Бюджетное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в раскрытия особенностей бюджетного регулирования в России на современном этапе экономического развития. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.Раскрытие бюджетной системы Российской Федерации
2.Определение сущности бюджетного регулирования
3.Выявление субъектов и объектов регулирования
4.Раскрытие форм и методов бюджетного регулирования
5.Обоснование проблем формирования бюджета
6.Приведение зарубежного устройства бюджетного регулирования

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 4
1.1 БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4
1.2 БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ, ЕГО СУЩНОСТЬ 8
1.3 СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ 14
2. ПРОЦЕСС БЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 16
2.1 ФОРМЫ И МЕТОДЫ БЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 16
2.2 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА 27
3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ БЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 38
3.1 БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО И РЕГУЛИРОВАНИЕ США 38
3.2 БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 282.00 Кб (Скачать)

     — Президент Российской Федерации;

     — органы законодательной (представительной) власти;

     — органы исполнительной власти;

     — органы денежно-кредитного регулирования;

     — органы государственного и муниципального финансового контроля;

     — государственные внебюджетные фонды;

     — главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

     — иные органы, на которые законодательством Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

     Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

     Формирование  расходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации должно базироваться на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

     Органы  государственной власти субъектов  Российской Федерации, органы местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных, муниципальных услуг.

     Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы.

     — Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

     — Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.

     Процесс бюджетного регулирования начинается с того, что все виды государственных расходов распределяются по различным звеньям и уровням бюджетной системы. Например, устанавливается, что судебная система будет финансироваться за счет федерального бюджета, а милиция общественной безопасности — будет содержаться за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. Одновременно все виды бюджетных доходов также распределяются по различным звеньям бюджетной системы.

     Для понимания сущности бюджетного регулирования  необходимо также раскрыть значение таких категорий, как «профицит бюджета» и «дефицит бюджета».

     Профицит бюджета — это превышение доходов бюджета над его расходами.

     Дефицит бюджета — это превышение расходов бюджета над его доходами.

     Дефицит бюджета является отрицательным  фактором, профицит — рассматривается как положительное явление, поскольку оно свидетельствует о финансовом благополучии государства и нормальной организации бюджетного планирования.

     Смысл бюджетного регулирования заключается  в следующем.

     При разработке бюджетов на очередной год, на всех уровнях бюджетной системы производится подсчет ожидаемых доходов и планируемых расходов каждого из бюджетов. Проблем не возникает, если доходы превышают расходы, т. е. ожидается профицит бюджета. Тогда в пределах допустимого можно несколько увеличить расходы. Сложности возникают, когда доходы не покрывают расходов (дефицит бюджета). Решить эту проблему в принципе можно двумя путями: увеличить доходы или уменьшить расходы. Для федерального бюджета главными способами увеличения доходов выступало либо увеличение размера налоговых поступлений (путем введения новых налогов или увеличения налоговых ставок по уже существующим), либо размещение государственного займа (как внутреннего, так и внешнего).

     Конечно, в распоряжении государства остается и такой способ, получения дополнительного бюджетного дохода, как эмиссия. Но все эти способы увеличения бюджетных доходов имеют известные пределы: увеличение налогового бремени приводит к замедлению темпов экономического развития, вызывает раздражение, а то и прямое сопротивление общества; займы чреваты тем, что их нужно рано или поздно возвращать (да еще с процентами), и тогда они превращаются из дохода в расход, увеличивая нагрузку на бюджет; эмиссия дезорганизует денежную систему, порождают инфляцию, обесценивает национальную денежную единицу. Поэтому для федерального бюджета в данной ситуации наиболее приемлем такой метод бюджетного регулирования, как сокращение бюджетных расходов.

     Несколько в другом положении находятся  бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты: закрепленных за этими бюджетами доходов заведомо не хватает для покрытия их расходов. Собственно в разграничение доходов и расходов между федеральным бюджетом, бюджетом субъекта Российской Федерации и местным бюджетом заложен именно этот принцип. Возможности же по увеличению собственных доходов у этих бюджетов весьма невелики. Поэтому включаются «в работу» механизмы бюджетного регулирования.

     Наглядно  это отмечено на рисунке 1 
 
 

     

     

Рисунок 1 — Принципиальная схема системы бюджетного регулирования в РФ 

     В системе бюджетного федерализма  должны функционировать три важнейших финансовых механизма: механизм распределения расходных полномочий; механизм распределения налоговых полномочий и налоговой базы; механизм бюджетных трансфертов, обеспечивающих итоговую сбалансированность всех уровней бюджетной системы. Если эти механизмы неэффективны, то принципы и цели взаимодействия бюджетов не могут быть реализованы в полной мере.

     Очень важным и эффективным рычагом воздействия на экономику, связанным с бюджетом, являются финансы, которыми обладает государство. Финансы — совокупность всех денежных средств, которыми обладают домашние хозяйства, предприятия и государство.

     Возрастание регулирующей роли государства привело к абсолютному увеличению объема финансовых ресурсов, которыми оно стало располагать, и относительному возрастанию доли государства в совокупной сумме денежных средств общества. Если в начале столетия в ведущих западных странах через государственные финансы перераспределялось 9-18% национального дохода, то с 60-70-х годов - 50% и более. Новые явления в развитии финансов обусловлены научно-технической революцией, расширением нерыночного сектора экономики, интернационализацией производства и усилением воздействия государства на экономику. Поэтому можно отметить несколько направлений финансового регулирования (рис. 2).

     Рис 1. Современные направления государственного финансирования экономики11

1.3 Субъекты и объекты  регулирования

     Субъектами регулирования являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов12.

     Любая страна может быть представлена через  соответствующие социальные группы людей, которые имеют свои интересы, отличаются принадлежностью к тому либо другому региону, виду деятельности. Они могут отличаться друг от друга и по имущественному признаку, по доходам, по профессиям, по отношению к средствам производства. Они имеют свои интересы и формы их представления и т. д. Эти группы являются носителями хозяйственных интересов.

     Многочисленные  союзы, ассоциации, которые объединяют носителей экономических интересов, например, профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров и т.д., выступают выразителями хозяйственных интересов. Исполнителями хозяйственных интересов являются органы власти, построенные по определенному иерархическому принципу, и национальный банк. Все субъекты регулирования взаимодействуют друг с другом через соответствующие связи — прямую и обратную.

     Прямая  связь устанавливается между  носителями, выразителями и исполнителями хозяйственных интересов. Она может иметь различные направления проявления:

     —  через средства массовой информации, на митингах, через просьбы, пожелания, протесты, сборы подписей, обращения в суды и т. д.;

     —  через рекомендации, советы, консультации, меморандумы и др.;

     —  через   трансформацию частных   экономических   интересов   в экономической политике исполнителями хозяйственных интересов;

     —  через согласование, корректировку отдельных, частных хозяйственных интересов с интересами других групп и отражение их в государственном регулировании и т. д.

     Обратная  связь — это связь между исполнителями (органами государственной власти) и носителями хозяйственных интересов. Она проявляется в результатах регулирования и в поддержке экономической политики носителями и выразителями экономических интересов.

     Важнейшей составляющей целостного механизма  государственного регулирования являются объекты, в качестве которых может выступать экономика страны в целом, отдельные регионы, сферы, отрасли, предприятия, явления и условия социально-экономической жизни страны.

     В условиях рыночной экономики объектами регулирования являются:

     1) экономический цикл (хозяйственная  конъюнктура), суть регулирования которого состоит в стимулировании спроса на товары и услуги, капиталовложений и занятости во время кризисов и депрессий;

     2)  структура народного хозяйства  (соотношение между отдельными секторами экономики, отраслями и регионами). Здесь государство регулирует соотношения путем поощрения, поддержки, а в отдельных случаях и  торможения развития отдельных секторов, отраслей, регионов;

     3)  условия накопления капитала, которые  соответствуют экономическим интересам субъектов хозяйствования;

     4) занятость, где государственное  регулирование направлено на  поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы;

     5)  денежное обращение, где основным  направлением государственного регулирования является борьба с инфляцией;

     6) платежный баланс, характеризующий  экономическое здоровье страны;

     7)  цены, отражающие состояние экономики; 

     8) условия конкуренции;

     9) социальные отношения и социальное  обеспечение;

     10) окружающая среда;

     11) внешнеэкономические связи.

 

2. процесс бюджетного регулирования

2.1 Формы и методы бюджетного регулирования

     Начиная анализ форм и методов бюджетного регулирования, прежде всего выделим  методы государственного воздействия  на экономику, которые, как полагают специалисты, можно сгруппировать следующим образом.13

     Во-первых, косвенные методы финансового и денежно-кредитного регулирования, включающие:

     - налоговую политику (установление  налоговых ставок и предоставление налоговых льгот);

     - амортизационную политику (установление норма амортизации, индексация амортизационных отчислений, ускоренная амортизация);

     - кредитную политику (регулирование  учетной ставки, осуществляемое Центральным банком; установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в Центральном банке и т.п.);

Информация о работе Бюджетное регулирование экономики