Чистая монополия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:57, контрольная работа

Описание работы

Экономика предприятия, его финансовое состояние и положение на рынке во многом зависит от того, в условиях какой конкуренции работает данная фирма. Ведь каждый тип конкурентной борьбы отличается способами конкуренции между предприятиями-производителями, ценообразованием на предлагаемые на рынках товары, их качеством и многими другими аспектами экономической деятельности.
Данная контрольная работа раскрывает один из видов такой конкуренции, так называемую чистую монополию.
Основными задачами настоящей работы являются определение положительных и отрицательных сторон монополии, изучение поведения фирмы-монополиста, методов ценообразования и конкуренции, а также выявление последствий, к которым ведет существование чистой монополии.

Содержание

Введение
Понятие чистой монополии. Сущность и основные …
черты чистой монополии.
Социальные издержки, связанные с монополией. …
Монопольные цены. …
Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии. …
Заключение …
Список используемой литературы …

Работа содержит 1 файл

Микроэкономика.doc

— 340.50 Кб (Скачать)

    Под социальными издержками монополии  следует понимать те негативные последствия, которые несет в себе монополия для жизни людей.

    Монополия, как известно, существует в противовес свободной конкуренции. Поэтому  основные издержки монополизации экономики  лежат в сфере отношений «производитель (продавец) – потребитель (покупатель)». Эти издержки сводятся к ущемлению права выбора покупателем:

    • качество товара;
    • цены товара;
    • качества обслуживания;
    • права выбора.

    Качество  и уровень жизни населения  в таких условиях снижается. Пример тому – командно-административная экономика СССР.

    Другой  сферой, где проявляются издержки монополизации, является сфера отношений «работодатель – наемный работник». Монополия, для получения максимальной прибыли прибегают к маневрированию ценой через сокращение объемов производства. Это приводит к сокращению работающих и пополнению армии безработных, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

    Напряжение  на рынке труда углубляется тем, что в условиях свободного международного передвижения рабочей силы монополии  часто прибегают к использованию  дешевой иностранной рабочей  силы.

    Обладая огромными возможностями воздействовать на правительство, монополии часто прибегают к экономическому шантажу. Экономический шантаж – это требования к правительству со стороны монополий предоставить им те или иные льготы. В противном случае, заявляют они, невозможно будет своевременно и в полном объеме платить налоги, потребуются массовые увольнения рабочих и т.д. И если эти угрозы становятся явью – социальное напряжение резко возрастает. История знает случаи массовых увольнений (например, шахтеров), которые приводили к отставкам правительств.

    Одной из негативных сторон высокой степени  монополизации экономики является невозможность объективно оценить  эффективность хозяйствования предприятий и страны в целом. В результате отечественные товары становятся менее конкурентоспособными, снижается размер валютных поступлений в страну.

    Монополия несет в себе ряд иных издержек:

    • перераспределение национального дохода в пользу небольшой группы людей;
    • сдерживание технического прогресса;
    • влияние монополий на формирование власти в стране;
    • другие издержки.
  1. Монопольные цены 

    В качестве основного инструмента  для установления своего господства монополии используют цену.

    Монопольная цена – это цена, устанавливаемая монополиями единолично или при договоренности с другими монополиями. Условием возникновения этой цены является господствующее положение монополии на рынке, будь она продавцом или покупателем.

    Различают три вида монопольных цен.

  1. Монопольно высокие цены. Это цены, по которым монополии продают свою продукцию потребителям с целью извлечения наивысшей прибыли. Формула этой цены имеет следующий вид:
 

         ЦМ=И+ЭПр+ДПр+СПр

где

 ЦМ – монопольно высокая цена;

 И – издержки производства;

 ЭПр – экономическая  прибыль;

 ДПр – добавочная прибыль;

 СПр – сверхприбыль. 

    Экономическую прибыль монополии получают, как и все производители, работающие в данной отрасли, иначе капитал будет перемещен в другую отрасль.

    Добавочную  прибыль монополии получают в  силу более высокой производительности труда на своих предприятиях, которая  определяется НТП. Издержки производства на таких предприятиях ниже средних по отрасли.

    Сверхприбыль  у монополий образуется по причине  их монопольного положения на рынке и установления цен на свою продукцию значительно выше ее стоимости.

    Пределом  монопольно высокой цены является величина платежеспособного спроса населения. Если монополия установит цену на слишком высоком уровне, то объем продаж может сократиться до уровня, при котором прибыль не только не возрастает, но и уменьшится.

  1. Монопольно низкие цены. Это цены, по которым монополии закупают продукцию (как правило, сырье) у мелких и средних немонополизированных производителей. Предельно низкие цены, устанавливаемые монополиями для таких поставщиков, не могут быть длительное время ниже уровня, обеспечивающего воспроизводство капитала основной массы этих производителей, ибо они прекратят свое существование.
 
 
    
  1. Дискриминационные цены. Это различные цены, устанавливаемые на один и тот же товар на разных рынках. Эти рынки могут различаться по группам потребителей, по территориям, по времени (сезонная распродажа) и т.п.

    Монополия как тип экономического поведения на рынке имеет положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, крупное производство дает возможность снижать издержки производства и в целом экономит ресурсы, оно меньше подвержено банкротству, а значит, сдерживает рост безработицы, имеет больше возможностей для проведения научно-исследовательских работ и т.д. В существовании некоторых монополий при условии регулирования их деятельности со стороны государства заинтересовано общество в целом, ибо эффект масштаба позволяет сокращать издержки производства на единицу продукции, экономить ресурсы. Такие монополии носят название естественных. К ним можно отнести компании водоснабжения, связь, транспортные фирмы и др.

    С другой стороны, в рыночной экономике монополия является препятствием для свободной конкуренции, что ущемляет интересы потребителей и в конечном итоге ведет к снижению жизненного уровня населения.   

  1. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии.
 

    Фирма обладает монопольной властью тогда, когда она может влиять на цену своего товара, изменяя объемы его предложения. Степень, до которой отдельный продавец может использовать монопольную власть, зависит от наличия близких заменителей и от его доли в общих продажах на рынке. Монопольной власти присущи две особенности:

    1. Рост спроса не обязательно сопровождается увеличением количества предлагаемого товара. Монополия часто просто поднимает цену. Решающим фактором, определяющим размер предложения товара, является изменение кривой предельного дохода, а не кривой спроса.
    2. Для монополиста невозможно определить кривую спроса, т.к. данное количество товара, предлагаемое монополией, может реализовывается по разным ценам в зависимости от спроса и его ценовой эластичности. В условиях монополии различные объемы выпуска могут быть связаны с одной ценой.

    Целью всех фирм, независимо от рыночной структуры, является максимизация прибыли. Однако, возможности монополиста в ее достижении ограничены величиной издержек производства и спроса на продукт. Кривая спроса у монополиста имеет отрицательный наклон. Количество продукции, которое может быть продано на рынке увеличивается по мере снижения цены. Монополист избирает такую стратегию в определении цены и объема производства, которая обеспечивает максимальную прибыль. 

    Поведение простой монополии, реализующей  продукцию по единой цене всем потребителям, будет следующее:

                                  Таблица 1.

    Цена  и доходы в условиях простой монополии

    

 

                

                                                                                           Рис.1 Изменение 

TR     $100                                                    совокупного дохода монополии

      

    

    

      

50  Объем, при котором достигается

          максимальный совокупный доход 

   0                                                                Q, т. шт 

             10        17          30            40 

    В таблице 1 приведены данные о спросе, цене, предельном доходе и совокупном доходе. В соответствии с колебаниями спроса изменяются цена, количество продукции и совокупный доход. Как видно из графика на рисунке 1, сначала совокупный доход растет с увеличением выпуска продукции, достигает максимума при объеме, равном 17 тыс. единиц, и затем падает.

    При эластичном спросе снижение цены увеличивает  совокупный доход. При неэластичном – цена падает, следовательно, доход  уменьшается.

    Если  совокупный доход растет, кривая предельного дохода располагается выше горизонтальной оси. Когда совокупный доход падает, она оказывается ниже.

    В условиях простой монополии предельный доход, получаемый от продажи дополнительной  единицы продукции, будет ниже ее продажной цены. Этот разрыв обусловлен тем, что фирма реализует всю продукцию по одинаковой цене в течение определенного времени. Таким образом, при увеличении объема продаж цена снижается. Для монополиста важно, чтобы потери от снижения цены не превысили прирост выручки от реализации дополнительно произведенной продукции. Расширяя производство, он постоянно контролирует величину придельного дохода. 

             Рис.2 Условия  максимизации

          прибыли фирмы-монополиста

     $100 Максимальная прибыль

    

       90

      MR

       75 

       50 MC 

      25

    

      0 Q

          5     10    15    20    25 
 

    Пересечение кривых предельных издержек и предельного  дохода на рис.2 показывает объем производства, при котором достигается максимальная прибыль. Цена, дающая максимум прибыли, равна высоте кривой спроса при этом объеме производства.

    Таким образом, можно сделать вывод, что фирма в условиях монополии одновременно определяет значение двух параметров – объем производства и цену. В виду специфики своего положения она имеет возможность уменьшить количество производимой продукции и поднять цену. За счет снижения издержек производства монополия может увеличить объем выпускаемой продукции, снизив при этом цену. Поведение фирмы во многом зависит от потребительского спроса.

    Общее условие максимизации прибыли монополии  – равенство предельных издержек и предельной выручки (дохода).

    Монопольная цена не произвольна, она определяется характером издержек и условием спроса. Цена в условиях наличия монопольной  власти всегда выше, чем в условиях совершенной конкуренции.

    Положением  равновесия в модели чистой монополии  называется установленное фирмой сочетание цены и объема производства, обеспечивающее максимальную прибыль.

    Монополист, стремящийся к максимальной прибыли, всегда будет регулировать цену так, чтобы обеспечить эластичность спроса на свой продукт. Спрос является эластичным, когда снижение цены ведет к приросту общего дохода. Когда спрос не эластичен, то придельный доход отрицателен. Монополист может увеличить валовой доход, реализуя на рынке меньшее число товаров. При этом уменьшаются объемы производимой продукции. Следовательно, совокупные издержки монополии снижаются. До тех пор, пока предельные издержки не станут равными нулю, монополия может максимизировать прибыль путем установления такой цены на свой продукт, которая обеспечит сохранение эластичного спроса на него.

    Долгосрочное  равновесие достигается при таком  уровне выпуска, когда предельные издержки равны предельному доходу. В такой  ситуации фирма – безубыточна. В  противном случае она покидает рынок, будучи не в состоянии компенсировать свои долгосрочные средние издержки.

Информация о работе Чистая монополия