Понятие экологического права. предмет, методы и источники. Экологические правоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 12:43, реферат

Описание работы

В широком смысле экология (глобальная экология) - комплексная (междисциплинарная) наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и взаимодействии природы и общества. Задачи глобальной экологии - изучение законов взаимодействия природы и общества и оптимизация этого взаимодействия".

Работа содержит 1 файл

Экологическое право.doc

— 355.00 Кб (Скачать)

    В природоохранительной практике России нормирование с давних пор служит одной из основных мер охраны окружающей среды.

    Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния атмосферного воздуха, вод, почв по химическим, физическим и биологическим характеристикам. Это означает, что если в атмосферном воздухе, воде или почве содержание, например, химического вещества не превышает соответствующий норматив предельно допустимой его концентрации (ПДК), то состояние воздуха или почвы является благоприятным, т.е. не представляющим опасности для здоровья человека и для других живых организмов.

    Таким образом, установленные в соответствии с требованиями законодательства нормативы  качества окружающей среды служат одним  из главных юридических критериев  для определения благоприятного состояния  окружающей среды. В практическом отношении это важно иметь в виду, в частности в случае необходимости защиты права граждан на благоприятную окружающую среду. Состояние вод, почв, атмосферного воздуха, их соответствие нормативам качества свидетельствуют о высокой или низкой эффективности действия механизма охраны окружающей среды.

    Введение  государственных норм качества природной  среды и установление порядка  нормирования воздействия хозяйственной  и иной деятельности на окружающую среду относятся к важнейшей  функции государственного управления природопользованием и охраной окружающей природы. Роль нормативов в формировании информации о качестве окружающей природной среды заключается в том, что одни из них дают оценку окружающей экологической среды, другие лимитируют источники вредного воздействия на нее.

    В Федеральном законе "Об охране окружающей среды" постатейно рассматриваются следующие вопросы:

  • основы нормирования в области охраны окружающей среды (ст. 19);      
  • нормативы качества окружающей среды (ст. 21);
  • нормативы  допустимых  выбросов   и   сбросов  веществ   и микроорганизмов (ст. 23);   
  • нормативы допустимого воздействия на окружающую среду (ст. 22);
  • и другие нормативы.
 

5.2. Виды нормативов качества окружающей среды.  (По ФЗ «Об охране окружающей природной среды» Глава V) 
 
 
 
 
 
 

ТЕМА 6. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА – КАК ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ 
 

6.1. Понятие экологического контроля, его виды и органы его исполняющие. 

    Экологический контроль - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

    В соответствии с законодательством  выделяются следующие виды экологического контроля:

    • государственный экологический контроль;
    • производственный экологический контроль;
    • муниципальный экологический контроль;
    • общественный экологический контроль.

    Выделяют  также общий экологический контроль, осуществляемый высшими органами государственной власти и управления, и специальный - проводимый органами, уполномоченными в области охраны окружающей среды.

    Любой из указанных видов контроля должен проводиться в целях:

    • обеспечения соответствующими органами, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды;
    • соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды;
    • обеспечения экологической безопасности.

    Экологический контроль является одним из средств управления охраной окружающей среды.

    Для определения объектов хозяйственной  и иной деятельности, природных объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, был принят Правительством РФ в рамках постановления от 29 октября 2002 г. N 777 Перечень должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральные государственные инспектора в области охраны окружающей среды).

    Права, обязанности и ответственность государственных инспекторов в области охраны окружающей среды определены в ст. 66 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Среди них можно выделить следующие:

    • посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны;
    • знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;
    • проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;
    • проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;
    • приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических лиц и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды; привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
    • иные определенные законодательством полномочия.

    Основные  признаки государственного экологического контроля следующие:

    1) осуществляется от имени государства;

    2) осуществляется специально уполномоченными на то органами и должностными лицами;

    3) носит вне- и надведомственный характер;

    4) представляет собой одну из функций государственного экологического управления;

    5) сопряжен с применением в необходимых случаях мер административного принуждения  

    Производственный  экологический контроль согласно Федеральному закону "Об охране окружающей среды" (ст. 67) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны предоставлять сведения об организации производственного экологического контроля в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный контроль в порядке, установленном законодательством.

    Производственный  экологический контроль, как правило, осуществляется экологической службой юридических хозяйствующих лиц и субъектов. Данный вид контроля включает проверку выполнения планов по охране окружающей среды, в том числе предусматривающих совершенствование технологий и улучшение качества продукции, соблюдение экологических правил, стандартов и нормативов производственной деятельности, строительства природоохранных объектов, проведения работ по рекультивации нарушенных земель, устранение иных негативных последствий производственной деятельности. 

    Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) производится на территории муниципального образования органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. 

    Общественный  контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Общественный экологический контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

    По  законодательству РФ общественный экологический контроль может осуществляться в различных формах:

    а) общественные слушания и их специфическая форма - парламентские слушания;

    б) референдумы;

    в) общественная экологическая экспертиза;

    г) обращения в средства массовой информации;

    д) направление жалоб, заявлений, исков в правоохранительные органы и суд. 
 

6.2. Понятие и виды экологической экспертизы. 

    Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

    Экологическая экспертиза основывается на принципах:

    • презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
    • обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
    • комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
    • обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
    • достоверности и полноты информации, предоставляемой на экологическую экспертизу;
    • независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
    • научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
    • гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
    • ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
 
 

    Существует  два основных вида экологической  экспертизы:

    • государственная,
    • общественная.
 

    Государственную экологическую экспертизу осуществляют исключительно федеральные органы исполнительной власти. Объекты государственной экологической экспертизы делятся на федеральный уровень и уровень субъектов РФ.

    Все виды градостроительной документации, проекты строительства и реконструкции  зданий и иных объектов хозяйственной  деятельности независимо от их сметной  стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, иные виды документации, которая обосновывает хозяйственную и иную деятельность и реализация которой способна оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду в пределах территории субъекта РФ, требуют обязательного проведения государственной экологической экспертизы в соответствии с положениями специального федерального закона. 

    Общественная  экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 
 

Информация о работе Понятие экологического права. предмет, методы и источники. Экологические правоотношения