Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:41, дипломная работа
Цель работы: создание электронно-методической разработки модулей «Экономика природопользования как наука» и «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий»
для организации самостоятельной работы студентов небиологических специальностей.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Собрать и систематизировать теоретический материал, включающий иллюстративный материал в виде таблиц, графиков, рисунков и фотографий по темам «Экономика природопользования как наука» и «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий».
2. Составить тестовые задания по темам «Экономикаприродопользо-вания как наука» и «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий».
3. Создать электронно-методические разработки по темам «Экономика природопользования как наука» и «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………5
1.1 Модульное обучение…………………………………………………5
1.2 Теоретический материал для модуля «Экономика природопользования как наука»………………………………………………8
1.2.1 Взаимодействие человека и природы на различных этапах развития общества………………………………………………………………..8
1.2.2 Возникновение науки «экономика природопользования». Объект и предмет изучения……………………………………………………..11
1.2.3 Функции и задачи экономики природопользования…………..15
1.2.4 Методы экономики природопользования……………………....17
1.3 Теоретический материал для модуля «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий»…………………………………………………………………..21
1.3.1Формирование системы финансирования природоохранных мероприятий……………………………………………………………………..21
1.3.2 Новые подходы к финансированию природоохранной деятельности……………………………………………………………………..24
1.3.3 Экологическое страхование: виды, формы, проблемы развития…………………………………………………………………………..31
1.3.4 Целевые внебюджетные фонды…………………………………34
1.4 Создание электронных учебных курсов………………………….40
1.5 Создание учебных пособий в виде презентаций…………………44
1.6 Составление заданий в тестовой форме…………………………..48
ГЛАВА 2. методы ИССЛЕДОВАНИЯ.............................................56
2.1 Методика создания учебных пособий в программе
Power Point……………………………………………………………………...56
2.2 Методика составления заданий в тестовой форме……………...59
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ……………………..62
3.1 Электронная разработка тестовых заданий для самоконтроля по темам: «Экономика природопользования как наука» и «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий»…………………………………………….62
3.2 Разработка тестовых заданий по теме «Экономика природопользования как наука»…………………………………………..64
3.3 Разработка тестовых заданий по теме «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий»…………………………………………………………………...68
ВЫВОДЫ...........................................................................................................73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………...74
Рисунок 2.3 - Пример выполнения действия
Аналогично описанному выше примеру вставки рисунка для вставки автофигуры мы щелкнули мышкой нужную нам, и она оказалась на нашем слайде.
Теперь, когда у нас есть уже 2 слайда, мы устроили просмотр презентации. Это сделали несколькими путями. 1. нажали кнопку слева внизу, над кнопкой ПУСК Показ слайдов. 2. – выбрали на правой панели режим Смена слайдов и нажали кнопку внизу открывшейся панели Показ слайдов. В обоих случаях состоится показ слайдов, начиная с текущего. Для загрузки следующего слайда, щелкнули мышкой в любом месте.
Вставили в слайд уже готовую таблицу, выполненную в Word или Exel, скопировав ее в буфер обмена (нажав клавиши CTRL+C) и вставив в слайд (нажав клавиши CTRL + V).
А можно создать прямо здесь, выбрав команду Вставка/Таблица. Вставить можно в презентацию фильм (видеоролик). Для этого сначала необходимо создать новый слайд с макетом как на рисунке. В меню Вставка выберем пункт меню Фильмы и звук, а затем — команду Фильм из файла (рисунок 2.4) [4].
Рисунок 2.4 - Пример выполнения действия
2.2 Методика составления заданий в тестовой форме
При конструировании заданий в тестовой форме необходимо придерживаться следующих правил:
1) Определить тему, цель и отобрать содержание учебного материала, по которому составляется задание в тестовой форме;
2) в зависимости от типа и вида заданий в тестовой форме составить инструкцию;
3) задания всегда формулируются в утвердительной форме;
4) в тестовом задании всегда должно быть не менее четырех вариантов ответа;
5) сформулировать задание.
Итоговый тест выводили на экран с помощью программы «Тест» (программист-разработчик Чайковская Н.А.). Приложение «Тест» является частью комплекса программ, для которого был разработан оригинальный авторский алгоритм.
«Тест» написан на объектно-ориентированном языке программирования Object Delphi 7.0 и активно используется в учебном процессе факультета биологии и экологии.
Программа-оболочка состоит из 2: программа «Тест» и программа «Создание теста».
Программа «Тест» обладает следующими возможностями:
1) Обеспечивает работу с тестом произвольной длины;
2) имеет три возможных варианта работы: вывод всех вопросов из файла полностью, вывод определенного количества вопросов из каждого файла и вывод по одному или больше файлов из каждого раздела, может проводить тестирование по всем разделам или только по выбранным;
3) вопрос может сопровождаться иллюстрацией;
4) для каждого вопроса может быть предоставлено до десяти возможных вариантов ответа со своей оценкой в баллах;
5) предоставлена возможность одного и более правильных ответов на вопрос;
6) может быть принята любая оценка знаний: по двухбалльной системе (зачет – незачет), по пятибалльной, по десятибалльной;
7) вопросы теста находятся в текстовом файле, защищенном шифрованием;
8) в программе заблокирована возможность возврата к предыдущему вопросу и пропуск текущего;
9) ответы выводятся на экран случайным образом.
10) после подведения итогов и выставления оценки на экран выводятся вопросы с ответами испытуемого.
Программа «Создание теста» может работать в двух режимах: в режиме создания новых файлов и в режиме редактирования уже созданных. С помощью этой программы можно сделать тестовое задание, выбрать рисунок для иллюстрации вопроса, просмотреть его. Программа сопровождается пояснениями и указаниями.
Программа создает текстовые файлы, из каждого приложение случайным образом выбирает определенное количество вопросов, которые выводятся на экран. Для каждого студента, сидящего за отдельным компьютером в компьютерном классе, практически выводится различный набор равноценных по общему уровню сложности вопросов, что сводит возможность списывания к минимуму.
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
3.1. Электронная разработка тестовых заданий для самоконтроля по темам: «Экономика природопользования как наука» и «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий».
Для самоконтроля знаний по исследуемым темам составлены 35 заданий в тестовой форме. Задания имеют от трех до восьми ответов. За каждый правильный ответ дается один бал, за неправильный ноль. Суммирование всех балов, полученных испытуемым, дает число ответов. Для успешного освоения темы необходимо выполнить 60 % тестовых заданий.
В оболочке доцента кафедры экологии Чайковской Натальи Антоновны создан электронный вариант тестовых заданий.
На первой странице тестовой программы необходимо ввести свои данные: фамилию, инициалы, отделение, курс и группу (рисунок 3.1).
Рисунок 3.1 - Регистрационная страница контрольного теста
Далее следует 10 тестовых заданий, выбранных случайным образом, (рисунок 3.2).
Рисунок 3.2 - Страница с вопросом контрольного теста
После того как обучающий выполнил все задания открывается страница с результатом контрольного теста, на ней также указывается время затраченное на тест (рисунок 3.3).
Рисунок 3.3 - Страница с результатом контрольного теста
На последней странице тестовой программы показаны все вопросы, баллы за каждый и время затраченное на каждый из них (рисунок 3.4).
Рисунок 3.4 - Итоговая страница контрольного теста
3.2 Разработка тестовых заданий по теме «Экономика природопользования как наука»
1. Термин «экономика природопользования» впервые был употреблен:
а) в 40-е гг. ХХ в.;
б) в 50-е гг. ХХ в.;
в) в 1964 г.;
г) в 1974 г.;
д) в 1984 г.
2. Что является предметом изучения экономики природопользования?
а) охрана окружающей среды;
б) эколого-экономические отношения;
в) антропогенное воздействие на окружающую среду.
3. Объектом изучения экономики природопользования является:
а) природные условия и природные ресурсы;
б) эколого-экономические системы различного уровня;
в) экологические факторы.
4. Каковы функции экономики природопользования?
а) правовая, координирующая, контролирующая;
б) направляющая, координирующая, стимулирующая;
в) правовая, стимулирующая, упреждающая.
5. Что является методологической основой экономики природопользования?
а) экономический анализ;
б) экономическая теория;
в) теория государственного управления.
6. К общенаучным методам экономики природопользования относятся:
а) диалектический;
б) экономико-математическое моделирование;
в) системный;
г) нормативный;
д) картографический;
е) исторический;
ж) метод районирования;
з) космический.
7. К собственным методам экономики природопользования относятся:
а)
б)
в)
г)
д)
е)
ж)
з)
8. Выберите правильный вариант продолжительности палеолита:
а) сер. ХХ в. – конец ХХ в.;
б) 3,5 млн. л. н. – до появления земледелия и животноводства;
в) нач. на рубеже ХХ и ХХI вв.;
г) конец ХVIII в. – сер. ХХ в.;
д) появление земледелия и животноводства – конец ХVIII в.
9. Выберите правильный вариант продолжительности неолита:
а) сер. ХХ в. – конец ХХ в.;
б) 3,5 млн. л. н. – до появления земледелия и животноводства;
в) нач. на рубеже ХХ и ХХI вв.;
г) конец ХVIII в. – сер. ХХ в.;
д) появление земледелия и животноводства – конец ХVIII в.
10. Выберите правильный вариант продолжительности промышленной революции:
а) сер. ХХ в. – конец ХХ в.;
б) 3,5 млн. л. н. – до появления земледелия и животноводства;
в) нач. на рубеже ХХ и ХХI вв.;
г) конец ХVIII в. – сер. ХХ в.;
д) появление земледелия и животноводства – конец ХVIII в.
11. Выберите правильный вариант продолжительности научно-технической революции:
а) сер. ХХ в. – конец ХХ в.;
б) 3,5 млн. л. н. – до появления земледелия и животноводства;
в) нач. на рубеже ХХ и ХХI вв.;
г) конец ХVIII в. – сер. ХХ в.;
д) появление земледелия и животноводства – конец ХVIII в.
12. Выберите правильный вариант продолжительности эколого-экономического этапа взаимодействия общества и природы:
а) сер. ХХ в. – конец ХХ в.;
б) 3,5 млн. л. н. – до появления земледелия и животноводства;
в) нач. на рубеже ХХ и ХХI вв.;
г) конец ХVIII в. – сер. ХХ в.;
д) появление земледелия и животноводства – конец ХVIII в.
13. Отраслевая экономическая наука, исследующая социально-экономические закономерности использования человечеством природных ресурсов, регулирования отношений природы и общества называется:
а) экологией природопользования;
б) экономикой природопользования;
в) прикладной экологией;
г) популяционной экологией.
14. Система мер, направленная на поддержание рационального взаимодействия между деятельностью человека и окружающей природной средой, обеспечивающая сохранение и восстановление природных богатств, рациональное использование природных ресурсов называется:
а) охраной природы;
б) охраной окружающей среды;
в) рациональным природопользованием.
15. Элементы природы, которые непосредственно не используются в процессе производства, но оказывают влияние на жизнедеятельность людей, сельское хозяйство, добывающую промышленность, некоторые виды транспорта, рекреационную деятельность называются:
а) природными ресурсами;
б) природными условиями;
в) природно-ресурсным потенциалом.