Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 13:29, курсовая работа
Цена – экономическое понятие, поэтому в экономике применяются десятки миллионов цен, что под единым понятием «цена» понимается множество разновидностей цен, включая оптовые, розничные, регулируемые, договорные, свободные рыночные, государственные, контрактные, прогнозные лимитные, мировые и ряд других.
Содержание.
Введение……………………………………………………….3
1. Теоретические основы ценообразования…………………5
Природа цены……………………………………………………….5
Функции цены………………………………………………………6
Ценообразующие факторы…………………………………………9
Виды цен и их структура………………………………………….12
2. Модели ценообразования………………………………...19
Особенности ценообразования на различных типах рынка……..19
3. Особенности формирования цен
на факторы производства……………………………………24
Основные факторы, оказывающие воздействие на цены…………...27
Монопольные и конкурентные цены………………………….……...31
Этапы процесса ценообразования…………………………………….32
Затратный механизм ценообразования………………………………36
Рыночный механизм ценообразования……………………...……….39
Инфляция……………………………………………………………….40
4. Методы ценообразования………………………………...42
Заключение………………………………………………...…………..47
Приложение…………………………………………….…….49
Список использованной литературы………………….……52
Рецензия……………………………………………………....54
Из перечисленных функций цен
вытекает возможность их
Цена может выполнять распредел
Цена выполняет очень важную социальную функцию. С ценами и их изменением связаны структура и объёмы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Социальная реакция людей на уровень цен и его изменения чувствительна и высока. В бытовом восприятии розничных цен на потребительские товары и услуги люди считают, что рост цен снижает уровень жизни, тогда как снижение цен заведомо улучшает жизнь. При этом обычно не принимаются во внимание другие, неценовые факторы, такие, как доходы, наличие товаров на рынке, структура потребления.
Наряду с внутренними
Как в рыночной, так и в нерыночной
экономике цены выполняют
Великое многообразие функций цены, которая явно перегружена обязанностями в своей государственной форме, а также противоречивость целей и задач осуществления отдельных функций приводят к тому, что успешно реализовать все функции не представляется возможным.
В этом смысле, говоря о рациональных
и тем более оптимальных ценах,
Ценообразующие
факторы.
Уровень цен в рыночной экономике определяется действием ценообразующих факторов.
В любой экономической системе
значительное влияние на
Издержки предприятия
По мере роста объёмов
В централизованно-плановой
Государственное планирование
Иная, более жёсткая система общественного контроля издержек производства существует в рыночной экономике. Конечно, и здесь могут быть убыточная продукция и государственные дотации. Но это явление исключительное, его широкое распространение невозможно.
Общая схема поведения предприятия в рыночной экономике: если рыночная цена опускается ниже точки F, предприятие работает с убытком и, следовательно, вынуждно так или иначе снизить издержки или уйти с рынка. Эта точка называется критической ценой. У каждого предприятия своя “критическая точка” с рынка. Те из них, кто реализует товар по рыночной цене, находящейся выше точки F, получают прибыль.
Конкуренция. Главное различие планового и рыночного ценообразования заключается в роли конкуренции как фактора формирования цены. Если в централизованно-плановой системе эта роль ничтожно мала, то в рыночной она ведущая.
В централизованно-плановой
Производитель сравнивает
Отношение цены производителя и цены конкурента определяет позицию производителя, т.е. он стоит перед выбором введения новых технологий и организационных форм в целях снижения издержек и, следовательно, цен либо переориентации на выпуск продукции другого качества, с новыми показателями.
Если производитель снизил
Для того чтобы строить
Различают три вида
Ценовая эластичность. Эластичность спроса по цене измеряется как отношение процентного приращения объёма спроса на товар к процентному уменьшению цены данного товара при прочих равных условиях. Она показывает, на сколько процентов увеличится объём спроса при уменьшении цены товара. Для товаров, спрос на которые описывается классической кривой спроса, имеющей отрицательный наклон, ценовая эластичность всегда неотрицательна.
Зная коэффициент эластичности спроса, производитель может оценить, насколько изменится его доход при изменении объёма выпуска с учётом влияния колебания рыночной цены. При этом в расчёт принимается эластичность спроса в пределах собственной доли рынка. Кроме того, ценовая эластичность спроса имеет важное значение для оценки чувствительности рынков различных товаров к изменению цен в целях принятия стратегических решений.
Конкретные значения ценовой
эластичности различных
Эластичность спроса по доходу. Не только цены товаров оказывают влияние на величину спроса на данные товары. Существенное влияние оказывает и уровень дохода потребителей. С увеличением дохода спрос на товар растет. Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов увеличивается объём спроса при увеличении дохода на 1%, при прочих равных условиях. Характерно, что, хотя речь идёт об увеличении спроса, измеряется, тем не менее, изменение объёма спроса. Причина в том, что кривая спроса реально определима только в пределах существующего спроса.
Для подавляющего большинства товаров эластичность по доходу – величина положительная. При этом товары повседневного спроса, как правило имеют малую положительную эластичность по доходу, так как они необходимы в повседневной жизни.
Перекрёстная эластичность спроса. Под перекрёстной эластичностью спроса понимается влияние изменения цен одного товара на объём спроса на другой товар. Коэффициент взаимной эластичности показывает, на сколько процентов увеличивается объём спроса на первый товар при увеличении цены второго товара при прочих равных условиях.
Для товаров, которые замещают
друг друга в потреблении,
Виды
цен и их структура.