Формирование цены в рыночных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Цена – экономическое понятие, поэтому в экономике применяются десятки миллионов цен, что под единым понятием «цена» понимается множество разновидностей цен, включая оптовые, розничные, регулируемые, договорные, свободные рыночные, государственные, контрактные, прогнозные лимитные, мировые и ряд других.

Содержание

Содержание.


Введение……………………………………………………….3
1. Теоретические основы ценообразования…………………5
Природа цены……………………………………………………….5
Функции цены………………………………………………………6
Ценообразующие факторы…………………………………………9
Виды цен и их структура………………………………………….12
2. Модели ценообразования………………………………...19
Особенности ценообразования на различных типах рынка……..19
3. Особенности формирования цен
на факторы производства……………………………………24
Основные факторы, оказывающие воздействие на цены…………...27
Монопольные и конкурентные цены………………………….……...31
Этапы процесса ценообразования…………………………………….32
Затратный механизм ценообразования………………………………36
Рыночный механизм ценообразования……………………...……….39
Инфляция……………………………………………………………….40
4. Методы ценообразования………………………………...42
Заключение………………………………………………...…………..47
Приложение…………………………………………….…….49
Список использованной литературы………………….……52
Рецензия……………………………………………………....54

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по экономической теории.doc

— 263.50 Кб (Скачать)

           На цены накладывает отпечаток вид торговли товарами и услугами, посредством, которого реализуются товары, масштабы торговых операций и характер реализуемого товара. Все действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют единую систему, которая находится в постоянном движении под воздействием множества рыночных факторов. Эта система состоит из отдельных блоков взаимозависимых и взаимодействующих цен. Наиболее важными и основными блоками единой системы цен являются: 

          Оптовые цены

          Закупочные цены

          Розничные цены

          Тарифы и услуги транспорта

        

         Оптовыми называют цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях так называемой оптовой торговли. Система оптовых цен применяется в торгово-сбытовых операциях между предприятиями, а также при реализации продукции через специализированные магазины и сбытовые конторы оптовой торговли, на товарных биржах и в любых других товарных организациях, продающие товары оптом, в значительном количестве.

           Обычно по оптовым ценам предприятия-производители реализуют продукцию либо друг другу, либо торговым посредникам. Чаще всего необходимость в оптовой продаже возникает, когда производство продукции локализовано в ограниченном количестве пунктов. А сфера потребления обширна.

           Розничными принято называть цены, по которым товары продаются в так называемой розничной торговой сети, т.е. в условиях их продажи индивидуальным покупателям, при относительно небольшом объёме каждой продажи. По розничным ценам обычно реализуются товары народного потребления населению и в меньшей мере – предприятиям, организациям, предпринимателям.    Посредством торговли по розничным ценам чаще всего обслуживаются конечные потребители, домашние хозяйства, граждане.

           Розничная цена обычно выше оптовой на величину торговой надбавки, за счёт которой компенсируются издержки обращения в розничной торговле, и создаётся прибыль организаций и учреждений розничной торговли.

           Закупочные цены – это цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций, населения. Этот термин может трактоваться гораздо более широко, применительно ко всем видам государственных закупок.

            Определённой спецификой обладают  цены на услуги, представляющие  виды деятельности, при  которых не создаётся продукт в его материально-вещественной форме, но изменяется качество имеющегося продукта. Чаще всего производство услуги совпадает с началом его потребления. Специфичность услуг как вида деятельности накладывает отпечаток на формирование цен на услуги, именуемые тарифами (расценками). При установлении тарифов на услуги учитывается не только объём работ, но и временной фактор, существенную роль играет качество. Типичными примерами тарифов являются уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг, плата за телефон. /6/ 
 

          Основные блоки цен в свою  очередь включают в себя ряд  подблоков. Так, блок оптовых  цен подразделяется на два  подблока –

Оптовые (отпускные) цены предприятия и оптовые  цены промышленности, а блок тарифов  транспорта состоит из нескольких подблоков - тарифы ж/д транспорта, тарифы морского транспорта, тарифы речного транспорта, тарифы автотранспорта.

           Различные блоки цен, входящие  в систему цен, имеют не только  прямую, но и обратную связь.

          Тесная взаимосвязь и взаимозависимость цен, входящих в единую систему обусловлены важными обстоятельствами:

  1. Все цены формируются на единой методологической основе. Этой основой являются законы стоимости, спроса и предложения.
  2. Все предприятия (фирмы), производства и отрасли, хозяйственная деятельность которых обслуживается ценами, взаимосвязаны и образуют в конечном счёте единый хозяйственный комплекс. Взаимосвязь предприятий, отраслей может быть самой разнообразной: производственной, экономической, технологической и другие.

Вместе  с тем взаимосвязь и взаимозависимость  цен в единой системе не исключает  и самостоятельного движения отдельных  блоков цен и цен на конкретные товары внутри этих блоков, а, наоборот, предполагает такое движение.

          Необходимо отметить довольно тесную связь между системой цен и экономической средой, в которой действуют цены. Эта среда включает товарное производство, различные формы собственности, конкуренцию, которые и составляют основу рыночной экономики.

          Система цен характеризуется такими показателями, как уровень цен, структура цен, динамика цен. /7/ 

           Теория и практика ценообразования  выработали три подхода к формированию  цен на товары:

    1. государственные цены, в основе которых лежат издержки производства товара (затратный подход)
    2. рыночные (свободные) цены, формируемые на основе спроса и предложения
    3. договорные цены
 

    Структура государственных  цен. 

Виды  цен Структура цен
Расчётная (индивидуальн)

цена, монополистическая

цена

Индивидуальные  издержки производства +

Отраслевая  норма рентабельности

Оптовая    цена предприятия

Среднеотраслевые    издержки +

прибыль    предприятия

Оптовая    цена промышленности Оптовая цена предприятия + издержки сбыта + прибыль сбытовой организации

Розничная цена

Оптовая цена предприятия (промышленности) + косвенные налоги + издержки обращения и прибыль торговой организации
Заготовительная (закупочная) цена Средние издержки производства сельскохоз. продукции + прибыль
 

           По степени и способу регулирования  цены разделяются на группы:

  1. жёсткофиксированные (назначаемые)
  2. регулируемые (изменяемые)
  3. договорные (контрактные)
  4. свободные (рыночные)

           Жёсткофиксированные, твёрдые цены назначаются органами ценообразования или другими государственными органами, их уровень фиксируется документально. Ни производители, ни продавцы товара не обладают правом изменить величину такой цены в какую-либо сторону, такое изменение преследуется законом. В централизованно управляемой экономике назначаемые цены имеют широкое распространение, они известны как государственные. Государственные органы ценообразования обладают монопольным правом назначать и изменять государственные цены, повышать или снижать их.

           Регулируемые цены регулируются государственными органами. При  регулировании воздействие со стороны государства на цены государства на цены носит ограниченный, косвенный характер, осуществляется посредством воздействия на изменение спроса или предложения товара. Иногда регулирование сводится к  ограничению величины цен на определённые группы товаров верхним пределом в целях расширения покупательной способности потребителей или нижним пределом в  целях стимулирования развития производства.

          Однако и тот, и другой  путь  имеют ряд существенных недостатков,  что и приводит к редкому использованию этого метода. Всё дело в том, что государство, устанавливая, например,  верхний предел цены, устанавливает его на более низком уровне, чем равновесный уровень цены, что приводит к сокращению предложения и росту спроса на товар. Итогом такого установления цены  является превышение спроса над предложением товара, т.е. товарный дефицит, а следовательно, естественное желание покупателя купить недостающий товар даже по более высокой цене, что порождает чёрный рынок, на котором цены будут выше равновесных из-за дополнительных издержек продавцов., которые нелегальным путём продают товар. В этом случае страдают как покупатели которые в  условиях нерегулируемости цен покупали бы товар в конечном счёте бы дешевле, так и само государство, т.к. в условиях созданного дефицита оно занимается распределительными функциями. Определённый урон наносится и производителям – по низким ценам им невыгодно продавать свою продукцию, и они начинают сокращать производство.

          Регулирование цен по величине  может также проводиться путём утверждения государственными органами предельного уровня рентабельности (прибыльности), что более соответствует тенденциям воздействия на цены в централизованной экономике.

          Жёсткое воздействие государственных  органов на цены посредством регулирования активно осуществляется в рыночной экономике. Чаще всего в условиях экономики рыночного типа регулирование распространяет сферу своего действия на товары и услуги, имеющие жизненно важное значение для государства и общества.

           Договорные цены – это цены, величина которых определена предваряющим акт купли-продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцом и покупателями. В ряде случаев фиксируется не абсолютная величина цен, а диапазон цен, верхний или нижний уровень либо их связь с государственными, рыночными, мировыми ценами. Оговаривается допустимость изменения закреплённых контрактом цен  вследствие инфляции, принятия новых законов.

           Свободные рыночные цены освобождены от непосредственного вмешательства государственных органов, носят название равновесных цен, т.е. таких цен, при котором объём спроса равен объёму предложения товаров на рынке. Теоретически, в  идеале рыночные цены должны складываться в процессе свободного торга между покупателями и продавцами. Но реально не удаётся избежать влияния факторов как экономической, так и психологической природы, связанных с поведением и интересами покупателей и продавцов. В этом смысле определить свободные рыночные или равновесные цены как цену, равную, с одной стороны, ценности для потребительной дополнительной единицы приобретаемого блага и, с другой стороны, издержкам производства и продажи дополнительной единицы данного блага для продавца.

          Переход от фиксированных государственных цен к свободным, рыночным ценам называют либерализацией цен.

           Рыночные цены, формируемые через  спрос и предложение, призваны  также по своему экономическому  содержанию покрыть индивидуальные  издержки производства и реализации  товара, обеспечить выплату налогов и получение прибыли. Однако, сообразуясь с ценовой и товарной политикой предприятия-производителя на краткосрочную и долгосрочную перспективы, со сложившейся рыночной конъюнктурой, они могут иметь значительные отклонения от индивидуальных издержек, как в ту, так и в другую сторону. Рыночное ценообразование имеет в этом случае такие цены, как демпинговые (бросовые цены, уровень которых значительно ниже издержек производства товара), психологические (цены, которые покупатель готов заплатить за экологически чистый продукт, модный или престижный товар). Договорные, или гарантированные, цены являются разновидностью рыночных, а в роли  гаранта иногда выступает государство.

          Многофункциональность цены услуги  вызвала к жизни множество  специфических форм, среди которых  выделяют тариф, плату и абонемент.  В свою очередь, цены могут  рассматриваться на единицу потребительского  блага или как интегральные  цены, используемые для реализации взаимодополняющих услуг или как скрытые цены, включаемые в цену материальных благ.

           Тарифы - система ставок, по которым взимается плата за услуги.

            Плата является формой выражения льготной цены, когда часть затрат потребителя возмещается из государственного или местного бюджета.

Информация о работе Формирование цены в рыночных условиях