Понятие экологического права. предмет, методы и источники. Экологические правоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 12:43, реферат

Описание работы

В широком смысле экология (глобальная экология) - комплексная (междисциплинарная) наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и взаимодействии природы и общества. Задачи глобальной экологии - изучение законов взаимодействия природы и общества и оптимизация этого взаимодействия".

Работа содержит 1 файл

Экологическое право.doc

— 355.00 Кб (Скачать)

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ИСТОЧНИКИ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ  ПРАВООТНОШЕНИЯ. 

    1. Понятие экологического права.
 

    В широком смысле экология (глобальная экология) - комплексная (междисциплинарная) наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и взаимодействии природы и общества. Задачи глобальной экологии - изучение законов взаимодействия природы и общества и оптимизация этого взаимодействия".

    Любые общественные отношения должны осуществляться посредством правового регулирования. И сегодня экологическое право является самостоятельной юридической дисциплиной, одной из отраслей права, прошедшей свой этап формирования и развития. 

    Экологическое право – это отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей природной среды. 

    Как определено ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей природной среды», при осуществлении  хозяйственной, управленческой и иной деятельности, отрицательно влияющей на состояние окружающей природной среды, все субъекты экологических правоотношений обязаны руководствоваться следующими основными принципами:

  • соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
  • обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
  • научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
  • охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
  • ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
  • платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
  • независимость контроля в области охраны окружающей среды;
  • презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
  • обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
  • обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
  • учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
  • приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
  • допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды;
  • обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;
  • обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;
  • сохранение биологического разнообразия;
  • обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;
  • запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
  • соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
  • ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
  • организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;
  • участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;
  • международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
 
 
    1. Предмет и методы экологического права.
 

    Предметом экологического права являются общественные отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности.

    Под   содержанием    экологических    правоотношений понимаются права и обязанности участников правоотношений в области использования и охраны природной среды.

    Содержание прав и обязанностей зависит от состава участников правоотношений и объектов этих отношений.

    По  содержанию прав и обязанностей все  субъекты экологических правоотношений     подразделяются     на     четыре     категории:

  • природопользователи и собственники природных объектов   -   носители   прав   и   обязанностей по рациональному использованию природных ресурсов и охране природной среды;
  • органы представительной и исполнительной власти - специально уполномоченные органы государства, имеющие право регулирования использования природных ресурсов и контроля охраны природной среды;
  • общественные объединения экологического профиля,     наделенные    правом    участия    в    экологических правоотношениях и правом общественного контроля выполнения экологических предписаний;
  • органы прокуратуры, осуществляющие надзор за законностью в сфере экологических правоотношений.
 

    Объектами экологического права является то, по поводу чего совершается правовое регулирование, т.е. по поводу чего возникают экологические правоотношения. Объектами экологического права является сама окружающая среда, а также экологические права человека. 

    Федеральный закон "Об охране окружающей среды" относит к объектам охраны окружающей среды:

    • земли, недра, почвы;
    • поверхностные и подземные воды;
    • леса и иную растительность, животных и другие организмы и их генетический фонд;
    • атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

    Следует отметь, что природные ресурсы и объекты природы будут рассматриваться как объекты экологического права в том случае, если они обладают тремя характерными признаками:

    • естественное происхождение;
    • взаимосвязь с экосистемой (нахождение в естественной среде обитания);
    • выполнение функций жизнеобеспечения человека.
 

Таблица 1.

 
Пример  природного объекта
 
Естественное  происхождение
 
Взаимосвязь с экосистемой
 
Выполнение  функций жизнеобеспечения
 
Объект  экологического права
         
         
         
 

    В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

    Особой  охране подлежат объекты, включенные в  Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания. 

    Экологические права человека закреплены в международных правовых актах, в Конституции РФ, в ФЗ «Об охране окружающей природной среды» и других нормативно-правовых актах РФ. 

    Методом экологического права является способ воздействия на общественные отношения. Выделяются следующие методы:

    • экологизации (проявление общеэкологического подхода ко всем без исключения явлениям общественного бытия, проникновение глобальной задачи охраны окружающей среды во все сферы общественных отношений, регулируемые правом);
    • административно-правовой и гражданско-правовой (первый исходит из неравного положения субъектов права - из отношений власти и подчинения, второй основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования);
    • историко-правовой и прогностический (обоснование надежности принимаемых правовых и экономических мер, возможно, с учетом социальных и иных изменений, недопущение повторения ошибок, знание будущих состояний, процессов и явлений).
 
    1. Нормы, правоотношения и  источники экологического права.
 

    Нормы права относятся к разряду социальных норм.

    Норма права - это мысль, высказывание о должном или дозволенном поведении. Нормы фиксируют то, что должно быть. Согласно теории государства и права норма права - это волевое, общеобязательное, формально определенное правило поведения, регулирующее общественные отношения путем предоставления прав и возложения обязанностей, соблюдение которого обеспечено возможностью государственного принуждения. 

    Нормы экологического права -  
 
 
 

    Нормы экологического права делятся на три группы:

    1) отраслевые (охрана и использование отдельных природных объектов - земли, недр, вод, лесов и т.д.);

    2) комплексные (охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом);

    3) экологизированные (нормы других отраслей права - административного, уголовного и др.).

    С точки зрения содержания выделяются технико-юридические нормы, нормы технического содержания. По форме это юридические нормы, по содержанию - технические правила (СанПиНы, СНиПы и т.п.). 

    Правоотношение - это возникающее в соответствии с требованиями норм права общественное отношение, участники которого имеют субъективные права и юридические обязанности, гарантируемые государством. 

    Экологические правоотношения –  
 
 
 
 

    Основаниями возникновения экологических правоотношений являются юридические факты.

    Юридические факты - это конкретные жизненные факты, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. По волевому признаку все юридические факты делятся на события и действия.

    События - такие юридические факты, наступление которых не зависит от воли субъектов правоотношения (например, стихийные бедствия). События подразделяются на абсолютные (не зависят от воли кого-либо) и относительные (связаны с действиями человека).

    Действия - это факты, которые зависят от сознания и воли людей. Причем бездействие - это пассивное действие с точки зрения юриспруденции. Действия подразделяются на правомерные (или позитивные) и неправомерные (или негативные), что есть правонарушения. Надо отметить, что действие - это наиболее распространенное основание возникновения экологических правоотношений.

    Содержание  правоотношений составляют субъективные юридические права и обязанности.

    Субъективное  право - это мера дозволенного поведения, обеспечиваемая государством.

    Юридическая обязанность - это мера должного поведения, обеспеченная государством.

    Содержание  прав и обязанностей в конечном итоге  зависит от состава участников правоотношения и объекта этого отношения. 

    Источники экологического права. Нормативные правовые акты являются одним из источников права в науке юриспруденции наряду с другими источниками (правовые обычаи, судебные прецеденты). Нормативные акты подразделяются на две основные группы: законы и подзаконные акты. 

    Источниками права являются:  

    • международные документы,
    • Конституция РФ;
    • федеральные законы;
    • акты Президента РФ (указы, распоряжения);
    • акты Правительства РФ (постановления, распоряжения);
    • нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств.
 
    • законодательство  субъектов РФ:
    • конституции,
    • уставы субъектов РФ;
    • законы субъектов РФ;
    • акты глав субъектов РФ;
    • акты органов исполнительной власти субъектов РФ;
    • акты местного самоуправления.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ТЕМА 2. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ  НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ. 

2.1. Понятие права  собственности. 

    Под правом собственности на природные ресурсы понимают возможность владения, пользования и распоряжения данным природным ресурсом.

    Право собственности (в объективном смысле) охватывает правовые нормы, закрепляющие, регулирующие и охраняющие состояние  принадлежности материальных ценностей  конкретным физическим и юридическим, лицам.

Информация о работе Понятие экологического права. предмет, методы и источники. Экологические правоотношения