Понятие экологического права. предмет, методы и источники. Экологические правоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 12:43, реферат

Описание работы

В широком смысле экология (глобальная экология) - комплексная (междисциплинарная) наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и взаимодействии природы и общества. Задачи глобальной экологии - изучение законов взаимодействия природы и общества и оптимизация этого взаимодействия".

Работа содержит 1 файл

Экологическое право.doc

— 355.00 Кб (Скачать)

    В связи с этим содержанием природоохранной  деятельности органов милиции является:

    • предупреждение и пресечение экологических правонарушений и в особенности преступлений;
    • надзор за техническим состоянием автотранспортных средств; участие в надзоре за соблюдением санитарных норм и правил;
    • борьба с браконьерством и другими нарушениями правил охоты и рыболовства;
    • расследование экологических преступлений, отнесенных к компетенции органов внутренних дел;
    • охрана объектов природы или природных комплексов;
    • участие в ликвидации последствий природных и техногенных аварий и катастроф;
    • оказание помощи природоохранным органам, органам санитарно-эпидемиологического надзора и другим органам при исполнении ими возложенных на них обязанностей.
 
 
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ТЕМА 4. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО  ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ  СРЕДЫ 
 

4.1. Регулирование сбора,  накопления и распространения  экологически значимой информации. 

    Принимая  во внимание, что информационные ресурсы  в соответствии с гражданским  и прочим законодательством стали  объектом правоотношений, следует сказать  о правовом режиме предоставления экологической  информации.

    На  договорной основе за плату предоставляется информация коммерческим структурам, предприятиям и организациям гражданской авиации, морского и железнодорожного транспорта. За счет централизованных ассигнований из федерального бюджета осуществляются:

    а) обеспечение населения и хозяйственно-экономических структур предупреждениями (оповещениями) о возникновении стихийных           гидрометеорологических, гелиогеографических (затмения, землетрясения и т.п.) явлений, информацией о фоновом состоянии загрязнения окружающей природной среды, прогнозами погоды общего пользования на период до трех суток по территориям и административным центрам республик, краев, областей, административных образований;

    б) ведение государственных банков (архивов) данных в области гидрометеорологии  и мониторинга загрязнений окружающей природной среды;

    в) выполнение международных обязательств Российской Федерации по передаче (обмену) указанной информации и данных.

    В соответствии с Федеральным законом "Об информации, информатизации и  защите информации" документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую и санитарно-эпидемиологическую, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом, запрещено относить к информации с ограниченным доступом. Они являются открытыми и общедоступными (ст. 10). Отказ же в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации (а значит и экологической) могут быть обжалованы в судебном порядке, как указано в ст. 24 данного Закона. Более того, в соответствии с требованиями ФЗ "Об охране окружающей среды" должностные лица органов власти субъекта РФ или органов местного самоуправления несут административную ответственность за предоставление искаженной, неполной или недостоверной информации о состоянии окружающей среды. 
 

4.2. Кадастры природных  ресурсов. 

    Одной из важнейших функций государственного управления в области охраны окружающей природной среды является организация учета и социально-экономической оценки природных ресурсов, т.е. ведение их кадастров, под которыми понимается совокупность сведений о количественном и качественном состоянии этих ресурсов, их экологической и экономической оценке. Они ведутся на всех уровнях (федеральном, республиканском, краевом, областном), и их ведение возлагается на соответствующие государственные природоохранные органы.

    Выделяются  следующие виды кадастров:

    • водный,
    • земельный,
    • лесной,
    • рекреационный,
    • почвенный,
    • фискальный,
    • экологический,
    • многоцелевой,
    • кадастр объектов животного мира,
    • кадастр отходов,
    • месторождений и проявлений полезных ископаемых и прочие.
 

    Можно дать обобщенное определение всем вышеперечисленным  видам государственных кадастров - это систематизированный свод сведений, количественно и качественно характеризующих определенный вид природных ресурсов и явлений, в ряде случаев с их экономической или социально-экологической характеристикой и оценкой изменений под влиянием преобразующей деятельности человека, может включать рекомендации по рациональному использованию ресурсов, мерам их охраны.

    Кадастры  являются одной из форм учета социально-экономической  оценки природных ресурсов наряду с  регистрами и реестрами. Под кадастром  понимают также совокупность сведений о количественном и качественном состоянии природных ресурсов, их экологической и экономической цене.

    Правовой  основой ведения каждого из указанных  кадастров являются соответствующие  кодексы и законы РФ. Кадастр выступает как источник информации официальных государственных сведений, не подлежащих переподтверждению иными органами.  

    В Федеральном законе "Об охране окружающей среды" упоминается о государственном учете объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Российским законодательством предусмотрены следующие случаи регистрации и ведения реестров (регистров):

    1) государственный реестр объектов размещения отходов и федеральный классификационный каталог отходов;

    2) государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов, на основании которой предоставляется разрешение на их производство, применение, реализацию, транспортировку, хранение, уничтожение, рекламу, ввоз и вывоз;

    3) государственный реестр опасных производственных объектов, содержащий информацию об этих объектах и эксплуатирующих их организациях, в том числе признаках объектов, по которым они отнесены к опасным производственным объектам; о видах деятельности, на осуществление которых требуются лицензии; о ведомственной и территориальной принадлежности объектов;

    4) регистрация генно-инженерно-модифицированных организмов;

    5) государственная регистрация лекарственных средств, предназначенных для человека и животных;

    6) регистр гидротехнических сооружений;

    7) регистрация потенциально опасных химических и биологических веществ;

    8) государственная регистрация недвижимого имущества и сделок с ним, учет земельных участков;

    9) государственная регистрация лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате Чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов;

    10) государственная регистрация новых пищевых продуктов;

    11) государственный реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность по оценке соответствия продукции, производственных процессов и услуг требованиям качества и безопасности;

    12) реестр подводных потенциально опасных объектов во внутренних водах и территориальном море РФ (за исключением подводных переходов трубопроводного транспорта), который ведет МЧС России, и ряд других реестров и регистров. 

4.3. Мониторинг окружающей  природной среды. 

    Еще одной из основных государственных  функций в области охраны окружающей среды, осуществляемой по единой государственной  системе в РФ, является экологический мониторинг.

    Государственный учет, ведение кадастровых сведений и осуществление мониторинга тесно связаны между собой.

    Мониторинг  окружающей среды (экологический мониторинг) - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

    Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) - мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

    Как видно из определения, не без помощи мониторинга осуществляется как  ведение государственных кадастров, так и учет негативного воздействия  соответствующих источников.

    Видами  государственного мониторинга являются:

    • фоновый,
    • социально-гигиенический,
    • мониторинг водных объектов,
    • экологический мониторинг состояния внутренних морских вод и территориального моря,
    • мониторинг состояния исключительной экономической зоны,
    • мониторинг атмосферного воздуха,
    • мониторинг состояния недр,
    • мониторинг экологической системы озера Байкал,
    • мониторинг земель,
    • мониторинг мелиорированных земель,
    • мониторинг лесов,
    • мониторинг объектов животного мира,
    • мониторинг радиационно-опасных объектов и территорий и ряд других.

    В зависимости от:

    масштабов системы мониторинг делится на глобальный, региональный, локальный;

    уровня  измененности человеком окружающей среды  на фоновый и импактный.

    При этом фоновым является мониторинг при  наблюдении за явлениями и процессами, происходящими в окружающей среде, минимально затронутой вмешательством человека, и осуществляется станциями, расположенными в биосферных заповедниках.

    Импактный - разновидность системы наблюдения за источниками антропогенного воздействия на окружающую среду в специально выделенных зонах, где осуществляется деятельность, связанная с повышенными экологическими рисками.

    Одними  из главных задач, которые решает единая государственная система экологического мониторинга, являются разработка прогнозов социально-экономического развития и принятие соответствующих решений, разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации и мероприятий по охране окружающей среды в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и за воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды, что предусмотрено, например, ст. 63 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Результаты мониторинга хранятся в специальных банках данных.

    ТЕМА 5. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НОРМИРОВАНИЯ В ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ 
 

    5.1. Нормирование и  стандартизация –  основная правовая  мера охраны окружающей  среды и функция  государственного  управления 

    В Конституции Российской Федерации (ст. 42) закреплено положение о том, что каждый имеет право на благоприятную  окружающую среду и на достоверную  информацию о ее состоянии. Это означает, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на такое  качество окружающей среды, которое не создает угрозы для его здоровья и условий жизнедеятельности. Данное право обеспечивается нормированием качества природной среды.

Информация о работе Понятие экологического права. предмет, методы и источники. Экологические правоотношения