Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 15:39, реферат
Целью данной курсовой работы является: выявление особенностей налогового регулирования экономики России и влияние его на формирование государственного бюджета, а именно его доходной части.
Введение.
Выбирая тему курсовой работы я решила
остановится на такой актуальной теме
как особенности бюджета налогового регулирования
экономики России.
Чем обусловлена актуальность этой темы:
Ведущую,
определяющую роль в формировании бюджета
играет налоговое регулирование и развитие
экономической структуры любого современного
общества, осуществляемое в рамках избранной
властью экономической политики. Одним
из наиболее важных механизмов, позволяющих
государству осуществлять экономическое
и социальное регулирование, является
финансовый механизм - финансовая система
общества, главным звеном которой является
государственный бюджет. Именно посредством
финансовой системы государство образует
централизованные и воздействует на формирование
децентрализованных фондов денежных средств,
обеспечивая возможность выполнения возложенных
на государственные органы функций и задач.
Экономические и политические реформы,
проводимые в России с начала девяностых
годов, также не могли не затронуть сферу
государственных финансов, и, в первую
очередь, бюджетную систему.
Государственный
бюджет, являясь главным средством мобилизации
и расходования ресурсов государства,
дает политической власти реальную возможность
воздействовать на экономику, финансировать
ее структурную перестройку, стимулировать
развитие приоритетных секторов экономики,
обеспечивать социальную поддержку наименее
защищенным слоям населения.
Очевидно, что
успех экономического реформирования
в нашей стране в большой степени зависит
от того, в каких направлениях пойдет преобразование
финансовой системы общества, насколько
бюджетная политика государства будет
отвечать требованиям времени.
Совершенствование
механизма налогового регулирования в
условиях рыночной экономики достигается
посредством развития конституционных
основ налогообложения, установления
все более четких условий взимания налогов
и иных обязательных платежей, реализации
правовых мер по осуществлению налогово-бюджетного
федерализма и непосредственно влияет
на формирование бюджета России, особенно
его доходной части.
Целью данной
курсовой работы является: выявление особенностей
налогового регулирования экономики России
и влияние его на формирование государственного
бюджета, а именно его доходной части.
Под государственным бюджетом понимаются
специфические денежные отношения, складывающиеся
в государстве с физическими и юридическими
лицами по поводу перераспределения национального
дохода и частично, национального богатства
в связи с образованием и использованием
главного централизованного бюджетного
фонда страны, предназначенного для финансирования
экономики, социально-культурных мероприятий,
нужд обороны, государственного управления.
Бюджетная классификация государственного
бюджета состоит из двух основных блоков:
"доходы" и "расходы", которые
в свою, очередь подразделяются на "государственный
долг" и " финансирование".
1.Общая
характеристика и
инструменты бюджетно-
1.1
Общая характеристика
бюджетно-налогового
регулирования экономики,
принципы рационального
налогообложения.
В системе форм государственного регулирования экономики к числу наиболее значимых следует отнести налоговые. Налоговые регуляторы выполняют комплекс функций, посредством которых государство оказывает воздействие на воспроизводственные процессы. Прежде всего, речь идет о фискальной и стимулирующей функциях. Во взимании налогов реализуется монополия государства в его взаимоотношениях с хозяйствующими субъектами. Это объективно присуще механизму государственного регулирования. Проблема заключается в том, что данная монополия создает противоречия между государством, как носителем монополии, и хозяйствующими субъектами, стремящимися к равной самореализации.
Если государство применяет селективное
налогообложение, стремясь оказать поддержку
тем сферам экономики, в которых заинтересованы
органы государственной власти, то сужается
налогооблагаемая база, обостряется противоречие
между фискальной и стимулирующей функцией.
В результате возникают два негативных
последствия усиливается фискальная направленность
налогообложения в сферах, на которые
не распространяются льготы и нарушается
принцип нейтральности налоговой системы,
т.е. предприниматели различных отраслей,
регионов ставятся в неравные условия.
Последнее затрудняет рыночное саморегулирование.
Следовательно, должен быть сформирован
механизм разрешения возникающего противоречия.
При формировании рациональной системы
разрешения противоречий налоговая система
может защищать экономику от перегрева,
способствовать экономическому росту,
эффективно перераспределять ресурсы,
материальные и денежные потоки.
К общим принципам рациональной системы налогообложения следует отнести:
Экономически эффективной является такая система налоговобюджетных отношений в государстве, в рамках которой местные предпочтения определяют уровень и структуру предполагаемых государственных услуг. При этом учитываются такие факторы, как расходы на оплату этих услуг, сдерживающее влияние ограниченных доходов и наличие внешних воздействий. Таким образом, местные жители будут выбирать тот уровень услуг, который они предпочитают, выплачивая соответствующие налоги. Такой принцип налогообложения принципиально ближе всего к рыночным принципам взаимоотношений между хозяйствующими субъектами.
В то же время, при направленности налогообложения на эффективность необходимо учитывать ряд ограничительных условий. Вопервых, региональные и местные органы власти должны быть наделены определенными полномочиями в сфере налогообложения, т.е. контролировать ставки и базу налогообложения. Вовторых, бремя налогообложения должно распределяться среди жителей данной административной единицы. Если оно экспортируется, то невозможно обеспечить выравнивание стоимости и полезности предоставляемых услуг, получаемых жителями данной территории. Втретьих, наряду с доходными функциями местные органы власти должны иметь возможность эффективно финансировать любые расходы без какихлибо ограничений сверху. Вчетвертых, эффективная система бюджетных отношений может иметь несправедливый в финансовом отношении характер, поскольку у более бедных административных единиц может оказаться недостаточно ресурсов для финансирования даже основных расходов. Впятых, эффективность может вступить в противоречие с макроэкономическим целями государства. Вшестых, для создания эффективной системы местных финансов могут потребоваться высокие административные расходы.
Сбалансированность фискальной и стимулирующей функций налогообложения. Соблюдение данного принципа является основополагающим условием нормальных расчетов с бюджетом и между хозяйствующими субъектами. Стимулирующее налогообложение обычно противопоставляется фискальному в перспективном плане. Чрезмерно высокий уровень налогообложения препятствует не только производственным инвестициям, ограничивая возможности развития производства в будущем. Он вызывает сокращение оборотных средств предприятий в такой степени, что текущее производство падает. Особенно, если высокий уровень налогообложения сочетается с инфляцией. Высокий уровень налогообложения принципиально изменяет характер действия инфляции на активность хозяйствующих субъектов. При низком налогообложении она стимулирует текущее производство, активизирует использование оборотных средств. Высокий уровень налогов в сочетании с инфляцией "вымывает" оборотные средства предприятий, особенно с длительным производственным циклом. При этом одновременно уменьшается объем поступающих в бюджет налоговых платежей, т.е. обе функции налогообложения не реализуются в достаточной мере.
С другой стороны, низкий уровень налогообложения может способствовать перегреву экономики и, соответственно, разбалансировке воспроизводственных пропорций. Следует считать, что сбалансированность фискальной и стимулирующей функций налогообложения достигается тогда, когда при нулевом приросте производства достигается полная собираемость налогов.
Простота, ясность, предсказуемость достигаются посредством достаточной жесткости требований не только к налогоплательщикам, но и к органам власти различного уровня. К их перечню относятся внешне очевидные, но зачастую не реализуемые требования:
При необходимости закрепления конкретной
формы бюджетных поступлений за определенным
уровнем власти целесообразно жестко
разделить их источники. В этом случае
тот или иной уровень власти, которому
передано право налогообложения, получает
возможность установления базы, ставок,
использования и взимания налогов.
Налоговая система должна быть нейтральной
по отношению к конкретному товаропроизводителю.
Данный принцип вытекает из общей системы
взаимодействия хозяйствующих субъектов
в рыночной экономике. Рынок обеспечивает
равную реализацию капитала в любых отраслях
и сферах деятельности, равную прибыль
на равный капитал. При изменении прибыльности
в той или иной сфере деятельности возникают
переливы капитала, приводящие к восстановлению
принципа "равная прибыль на равный
капитал". Различная тяжесть налогообложения
в отраслях и регионах приводит к дезориентации
капитала, препятствует его рациональным
переливам.
Тесно связан с принципом нейтральности принцип объективности, означающий минимальное влияние решений органов государственной власти и управления на конкретных хозяйствующих субъектов, на их положение в рыночной среде. Фактически, он является организационной основой обеспечения нейтральности.
Нарушение данного принципа приводит к следующим негативным последствиям для экономики:
Финансовая справедливость. Общее понятие справедливости в финансовой сфере может быть сформулировано следующим образом сочетание субсидий центрального правительства и налоговых полномочий местных органов власти должно дать всем административным единицам возможность предоставлять основные виды услуг при одинаковом уровне налоговых усилий. В этом случае неизбежно возникает перемещение ресурсов из богатых регионов в бедные, что и позволяет выровнять качество жизни всех граждан страны. В то же время стремление к финансовой справедливости вызывает ряд проблем.
Во-первых, стремление к финансированию
с помощью субсидий снижает уровень налоговых
усилий местных органов власти. Во-вторых,
уменьшается степень подотчетности местных
должностных лиц населению.
В-третьих,
неизбежно возникает более широкое участие
центрального правительства в установлении
расходных приоритетов местных органов
власти. Для решения этих проблем центральное
значение имеет правильный выбор способа
обоснованного перемещения ресурсов центрального
уровня на местный.
Государственные органы, создающие справедливую систему бюджетных отношений должны учитывать два правила:
Административноуправленческие возможности представляют собой важный фактор, который необходимо учитывать, принимая решение о закреплении налоговых платежей за различными уровнями власти. Каждый уровень власти должен быть в состоянии эффективно начислять и собирать налоги с широкой базой. В большинстве стран существует точка зрения, что местная система налогообложения управляется неэффективно, поэтому децентрализация налоговых полномочий приводит к сокращению общего объема мобилизуемых по стране налоговых поступлений.
Это связано с двумя обстоятельствами. Вопервых, на местном уровне недостаточно специалистов в области финансов, аналитиков, оценщиков, сборщиков налогов. Вовторых, местные политические деятели ближе к хозяйствующим субъектам и конкурируют друг с другом в экономической области. Поэтому на местном уровне возникает много факторов, препятствующих достаточно эффективному налогообложению.
Информация о работе Бюджетно налоговое регулирование экономики России