Бюджетное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в раскрытия особенностей бюджетного регулирования в России на современном этапе экономического развития. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.Раскрытие бюджетной системы Российской Федерации
2.Определение сущности бюджетного регулирования
3.Выявление субъектов и объектов регулирования
4.Раскрытие форм и методов бюджетного регулирования
5.Обоснование проблем формирования бюджета
6.Приведение зарубежного устройства бюджетного регулирования

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 4
1.1 БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4
1.2 БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ, ЕГО СУЩНОСТЬ 8
1.3 СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ 14
2. ПРОЦЕСС БЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 16
2.1 ФОРМЫ И МЕТОДЫ БЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 16
2.2 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА 27
3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ БЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 38
3.1 БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО И РЕГУЛИРОВАНИЕ США 38
3.2 БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 282.00 Кб (Скачать)

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

Кафедра экономической теории 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

НА ТЕМУ: «Бюджетное регулирование экономики» 
 
 
 
 

                                                   Выполнил студент 

                                                   Группы ФК-13

                                                   Климов М.Н.

                                                   Научный руководитель

                                                   Яни А.В. 

К защите допускается ________________________________

Защищена __________________Оценка__________________ 
 

Краснодар – 2008

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

     Вопросы бюджетного регулирования приобретают в настоящее время все большую актуальность. Формирование механизма эффективного бюджетного регулирования в России представляет собой сложный процесс, связанный с преодолением юридических, социально-экономических, организационных, психологических и иных трудностей. На современном этапе требуется углубленная теоретическая разработка стадий бюджетного процесса, в то же время необходимы практические рекомендации по его совершенствованию и оптимизации.

     Важнейшим качеством бюджетной системы  страны с точки зрения, как правовых установлений, так и экономического содержания является ее целостность. Ни один из уровней этой системы не может считаться важнее другого: каждому отводится своя роль, и любой из них не заменим в едином механизме финансового обеспечения жизнедеятельности государства.

     Но  в нынешней российской ситуации явным фаворитом выступает федеральный бюджет, к которому прикован основной политический и научный интерес, в несколько меньшей степени привлекают внимание проблемы региональных бюджетов, да и то в контексте их взаимодействия с тем же федеральным.

     Достоинством  бюджетного регулирования в условиях демократичной политической системы является его открытость и гласность, невозможность для государства пренебречь общественным мнением и интересами всех участников бюджетного процесса.

     Эффективность бюджетного регулирования во многом зависит от его правового и научно-методического обеспечения, учета зарубежного опыта в бюджетной сфере, оптимальности организации стадий, успешности социально-экономического развития в целом, а также иных объективных и субъективных факторов.

     Цель  данной работы состоит в раскрытия особенностей бюджетного регулирования в России на современном этапе экономического развития. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Раскрытие бюджетной системы Российской Федерации
  2. Определение сущности бюджетного регулирования
  3. Выявление субъектов и объектов регулирования
  4. Раскрытие форм и методов бюджетного регулирования
  5. Обоснование проблем формирования бюджета
  6. Приведение зарубежного устройства бюджетного регулирования

     Теоретической и информационной основой работы послужили труды отечественных и зарубежных специалистов в сфере бюджетного регулирования, публикации по вопросам финансирования бюджетной сферы, законодательные, нормативные, в том числе ведомственные акты Российской Федерации.

 

1. теоретические основы бюджетноГО регулированиЯ экономики

1.1 Бюджетная система Российской Федерации

     Традиционно под бюджетной системой понимают основанную на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемую нормами права совокупность бюджетов различных территориальных уровней.1

     Нормы бюджетного права содержатся в Конституции  Российской Федерации. Статьи 71 и 72 определяют компетенцию Российской Федерации и сферу совместной деятельности РФ и ее субъектов в области бюджета. В Конституции РФ установлен порядок рассмотрения, утверждения бюджета (статьи 101, 104, 106, 114 и др.).

     Бюджетное право рассматривается в отечественной  правовой доктрине как подотрасль финансового  права, как его составная часть2.

     В юридической науке преобладает мнение, что предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в ходе образования, распределения и использования государством финансовых фондов (финансовых ресурсов) в целях покрытия своих затрат на выполнение задач по реализации социально-экономических, оборонных и иных программ3. Метод финансового права характеризуется использованием императивных норм, властных предписаний, юридическим неравенством субъектов финансовых отношений, сочетающимся с методом рекомендаций и согласования4.          

     Бюджетное законодательство Российской Федерации  состоит из Бюджетного Кодекса Российской Федерации, принятого Государственной Думой 17 июля 1998 г. и утвержденного Федеральным Законом № 145-ФЗ от 31 июля 1998 г.5, и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления.

     Бюджетный кодекс Российской Федерации представляет собой объемный нормативный акт, состоящий из 5 частей, 28 глав и 307 статей. В нем нашли отражение практически все стороны бюджетных правоотношений, в частности: структура бюджетной системы, все стадии бюджетного процесса, вопросы ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Кроме того, к числу несомненных достоинств Бюджетного кодекса следует отнести то, что подавляющее большинство его норм являются нормами прямого действия и не требуют конкретизации в подзаконных актах.

     Статья  первая Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществление государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением.

     Центральное место в финансовой системе страны занимает государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности.6

     В юридической и экономической  литературе понятие «бюджет» (от англ. budget – сумка, кошелек) рассматривается в разных аспектах.

     Бюджет  определяется как экономическая  категория, то есть совокупность экономических  отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования  государственного централизованного  фонда денежных средств.

     Как правовая категория, бюджет - это основной финансовый план государства, роспись его доходов и расходов.

     С точки зрения профессора Н.И.Химичевой, в правовом аспекте бюджет можно понимать  как основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти или местного самоуправления. Данный финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.7

     Согласно  статьи 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации бюджет определяется как  форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления.

     Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

     — первый уровень - федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды;

     — второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

     — третий уровень - местные бюджеты.

     Федеральный бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

     В современной России основным источником наполнения доходной части бюджета  являются налоги, таможенные платежи (таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы и  другие платежи, взимаемые в установленном  порядке таможенными органами).

     Законодательство  Российской Федерации о налогах  и сборах состоит из Налогового Кодекса  и других законодательных нормативных  актов, направленных на регулирование сферы налогообложения в Российской Федерации8. Налоговый Кодекс устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации.

     Наиболее  острой проблемой является низкий уровень  собираемости налогов.

     На  протяжении многих лет задания по исполнению доходной части федерального бюджета не выполнялись. По данным Министерства по налогам и сборам Российской Федерации поступления в бюджетную систему страны составляют около 60% бюджетных заданий.9

     На  современном этапе приоритетами правовой политики российского государства в бюджетной сфере являются: стремление к четкому законодательному разграничению бюджетных полномочий между различными уровнями власти; созданию финансово прозрачного механизма межбюджетных отношений: обеспечение закрепления на долгосрочной основе за региональными и местными бюджетами доходов от поступления из определенных налоговых источников; внедрению современных методов оценки рациональности бюджетных расходов, разработке научных методов оценки эффективности затрат государственных средств; устранению излишней асимметрии бюджетного федерализма.

     Развитие  и укрепление собственной доходной базы региональных  и местных бюджетов должно оптимально сочетаться в условиях большого разнообразия регионов и стоящих перед ними задач с нарастанием масштабов и интенсивности перераспределительных финансовых процессов.

1.2 Бюджетное регулирование экономики: основные понятия и характеристики, его сущность

     Основой бюджетного регулирования является закрепление источников доходов за бюджетами разного уровня.10

     Бюджетное регулирование — это процесс обеспечения сбалансированности (уравнивания доходов с расходами) каждого бюджета, входящего в состав бюджетной системы страны.

     Участниками бюджетного процесса являются:

Информация о работе Бюджетное регулирование экономики