Формирование цены в рыночных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Цена – экономическое понятие, поэтому в экономике применяются десятки миллионов цен, что под единым понятием «цена» понимается множество разновидностей цен, включая оптовые, розничные, регулируемые, договорные, свободные рыночные, государственные, контрактные, прогнозные лимитные, мировые и ряд других.

Содержание

Содержание.


Введение……………………………………………………….3
1. Теоретические основы ценообразования…………………5
Природа цены……………………………………………………….5
Функции цены………………………………………………………6
Ценообразующие факторы…………………………………………9
Виды цен и их структура………………………………………….12
2. Модели ценообразования………………………………...19
Особенности ценообразования на различных типах рынка……..19
3. Особенности формирования цен
на факторы производства……………………………………24
Основные факторы, оказывающие воздействие на цены…………...27
Монопольные и конкурентные цены………………………….……...31
Этапы процесса ценообразования…………………………………….32
Затратный механизм ценообразования………………………………36
Рыночный механизм ценообразования……………………...……….39
Инфляция……………………………………………………………….40
4. Методы ценообразования………………………………...42
Заключение………………………………………………...…………..47
Приложение…………………………………………….…….49
Список использованной литературы………………….……52
Рецензия……………………………………………………....54

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по экономической теории.doc

— 263.50 Кб (Скачать)

           Из перечисленных функций цен  вытекает возможность их использования  в качестве инструмента регулирования экономических процессов. Так, в рыночной экономике цены – это основной инструмент уравновешивания спроса и предложения, увязывающий денежный запрос производителя или продавца товаров на их оплату с ответной реакцией потребителя, покупателя. При этом характерно, что сама регулирующая цена рождается в процессе регулирования и является в этом смысле регулируемой. Здесь речь идёт о функции саморегулирования товарно-денежных процессов с помощью равновесных, т.е. самоустанавливающихся цен, уровень которых соответствует выравниванию спроса и предложения. В нерыночной экономике такие функции насильно навязываются ценам, которые сами навязываются экономике. Такая искусственность делает назначаемые государством цены малоэффективным средством балансирования доходов и расходов, а в более широком плане – регулирования экономики.

          Цена может выполнять распределительную функцию, заключающуюся в возможности за счёт перераспределения спроса на тот или иной продукт, связанного с его ценой, влиять на предложение товара, на расширение производства недостающего (дефицитного) товара и сокращение производства избыточного товара. В итоге инвестиции направляются преимущественно в малоразвитые отрасли и области производства за счёт оттока средств из устаревших отраслей. В условиях централизованной экономики такая функция использовалась государством для воздействия на структуру производства  и получаемые доходы. Повышая или понижая оптовые или розничные цены, государство тем самым перераспределяло доходы и прибыль регионов, отраслей, предприятий, социальных групп, семей.

            Цена выполняет очень важную  социальную функцию. С ценами и их изменением связаны структура и объёмы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский  бюджет семьи. Социальная реакция людей на уровень цен и его изменения чувствительна и высока. В бытовом восприятии розничных цен на потребительские товары и услуги люди считают, что рост цен снижает уровень жизни, тогда как снижение цен заведомо улучшает жизнь. При этом обычно не принимаются во внимание другие, неценовые факторы, такие, как доходы, наличие товаров на рынке, структура потребления.

             Наряду с внутренними функциями,  реализуемыми в пределах  народного  хозяйства страны, цены выполняют внешнеэкономические функции, выступая в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчётов между странами.

           Как в рыночной, так и в нерыночной  экономике цены выполняют стимулирующую  функцию, влияя на заинтересованность  производителей  в повышении объёмов производства и качества продукции во имя увеличения выручки от продажи. Механизм этого влияния пролегает через желание производителя увеличить доход и прибыль, которые непосредственно связаны с ценами на продукцию, товары и услуги. Существенная разница между проявлением этой функции в рыночной конкурентной и неконкурентной дефицитной экономике в том. что в первом случае производитель стремится повысить и выпуск товара, и качество, и цену, а во втором – только цену.

         Великое многообразие функций цены, которая явно перегружена обязанностями в своей государственной форме, а также противоречивость целей и задач осуществления отдельных функций приводят к тому, что успешно реализовать все функции не представляется возможным.

          В этом смысле, говоря о рациональных  и тем более оптимальных ценах,  следует иметь в виду определяющие  функции  и такое их сочетание,  при которых функции реализуются  в необходимой степени. В рыночной  экономике цены Разгружены от  ряда функций, например плановой, и используются в основном как чисто рыночные регуляторы и стимуляторы, подлинно воплощающие денежное содержание. Пока сохраняется стремление возложить на цену весь груз функций экономического регулирования, попытки создать эффективный ценовой механизм вряд ли окажутся плодотворным. /1,4/ 
 
 

Ценообразующие  факторы. 

         Уровень цен в рыночной экономике определяется действием ценообразующих факторов.

          В любой экономической системе  значительное влияние на формирование  цен оказывают издержки производства. Они включают затраты на сырьё и материалы, топливо и энергию, оплату труда и его страхование, амортизацию оборудования и зданий, различные накладные расходы, связанные например с управлением производством, затратами на научные исследования, проектированием и конструированием, охраной помещений и т.п. Все эти виды издержек обычно осуществляет предприятие. Кроме того, часть издержек производства берёт на себя общество. К ним, например, относятся общегосударственные расходы на охрану окружающей среды, часть затрат на образование, проведение фундаментальных исследований и т.д. В централизованно-плановой системе доля общегосударственных издержек производства выше, чем в рыночной экономике.

          Издержки предприятия подразделяются на две большие категории: постоянные и переменные. Постоянные - это те, которые предприятие должно нести независимо о объёмов производства товаров и степени загрузки мощностей. (затраты на функционирование зданий, содержание оборудования). Переменные издержки – это такие издержки, которые связаны с затратами, изменяющимися по мере изменения производимого количества продукции, прежде всего это затраты на покупку сырья и рабочей силы. 
 
 
 
 
 
 
 

           По мере роста объёмов производства  и улучшение использования мощностей издержки (себестоимость) на единицу продукции сначала снижаются, поскольку постоянные расходы распределяются на больший объём продукции. Но затем, достигнув некоторой критической точки  М, издержки на единицу продукции начинают возрастать. Здесь мы сталкиваемся с законом убывающей производительности.

          В централизованно-плановой системе  хозяйствования издержки производства  в виде сметы затрат на производство  и себестоимость единицы продукции  тщательно планируются, учитываются  и анализируются.

          Государственное планирование и  контроль издержек производства  способствовать экономии затрат  на участках, в цехах, на предприятиях  и в министерствах. Но выполнить  эту функцию они не могут,  потому что она вступает в  противоречие с затратной сущностью централизованно-плановой системы. Определяющую роль в ней играет показатель объёма производства, который тем больше, чем выше цены. В свою очередь, повысить цены легче всего за счёт роста издержек производства.

          Иная, более жёсткая система общественного контроля издержек производства существует в рыночной экономике. Конечно, и здесь могут быть убыточная продукция и государственные дотации. Но это явление исключительное, его широкое распространение невозможно.

           Общая схема поведения предприятия в рыночной экономике: если рыночная цена опускается ниже точки F, предприятие работает с убытком и, следовательно, вынуждно так или иначе снизить издержки или уйти с рынка. Эта точка называется критической ценой.  У каждого предприятия своя  “критическая точка” с рынка. Те из них, кто реализует товар по рыночной цене, находящейся выше точки F, получают прибыль.

          

          Конкуренция. Главное различие планового и рыночного ценообразования заключается в роли конкуренции как фактора формирования цены. Если в централизованно-плановой системе эта роль ничтожно мала, то в рыночной она ведущая.

          В централизованно-плановой системе  конкуренция подавляется всеобщей  государственной монополией, в том  числе и на ценообразование. Она является важнейшим фактором ценообразования в рыночных условиях. В первую очередь это относится к совершенной конкуренции.

           Производитель сравнивает затраты,  функциональные свойства и качество  продукции с конкурентом определяет  цену в зависимости от цен конкурентов либо устанавливает отклонение от цены ведущего производителя (лидера).

            Отношение цены производителя и цены конкурента  определяет позицию производителя, т.е. он стоит перед выбором введения новых технологий и организационных форм в целях снижения издержек и, следовательно, цен  либо переориентации на выпуск продукции другого качества, с новыми показателями.

           Если производитель снизил цену  в большей степени в сравнении  с конкурентами, то он может  рассчитывать на более высокую долю на рынке.

            Для того чтобы строить прогнозы  относительно изменения величины  спроса массового потребителя  при изменении цены, производителю  необходимо знать количественные  характеристики спроса на товар.  Наиболее распространённой количественной характеристикой  спроса является так называемая эластичность спроса или коэффициент эластичности спроса. Эластичность спроса показывает степень влияния определённых изменений условий на рынке на величину спроса на конкретный товар. Эти изменения могут быть непосредственными, как, например, изменение цены товара, или опосредованными, как изменение уровня доходов потребителей или цен прочих товаров при неизменной цене  рассматриваемого товара.

           Различают три вида характеристик  эластичности спроса. Это ценовая эластичность, или эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу, перекрёстная эластичность спроса по различным товарам.

Ценовая эластичность. Эластичность спроса по цене измеряется как отношение процентного приращения объёма спроса на товар к процентному уменьшению цены данного товара при прочих равных условиях. Она показывает, на сколько процентов увеличится объём спроса при уменьшении цены товара. Для товаров, спрос на которые описывается классической кривой спроса, имеющей отрицательный наклон, ценовая эластичность всегда неотрицательна.

           Зная коэффициент эластичности  спроса, производитель может оценить,  насколько изменится его доход  при изменении объёма выпуска  с учётом влияния колебания  рыночной цены. При этом в расчёт принимается эластичность спроса в пределах собственной доли рынка. Кроме того, ценовая эластичность спроса имеет важное значение для оценки чувствительности рынков  различных товаров к изменению цен в целях принятия стратегических решений.

            Конкретные значения ценовой  эластичности различных товаров  характерны только для рынков  той страны, для которой они  измерялись.

            Эластичность спроса по доходу. Не только цены товаров оказывают влияние на величину спроса на данные товары. Существенное влияние оказывает и уровень дохода потребителей. С увеличением дохода спрос на товар растет. Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов увеличивается объём спроса при увеличении дохода на 1%, при прочих равных условиях. Характерно, что, хотя речь идёт об увеличении спроса, измеряется, тем не менее, изменение объёма спроса. Причина в том, что кривая спроса реально определима только в пределах существующего спроса.

          Для подавляющего большинства  товаров эластичность по доходу – величина положительная. При этом товары повседневного спроса, как правило имеют малую положительную эластичность по доходу, так как они необходимы в повседневной жизни.

          Перекрёстная эластичность спроса. Под перекрёстной эластичностью спроса понимается  влияние изменения цен одного товара на объём спроса на другой товар. Коэффициент взаимной эластичности показывает, на сколько процентов увеличивается объём спроса на первый товар при увеличении цены второго товара при прочих равных условиях.

           Для товаров, которые замещают  друг друга в потреблении, коэффициент  взаимной эластичности положительный.  Для товаров, которые друг друга  в потреблении, этот коэффициент  отрицательный. Кроме того, положительное  значение перекрёстной эластичности не всегда говорит о замещаемости товаров по потребительским свойствам, а часто о замещаемости, в смысле потребительской полезности, ценности товаров в потреблении с учётом перераспределения дохода. /5/ 
 
 

Виды  цен и их структура. 

Информация о работе Формирование цены в рыночных условиях