Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 14:20, реферат
В центре внимания истории культуры находится реальный процесс преемственности культурного развития различных эпох, стран и народов. Она дает богатый материал, касающийся многообразия культурных достижений и ценностей, вклада народов в мировую культуру, трудностей и противоречий культурно-исторического процесса, судеб великих цивилизаций Европы, Азии, Индии, России, Китая, Америки, Африки, Австралии и других регионов мира.
1. История культуры
2. История культурологических учений
3. Основные этапы становления культурологии
Культурология
Содержание:
1. История культуры
2. История культурологических учений
3. Основные этапы
становления культурологии
1. История культуры
В центре внимания
истории культуры находится реальный
процесс преемственности
История культуры тесно связана со всеобщей историей, этнологией и этнографией, а также с историей отдельных сфер: техники, науки, нравов, искусства, права, религии, политики, семьи.
Построение истории
мировой и отечественной
2. История культурологических
учений
Раздел изучает процесс развития теоретических представлений о культуре и ее закономерностях. Наука о культуре имеет давнюю историю. Ученые и писатели в течение многих веков стремились
не только исследовать
культуру тех или иных народов, но
и понять тенденции ее развития,
найти главные причины и
Как наука культурология
начала формироваться в философии
европейского Просвещения XVIII в. Начало
осмысления истории культуры человечества
связывают с именами
Впоследствии
культурология стала объектом пристального
внимания многих ученых. К изучению
культуры обращались философы, этнографы,
историки, антропологи, политики, психологи,
социологи Англии, Германии, Франции,
России, Испании, США и других стран.
Они стремились познать, понять, объяснить
особенности культурного
Не всегда те
или иные теории были достоверными.
Порой в них отражались субъективные
взгляды и предпочтения авторов,
стремление выдать желаемое за действительное,
представить процесс развития культуры
в иллюзорном виде. Нередко культурологические
концепции наполнялись
Периоды «бури и натиска», глубоких перемен в сознании и жизнедеятельности людей сменялись временем относительного спокойствия, тревожные предчувствия иногда становились пророчествами, а надежды превращались в утопии.
История культурологии насыщена великими именами творцов замечательных произведений, составляющих интеллектуальное богатство человечества и дающих мощный импульс познанию и творчеству.
В современных условиях стали доступны многие неизвестные ранее произведения зарубежных и отечественных культурологов, открыты архивы и фонды, опубликованы мемуары, переписка, фотографии. Процесс движения человеческой мысли в ее попытках научно осмыслить культуру еще ждет своих исследователей.
Интерес к истории
идей органично связан с интересом
к истории жизни во всем многообразии
связей и отношений. Он предполагает
проникновение в творческую лабораторию
ученого, выяснение круга чтения
и общения, воссоздание стиля
его мышления и понимания им явлений
культуры.
3. Основные этапы
становления культурологии
В предыдущих главах мы охарактеризовали дилеммы и парадигмы культурологии. Дилеммы требуют своего разрешения, а парадигмы — осмысления, иначе их трудно применять. Мы рассмотрим методологические основания, позволяющие решить обе эти задачи.
В литературе намечен
ряд этапов развития культурологии
как самостоятельной
Второй этап — эмпирическое изучение явления культуры. «Самую первую парадигму наук о культуре; — пишет Л, Ионии, — можно назвать эмпирической. Это сбор информации о разных народах, их нравах, обычаях, образе жизни, ее описание и попытки систематизации. В учебниках этот период обычно обозначается как предыстория, или доистория, науки» [70. С. 25]. (Заметим, что эмпирическое изучение явлений вряд ли стоит считать парадигмой.) Понятно, что на этом этапе используются идея культуры и представления о культуре, формирующиеся на ее основе и в результате эмпирических исследований.
Третий этап
— построение культурологии как
научной дисциплины. Здесь вырабатываются
принципы и критерии культурологической
истины (объяснения), создаются идеальные
объекты, строятся культурологические
теории. Именно на этом этапе складываются
дилеммы и парадигмы
На четвертом этапе наряду с продолжающимся развертыванием культурологической науки складываются прикладные культурологические исследования, на которые все больше начинает ориентироваться культурологическое познание.
На современном этапе важную роль в развитии культурологии играет философская и методологическая рефлексия. И понятно почему. Наличие дилемм, разных парадигм и частично пересекающихся культурологических концепций и теорий делает необходимым критический анализ оснований и ценностей культурологии.
Один из важнейших
методологических принципов моего
подхода состоит в переходе от
обсуждения отдельных понятий культуры
к анализу практик, в рамках которых
формируются разные понятия культуры,
а также к анализу различных
научных стратегий и подходов
изучения культуры, прежде всего философского,
естественнонаучного, гуманитарного,
социокультурного и исторического.
Поясню. Межуев, анализируя, что собой
представляла идея культуры, пишет, что
это было оценочное понятие культуры,
позволявшее «постигнуть смысл
и направленность человеческой истории
в целом», исходя из убеждения в
том, что именно европейская история
и культура являются «высшим достижением
духовного развития человечества»
[100. С. 34, 36]. По Межуеву, идея культуры и
соответствующее понятие были ответом
(объективацией) на формирование особой
практики — самосознания европейского
человечества как целого; дальше на
этой основе разворачивались и другие
практики (просвещение населения, колонизация
других, «менее культурных» народов,
практика миссионерства). Анализируя понятие
«культура» как «многообразие культур»
и понятие «массовой культуры»,
К. Разлогов, по сути, применяет тот
же самый прием объяснения: в качестве
важнейшей предпосылки
Напротив, в своих
последних работах Э. Орлова осмысляет
разные понятия культуры на основе
анализа различных стратегий
научного познания (для меня эта
позиция всегда была исходной). Когда,
пишет она, основным в познании считается
установление фундаментальных нормативных
порядков, отделяющих мир человека
от остального мира, это можно сделать
только средствами философии. Если акцент
в познании делается на процессе непосредственного
наблюдения искусственных феноменов
в том виде, в котором они
даны людям, в специфичности, уникальности
их проявлений или попытке обнаружить
нечто общее за внешне различными
феноменами, незаменимым становится
гуманитарный тип познания. В случае
достаточного накопленного опыта практического
обращения с определенными
Правда, Орлова гуманитарный тип познания фактически не относит к научному, что неверно, но в данном случае важно другое, а именно — сравнение стратегий познания и их корреляция с разными понятиями культуры; культура тогда понимается как объект изучения, формируемый соответствующими стратегиями.
В своих исследованиях
я стараюсь сочетать подход к анализу
культуры через анализ соответствующих
практик с подходом, предполагающим
разведение типов стратегий познания.
Дело в том, что понятия культуры
несут в себе черты и того и
другого.
Список источников
информации:
1. Культурология : Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М. : Высшее образование, 2007. — 566 с.
2. А. Л. Радугин. Культурология.
3. Розин В.М. Культурология: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.