Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 12:43, реферат
В широком смысле экология (глобальная экология) - комплексная (междисциплинарная) наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и взаимодействии природы и общества. Задачи глобальной экологии - изучение законов взаимодействия природы и общества и оптимизация этого взаимодействия".
Институт права собственности решает, таким образом, следующие задачи:
во-первых, составляющие его нормы права собственности закрепляют экономические отношения, складывающиеся в обществе по поводу принадлежности тех или иных ценностей определенным лицам (собственникам);
во-вторых, нормы права собственности определяют правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению принадлежащими ему ценностями;
в-третьих, они заключают в себе правовые способы охраны прав и законных интересов собственника.
Нормы,
составляющие институт права собственности,
регулируют весьма обширный круг общественных
отношений и содержатся в целом
ряде законодательных и нормативно-
Правомочие владения означает установленную законом фактическую принадлежность материальных ценностей определенному лицу.
Правомочие пользования - это основанная на законе возможность эксплуатации материальных ценностей, извлечения из них полезных свойств с целью удовлетворения производственных и личных нужд.
Под правомочием распоряжения понимается предоставленная собственнику законом возможность изменять юридическую судьбу принадлежащих ему материальных ценностей (например, отчуждение, отдача в залог, уничтожение и т.д.).
Право собственности предполагает, как правило, наличие у собственника одновременно всех трех перечисленных правомочий.
Право собственности следует отличать от вещных прав лиц, не являющихся собственниками, а именно:
2.2.
Три формы собственности
в Российской Федерации.
Согласно статье 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Эта же норма провозглашает землю и другие природные ресурсы основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Поэтому Основной Закон закрепляет особый правовой режим природных объектов и ресурсов - как объектов права собственности, чем отличает их от правового статуса материальных ценностей, отнесенных законодательством к недвижимому имуществу (строений, транспортных средств, зданий, сооружений). Указанная особенность заключается в том, что природные объекты и ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами и в той мере, в какой их оборот допускается законодательством, не могут уничтожаться собственниками.
Таким
образом, законодательство может ограничивать
основные правомочия собственника (как
правило, в части пользования
и распоряжения) на природные объекты
и ресурсы в силу их особой значимости
для общества. Такие ограничения
обусловлены в основном социальными, экономическими
и экологическими причинами. Так, поскольку
особые - природные свойства земли отражены
в правовых нормах, определяющих категории
земель по их целевому назначению, земельное
законодательство возлагает на собственников
обязанность использовать земельные угодья
только согласно этому назначению.
Государственной собственностью являются все земли и другие природные ресурсы, не состоящие в частной или муниципальной собственности. Она выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации - республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
Правомочие владения природными объектами и ресурсами означает установленную законом фактическую их принадлежность государству (РФ и ее субъектам). Владея природными объектами и ресурсами, государство может определять и обеспечивать правовой режим отдельных объектов и их комплексов (например, объявить о создании на определенной территории национального природного парка). Рассматриваемое право распространяется на природные объекты и ресурсы, находящиеся в пределах государственных границ, континентального шельфа и экономической зоны Российской Федерации.
Правомочие пользования природными объектами и ресурсами - это основанная на законе возможность их эксплуатации, извлечения из них полезных свойств с целью удовлетворения социальных потребностей. Реализуя это правомочие, государство в лице своих органов определяет объектный и субъектный состав для пользователей землей, недрами, водами, лесом, животным миром; устанавливает порядок и пределы такого пользования, контроль над ним; меры ответственности за нарушение правил природопользования; систему налоговых и иных платежей.
Под правомочием распоряжения государством природными объектами и ресурсами следует понимать его возможность определять и изменять правовой статус природных объектов. Эта возможность проявляется в действиях государства двояко. Во-первых, через установление в правовых нормах категорий природных объектов в соответствии с их целевым назначением. Во-вторых, путем распределения и перераспределения природных объектов между владельцами и пользователями.
Правомочия
владения, пользования и распоряжения
природными объектами и ресурсами
реализуются государством в комплексе,
с учетом состояния всей экологической
системы.
Право муниципальной собственности на природные объекты и ресурсы охватывает правовые нормы, закрепляющие, регулирующие и охраняющие состояние принадлежности земли и иных природных объектов и ресурсов муниципальным образованиям.
Субъектами
права муниципальной
Объектами
права муниципальной
Специфика
права муниципальной
Частная собственность на землю и другие природные ресурсы.
Как предусмотрено ст. 213 ГК РФ, в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам и юридическим лицам.
К
числу объектов данного вида собственности
законодатель относит, например, земельные
участки, предоставленные или
Получение земли, иных природных объектов и ресурсов в частную собственность возможно двумя способами:
Государство налагает на частных собственников земли и иных природных объектов и ресурсов обязанность использовать их рационально, с соблюдением целевого назначения. Собственникам земли выдается свидетельство о праве собственности на землю, которое служит основанием действий собственников по владению, пользованию и распоряжению земельными участками и всеми природными объектами и ресурсами, находящимися над и под поверхностью этих участков, если нет специальных ограничений в законах о недрах, об использовании воздушного пространства, иных законах, а также, если осуществление правомочий собственника не нарушает прав других лиц.
Согласно действующему законодательству, природные объекты и ресурсы, находящиеся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежат им на праве общей собственности. В частности, граждане и юридические лица-собственники обладают правом иметь природные объекты и ресурсы на праве общей собственности с определением долей каждого из них (общая долевая собственность) или без определения доли (общая совместная собственность). В этом случае владение, пользование и распоряжение природными объектами и ресурсами осуществляются по соглашению всех собственников, а при недостижении согласия - по решению суда. Плоды, продукция и доходы от использования природных объектов и ресурсов, находящихся в долевой собственности, распределяются, как правило, между участниками долевой собственности соразмерно их долям. Так, в настоящее время право общей долевой собственности наиболее распространено среди лиц, являющихся членами реорганизованных в акционерные общества колхозов и совхозов.
Приватизация
природных объектов - один из способов
приобретения права собственности
на них. При приватизации природные объекты
и ресурсы, находящиеся в государственной
или муниципальной собственности, передаются
в собственность граждан и юридических
лиц в порядке, предусмотренном законами
о приватизации государственного и муниципального
имущества.
Таблица 2.
Природный ресурс (объект) |
Государственная собственность | Муниципальная собственность |
Частная собственность | |
Федеральная собственность | Собственность субъектов РФ | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Земля (земельные участки) |
||||
Вода (водные объекты) |
||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Недра |
||||
Животный мир |
||||
Леса (растительный мир) |
ТЕМА
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ
ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ
СРЕДЫ