Формирование цены в рыночных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Цена – экономическое понятие, поэтому в экономике применяются десятки миллионов цен, что под единым понятием «цена» понимается множество разновидностей цен, включая оптовые, розничные, регулируемые, договорные, свободные рыночные, государственные, контрактные, прогнозные лимитные, мировые и ряд других.

Содержание

Содержание.


Введение……………………………………………………….3
1. Теоретические основы ценообразования…………………5
Природа цены……………………………………………………….5
Функции цены………………………………………………………6
Ценообразующие факторы…………………………………………9
Виды цен и их структура………………………………………….12
2. Модели ценообразования………………………………...19
Особенности ценообразования на различных типах рынка……..19
3. Особенности формирования цен
на факторы производства……………………………………24
Основные факторы, оказывающие воздействие на цены…………...27
Монопольные и конкурентные цены………………………….……...31
Этапы процесса ценообразования…………………………………….32
Затратный механизм ценообразования………………………………36
Рыночный механизм ценообразования……………………...……….39
Инфляция……………………………………………………………….40
4. Методы ценообразования………………………………...42
Заключение………………………………………………...…………..47
Приложение…………………………………………….…….49
Список использованной литературы………………….……52
Рецензия……………………………………………………....54

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по экономической теории.doc

— 263.50 Кб (Скачать)

           В этой сложной многофакторной  картине акт купли-продажи по  взаимоприемлемым ценам может  иметь место только в условиях, когда цена устанавливается на основе выравнивания спроса и предложения, на базе соглашения между двумя сторонами, интересы которых столкнулись на свободном рынке.  Такая цена стала рыночной, а когда она зафиксирована в договоре – договорной.

        

          Изобразим путём совмещения на одном графике кривые спроса D и предложения S на определённый товар, при этом будем иметь в виду рыночный спрос и рыночное предложение, т.е. спрос и предложение всех участников рынка на данный товар. 
 
 
 
 
 
 
 

          На рынке автоматически устанавливается равновесная цена P0, при которой величина спроса  Qd0 равна величине предложения Qs0, т.е.  Qd0=Qs0=Q0. Это значение цены соответствует E0 пересечения кривых спроса и предложения, называемой точкой равновесия.

          Если покупатели пожелают купить товар по цене P1, которая ниже равновесной, то величина спроса Qd1 окажется большей, чем величина предложения Qs1, возникает дефицит товара, измеряемый разностью Qd1-Qs1, и цена  вследствие этого будет возрастать до тех пор, пока предложение не уравняется со спросом.

          Если продавцы пожелают продавать  товар по цене P2, которая выше  равновесной, то величина предложения  Qs2 окажется выше величины спроса Qd2, образуется избыток товара, равный  (Qs2-Qd2), и вследствие этого цена  станет уменьшаться до тех пор, пока спрос и предложение не уравновесятся.

          Таким образом, на конкурентном  рынке в условиях, когда спрос  на товар и предложение товара  зависят только от цены, устанавливается  равновесная рыночная цена, соответствующая  выравниванию спроса и предложения, т.е. точке пересечения кривых спроса и предложения.

          Но кроме цены на рынке действует  ряд других неценовых факторов, влияющих на спрос и предложение  в целом, т.е. приводящих к  смещению кривых спроса и предложения.  На спрос оказывают влияние мода, вкусы покупателей, количество покупателей и их доходы, изменение цен на сопряжённые товары, прогнозы и ожидания покупателей. На предложение в свою очередь влияют изменение издержек производства, цен на ресурсы. Налогов, число продавцов на рынке, уровни цен на сопряжённые товары, инфляционные ожидания. Под воздействием этих факторов происходят изменения в предложении товара и в спросе на товар на данном рынке, что приводит к изменению всей кривой спроса и предложения, вызывающему в свою очередь изменение равновесных цен. /8/ 
 

Инфляция. 

          Говоря о механизме ценообразования  и изменения цен, недопустимо  обходить такое ценовое явление,  как инфляция, прочно обосновавшееся  в экономике и ставшее её  неотъемлемым свойством.

           Инфляция  означает обесценивание денежной единицы, уменьшение её покупательной способности. Природа возникновения инфляции – несоответствие между обращением между товарной и денежной массы, порождаемое чаще всего выпуском избыточных и безналичных денег, не обеспеченных товарной массой. В этом случае деньги не обладают своей номинальной ценностью ввиду отсутствия эквивалентного по стоимости товарного покрытия.

            В действительности более или  менее стабильные государственные   цены на товары ещё не свидетельствуют об отсутствии инфляции. Если возникает дефицит товаров, то имеет место так называемая скрытая, подавленная инфляция. Это означает, что покупатель не обладает гарантированной возможностью приобрести товар по официальной цене и зачастую вынужден приобрести его на «чёрном» рынке по гораздо более высоким ценам. Инфляция в экономике централизованно-государственного типа наблюдается также в форме повышения государственных цен на товары и услуги.

          Непосредственным проявлением инфляции  является рост цен на товары, не обусловленныё повышением их качества.

           Количественный  уровень инфляции  обычно понимается как показатель, устанавливающий, во сколько раз  или на сколько процентов повышаются  цены на определённый товар  за определённое время.

            Более универсальный способ  определения  уровня инфляции состоит в  установлении среднего по стране  или по региону индекса роста  розничных цен на группу наиболее  употребительных товаров, именуемую  «потребительской корзиной». Обычно  эти товары подбираются таким образом, чтобы группа была статистически представительной, включала как можно больше товаров, которые приобретаются всем населением. Уровень инфляции, измеряемый приростом, увеличением цен в процентах, исчисляется чаще всего за месяц или за год.

          Состояние экономики, при котором  инфляция сопровождается спадом  производства, называют стагфляцией. Иногда для экономики бывает характерным снижение цен, в этом случае говорят либо об отрицательной инфляции, либо о дефляции.

          Чаще всего ведущую роль в инфляционных процессах играют деньги, денежная масса, поскольку изменение товарной массы происходит относительно медленно, в пределах нескольких процентов или, в крайнем случае, десятка процентов в год, тогда как денежную массу можно изменить за год в несколько раз.     Поэтому центральная, основная причина инфляции заложена в несоответствии денежной и товарной массы, в выпуске в обращение безналичных и наличных денег, не обеспеченных  товарами. Превышение денежной массы над товарной является первым признаком обесценивания денег.

           Инфляция представляет собой  негативное экономическое явление,  а при высоких уровнях –  экономическое бедствие. Универсальный  метод борьбы с инфляцией состоит  в сдерживании активной денежной  массы. Сдерживать денежную массу можно посредством ограничения эмиссии, побуждением к сбережению денежных средств, чтобы они не поступали сразу же в сферу обращения. /2,5/ 

         В условиях неутихающей инфляции  и низкой рентабельности российской  экономики перед  институциональными  и индивидуальными инвесторами  стоят два важнейших вопроса:  как уберечь деньги от инфляции  и во что их вложить. Основными  индикаторами инвестиционной привлекательности как экономики в целом, так и её отдельных отраслей являются показатели цен и рентабельности производства.

          На начальном этапе реформирования  экономики России предполагалось, что либерализация цен сама  по себе без участия государства, во-первых, приведёт к установлению равновесных рыночных пропорций между ними, а во-вторых, вызовет однократный относительно незначительный скачёк их масштаба. В реальности всё произошло прямо противоположным образом, масштаб цен стал стремительно расти. Размахи прироста цен достигают максимума.

         Ценовые пропорции, хотя и претерпевали  значительные изменения, однако  не стали равновесными. Одни диспропорции  лишь заменились другими, имеющими  тенденцию воспроизводиться на  каждом очередном этапе роста цен и инициировать непрерывное раскручивание инфляционной спирали. /13/ 
 
 

  1. Методы  ценообразования.
 

           Наиболее  распространёнными   методами установления цен являются:

  1. Метод установления цены товара на основе издержек производства.
  2. Метод дохода на капитал.
  3. Определение цен с ориентацией на спрос.
  4. Установление цены на уровне текущих цен.
 
 
 

          Метод дохода на капитал базируется на издержках производства продукции, а также на получении запланированного дохода на капитал.

          Метод основан на том, что к суммарным затратам на единицу продукции добавляется процент на вложенный капитал.

           При применении этого метода  рентабельность продукции рассчитывается  по формуле: 

                                    

                                  
 

                                        Норма прибыли       Итог             Сумма

                                       на вложенный    *    актива   +     постоянных 

                                        капитал                   баланса         затрат

Рентабельность   =

продукции    

                                         Количество единиц        *        Переменные

                                         реализуемой продукции            затраты на

                                                                                              единицу прод. 

        Основные преимущества метода  дохода на капитал заключается  в возможности учесть платность  финансовых ресурсов, необходимых  для производства и реализации  продукции. Но в период инфляции ставки процентов за кредит подвержены высокой степени неопределённости, что значительно усложняет использование этого метода.

          Метод дохода на капитал предназначен  для предприятий с большим  ассортиментом выпускаемой продукции,  часть из которой является новой для рынка.

          Метод определения цены на спрос. Этот метод ещё называют методом оценки реакции покупателей или потребительской оценки. Это один из самых оригинальных методов ценообразования, так как всё больше число предпринимателей ориентируется при установлении цен не на издержки производства, а на восприятие товара потребителем.

            Производитель исходит из того, что потребитель определяет соотношение  между ценностью товара и его  ценой и сравнивает его с  аналогичными показателями конкурентов.

             При этом методе, чем выше степень  дифференциации товаров, тем больше  эластичность приемлемых для  потребителя цен. Товары могут  дифференцироваться с учётом  их технических параметров, дизайна,  вкуса, проводимой рекламной кампании, надёжности, долговечности, экономичности в эксплуатации. С дифференциацией товара тесно связана дифференциация рынка. Успешная реализация этого метода ценообразования основана на том, что производитель хорошо знает потребности своих потенциальных покупателей, умеет привлечь внимание к специфическим качествам своего товара и реально оценивает возможных конкурентов.

          Реакция покупателей на изменение  цен может быть учтена посредством:

 анализа  данных предыдущего периода методом  регрессивного анализа и экстраполяции полученных результатов на будущее;

 проведения  на рынке эксперимента с различными  ценами на свою продукцию.

           Эти способы имеют недостатки  и связаны с определёнными  трудностями при воплощении в  жизнь. Так. При экстраполировании спроса на товар на будущее следует проявлять определённую осторожность, особенно имея дело с товарами, потребление которых во многом вызвано модой. Проводя эксперимент на рынке с ценами. Надо учитывать то обстоятельство. Что продавать товар по высокой цене после того, как он появился на рынке по более низкой цене, достаточно сложно. Тем не менее, определённым образом сориентировать в ситуации на рынке эти методы могут.

          Метод установления цены на уровне текущих цен  сосредотачивает в себе «коллективную мудрость отрасли». Он применим на рынках чистой и олигополистической конкуренции. Предприятия-изготовители продукции исходят в этих случаях из условий конкуренции, устанавливая цену на товар чуть выше или чуть ниже уровня цены конкурентов. Если товар обладает какими-то новыми качествами, отличными от товаров конкурентов, или так воспринимается покупателями, то производитель свободен в определении уровня цены и не принимает во внимание уже существующие цены.

          На рынке однородных товаров предприятие вынуждено следить за ценами конкурентов. Предприниматель при выборе ценовой стратегии должен ответить на определённые вопросы:

Информация о работе Формирование цены в рыночных условиях