (плановые) цены . В экономике рыночного типа широко используются прогнозные цены, на основе которых составляются бизнес-проекты, бизнес-планы, планы фирм.

          Часто вид цены предопределяется видом рынка, на котором она образуется. По этому признаку выделяются биржевые, аукционные, комиссионные цены.

           Наличие различных цен на однотипные  товары в разных странах приводит  к необходимости использования  мировых цен, т.е. цен мирового рынка. Мировые цены представляют собой либо реально действующие на всемирном рынке цены на товары данной группы, либо цены, признанные на определённый период со стороны государства, выдающих международной торговлей, либо среднее значения цен на одни и те же товары, установившихся в разных странах. Мировые цены исчисляются в свободно конвертируемых валютах.

          Особую категорию цен представляют  цены неофициального, т.е. чёрного  или теневого рынка. Чаще всего  это цены на запрещённые в  открытой продаже товары либо на дефицитные товары. /9/

               
 
 

2. Модели ценообразования. 
 

Особенности ценообразования  на различных типах  рынка.

           

          Ценовая политика предприятия  зависит от конкурентной структуры  рынка.

          Структура рынка – это основные характерные черты рынка, к числу которых относятся: количество и размер фирм, находящиеся на рынке, степень сходства или различия товаров разных фирм, лёгкость входа на рынок новых продавцов и выхода из него, доступность рыночной информации.

          Существуют разнообразные варианты  сочетания элементов рыночной  структуры, т.е. возможны разные  модели рынка, в зависимости,  от которых  предприниматели  либо вступают в конкурентную  борьбу, либо нет. При однотипности  мотива экономического интереса предпринимателей – максимизация прибыли – результаты конкурентной борьбы могут быть различными, что зависит от характера конкуренции.

           Основой для конкуренции, как  характерного свойства рыночной  системы, является свобода выбора, которая проявляется в стремлении получить максимальный денежный доход.

          Обычно выделяют четыре типа  рынка: совершенная (чистая) конкуренция,  монополистическая конкуренция,  олигополия, чистая монополия. Совершенная  конкуренция и чистая монополия  представляют собой «идеальные» модели рыночных структур, которых в реальной практике не существует.  Монополистическая конкуренция и олигополия характерны для большинства рынков.

           

Характерные черты основных моделей  рынка. 

Характерные Совершен.

конкуренция

Несовершенная конкуренция  
черты чистая конкуренция монополистическ конкуренция олигополия чист.монополия
Число фирм очень много много несколько одна
Тип продукта однородный разнородный разнородный и  однородный уникальный
контроль  за ценами отсутствует присуствует но в довольно узких рамках ограничен. взаимной зависимостью значительный при сговоре значительный
условия вступления в рынок отсутствие  предприятий сравнительно  лёгкие препятствия существенные  препятствия вступл. блокировано
неценовая конкуренция отсутствует значительн. упор сделан на рекламу, торгов. знаки,  марки очень типична значител упор сделан на рекламу, связь фирмы с  обществорганиз.
пример сел.хозяйство розничн.торговля, произв одежды, обуви произв стали, авто. бытов. приборов местные предприятия
 
 

          Рынок чистой конкуренции характеризуется следующими показателями:

  1. Наличием множества фирм, ни одна из которых не может оказать значительного влияния на уровень текущих цен, поскольку каждой принадлежит небольшая доля рынка.
  2. Однородностью и взаимозаменяемостью конкурирующих товаров.
  3. Отсутствием ценовых ограничений.

          В условиях чистой конкуренции для фирмы спрос полностью эластичен от цены. Это объясняется тем, что на рынке действует большое количество фирм, причём ни одна из них  не контролирует достаточно заметной доли рынка. При расширении объёма производства фирма цену не меняет. Зависимость между спросом и ценой на рынке свободной конкуренции для отрасли – обратно пропорциональная, т.е. снижение цены способствует увеличению спроса, а кривая спроса монотонно убывает. Если предложение товаров в отрасли возрастёт, то цена снизится, причём для всех фирм, независимо от объёма их производства.

          Таким образом, в условиях чистой  конкуренции ни одна фирма  на рынке не играет в ценообразовании заметной роли, а цены складываются под воздействием спроса и предложения. Фирмам приходится ориентироваться на сложившийся уровень цен. Известны случаи  кратковременного воздействия на конъюктуру рынка. Для этих целей используют стратегию «случайного» снижения цен, суть которой состоит в установлении максимально высоких цен и последующем их медленном снижении до уровня рыночных. За тот небольшой период, когда цены были высокими, фирме удаётся продать какое-то количество товаров и тем самым увеличить свой доход.

          Рынок монополистической конкуренции состоит из многих фирм, предлагающих свои товары по ценам, колеблющимся в большом диапазоне. Продукция не  вполне взаимозаменяема и различается не только по физическим характеристикам, качеству, оформлению, но и по потребительским предпочтениям. Разница между изделиями оправдывает широкий диапозон цен. Рынку монополистической конкуренции присущи три характерные черты: острая конкурентная борьба между фирмами, дифференциация товаров, выпускаемых фирмами –конкурентами за счёт различий как по потребительским свойствам, так и по предоставляемым неодинаковым дополнительным услугам, сравнительная лёгкость проникновения на рынок.

          В условиях монополистической  конкуренции фирма определяет цену на производимую продукцию, учитывая структуру потребительского спроса, цены, устанавливаемые конкурентами, а также собственные издержки производства. При этом используются разные стратегии ценообразования.

          Наиболее распространённая стратегия – установление цен по географическому принципу, когда продукция, изготавливаемая фирмой, реализуется потребителям в различных частях страны по разным ценам. Для этого используются разные варианты установления цены. От этой стратегии отличается стратегия определения цен в рамках товарной номенклатуры.

          Стратегия цен «выше номинала»  может быть использована при  сильном   дифференцированном  покупательском спросе. Покупателям  с высоким уровнем доходов  фирма предлагает товары категории  «люкс» по очень высоким ценам. Для прочих покупателей выпускаются обычные товары, реализуемые по сниженным ценам. Эта стратегия требует от фирмы, использующей её, строгого контроля за конкурентами.

          Олигополистическая конкуренция возникает между немногими крупными фирмами, товары которых могут быть как однородными и взаимозаменяемыми (сталь, одежда, пластмассы), так и отличными друг от друга (электротехника, автомобили). На такой рынок новой фирме проникнуть крайне сложно. В этих условиях каждый участник чутко реагирует на маркетинговую деятельность конкурентов и очень осторожно относится к изменению цены на свою продукцию.

          В условиях олигополистической  конкуренции применяется множество  стратегий ценообразования. Одна  из них - координация действий при установлении цен; эта стратегия существует в двух формах: принятие «оглашение о ценах» и осуществление «параллельной ценовой политики». В некоторых странах заключение соглашения о ценах запрещено законом. «Параллельная ценовая политика»- это по существу та же координация цен. Она заключается, например, в том, что компания калькулирует издержки производства по унифицированным статьям и затем, прибавляя определённую норму прибыли, устанавливают цену. Под действием рыночных факторов цены всех компаний меняются в одной и той же пропорции и в том же направлении.

         На рынке чистой монополии господствует только один продавец. Это может быть частная фирма или государственная организация. Используя государственную монополию, можно резко увеличить потребление товара теми группами населения, которые не в состоянии его купить за полную стоимость (цена устанавливается ниже себестоимости), или установить высокую цену для ограничения потребления продукта.

          Частная фирма-монополист сама  устанавливает цены на свою продукцию, нисколько не ориентируясь на ценовую политику других фирм. Обладая большой свободой в установлении цен, фирма всё же определяет оптимальный уровень цены, исходя из спроса на свою продукцию. Ценовые стратегии, осуществляемые фирмой, строятся на принципе ценовой дискриминации. Следуя этому принципу, фирма продаёт товар или услугу по разным ценам, независимо от различный в издержках. Дискриминационные цены существуют в разных формах. Их дифференцируют:

Информация о работе Формирование цены в рыночных условиях