История возникновения учения о биосфере; Роль классической экологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 20:18, контрольная работа

Описание работы

В конце 18-19в под давлением огромного фактического материала назревала острая необходимость в обобщении разнообразных сведений о природе и синтезе новой концепции Земли, как планеты, ее строении, составе. Одним из наиболее ярких достижений конца 19 в. Является формулировка В.В. Докучаевым учения о почве, как о особенном естественно-историческом теле – царстве природы, наряду с минералами, живыми и растениями.

Содержание

История возникновения учения о биосфере; Роль классической экологии3
Сущность учения Вернадского4
Биография Вернадского6
Биосфера10
Живое вещество планеты11
Главный слой жизни12
«Всюдность жизни»12
Давление жизни13.
«Организованность» биосферы14.
Пределы жизни
Геологическая сила человека16
Проблема биосферы, как среды жизни человека.
Понятие ноосферы
Основные экосистемы мира25

Работа содержит 1 файл

Экология - работа.doc

— 262.50 Кб (Скачать)

      Пресноводные  экосистемы.

      Лентические экосистемы (озера и пруды).

      Большинство пресных водоемов, которые заполнены  сейчас стоячей водой, в геологическом смысле молоды. Жизнь прудов продолжается от нескольких недель или месяцев (маленькие временные пруды) до нескольких сотен лет (большие водоемы). Очень немногие озера, например озеро Байкал в России, являются древними, большинство же крупных озер образовалось не раньше ледникового периода. Можно ожидать что пресноводные экосистемы изменяются во времени со скоростью, более или менее обратно пропорциональной их размеру и глубине. Географическая разобщенность пресноводных водоемов способствует видообразованию, однако отсутствие изоляции во времени препятствуют этому процессу. Характерной чертой озер и крупных прудов является четкая зональность и стратификация. В типичном случае мы можем различать литоральную зону, где встречаются прибрежные укореняющиеся растения, лимническую зону, или зону открытой воды, где доминирует планктон, и глубоководную профундальную зону, где живут только гетеротрофы.

      Первичная продукция экосистем со стоячей  водой зависит от химической природы  бассейна и от природы поступающих с притоками и с суши веществ. На основе продуктивности озера часто подразделяются на олиготрофные (малокормные) и эвтотрофные (кормные).

      5 основных факторов влияют на  биоту водных экосистем:

      1. Соленость

      2. Прозрачность

      3. Концентрация раствора кислорода

      4. Доступность питательных веществ

      5. Температура воды

      В реках и пресноводных водоемах основным лимитирующими факторами для  живых организмов является концентрация растворенного кислорода и питательных  веществ.

      Пресноводные  организмы вынуждены «решать» проблему, связанную с содержанием солей в их тканях. Концентрация солей в жидкостях их тел и клетках выше, чем в окружающей среде. Возникает осмотический переход давления и наружная вода стремится проникнуть в ткани тела.

      Зоопланктон (микроскопические черви и ракообразные) питаются фитопланктонами и в свою очередь служат пищей для рыб и насекомых. Для жизнедеятельности консументов – зоопланктона и рыб – требуется кислород поступление которого тоже зависит от объема и глубины перемешивания воды, таким образом перемешивание воды является важнейшим фактором.

      В мелководной прибрежной зоне обитают  многочисленные продуценты, как свободно плавающие, так и укоренные водные растения.

      Бенталь – дно, покрытое илом. Редуценты  – малюски, черви, раки и личинки насекомых.

      Большинство водных экосистем обладают огромным запасом устойчивости и высокой  способностью самоочищения. Однако уровень  антропогенных воздействий, которым  они подвергаются, высок. [4] 

              Лотические  экосистемы (ручьи и реки) 

      В общем, различия между текучими и стоячими водами сконцентрированы вокруг триады условий:

     1. Течения, являющиеся значительно  более важным контролирующим  и лимитирующим фактором.

     2. Обмена между сушей и водой,  относительно более интенсивно  выраженного в реках, в результате чего в реке создается более «открытая» экосистема и «гетеротрофный» тип метаболизма сообщества, особенно если река невелика.

     3. Концентрации кислорода, которая  в реке обычно выше, его более  равномерного распределения и  более слабо выраженной термической стратификации.

      На  протяжении конкретного речного  потока выявляются обычно две зоны:

      1. Перекаты: участки с достаточно  быстрым течением. Дно свободно  от ила и обломочных материалов, вследствие чего поверхность  его твердая.

      2. Плесы: Глубоководные участки с медленным течением в результате чего ил и песок оседают на дно, образуя мягкий субстрат.

      В верховьях реки обычно вымывают породу, врезаясь в субстрат, в результате чего дно чаще бывает твердым. В нижнем течении реки взвесь обычно оседает, формируются заливные долины и дельта, которые часто бывают крайне плодородными.

      Лимитирующий  фактор – течение.

Увеличение  сил трения способствует уменьшению размеров тела. Действительно, чем мельче организм и больше отношение поверхности  тела к его весу, тем выше способность к «парению». Этим объясняются мелкие размеры планктонных организмов.

      Для пресноводных экосистем характерно, что конкретный вид может занимать разные экологические ниши на разных стадиях его жизненного цикла. Так  одно и тоже животное может быть первичным консументом на личиночной стадии и вторичным во взрослом состоянии. [4] 
 
 

    Морские экосистемы.

   Наиболее  интересны с экологической точки  зрения, следующие характеристики морской  воды:

  1. Море занимает 70% поверхности Земли.
  2. Глубина моря огромна, и жизнь обнаруживается на всей этой глубине. В океане, по-видимому, не существует безжизненных зон, однако вблизи материков и островов воды заселены значительно гуще.
  3. море непрерывно и не подразделяется на изолированные области, подобно суше и пресным водам. Все океаны соединены друг с другом. Основными барьерами для свободного передвижения морских организмов служат температура, соленость и глубина.
  4. В море происходит постоянная циркуляция
  5. На море постоянно господствует разного рода волны, происходят приливы и отливы, вызванные притяжением Луны и Солнца. Приливы обуславливают заметную периодичность в жизни сообществ, заводя «лунные», а не солнечные биологические «часы» литоральных животных. Сизигийные приливы - когда приливы особенно высоки, а отливы - особенно низки. Когда в середине двухнедельного периода разница между высокой и низкой водой бывает наименьшей – это квадратурные приливы.
  6. Средняя соленость морской воды 35 промиль.

   Жизнь в море сконцентрирована около берега, где для этого благоприятные  условия. Ни в каком другом месте нет такого разнообразия жизни. Значительная часть морского прибрежного зоопланктона составляет лирепланктоны.

   Энергия волн прибоя и приливов – главный  фактор на входе, к которому должны адаптироваться организмы. Низкоэнергичный  берег подвержен слабому воздействию волн, будет заселен больше и другими видами, нежели высокоэнергичный берег. [4]

   Азот  и фосфор – необходимые элементы для синтеза живого вещества. Поэтому  в тех случаях, когда эти элементы присутствуют в недостаточном количестве, они могут служить ограничивающим фактором.

   Обитатели больших глубин имеют светящиеся приманки или маскировку под мелкую рыбу. При подъеме на поверхность  у них широко раскрыт рот и  раздувается брюшная полость.

   Пищевые цепи:

   Фитопланктон à зоопланктон à рыбы à морские животные. [4] 

 

      Список литературы:

  1. Вернадский В.И. «Биосфера и ноосфера» М: Наука, 1989-261с.
  2. Камшилов М.М. «Эволюции биосферы» - М: Наука, 1944г
  3. Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия. DVD версия 2005г.
  4. Одум Ю. «Экология» в 2-х томах; Т 2, пер. с англ. М. 1986-376с.
  5. Притула Т.Ю., Еремина В.А., Сирамен А. «ФГМ и О: учебное пособие для студентов вузов» - М: Гуманист 2003 – 698с.
  6. ФГМ и О под общей редакцией А.М. Рябчикова – М: Высшая школа 2006-512с.
  7. Даляко А. Основы Экологии-М: 1975-415с.
  8. Гальперин М.В. «Общая экология» Учебник, Форум, 2006-336с.

Информация о работе История возникновения учения о биосфере; Роль классической экологии