Денежно – Финансовый рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 11:28, дипломная работа

Описание работы

банковская система Азербайджана

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

I. Институциональный анализ инфраструктуры финансового рынка

1.1. Сегменты рынка финансового рынка

1.2. Участники денежного рынка и рынка ценных бумаг

II. Роль и политика банков на финансовом рынке

2.1. Роль банков в формировании и регулировании ссудного капитала

2.2. Банковская политика на денежно- финансовом рынке

III. КРИЗИС НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ – ОТРАЖЕНИЕ ОБЩЕЙ ДИНАМИКИ ЭКОНОМИКИ

Заключение

Литература

Работа содержит 1 файл

сабина1.doc

— 355.50 Кб (Скачать)

     Однако  уже в мае 1998 года на российском фондовом рынке сложилась кризисная ситуация. На рынке государственных ценных бумаг это выразилось в активной продаже инвесторами ГКО, что вызвало падение цен на эти облигации и, соответственно, рост их доходности.

     Ситуация  несколько изменилась в конце июля, когда Россия договорилась с МВФ о получении кредитов. Появилась надежда, что выделение таких значительных сумм со стороны МВФ вернет доверие иностранных инвесторов к стране и позволит стабилизировать финансовые рынки. За 10 дней индекс РТС - Интерфакс вырос более, чем на 40%, поднявшись со 135 до 193, дневной объем сделок вернулся в течение нескольких дней на майский уровень, превысив 50 млн. долларов. Однако данный всплеск был весьма кратковременным: уже к началу августа индексы вернулись на предыдущие уровни и продолжили падение.

     В этих крайне тяжелых условиях 17 августа  Правительством России было принято  решение, которое по своему эффекту  напоминало «черный вторник», с той  лишь разницей, что последствия августовских решений были не кратковременными и носили глобальный характер.

     Августовские  решения Правительства состояли в следующем:

  1. Остановка торгов по ГКО-ОФЗ и реструктуризация облигаций со сроком погашения до 2000 года.
  2. Отмена валютного коридора.
  3. 90-дневный мораторий на выплату по возврату финансовых кредитов иностранным кредиторам, а также выполнение срочных валютных контрактов.

     Наиболее  ярко реакцию иностранного капитала на эти меры российского правительства  отразил фондовый рынок. Рынок акций  был практически «убит» в виду того, что многие нерезиденты просто отказались проводить операции в виду сильно возросших политических рисков. Оставшиеся же на рынке иностранные участники продавали акции независимо от убытков. В течение полутора месяцев цены на акции упали еще в несколько раз.

     Таким образом, российский финансовый рынок  оказался в глубоком упадке. Рынок  госбумаг  прекратил существование, курсы акций в 1999-2000 годах  оставались ниже уровня 1997 года, операции и оборот ценных бумаг сократился.

     Таким образом, если принять во внимание то, что в 1994-1995 годах фондовый рынок был практически полностью занят приватизационными чеками (ваучерами) и  мошенническими бумагами (MMN, ABBA и др.), в 1996-1997 годах спекуляциями на недооцененных в сотни раз акциях российских предприятий, завершившимися в 1997 году крахом рынка, и, наконец, его полное исчезновение в августе 1998 года, то нужно признать, что только в 1999 году возник и начал историю своего развития подлинный российский фондовый рынок. Такой подход дает возможность увидеть будущее фондового рынка принципиально в ином, оптимистическом варианте.

     Кризис 2000-2001 годов.  Падение захватило  все крупнейшие рынки. Оно началось весной 2000 года кризисом компаний «новой экономики». Общая сумма информинвестиций в 2000 году достигла 730 млрд. долларов, что в 2.7 раза больше военных расходов, по которым, как известно, США также занимают первое место в мире. Доля информационно-процессингового оборудования в основном капитале страны увеличилась с 15% в середине 1980-х годов до почти 50% в 2000 году.

     Колоссальный  приток капиталов в информсферу, подогреваемый уверенностью инвесторов в высоких и скорых сверхприбылях, стал причиной беспрецедентного ажиотажа на фондовых рынках. Индекс акций высоко технологичных корпораций NASDAQ в период  с сентября 1998 года по май 1999 года, т.е. только за 8 месяцев, подскочил в 3.4 раза. Образование мирового финансового рынка на базе интернета еще больше обострило ситуацию, способствуя притоку иностранных инвестиций и раздуванию и без того огромного финансового пузыря.

     Долго так продолжаться не могло, поскольку  нерегулируемый приток инвестиций намного  превзошел необходимые размеры  спроса.

     В результате  ряд крупных интернет-проектов провалился, началось разорение многочисленных новых фирм в этой сфере и обвал курсов их акций. Этим было положено начало финансового кризиса в США, обостренного многочисленными скандалами, затронувшими крупнейшие американские корпорации,  а также аудиторские компании, инвестиционные фонды и банки, консультационные и рейтинговые структуры. Лидерами крупнейших скандалов явились корпорации «Энрон», «Уорлдком», «Дженерал Электрик», «Ксерокс», «Тексас Инкорпорэйшн» и др.

     Зависимость мировых рынков от американского  оказалась катастрофической. Например, капитализация британских компаний, включенных в индекс FTSE-100, только  за один четверг упала на 3.5% - на 56 млрд. долларов. Практически то же самое произошло с немецким индексом DAX, российским РТС, японским Nikkei-225, акциями компаний Европы, Азии и всего мира.

     Финансовый  кризис в США, как и в других странах, явился поводом для давно  назревшего пересмотра традиционных оценок роли и функций фондовой биржи  в современной экономике. Как  известно, прежде фондовая биржа служила  индикатором экономической конъюнктуры, осуществляла распределение капиталов в форме ценных бумаг между отраслями и сферами экономики, была центром спекулятивной деятельности. С тех пор произошли кардинальные  изменения. Ныне существуют высокоразвитые статистические и прогностические службы, которые несравненно эффективнее осуществляют мониторинг экономических процессов, разработку их сценариев на перспективу.

     Обнаружившиеся  изъяны в ходе финансового кризиса  в США, равно как и в других странах, свидетельствуют, что динамика биржевых курсов не отражает реальных экономических процессов, искажает их в силу фальсификаций бухгалтерской отчетности, с одной стороны, а с другой – потому, что подавляющая часть сделок на фондовых биржах (85-90%) ничего общего не имеет с обслуживанием движения товаров и капиталов в реальной экономике, будучи представлена спекулятивными сделками в огромных масштабах.

     Другими словами,  за биржей, по существу, полностью  сохранилась лишь одна функция, которая  колоссально разрослась, не связана  с потребностями устойчивого  экономического роста и имеет асоциальный характер и  направленность. Позитивные функции биржи, которые в современных условиях резко сократились, могут быть выполнены, при том более эффективно, другими структурами.

     Уроки финансового кризиса в США  достаточно поучительны для других стран, с рыночной экономикой,  в том числе и для России, имея ввиду необходимость эффективной защиты экономики страны от подобных потрясений, включая жесткий контроль  за биржевой активностью, обеспечение прозрачности и достоверности бухгалтерской отчетности, введение жестких санкций в случаях финансовых махинаций и афер со стороны управляющего персонала и т.п.

     13 декабря 2001 года финансовый кризис  поразил аргентинский рынок. Убыток  инвесторов от инвестиций в  гособлигации  Аргентины составил  в 2001 году 68%. Когда Аргентина летела в пропасть, рейтинговые агентства повысили рейтинг Мексики до инвестиционного уровня  и котировки мексиканских бондов взмыли вверх. Выросли бразильские облигации. А на российских облигациях инвесторы заработали 55%.

     «Эффект домино», т.е. аргентинский вирус, не привел к распространению эпидемии. Это, с одной стороны, связано с  тем, что у Аргентины, в отличие  от стран Юго-Восточной Азии, весьма ограниченные торговые связи.

     В Аргентину, например, направляется около 10% бразильского экспорта. Однако этот экспорт составляет лишь 1% бразильского ВВП. С другой стороны, из кризисов 1990х годов были извлечены полезные уроки. В частности, поскольку информация о развивающихся рынках стала более доступной и качественной, инвесторы научились разграничивать удачные и неудачные объекты для вложения средств.

     В целом, ныне  Латинская Америка  переживает весьма трудные времена. Ее внешний долг в 2002 году достиг гигантской суммы в 850.0 млрд. долларов, что практически  исключает возможность экономического маневрирования (этот долг в 1992 году составлял 480.0 млрд. долларов).  По существу, ряд стран вступил в полосу  вялотекущего дефолта, а некоторые находятся на подходе к нему. Однако экономические центры, очевидно, не позволят региону обанкротиться, ибо в противном случае сработал бы опасный эффект бумеранга. Ведь Латинская Америка – ближайший тыл и место средоточия многих политических и  инвестиционных интересов главной супердержавы.

     Газета  «Уолл-Стрит Джорнэл» так успокаивает  аргентинцев: «русские сбросили с себя ярмо МВФ, стабилизировали рубль и сократили налоги, что привело к успеху. Нет никаких оснований для того, чтобы Аргентина не поступила также». 61

     Ближайшее будущее Латинской Америки –  скорее всего, неуверенное плавание со сломанным компасом. Если ситуация там ухудшится, чего нельзя исключить, то, возможно, усиление недоверия зарубежных инвесторов распространится и на весь комплекс развивающихся рынков.

     Анализируя  циклы в развитии рынка капиталов  за более чем столетний период, некоторые специалисты приходят к выводу, что нынешний период нестабильности рынков ценных бумаг становится затяжным, развитие мировой экономики - менее определенным, изменения в миграции финансовых потоков и курсовые колебания ведущих валют - все более значительными.

     В свете современных тенденций  развития мировых фондовых рынков, в том числе усиления их  взаимозависимости, возрастания масштабов колебаний  курсов ценных бумаг и синхронизации  колебаний, усиления воздействия на реальную экономику и т.д., усиливается пессимистический взгляд на перспективы развития мировых фондовых рынков.

     На  сложившуюся тревожную ситуацию обращают внимание многие специалисты, которые предлагают различные варианты того, как избежать негативных последствий  спада на мировых фондовых рынках.

     Дж. Сорос, в частности, выступает за реформирование институтов рынка. В  книге «Реформируя глобальный капитализм»  Дж. Сорос отмечает: «нам необходимы более мощные, лучше финансирующие  финансовые институты, а не ослабленные  и вынужденные непрерывно отбивать атаки критиков. Финансовые рынки приобрели глобальный характер, и мы должны усилить регулирование на международном уровне».

     Профессор  А. Аникин пишет: «финансовые кризисы 1990-х годов выдвинули на передний план вопрос о реформе мировой  финансовой архитектуры. Когда стали искать виноватого в потрясших мир кризисах, грозивших всеобщей депрессией, то первым кандидатом оказался МВФ, который раз и отвечает за эту архитектуру».

     Причину нестабильности мировых фондовых рынков Л. Туроу, профессор Массачусетского технологического института, видит в противоречии между международным характером операций на мировых фондовых рынках и национальной природой самих фондовых рынков. По его словам, «эпоха национального экономического регулирования кончается, а эпоха глобального экономического регулирования еще не пришла».

     Приведенные мнения позволяют сделать вывод  о том, что большинство специалистов видит нынешние проблемы мировых  фондовых рынков в несовершенстве системы  их регулирования.

     Особого внимания заслуживает реакция мирового финансового сообщества в лице международных экономических организаций (МВФ, МБРР, ОЭСР, ВТО и других), а также «группы семи» на международный финансовый кризис.

     По  выражению. М. Камдессю, необходимо создать  «новую архитектуру мирового финансового рынка, с тем, чтобы мировой финансовый рынок соответствовал требованиям глобализации».

     История мировых фондовых рынков лишний раз  подтверждает ту простую истину, что  доверие инвесторов к фондовому  рынку трудно завоевать, но еще труднее  его восстанавливать. События начала ХХ века на мировых рынках - лишнее тому свидетельство.

     В начале XXI века фондовые биржи стали  основным каналом передачи кризисных  потрясений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

     Финансовый  рынок — рынок, который опосредует распределение денежных средств между участниками экономических отношений (рис.1).

     Денежный  рынок — рынок краткосрочных финансовых требований (со сроком до 1 года). Рынок капиталов — это рынок ценных бумаг со сроком действия более 1 года. Хотя такое деление и является довольно условным, в нем есть определенный смысл, так как на денежном рынке удовлетворяются потребности главным образом в оборотном капитале, а на рынке капиталов — потребности в основном капитале.

     Рынок капиталов - рынок, на котором обращаются бессрочные ценные бумаги или ценные бумаги, до погашения которых остается более одного года.

     В сферу понятия «рынок ценных бумаг» включаются отношения, возникающие при эмиссии и обращении ценных бумаг, независимо от типа эмитента, а также деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг.

     Рынок ценных бумаг существенно отличается от товарных, денежных или других видов  рынков прежде всего особым характером товара, который на нем обращается. Этот товар — ценные бумаги, на которых обозначен их номинал, однако цена этого товара зависит не от величины номинала, а от реального капитала, который он представляет.

Информация о работе Денежно – Финансовый рынок