Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 20:18, контрольная работа
В конце 18-19в под давлением огромного фактического материала назревала острая необходимость в обобщении разнообразных сведений о природе и синтезе новой концепции Земли, как планеты, ее строении, составе. Одним из наиболее ярких достижений конца 19 в. Является формулировка В.В. Докучаевым учения о почве, как о особенном естественно-историческом теле – царстве природы, наряду с минералами, живыми и растениями.
История возникновения учения о биосфере; Роль классической экологии3
Сущность учения Вернадского4
Биография Вернадского6
Биосфера10
Живое вещество планеты11
Главный слой жизни12
«Всюдность жизни»12
Давление жизни13.
«Организованность» биосферы14.
Пределы жизни
Геологическая сила человека16
Проблема биосферы, как среды жизни человека.
Понятие ноосферы
Основные экосистемы мира25
С
одной стороны, красной нитью
в истекшем столетии проходит рост
науки и развитие научного миропонимания.
Они проявились как в коренном
изменении условий обыденной
жизни – в открытиях и
Под влиянием научного движения в не менее резкой степени меняется религия в общественной жизни и понимание религиозных доктрин людьми, затронутыми образованием; что еше важнее, появились новые формы религиозного сознания, считающиеся с теми данными, которые кажутся научно доказанными , и исходят из них в своих построениях. Эти формы «реформированных» религий являются явными указателями силы научного движения в истекшем столетии. Не менее крупное влияние оказало развитие науки на положение к концу столетия философских доктрин и философского миропонимания. Даже в областях искусства в 19 в. – в этих наиболее далеких от науки проявлениях человеческого сознания – видим мы и чувствуем могущественное влияние научного миропонимания, главным образом благодаря коренному изменению и открывающимся безграничным горизонтам техники…
Чувствуется и понимается неизбежность новых, дальнейших успехов знания, достижение наукой того, что кажется нам самыми смелыми фантазиями. В некоторых отношениях этот рост был быстрее порывов человеческой фантазии и кое-где научно достигнутое определило те границы возможного, которые еще недавно ставились человеком.
Из
очерка «Прогресс науки и народные
массы». 1903г.
1905 год: Дело будущего развития науки – подойти к таким задачам и к таким научным вопросам, которые заставят философскую мысль искать новых путей, как искал и нашел их Кант, когда наука 18в. Столетия вошла в коллизию с философскими системами 18в. Своеобразное развитие точного знания и математики за последние десятилетия ясно, кажетя мне показывают, что мы входим в этот новый период, и перед человеческой мыслью начинают слагаться новые горизонты, которые потребуют от нее новой созидательной философской работы. Это – дело ближайшего будущего.
Кант и естествознание 18 столетия. 1905г.
1906 год: Среди сутолоки жизни и преходящих интересов дня не обращают на себя внимания вечные философские вопросы, волнующие человечество, отвлеченные, абстрактные искания человеческой мысли. А между тем именно они в действительности управляют современным движением, они руководят действиями отдельных лиц, двигают народные массы, дают тон всему содержанию русской жизни; в них кроется смысл движения, и оно может быть понято и оценено только при свете этих вечно юных, далеких от мелочей жизни идей и стремлений.
В настроениях минуты и в событиях дня можно отметить три таких течения, которые смотрят вперед, которые не стремятся восстановить прошлое, которые кладут камн будущему строю человеческого общества. В их борьбе – на конкретной почве русской действительности – вырисовывается для нас смысл переживаемых нами событий, заключается глубочайший философский интерес преходящего дня.
Одно из них тесно связано с великим социалистическим движением 19 столетия. Оно является результатом социалистического мировоззрения, социалистического понимания хода и задач общественной жизни <…>.
Социализм явился прямым и необходимым результатом роста научного мировоззрения; он представляет из себя самую глубокую и могучую форму влияния научной мысли на ход общественной жизни, какая только наблюдалась до сих пор в истории человечества, если исключить влияние техники, ибо это последнее совершается вне воли и сознания ее творцов.
Глубокая критика хозяйственной жизни раскрыла перед нами причины экономического неравенства и связанных с ними несчастий и страданий с такой силой, какая была раньше неизвестна.
Исторический
смысл событий в России 1905-1906гг.
1910 год: Благодаря открытию явления радиоактивности, мы узнали новый негаданный источник энергии. Этим источником явились химические элементы. Альфа, бета и гамма лучи способны производить работу, несут электричество разного знака, производят самые разнообразные изменения в окружающей среде.
Научные открытия не являются во всеоружии, в готовом виде. Процесс научного творчества, озаренный сознанием отдельных великих человеческих личностей, есть вместе с тем медленный и вековой процесс общечеловеческого развития.
Задача
дня в области радия. 1910г.
1912 год: Деятельность человека. В последние века появился новый фактор, который увеличивает количество свободных химических элементов, преимущественно газов и металлов, на земной поверхности. Фактором этим является человеческая деятельность.
В общем, человек действует в том же направлении, в каком, как мы видели, идет деятельность органического мира. Но с появлением человека эта деятельность получает новые оттенки и совершенно новое направление.
Человек таким образом постоянно перерабатывает верхнюю покрышку земной коры и переводит значительную часть ее соединений в свободные элементы.
Опыт
описательной минералогии.
1913 год: По самым основам своим наука является глубоко демократичной, так как она имеет своим источником только силу ума и глубину вдохновения человеческой личности и в своих результатах абсолютно не связана с каким-нибудь определенными формами общественного строя. Для нее наиболее благоприятны и наиболее ей жилательны такие формы общественности, которые дают возможность, с одной стороны, наиболее ярко и свободно проявляться богато одаренным личностям, а с другой стороны, позволяют наиболее полно провести в жизнь организацию коллективной научной работы.
Демократизация жизни и государственных форм проникла всю высшую школу нашего времени; ее влияние с каждым поколением усиливается.
Наконец наряду с этим в новейшей истории высшей школы надо выдвинуть влияние еще одной черты нового времени – распространение единой культуры, или во всяком случае, доступность единой культуры для всех стран и для всех народов, для всего человечества. Нельзя не отметить, что и здесь развитие науки является одним из главнейших факторов, если даже не самым главным фактором, обуславливающим единство человеческой культуры. Ибо научное знание есть единственная форма духовной культуры, общая для всего человечества и зависящая в своей основе от исторического или географического места и времени. Это является неизбежным следствием самой сущности науки – единой в основе своих выводов, для всех обязательной и непререкаемой.
Задача
высшего образования нашего времени.
Вестник воспитания, 1913 г.
Нельзя забывать, что духовная сила общества создается только существованием в его среде творческой самостоятельной работы отдельных лиц во всех областях культурной жизни – науке, философии, религии, искусстве, общественной жизни. А Научная творческая работа общества слагается из единичной творческой работы отдельных его членов.
Памяти
П.К. Алексата. Русская мысль, 1913г.
1915 год: Запасы энергии с одной стороны, слагаются из той силы, как физической, так и духовной, которая заключается в населении государства… Чем оно обладает большими знаниями, большей трудоспособностью, тем больше простора предоставлено его творчеству, больше свободы для развития его личности, меньше трений и тормозов для его деятельности – тем полезная энергия, вырабатываемая населением, больше, каковы бы ни были те внешние, вне человека лежащие условия которые находятся в среде природы, его окружающей.
Лучистая и атомная энергия находятся вне государственного учета, не могут интересовать практического политика, но должны уже теперь занимать мысль всякого государственного деятеля, смотрящего вперед, как источники будущих благ человечества.
Химические элементы строят всю земную кору, а свойственная им химическая энергия во всех бесконечно разнообразных проявлениях служит объектом всей работы человечества при превращении ее из потенциальной в полезную форму.
Когда Homo sapiens стал утилизировать эту энергию мертвого мира, он вышел в новый класс организмов. В геологической истории Земли использование человеком этой формы потенциальной энергии явилось, среди высших организмов, совершенно новым фактором, никогда раньше не бывшим. Лишь низкие формы организмов могли играть геологически аналогичную – правда, аналогия довольно отдаленная – роль.
Геологически самое существенное отличие, внесенное в эту химическую работу живого вещества человеком, по сравнению с играющим столь важную роль в геологической истории микроорганизмами, заключалось в разнообразии химических изменений, вносимых человеком, в том, что он один коснулся в своей работе почти всех химических элементов и, вероятно, в конечном итоге коснется всех элементов.
Еще большее значение получит эта работа человечества, когда мы примем во внимание количественную сторону явлений; тогда можно сказать, что работа 19-20вв. явится в этом смысле сравнимой с работой всего доступного точному историческому изучению прошлого.
Об
использовании хим.элементов в
России, 1915г.
По
мере того, как общечеловеческая культура
распространяется на все больший и больший
район земного шара, перед человечеством
яснее становится вопрос об ограниченности
тех полезных сил, какие сосредоточены
в окружающей его природе. По мере того,
как научное знание все больше охватывает
окружающую жизнь, распространяется забота
о будущем, об охране для потомств богатств
природы, бережного их потребления. Под
влиянием этих идей вырабатываются сейчас
более совершенные способы добычи и использования
сил природы, которые позволяют сохранять
достаточную часть силы, раньше пропадавшей
бесследно.
Об
изучении естеств. Производительных сил
России. 1915г.
1917 год: Мы недостаточно оцениваем значение огромной непрерывности нашей территории. Подобно Северо-Американским Соединенным Штатам мы являемся государством-континентом. В отличие от Штатов мы страдаем от того, что в действительности является первоисточником нашей силы. Но и у нас придет время, когда мы, подобно Штатам, будем им пользоваться для трудноисчислимых удобств жизни. Это время придет тогда, когда наша политика будет определяться волей нас всех, т.е. волей народа…
Задачи
науки в связи с
1920 год: Вся наша культура, охватившая всю поверхность земной коры, является созданием научной мысли и научного творчества. Такого положения еще не было в истории человечества, из него еще не сделаны выводы социального характера.
Человечество взятое в целом не безразлично в стихийных, естественных процессах, идущих на земной поверхности. Оно здесь теснейшим образом связано с другими организмами и совершает с ними вместе огромную, определенного рода геологическую работу. Если бы эта работа прекратилась или изменилась, это сказалось бы очень резко на ходе естественных геологических процессов. Составная часть остальных организмов – живого вещества, - человек чрезвычайно меняет всю работу живого вещества. Он вместо прежней природы создает новую культурную природу, резко меняет облик земной коры.
Мы имеем здесь типичную картину стихийного, геологического, естественного процесса. В этих явлениях роль живого вещества – организмов – колоссальна; без них вся химия земной коры пошла бы иначе. В этих процессах среди живого вещества, особенно на суше, - чрезвычайна роль человечества, и его геохимическое значение увеличивается с каждым столетием.
Наука представляет ту силу которая спасает человечество, не дает ему опуститься, является той силой, которая совершает человеческую работу, в частном случае – геохимическую. Силой, делающей эту работу, является и сознание и воля человека, выраженные в форме науки.
Лекция
на кооперативных курсах в г. Симферополе.1920г.
1922 год: Мы подходим к великому перевороту в жизни человечества, с которым не могут сравниваться все им раньше пережитые. Недалеко время когда человек получит в свои руки атомную энергию, такой источник силы, который позволит ему строить свою жизнь как он захочет… Это может случиться в ближайшие годы, может случится через столетие. Но ясно, что это должно быть.
Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить ее на добро, а не на самоуничтожение?
Мысль
и внимание должны быть направлены
на этот вопрос. А нет ничего в
мире сильнее свободной научной
мысли!
1924 год: Вся научная работа, по самой сути своей, связана со свободным суждением свободной человеческой личности и, как мы знаем из истории научного знания, она творится только потому, что ученый в своих исканиях идет по избранному пути, не считая равноценным своему суждению ничьи мнения или оценки.
Информация о работе История возникновения учения о биосфере; Роль классической экологии