История возникновения учения о биосфере; Роль классической экологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 20:18, контрольная работа

Описание работы

В конце 18-19в под давлением огромного фактического материала назревала острая необходимость в обобщении разнообразных сведений о природе и синтезе новой концепции Земли, как планеты, ее строении, составе. Одним из наиболее ярких достижений конца 19 в. Является формулировка В.В. Докучаевым учения о почве, как о особенном естественно-историческом теле – царстве природы, наряду с минералами, живыми и растениями.

Содержание

История возникновения учения о биосфере; Роль классической экологии3
Сущность учения Вернадского4
Биография Вернадского6
Биосфера10
Живое вещество планеты11
Главный слой жизни12
«Всюдность жизни»12
Давление жизни13.
«Организованность» биосферы14.
Пределы жизни
Геологическая сила человека16
Проблема биосферы, как среды жизни человека.
Понятие ноосферы
Основные экосистемы мира25

Работа содержит 1 файл

Экология - работа.doc

— 262.50 Кб (Скачать)

      От  уровня геоида биосфера протягивается вверх до границ стратосферы, в нее проникая: она едва ли может дойти до ионосферы – земного электромагнитного вакуума, только что охватываемого научным сознанием. Ниже уровня геоида живое вещество на суше проникает в стратосферу и в верхние области метаморфической и гранитной оболочек. В разрезе планеты оно подымается на 20-25 км выше уровня геоида и опускается в среднем на 4-5 км ниже этого уровня. Границы эти в ходе времени меняются и местами, на небольших, правда, протяжениях, далеко за них заходят. По-видимому, в морских глубинах живое вещество должно местами проникать глубже 11 км, и установлено его нахождение глубже 6 км.

      В стратосфере мы как раз переживаем проникновение в нее человека, всегда неотделимого от других организмов. [1,3,4].  
 
 
 

Геологическая сила человека.

     1882 год: Никогда человек не имел такого влияния на окружающую его природу, как теперь, никогда еще это влияние не было так разнообразно и так сильно. Человек настоящего времени представляет собой геологическую силу, и сила эта сильна именно тем, что она возрастает, и предела ее возрастанию нам не видно. Таким он является благодаря науке, теперь все более и более захватывающую жизнь человека, науке, которая в лице лучших своих представителей стремится сделать предметом своего исследования все возможное, захватывает все области, которые ей были закрыты спокон веков и представлены на волю человеческой фантазии. Открываются новые методы науки, накапливаются новые факты, а с новыми фактами, с их  объяснения и появляются приложения к практической жизни-эти методы, факты, гипотезы доставляет то орудие, которое удесятеряет силу человека. Он познает природу и старается вывести из этого познания могущество, старается так приладить проявления природы, чтобы они были полезны ему, человеку. И мы видим что он в немногие годы прорывает перешейки, осушает озера, изменяет течение рек. Мы видим, что он овладевает силою пара, силою электричества; делает бесплодные, лишенные растительности места покрытыми роскошной растительностью. Он потребляет накопленные за миллионы лет до него склады угля и распределяет скрытую в них силу, энергию по своему желанию; он является важнейшим агентом в распределении видов органической и неорганической природы, уничтожает одни, создает другие. Неоспоримо, самый сильный в наше время организм есть он. Несомненно, он важнейший агент в той полосе земного сфероида, где деятелем является сила органической материи. Полоса эта невелика, но иона расширяется его деятельностью: он поднимается так высоко над Землею, как никто не поднимался до него, он прорывался так глубоко в недра земли, бывл там, где никогда не бывал организм.

     Сила  его велика, велика потому, что проявляется  в самых разнообразных явлениях природы, что пытливому уму человека есть дело до всего, что не оставляет  в покое ничего.

Из доклада  студента В.И. Вернадского «О предсказании погоды» на заседании

Студенческого научно-литературного общества СПб. Университета. 1882г.

 Рукопись  ААН, ф. 518, оп 1, N227, л. 1, 2 

     1884 год: Разум человека развивался постепенно, и мы можем, вернее, могли бы проследить это развитие, изучая его состояние в разных группах животного царства и у разных народов. Есть, однако, многое, общее большинству людей, есть такие выводы, которые будут приняты необходимыми всем людям, и это составляет наш разум.

Из путевого дневника за июль 1884 г. ААН, ф. 518, оп.2, л.9 

      Задача  человека заключается в доставлении  наивозможно большей пользы окружающим <...> Наряду с этим нельзя забывать, что жизнь человека кончается с тем, что называют иногда «временной», «земной», и что здесь, в этой жизни, он должен достигнуть, возможно большего счастья. Такое состоит как умственном и художественном кругозоре, так и в материальной обеспеченности; умственный кругозор – наука; художественный – изящные искусства, поэзия музыка, живопись, скульптура и даже религия – мир человеческой фантазии, мир идеалов и самых приятных слов; материальная обеспеченность – необходима в меньшей степени, так как ее удовольствия, по грубости, отходят на второй план, на необходимость их слишком чувствительна и без нее обойтись нельзя и незачем. Всего этого достигает человек – только благодаря крови, страданию поколений до нас и сотен тысяч людей в наше время. Как для того, чтобы это не отравляло радостей, так и для того, чтобы другие, плоть от плоти и кровь от крови нашей, могли достигнуть удовольствия после нас, - необходимо работать над подгятием и улучшением, над развитием человечества.

      Ставя целью развитие человечества, мы видим, что оно достигается разными  средствами, и одно из них – наука. Наука доставляет сама такое обширное удовольствие, она приносит такую большую пользу, что можно было бы, казалось, остаться деятелем одной чистой науки. Это было бы приятнее. Но так оно было бы, если бы можно было заставить себя не вдумываться за пределом узкого круга специальности; когда теряется мировоззрение, с ним теряется высшее, осмысленное удовольствие, доставляемое наукой, и остаются отдельные микроскопические радости; чувство долга и стремление к идеалу завладевают человеком, смотрящим на науку обширным взглядом, а не взглядом специалиста, не видящего ничего, за пределами своей специальности и мнящего себя ученым.

Из дневника 11 мая 1884г. Стр.автобиогр.,с.39. 

      Я думаю, что народная массовая жизнь  представляет из себя нечто особенное, сильное, могучее. Масса народная обладает известной возможностью вырабатывать известные знания, понимать явления – как целое и живое, обладает своей сильной и чудной поэзией, своими законами, обычаями и своими знаниями; я думаю, что она обладает и ещё одним качеством – она даёт счастье отдельным людям, которые живут с ней неразрывно <...> Я сознаю, что в народных массах сознательно идёт работа, благодаря которой вырабатывается что-то новое, что-то такое, для чего стоит жить, и что приводит к неведомым, неизвестным результатам. Самое важное и самое главное, что есть в этой выработке народными массами – это то, что идеал вырабатывается жизнью <...>.

      Я вижу, как из за работы отдельных  лиц, опирающихся и исходящих  постоянно из познанного массами, выработалось огромное подавляющее здание науки; я вижу как неутомимо идет работа в нем, работа ощупью, работа почти всегда наугад, или как из беспорядочных попыток <…>, мало помалу годами и столетиями вырабатывается нечто более стройное и упорядоченное.

      Задача  состоит в том, чтобы и эта  работа вошла в массовую жизнь, чтобы масса поднялась до этой работы, влила сама в нее то, чего не достает в ней.

        Мне иногда кажется, что эта  массовая жизнь есть какой  то отголосок космических сил,  которые – мы видим – действо  всюду, и что, если бы мы  могли применитьздесь обычные логические методы, мы могли бы разбить эту жизнь на известные рамки, на известные частички, которые оказались бы связанными более широкими и более общими явлениями, мы смогли бы найти «законы» и «формулы» ее развития.

      Но  ясно одно-если у тебя сомнение касается всего и не останавливается, - оно заставит тебя сомневаться и в обычных путях познания, оно не оставит ничего недоказанным и заставит тебя желать узнать. А узнать ты можешь ни одним способом; узнать ты можешь не только одним путем «научного» анализа и т. П. методов, «узнать» - ты так не можешь… Ты должен узнавать всеми средствами – где вся жизнь твоя, весь ее уклад является средством того же познания, где достигается какая то особая, какая то новая гармоничность, правильность, - и этой гармоничностью несомненно, тоже достигается «знание». 

     1890 год: Понимается, что мысль в общей жизни человечества – все, самое главное. Для жизни отдельных лиц имеют цель доброта, нежность, чувство, без этого, конечно, нельзя и не стоит жить, но для целого общества, для целой массы мысль заменяет все. И я ясно, сильно чувствую, как это необходимо, как меня мутят, мучают, раздражают всякие стеснения мысли.

      Существование человека для науки (называемое иногда в жизни служением в науке, а я не отделяю от науки стремящееся к истине и искусство) вносит в жизнь светлые лучи идеала.

      Из  письма к Н.Е. Вернадской от 11.10.1890 

     1892 год: Влияние идеи и мысли на текущую будничную жизнь широко и постоянно; оно несколько веков становится сильнее и могущественнее. Этот процесс обещает много впереди; сама его продолжительность зависит от неуклонного к нему стремления отдельных сознательных личностей. В явлениях текущей жизни каждая личность имеет влияние на жизнь, тем более ведет к победе.

      Тогда каждая личность в своей жизни является отдельным борцом проникновения сознания в мировые процессы, она своей волей становится одним из создателей и строителей общего закона, общего изменения, изменения сознательного, тех или иных процессов, и этим путем участвует в глубоком процессе – переработки мировых явлений в целях, выработанных сознанием. Сила личности, влияние ее, понимание ею жизни увеличивается по мере выдумывания в процессы будничной жизни.

      Так ли глуха эта жизнь как кажется? Так ли она бесформенна и случайно-бесцельна, как представляется? Так ли бессильна личность противится уродливым проявлениям жизни? И не есть ли отсутствие ясного понимания и оглашения этой уродливости отдельными личностями – самая основная причина и главная сила всех уродливых течений жизни?

      Общество  тем сильнее, чем оно более сознательно, чем более в нем места сознательной работе по сравнению с другим обществом. Всякий его поступок тем более правилен, т.е. Находится в гармонии с « общим благом, с максимумом доступного нашей эпохе напряжения сознания в мировой жизни», чем ярче он является результатом работы числа людей, могущих мыслить. Когда есть ряд человеческих обществ – и в этих обществах, государствах, в одних – широко дана возможность мыслящим единицам высказывать, обсуждать и слагать свое мнение – в других такая возможность доведена до минимума – то первые общества гораздо сильнее и счастливее вторых обществ. Если же в первых, сверх того, необходимые коллективные поступки делаютя на основании правильно составленного мнения лучших людей, а во вторых – на основании мнения случайного характера людей случайных – то сила первых обществ еще более увеличивается. В таком случае низбежным образом для вторых обществ ставится на карту вопрос их существования, и жизнь в них становится труднее и безобразнее.

      Жизнь человечества все более усложняется, сношения между людскими общинами увеличиваются, коллективные постк=упки других общин становятся все правильнее – а потому ошибочность в поступках общин 2-го типа увеличивается и ненормальность их устройства становится яснее и серьезнее. Это естественные враги.

        В таком случае является необходимость  найти исход из ненормального  положения. Мыслимы три случая. Или такая община, или такое  государство достаточно физически  сильно и может направить данную  силу дурно, т.е противно людскому благу и интересам прогресса; или оно не может победить прочих государств и должно медленно или быстро разрушаться, или в нем достаточно людей с сильной волей и ясным сознанием, и эти люди могут изменить ненормальные условия жизни.

      Существование таких людей необходимо во всех случаях. Их количество и качество решает судьбу государства.

      Из  записок 1892г. 

     1901 год: Дух научного искания тождественен и неразрывно связан с чувством человеческого достоинства, а потому явной, открытой общественной жизни он не может не быть положен в основу явных действий. Отклонения личной нравственности или нравственности небольших групп, научно высокоразвитых, совершаются всегда тайно и идут в противоречии с основным принципом научного развития. Наука основана на основе свободы человеческого разума, тесно и неразрывно связанного с демократическим духом равенства.

      Из  дневника 1901г. 

     1903 год: Недавно окончился 19 век, к концу его в ближайшие годы нового двадцатого столетия во всех культурных странах земного шара подводились итоги прошедшей столетней жизни человечества. В текущей спешной и запутанной ежедневной работе нам нет времени и возможности останавливаться на размышлении и оценке разных сторон ближайшего прошлого. Конечно, итоги и ответы на такие вопросы не могли быть одинаковы среди людей неодинакового образования, несовместимости интересов, разного общественного и культурного состояния, но все же из сложной и противоречивой массы ответов, возможно уловит некоторые общие ноты, возможно услышать общие впечатления. Эти общие впечатления указывают на основные и главные черты переживаемого исторического периода, входят в сознание мыслящего человечества и, в свою очередь, направляют и определяют его дальнейшую деятельность.

      Две характерные стороны прожитого  столетия особенно резко выделяются в общественном сознании.

Информация о работе История возникновения учения о биосфере; Роль классической экологии