Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 12:43, реферат
В широком смысле экология (глобальная экология) - комплексная (междисциплинарная) наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и взаимодействии природы и общества. Задачи глобальной экологии - изучение законов взаимодействия природы и общества и оптимизация этого взаимодействия".
В связи с этим содержанием природоохранной деятельности органов милиции является:
ТЕМА
4. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОХРАНЫ
ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ
СРЕДЫ
4.1.
Регулирование сбора,
накопления и распространения
экологически значимой
информации.
Принимая во внимание, что информационные ресурсы в соответствии с гражданским и прочим законодательством стали объектом правоотношений, следует сказать о правовом режиме предоставления экологической информации.
На договорной основе за плату предоставляется информация коммерческим структурам, предприятиям и организациям гражданской авиации, морского и железнодорожного транспорта. За счет централизованных ассигнований из федерального бюджета осуществляются:
а)
обеспечение населения и
б) ведение государственных банков (архивов) данных в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнений окружающей природной среды;
в) выполнение международных обязательств Российской Федерации по передаче (обмену) указанной информации и данных.
В
соответствии с Федеральным законом
"Об информации, информатизации и
защите информации" документы, содержащие
информацию о чрезвычайных ситуациях,
экологическую, метеорологическую и санитарно-эпидемиологическую,
необходимую для обеспечения безопасного
функционирования населенных пунктов,
производственных объектов, безопасности
граждан и населения в целом, запрещено
относить к информации с ограниченным
доступом. Они являются открытыми и общедоступными
(ст. 10). Отказ же в доступе к открытой информации
или предоставление пользователям заведомо
недостоверной информации (а значит и
экологической) могут быть обжалованы
в судебном порядке, как указано в ст. 24
данного Закона. Более того, в соответствии
с требованиями ФЗ "Об охране окружающей
среды" должностные лица органов власти
субъекта РФ или органов местного самоуправления
несут административную ответственность
за предоставление искаженной, неполной
или недостоверной информации о состоянии
окружающей среды.
4.2.
Кадастры природных
ресурсов.
Одной
из важнейших функций
Выделяются следующие виды кадастров:
Можно дать обобщенное определение всем вышеперечисленным видам государственных кадастров - это систематизированный свод сведений, количественно и качественно характеризующих определенный вид природных ресурсов и явлений, в ряде случаев с их экономической или социально-экологической характеристикой и оценкой изменений под влиянием преобразующей деятельности человека, может включать рекомендации по рациональному использованию ресурсов, мерам их охраны.
Кадастры являются одной из форм учета социально-экономической оценки природных ресурсов наряду с регистрами и реестрами. Под кадастром понимают также совокупность сведений о количественном и качественном состоянии природных ресурсов, их экологической и экономической цене.
Правовой
основой ведения каждого из указанных
кадастров являются соответствующие
кодексы и законы РФ. Кадастр выступает
как источник информации официальных
государственных сведений, не подлежащих
переподтверждению иными органами.
В Федеральном законе "Об охране окружающей среды" упоминается о государственном учете объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Российским законодательством предусмотрены следующие случаи регистрации и ведения реестров (регистров):
1) государственный реестр объектов размещения отходов и федеральный классификационный каталог отходов;
2) государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов, на основании которой предоставляется разрешение на их производство, применение, реализацию, транспортировку, хранение, уничтожение, рекламу, ввоз и вывоз;
3) государственный реестр опасных производственных объектов, содержащий информацию об этих объектах и эксплуатирующих их организациях, в том числе признаках объектов, по которым они отнесены к опасным производственным объектам; о видах деятельности, на осуществление которых требуются лицензии; о ведомственной и территориальной принадлежности объектов;
4) регистрация
генно-инженерно-
5) государственная регистрация лекарственных средств, предназначенных для человека и животных;
6) регистр гидротехнических сооружений;
7) регистрация потенциально опасных химических и биологических веществ;
8) государственная регистрация недвижимого имущества и сделок с ним, учет земельных участков;
9) государственная регистрация лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате Чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов;
10) государственная регистрация новых пищевых продуктов;
11) государственный реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность по оценке соответствия продукции, производственных процессов и услуг требованиям качества и безопасности;
12) реестр
подводных потенциально опасных объектов
во внутренних водах и территориальном
море РФ (за исключением подводных переходов
трубопроводного транспорта), который
ведет МЧС России, и ряд других реестров
и регистров.
4.3.
Мониторинг окружающей
природной среды.
Еще одной из основных государственных функций в области охраны окружающей среды, осуществляемой по единой государственной системе в РФ, является экологический мониторинг.
Государственный учет, ведение кадастровых сведений и осуществление мониторинга тесно связаны между собой.
Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.
Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) - мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Как
видно из определения, не без помощи
мониторинга осуществляется как
ведение государственных
Видами государственного мониторинга являются:
В зависимости от:
масштабов системы мониторинг делится на глобальный, региональный, локальный;
уровня измененности человеком окружающей среды на фоновый и импактный.
При этом фоновым является мониторинг при наблюдении за явлениями и процессами, происходящими в окружающей среде, минимально затронутой вмешательством человека, и осуществляется станциями, расположенными в биосферных заповедниках.
Импактный - разновидность системы наблюдения за источниками антропогенного воздействия на окружающую среду в специально выделенных зонах, где осуществляется деятельность, связанная с повышенными экологическими рисками.
Одними из главных задач, которые решает единая государственная система экологического мониторинга, являются разработка прогнозов социально-экономического развития и принятие соответствующих решений, разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации и мероприятий по охране окружающей среды в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и за воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды, что предусмотрено, например, ст. 63 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Результаты мониторинга хранятся в специальных банках данных.
ТЕМА
5. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НОРМИРОВАНИЯ
В ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ
ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
5.1.
Нормирование и
стандартизация –
основная правовая
мера охраны окружающей
среды и функция
государственного
управления
В Конституции Российской Федерации (ст. 42) закреплено положение о том, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на достоверную информацию о ее состоянии. Это означает, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на такое качество окружающей среды, которое не создает угрозы для его здоровья и условий жизнедеятельности. Данное право обеспечивается нормированием качества природной среды.