Понятие экологического права. предмет, методы и источники. Экологические правоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 12:43, реферат

Описание работы

В широком смысле экология (глобальная экология) - комплексная (междисциплинарная) наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и взаимодействии природы и общества. Задачи глобальной экологии - изучение законов взаимодействия природы и общества и оптимизация этого взаимодействия".

Работа содержит 1 файл

Экологическое право.doc

— 355.00 Кб (Скачать)

    Институт  права собственности решает, таким  образом, следующие задачи:

    во-первых, составляющие его нормы права собственности закрепляют экономические отношения, складывающиеся в обществе по поводу принадлежности тех или иных ценностей определенным лицам (собственникам);

    во-вторых, нормы права собственности определяют правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению принадлежащими ему ценностями;

    в-третьих, они заключают в себе правовые способы охраны прав и законных интересов собственника.

    Нормы, составляющие институт права собственности, регулируют весьма обширный круг общественных отношений и содержатся в целом  ряде законодательных и нормативно-правовых актов подзаконного характера различных  отраслей российского права, и, прежде всего в конституционном праве. Указанные нормы включены также в гражданское, административное, финансовое, земельное, экологическое, уголовное и другие отрасли права. Они конкретизируют конституционно закрепленное право собственности, содержат меры ответственности за посягательство на него. Так, нормы гражданского права раскрывают содержание права собственности (в субъективном смысле) через правомочия владения, пользования и распоряжения собственника своим имуществом.

    Правомочие  владения означает установленную законом фактическую принадлежность материальных ценностей определенному лицу.

    Правомочие  пользования - это основанная на законе возможность эксплуатации материальных ценностей, извлечения из них полезных свойств с целью удовлетворения производственных и личных нужд.

    Под правомочием распоряжения понимается предоставленная собственнику законом возможность изменять юридическую судьбу принадлежащих ему материальных ценностей (например, отчуждение, отдача в залог, уничтожение и т.д.).

    Право собственности предполагает, как правило, наличие у собственника одновременно всех трех перечисленных правомочий.

    Право собственности следует отличать от вещных прав лиц, не являющихся собственниками, а именно:

    • права бессрочного пользования;
    • права пожизненного наследуемого владения земельным участком;
    • сервитутов,
    • права хозяйственного ведения и права оперативного управления имуществом (ст. 216ГКРФ. Ч. 1).
 
 

2.2. Три формы собственности  в Российской Федерации. 

    Согласно  статье 9 Конституции Российской Федерации  земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

    Эта же норма провозглашает землю  и другие природные ресурсы основой  жизни и деятельности народов, проживающих  на соответствующей территории. Поэтому Основной Закон закрепляет особый правовой режим природных объектов и ресурсов - как объектов права собственности, чем отличает их от правового статуса материальных ценностей, отнесенных законодательством к недвижимому имуществу (строений, транспортных средств, зданий, сооружений). Указанная особенность заключается в том, что природные объекты и ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами и в той мере, в какой их оборот допускается законодательством, не могут уничтожаться собственниками.

    Таким образом, законодательство может ограничивать основные правомочия собственника (как  правило, в части пользования  и распоряжения) на природные объекты  и ресурсы в силу их особой значимости для общества. Такие ограничения  обусловлены в основном социальными, экономическими и экологическими причинами. Так, поскольку особые - природные свойства земли отражены в правовых нормах, определяющих категории земель по их целевому назначению, земельное законодательство возлагает на собственников обязанность использовать земельные угодья только согласно этому назначению. 

    Государственной собственностью являются все земли и другие природные ресурсы, не состоящие в частной или муниципальной собственности. Она выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации - республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

    Правомочие  владения природными объектами и ресурсами означает установленную законом фактическую их принадлежность государству (РФ и ее субъектам). Владея природными объектами и ресурсами, государство может определять и обеспечивать правовой режим отдельных объектов и их комплексов (например, объявить о создании на определенной территории национального природного парка). Рассматриваемое право распространяется на природные объекты и ресурсы, находящиеся в пределах государственных границ, континентального шельфа и экономической зоны Российской Федерации.

    Правомочие  пользования природными объектами и ресурсами - это основанная на законе возможность их эксплуатации, извлечения из них полезных свойств с целью удовлетворения социальных потребностей. Реализуя это правомочие, государство в лице своих органов определяет объектный и субъектный состав для пользователей землей, недрами, водами, лесом, животным миром; устанавливает порядок и пределы такого пользования, контроль над ним; меры ответственности за нарушение правил природопользования; систему налоговых и иных платежей.

    Под правомочием распоряжения государством природными объектами и ресурсами следует понимать его возможность определять и изменять правовой статус природных объектов. Эта возможность проявляется в действиях государства двояко. Во-первых, через установление в правовых нормах категорий природных объектов в соответствии с их целевым назначением. Во-вторых, путем распределения и перераспределения природных объектов между владельцами и пользователями.

    Правомочия  владения, пользования и распоряжения природными объектами и ресурсами  реализуются государством в комплексе, с учетом состояния всей экологической системы. 

    Право муниципальной собственности на природные объекты и ресурсы охватывает правовые нормы, закрепляющие, регулирующие и охраняющие состояние принадлежности земли и иных природных объектов и ресурсов муниципальным образованиям.

    Субъектами  права муниципальной собственности  на природные объекты и ресурсы  являются городские и сельские поселения, а также другие муниципальные  образования (ст. 215 ГК РФ. Ч 1).

    Объектами права муниципальной собственности, согласно действующему законодательству, могут быть земельные участки, предназначенные для обслуживания муниципальных потребностей города, занятые постройками, улицами, площадями, парками, садами, муниципальными лесами, общераспространенными полезными ископаемыми, замкнутыми водными объектами (озера, пруды) и т.д.

    Специфика права муниципальной собственности  на природные объекты и ресурсы  состоит в том, что ее объекты  носят целевой характер, т.е. удовлетворяют  жилищно-коммунальные, санитарно-культурные и бытовые потребности населения соответствующих территорий.

    Частная собственность на землю и другие природные ресурсы.

    Как предусмотрено ст. 213 ГК РФ, в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам и юридическим лицам.

    К числу объектов данного вида собственности  законодатель относит, например, земельные  участки, предоставленные или приобретенные  по их целевому назначению (для ведения крестьянского и личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного и жилищного строительства, предпринимательской деятельности и т.д.). Причем право собственности распространяется не только на почвенный слой, находящийся в пределах земельных участков, но и на расположенные там замкнутые водоемы, леса и растения.

    Получение земли, иных природных объектов и  ресурсов в частную собственность  возможно двумя способами:

    • административно-правовым (по решению государственного органа);
    • гражданско-правовым (путем купли-продажи, наследования, дарения, обмена, приватизации предприятия, выкупа залога и т.д.).

    Государство налагает на частных собственников  земли и иных природных объектов и ресурсов обязанность использовать их рационально, с соблюдением целевого назначения. Собственникам земли выдается свидетельство о праве собственности на землю, которое служит основанием действий собственников по владению, пользованию и распоряжению земельными участками и всеми природными объектами и ресурсами, находящимися над и под поверхностью этих участков, если нет специальных ограничений в законах о недрах, об использовании воздушного пространства, иных законах, а также, если осуществление правомочий собственника не нарушает прав других лиц.

    Согласно  действующему законодательству, природные объекты и ресурсы, находящиеся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежат им на праве общей собственности. В частности, граждане и юридические лица-собственники обладают правом иметь природные объекты и ресурсы на праве общей собственности с определением долей каждого из них (общая долевая собственность) или без определения доли (общая совместная собственность). В этом случае владение, пользование и распоряжение природными объектами и ресурсами осуществляются по соглашению всех собственников, а при недостижении согласия - по решению суда. Плоды, продукция и доходы от использования природных объектов и ресурсов, находящихся в долевой собственности, распределяются, как правило, между участниками долевой собственности соразмерно их долям. Так, в настоящее время право общей долевой собственности наиболее распространено среди лиц, являющихся членами реорганизованных в акционерные общества колхозов и совхозов.

    Приватизация  природных объектов - один из способов приобретения права собственности на них. При приватизации природные объекты и ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, передаются в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Таблица 2.

 
Природный ресурс (объект)
Государственная собственность  
Муниципальная собственность
 
Частная собственность
Федеральная собственность Собственность субъектов РФ
1 2 3 4 5
 
Земля (земельные участки) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
       
 
Вода (водные объекты) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
       
1 2 3 4 5
 
Недра 
 
 
 
 
 
 
 
 
       
 
Животный  мир 
 
 
 
 
 
 
 
 
       
 
Леса (растительный мир) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
       

ТЕМА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ  УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ  ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ  СРЕДЫ 

Информация о работе Понятие экологического права. предмет, методы и источники. Экологические правоотношения