Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:01, доклад
Ни одно государство, какие бы то ни было времена, не могло обходиться без изымания налогов с граждан. Налогообложение, являясь элементом экономической структуры, присуще всем государственным системам как рыночного, так и не рыночного типа хозяйствования. Невозможно точно определить, когда появились первые налоги, так же, как и нельзя точно определить, когда появилось первое государство.
1. Экономическая
сущность единого
1.1 История возникновения
сельскохозяйственного налога
Ни одно государство, какие бы то ни было
времена, не могло обходиться без изымания
налогов с граждан. Налогообложение, являясь
элементом экономической структуры, присуще
всем государственным системам как рыночного,
так и не рыночного типа хозяйствования.
Невозможно точно определить, когда появились
первые налоги, так же, как и нельзя точно
определить, когда появилось первое государство.
Во многих источниках права Древнего мира
содержится упоминание об обязательных
платежах, взимаемых с населения того
или иного государства для содержания
органов государственной власти.
Еще в XIII–XII веках до н.э. имеется упоминание
о подушном налоге в Вавилоне. Примерно
к этому времени относятся первые известия
о поголовном налоге в Китае и Персии.
Во времена первых династий фараонов взимался
земельный налог в Египте.
Средства, полученные от уплаты налогов,
расходовались на укрепление городов,
содержание армий, строительство кораблей,
дорог, сооружение храмов, устройство
праздников, раздачу материальных благ
неимущим.
В. Пушкарева в развитии налогообложения
выделяет три периода, каждый из которых
характеризуется теми или иными признаками
и особенностями:
1. Первый период налогообложения, включающий
в себя хозяйственные системы древнего
мира и средних веков, отличается неразрывностью
и случайным характером.
Первоначально налоги существовали в
виде бессистемных платежей, носящих преимущественно
натуральную форму: барщина, участие в
походах, продовольствие, фураж, снаряжение
для армии и др. По мере развития и становления
товарно-денежных отношений налоги постепенно
принимают денежную форму. Если прежде
налоги взимались в основном на содержание
армий и дворцов, строительство храмов
и дорог, то со временем они становятся
основным источником доходов, для денежного
содержания государства.
В IV–III веках до н.э. развитие налоговой
системы привело к возникновению как общегосударственных,
так и местных (коммунальных) налогов.
Однако единой налоговой системы в этот
период не существовало, и налогообложение
отдельных местностей определялось лояльностью
местного населения к метрополии, а также
успехами в военных действиях государства.
Развитие государственных институтов
Рима способствовало проведению кардинальной
налоговой реформы, в результате которой,
появился первый всеобщий денежный налог
– трибут. Основным налогом государства
выступил поземельный налог. Налогами
облагались также недвижимость, рабы,
скот и иные объекты. Кроме прямых появились
и косвенные налоги, например налог с оборота
при торговле рабами.
Уже в Римской империи налоги выполняли
не только фискальную функцию, но и функцию
регулятора тех или иных экономических
отношений. Общее количество налоговых
платежей в Древнем Риме составляло более
200.
В Европе XVI–XVII вв. развитые налоговые
системы отсутствовали. Повсеместно налоговые
платежи носили характер разовых изъятий.
2. Второй период развития налогообложения
конец XVII – начало XVIII века характеризуется
тем, что налоги становятся основным источником
доходной части бюджета государства. В
этот период происходит формирование
первых налоговых систем, включающих прямые
и косвенные налоги. Особую роль играли
акцизы, взимавшиеся, как правило, у городских
ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров,
а также подушный и подоходный налоги.
3. Третий период развития налогообложения
начал свою историю с XIX века. И отличался
уменьшением количества налогов и большим
значением права при их установлении и
взимании. Постепенно в обществе наряду
с развитием финансовой науки происходит
становление научно-теоретических воззрений
на природу, проблему и методику налогообложения
(Именно тогда).
Финансовая же система Древней Руси начала
складываться в конце IX века, в период
объединения древнерусских племен и земель.
Основной формой налогообложения того
периода выступали поборы в княжескую
казну, которые именовались данью. Первоначально
дань носила нерегулярный характер в виде
контрибуции с побежденных народов. Со
временем она стала выступать прямым систематическим
налогом, который уплачивался деньгами,
продуктами питания или изделиями. Косвенные
налоги взимались в форме торговых и судебных
пошлин.
После свержения монголо-татарского ига
налоговая система была реформирована
Иваном III, который ввел первые прямые
и косвенные налоги. Основным прямым налогом
выступал подушный налог, особое значение
стали приобретать целевые налоговые
сборы, которые способствовали процессу
становления Московского государства.
Ведущее место в налоговой системе занимали
акцизы и пошлины. В период царствования
Ивана III были заложены основы налоговой
отчетности. К этому времени относится
и внесение первой налоговой декларации
– сошного письма. Площадь земельных участков
переводилась в условные податные единицы
«сохи», на основе которых взимались прямые
налоги.
Несмотря на политическое объединение
русских земель, финансовая система в
России в XV–XVII вв. была чрезвычайно сложна
и запутана.
Во время царствования Алексея Михайловича
(1629–1676) система налогообложения в России
была упорядочена. Так, в 1655 г. был создан
специальный орган – счетная палата, в
компетенцию которой входил контроль
за фискальной деятельностью приказов,
исполнением доходной части российского
бюджета.
В связи с постоянными войнами, которые
вела Россия в XVII веке, налоговое бремя
было огромным. Введение новых прямых
и косвенных налогов, а также повышение
в 1646 г. в 4 раза акциза на соль привела к
серьезным народным волнениям и соляным
бунтам.
Эпоха реформ Петра I (1672–1725) характеризовалась
постоянной нехваткой финансовых ресурсов
на ведение войн и строительство городов
и крепостей. К уже традиционным налогам
добавлялись все новые и новые, вплоть
до знаменитого налога с бороды. Были введены
гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков,
налоги с постоялых дворов и т.д.
В период правления Екатерины II (1729–1796)
были созданы специальные государственные
органы: экспедиция государственных доходов,
экспедиция ревизий, экспедиция взыскания
недоимок. Для купечества была введена
гильдейская подать – процентный сбор
с объявленного капитала, размер которого
записывался «по совести каждого».
Основной чертой налоговой системы XVII
века можно назвать большое значение косвенных
налогов по сравнению с прямыми налогами
(до 42% государственных доходов).
Вплоть до середины XVIII века в русском
языке для обозначения государственных
сборов использовалось слово «подать».
Впервые в отечественной экономической
литературе термин «налог» употребил
в 1765 году русский историк А.Я. Поленов
в своей работе «О крепостном состоянии
крестьян в России».
Вторым по значимости налогом выступал
оброк – плата казенных крестьян за пользование
землей. Особую роль начали играть социальные
налоги: сборы за проезд по шоссейным дорогам,
налог на доходы с ценных бумаг, квартирный
налог, паспортный сбор, сбор за перевозку
грузов по железной дороге и т.д.
Становление российской налоговой системы
продолжалось до революционных событий
1917 года.
Первые советские налоги не имели большого
фискального значения и носили ярко выраженный
характер классовой борьбы. Например,
директором СНК от 14 августа 1918 г. был введен
чрезвычайный революционный единовременный
налог, которым облагалась городская буржуазия
и кулачество.
В связи с непоследовательностью и бессистемностью
проведения экономической политики к
концу 1920 г. в СССР сложилась громоздкая
система бюджетных взаимоотношений. Действовало
86 видов платежей в бюджет.
В годы Великой Отечественной Войны были
введены новые налоги, пересмотрены и
изменены существующие. Если до войны
налоги с населения составляли в доходах
бюджета примерно 5%, то в военные годы
они возросли до 13%.
В этот период (в конце 1941 г.) был также введен
налог на холостяков, одиноких и малосемейных
граждан, предназначенный для покрытия
государственных расходов на оказание
помощи одиноким и многодетным матерям.
Хотя этот налог вводился как временный,
он просуществовал длительный период
и был отменен в 1980-е гг.
К началу реформ 1980-х гг. более 90% государственного
бюджета СССР формировалось за счет поступлений
из народного хозяйства. Налоги с населения
составляли 7–8% всех поступлений бюджета.
14 июля 1990 г. был принят Закон СССР «О налогах
с предприятий, объединений и организаций»,
явившийся первым унифицированным нормативным
актом, регулирующим налоговые правоотношения
в стране. Но августовские события 1991 г.
ускорили процесс распада СССР и становления
Российского государства. В этот период
была осуществлена широкомасштабная комплексная
реформа, подготовлены и приняты основополагающие
налоговые законы: «Об основах налоговой
системы в Российской Федерации», «О налоге
на прибыль предприятий и организаций»,
«О налоге на добавленную стоимость»,
«О подоходном налоге с физических лиц»,
«О государственной налоговой службе
РСФСР», который затем был переименован
в закон РФ «О налоговых органах Российской
Федерации».
С введения части I Налогового кодекса
РФ (НК РФ) с 1 января 1999 г. был сделан значительный
шаг к стабилизации налоговой системы,
положено начало упорядочению отношений
между налогоплательщиком и государством
в лице налоговых органов. Закон РФ «Об
основах налоговой системы в РФ» утратил
силу. С 1 января 2001 г. введена в действие
часть II НК РФ, где каждый налог имеет отражение
по отдельности. Таким образом, весь процесс
развития налогообложения со времени
возникновения до наших дней подразделяется
на следующие этапы, обусловленные переходом
его из одного качественного состояния
в другое, более развитое:
· натуральная форма оплаты;
· денежная форма оплаты налогов.
Налоги – важнейшая форма аккумуляции
бюджетом денежных средств. Без налогов
нет бюджета; поддержание эластичности
налоговой системы – непременное условие
сбалансированности государственной
казны.
1.2 Сущность единого
сельскохозяйственного налога
Организации, являющиеся налогоплательщиками
единого сельскохозяйственного налога,
освобождаются от обязанности по уплате
налога на прибыль организаций, налога
на имущество организаций, единого социального
налога. Организации, являющиеся налогоплательщиками
единого сельскохозяйственного налога,
не признаются налогоплательщиками налога
на добавленную стоимость.
Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного
налога (далее в настоящей главе – налогоплательщики)
признаются организации и индивидуальные
предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными
товаропроизводителями.
В целях настоящей главы сельскохозяйственными
товаропроизводителями признаются организации
и индивидуальные предприниматели, производящие
сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие
ее первичную и последующую (промышленную)
переработку (в том числе на арендованных
основных средствах) и реализующие эту
продукцию, при условии, что в общем доходе
от реализации товаров (работ, услуг) таких
организаций и индивидуальных предпринимателей
доля дохода от реализации произведенной
ими сельскохозяйственной продукции,
включая продукцию ее первичной переработки,
произведенную ими из сельскохозяйственного
сырья собственного производства, составляет
не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные
потребительские кооперативы (перерабатывающие,
сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие,
огороднические, животноводческие), признаваемые
таковыми в соответствии с Федеральным
законом «О сельскохозяйственной кооперации»,
у которых доля доходов от реализации
сельскохозяйственной продукции собственного
производства членов данных кооперативов,
включая продукцию первичной переработки,
произведенную данными кооперативами
из сельскохозяйственного сырья собственного
производства членов этих кооперативов,
а также от выполненных работ (услуг) для
членов данных кооперативов составляет
в общем доходе от реализации товаров
(работ, услуг) не менее 70 процентов.
Не вправе переходить на уплату единого
сельскохозяйственного налога:
1) организации, имеющие филиалы и (или)
представительства;
2) организации и индивидуальные предприниматели,
занимающиеся производством подакцизных
товаров;
3) организации и индивидуальные предприниматели,
осуществляющие предпринимательскую
деятельность в сфере игорного бизнеса;
4) бюджетные учреждения
Статья 346.4. Объект налогообложения
Объектом налогообложения признаются
доходы, уменьшенные на величину расходов.
Статья 346.5. Порядок определения и признания
доходов и расходов
1. При определении объекта налогообложения
учитываются следующие доходы:
· доходы от реализации, определяемые
в соответствии со статьей 249 настоящего
Кодекса;
· внереализационные доходы, определяемые
в соответствии со статьей 250 настоящего
Кодекса.
При определении объекта налогообложения
не учитываются доходы, указанные в статье
251 настоящего Кодекса, а также доходы
в виде полученных дивидендов, налогообложение
которых осуществляется налоговым агентом.
При определении объекта налогообложения
налогоплательщики уменьшают полученные
ими доходы на следующие расходы:
1) расходы на приобретение,
сооружение и изготовление
2) расходы на приобретение нематериальных
активов, создание нематериальных активов
самим налогоплательщиком (с учетом положений
пункта 4 и абзаца шестого подпункта 2 пункта
5 настоящей статьи);
3) расходы на ремонт основных средств
(в том числе арендованных);
4) арендные (в том числе лизинговые) платежи
за арендуемое (в том числе принятое в
лизинг) имущество;
5) материальные расходы, включая расходы
на приобретение семян, рассады, саженцев
и другого посадочного материала, удобрений,
кормов, медикаментов, биопрепаратов и
средств защиты растений;
6) расходы на оплату труда, выплату пособий
по временной нетрудоспособности в соответствии
с законодательством Российской Федерации;
7) расходы на обязательное и добровольное
страхование, которые включают страховые
взносы по всем видам обязательного страхования,
а также по следующим видам добровольного
страхования:
· добровольному страхованию средств
транспорта (в том числе арендованного);
· добровольному страхованию грузов;
8) суммы налога на добавленную стоимость
по приобретенным и оплаченным налогоплательщиком
товарам (работам, услугам), расходы на
приобретение (оплату) которых подлежат
включению в состав расходов в соответствии
с настоящей статьей;
9) суммы процентов, уплачиваемые за предоставление
в пользование денежных средств (кредитов,
займов), а также расходы, связанные с оплатой
услуг, оказываемых кредитными организациями,
в том числе связанные с продажей иностранной
валюты при взыскании налога, сбора, пеней
и штрафа в порядке
11) суммы таможенных платежей, уплачиваемые
при ввозе товаров на таможенную территорию
Российской Федерации и не подлежащие
возврату налогоплательщикам в соответствии
с таможенным законодательством Российской
Федерации;
13) расходы на командировки
4. Расходы на приобретение (сооружение,
изготовление, достройку, дооборудование,
реконструкцию, модернизацию и техническое
перевооружение) основных средств, а также
расходы на приобретение (создание самим
налогоплательщиком) нематериальных активов
принимаются в следующем порядке:
1) в отношении расходов на приобретение
(сооружение, изготовление) в период применения
единого сельскохозяйственного налога
основных средств, а также расходов на
достройку, дооборудование, реконструкцию,
модернизацию и техническое перевооружение
основных средств, произведенных в указанном
периоде, – с момента ввода этих основных
средств в эксплуатацию;
4.1. Расходы на приобретение имущественных
прав на земельные участки учитываются
в составе расходов равномерно в течение
срока, определенного налогоплательщиком,
но не менее семи лет. Суммы расходов учитываются
равными долями за отчетный и налоговый
периоды.
5. Признание доходов и расходов налогоплательщика
осуществляется в следующем порядке:
1) в целях настоящей главы датой получения
доходов признается день поступления
средств на счета в банках и (или) в кассу,
получения иного имущества (работ, услуг)
и (или) имущественных прав, а также погашения
задолженности иным способом (кассовый
метод).
Статья 346.6. Налоговая база
5. Налогоплательщики вправе уменьшить
налоговую базу за налоговый период на
сумму убытка, полученного по итогам предыдущих
налоговых периодов. При этом под убытком
в целях настоящей главы понимается превышение
расходов над доходами, определяемыми
в соответствии со статьей 346.5 настоящего
Кодекса.
Указанный в настоящем пункте убыток не
может уменьшать налоговую базу за налоговый
период более чем на 30 процентов. При этом
сумма убытка, превышающая указанное ограничение,
может быть перенесена на следующие налоговые
периоды, но не более чем на 10 налоговых
периодов.
Статья 346.7. Налоговый период. Отчетный
период
1. Налоговым периодом признается календарный
год.
2. Отчетным периодом признается полугодие.
Статья 346.8. Налоговая ставка
Налоговая ставка устанавливается в размере
6 процентов.