Информационно образовательная среда модулей «Экономика природопользования как наука» и «Основные источники и виды финансирования приро

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:41, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: создание электронно-методической разработки модулей «Экономика природопользования как наука» и «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий»

для организации самостоятельной работы студентов небиологических специальностей.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Собрать и систематизировать теоретический материал, включающий иллюстративный материал в виде таблиц, графиков, рисунков и фотографий по темам «Экономика природопользования как наука» и «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий».

2. Составить тестовые задания по темам «Экономикаприродопользо-вания как наука» и «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий».

3. Создать электронно-методические разработки по темам «Экономика природопользования как наука» и «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………5

1.1 Модульное обучение…………………………………………………5

1.2 Теоретический материал для модуля «Экономика природопользования как наука»………………………………………………8

1.2.1 Взаимодействие человека и природы на различных этапах развития общества………………………………………………………………..8

1.2.2 Возникновение науки «экономика природопользования». Объект и предмет изучения……………………………………………………..11

1.2.3 Функции и задачи экономики природопользования…………..15

1.2.4 Методы экономики природопользования……………………....17

1.3 Теоретический материал для модуля «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий»…………………………………………………………………..21

1.3.1Формирование системы финансирования природоохранных мероприятий……………………………………………………………………..21

1.3.2 Новые подходы к финансированию природоохранной деятельности……………………………………………………………………..24

1.3.3 Экологическое страхование: виды, формы, проблемы развития…………………………………………………………………………..31

1.3.4 Целевые внебюджетные фонды…………………………………34

1.4 Создание электронных учебных курсов………………………….40

1.5 Создание учебных пособий в виде презентаций…………………44

1.6 Составление заданий в тестовой форме…………………………..48

ГЛАВА 2. методы ИССЛЕДОВАНИЯ.............................................56

2.1 Методика создания учебных пособий в программе

Power Point……………………………………………………………………...56

2.2 Методика составления заданий в тестовой форме……………...59

Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ……………………..62

3.1 Электронная разработка тестовых заданий для самоконтроля по темам: «Экономика природопользования как наука» и «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий»…………………………………………….62

3.2 Разработка тестовых заданий по теме «Экономика природопользования как наука»…………………………………………..64

3.3 Разработка тестовых заданий по теме «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий»…………………………………………………………………...68

ВЫВОДЫ...........................................................................................................73

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………...74

Работа содержит 1 файл

Дипломная.doc

— 703.00 Кб (Скачать)

        Общая продолжительность времени существования челове­ка на Земле не менее 3,5 млн лет. Первый этап в истории взаи­модействия человека с природой называется древнекаменным веком, или палеолитом, он длился более 3 млн лет. На этом этапе определяющую роль играли природные факторы, и вся жизнь людей зависела от особенностей природной среды. Они жили собирательством, охотой, рыболовством и не оказывали сущест­венного влияния на природу, так как являлись только биологиче­скими существами, живущими по законам природы.

Второй этап назывался новокаменным веком, или неолитом. Он начался около 10 тыс. лет назад и характеризовался появле­нием земледелия и скотоводства, переходом от присваивающей формы хозяйства к производящей экономике, что явилось след­ствием формирования у человека социальной сущности и привело к усилению степени воздействия людей на природу и появлению в ней локальных последствий. Стали вырубаться леса, строиться каналы и оросительные системы, появились города – центры торговли и мануфактуры, стали изменяться ландшафты. Однако основной формой воздействия общества на природу оставалась сельскохозяйственная деятельность, зависящая от особенностей природной среды, поэтому все последствия носили обратимый характер.

Третий этап называется этапом промышленной революции. Он начался на рубеже XVIII и XIX веков и ознаменовался переходом от ремесленного производства к промышленному, от ручного труда – к машинному, что позволило создать мощные производительные силы. Под их действием локальные изменения в природе приобрели региональный характер. В хозяйственный оборот вовлекались новые источники сырья и энергии, увеличились возможности как преобразования среды в интересах человека, так и нарушения экологического баланса в результате дальнейшего развития социальной сущности человека и ее преобладания над биологической, что привело к появлению локальных необратимых последствий.

Четвертый этап - это этап научно-технической революции. Он начался во второй половине XX века и охватил все сферы жизни человека и все регионы мира. Изменения в природе приобрели глобальный характер. Появились принципиально новые способы получения сырья и энергии, средств производства, новой продукции с самыми разнообразными свойствами. В ряде случаев это привело к неоправданной расточительности природных ресурсов и, как следствие, к сокращению пахотных земель, истощению запасов угля, нефти, природного газа, уничтожению лесов, истреблению животных и растений, опустыниванию планеты, дефициту пресной воды, загрязнению атмосферы, гидросферы и литосферы, глобальному изменению климата, истощению озонового слоя. Все эти последствия являются признаками экологического кризиса. Экологический кризис – это несоответствие возможностей природы все возрастающим потребностям общества. Он прошел два этапа:

1) этап «нашествия слонов», когда необратимые последствия имели место только в некоторых крупных промышленных государствах;

2) этап «нашествия саранчи», когда необратимые последствия появились практически во всех странах   независимо   от  уровня   их   экономического  развития. Дальнейшее неконтролируемое и неуправляемое развитие такой деятельности людей таит в себе угрозу глобальной экологиче­ской катастрофы, так как необратимые последствия приобретают региональный характер.

Восстановить полностью природное равновесие человече­ству вряд ли удастся, так как в некоторых экосистемах разрушительные процессы зашли слишком далеко, но добиться чтобы, качество окружающей среды не препятствовало биологическому воспроизводству, еще можно. С этой целью в развитых странах осуществляется перестройка структуры хозяйства в направлении его экологосообразности, снижения ресурсо- и энергоемкости за счет миниатюризации изделий, использования микропроцессорной техники, новых более легких и износостойких материалов. Именно эти характеристики в современных условиях являются мерилом цивилизованности общества. И сейчас показателем благосостояния нации является не только темп роста валового национального продукта, но и качество жизни, зависящее от экологической ситуации в стране. А это значит, что человечество вступило в эколого-экономический этап развития, когда экономический эффект становится реальным лишь с учетом экологических последствий [11].

 

 

1.2.2 Возникновение науки «экономика природопользования». Объект и предмет изучения

 

В связи с появлением первых признаков истощения природных ресурсов в 50-е годы ученые-биологи при характеристике взаимодействия общества и природы впервые стали употреблять термин «природопользование». Первоначально природопользование отождествлялось с ресурсопотреблением – использованием ресурсов в хозяйственных целях. Однако сейчас это понятие трактуется гораздо шире [11].

Понятие природопользования в современной науке используется как в широком, так и в узком смысле слова. В широком смысле природопользование – это совокупность всех видов воздействия общества на окружающую природную среду и мер по ее сохранению, непосредственно связанных с развитием производства и непроизводственной сферы и включающих изучение, использование, охрану и воспроизводство природных ресурсов. В узком – деятельность конкретных заинтересованных ведомств, субъектов хозяйствования, относящихся к природоэксплуатирующим и природовоспроизводящим отраслям [15].  

Вскоре после появления термина «природопользование» стали говорить о его экономических основах. А поскольку сегодня нельзя представить решение его задач без экономических исследований и обоснований и в свою очередь улучшение использования природных ресурсов становится важным резервом повышения эффективности экономики, то это обусловило появление нового направления в экономической науке – экономики природопользования. В бывшем СССР этот термин впервые был использован в 1964 г. на объединенной конференции методологических семи­наров Академии наук СССР, а уже в 70-е годы в ряде экономиче­ских вузов страны преподавалась учебная дисциплина с таким названием, что свидетельствует о важном теоретическом и при­кладном значении новой отрасли знаний [11].

Экономика природопользования формируется как отрасле­вое направление в экономической науке, исследующее социаль­но-экономические закономерности использования человечест­вом природных богатств и регулирования отношений природы и общества. Она изучает особенности хозяйственного механизма природопользования и методы наиболее эффективного взаимо­действия общества и природной среды в целях предотвращения ее дальнейшего загрязнения и истощения, поддержания норма­льных условий воспроизводства и жизнедеятельности человека.

Исследование единого объекта – природопользования – привело постепенно к синтезу двух научных направлений: эко­логии и экономики природопользования. С начала 90-х годов в Российской академии народ­ного хозяйства им. Г.В. Плеханова изучаются «Основы экоразвития», в Санкт-Петербургском государственном техническом университете – "Экономические основы экологии".

В Белорусском государственном экономическом университе­те, как и в других вузах страны, преподавание новой интегриро­ванной учебной дисциплины «Основы экологии и экономика природопользования» ведется с 1995/96 учебного года. Предме­том изучения этой дисциплины являются отношения между лю­дьми, которые складываются в процессе взаимодействия с окру­жающей средой по поводу использования сил и ресурсов природы, ее охраны и восстановления, то есть эколого-экономические отношения. Развиваясь и совершенствуясь, они обусловливают формирование в обществе рационального природопользования. Задачи рационального природопользования заключаются в следующем: 1) удовлетворение потребностей общества в ес­тественных ресурсах, создание условий для их расширенного воспроизводства; повышении продуктивности природной среды; 2) эффективное, комплексное использование невозобновимых богатств природы, предотвращение их потерь; 3) максимально возможное сохранение экологических систем путем совер­шенствования технологий и сокращения техногенных выбросов в окружающую среду; 4) сведение к минимуму возможного ущер­ба здоровью людей [15].

Экономика природопользования – это отраслевая экономическая   наука,  исследующая  социально-экономические закономерности использования человечеством природных ресурсов, регулирования отношений природы и общества. Она изучает хозяйственный механизм природопользования и методы эффектного взаимодействия общества и природной среды в целях предотвращения ее дальнейшего загрязнения и истощения, поддержания нормальных условий воспроизводства и  жизнедеятельности человека.

Предмет экономики природопользования – производственные отношения между людьми по поводу использования условий и ресурсов природы, т.е. эколого-экономические отношения [15].

Целью экономики природопользования является изучение основных закономерностей рационального взаимодействия общества и природы [2]. Рациональное природопользование – это система деятельности, призванная обеспечить экономическое использование природных ресурсов и их воспроизводство с учетом перспективных интересов развивающегося народного хозяйства и сохранения здоровья людей [9, 12].

Объект   исследования   экономики   природопользования – эколого-экономические   системы   (ЭЭС)   разного   масштаба и уровня [11]. Под эколого-экономической системой понимается интеграция эко­номики и природы, представляющая собой взаимосвязанное и взаимообусловленное функционирование общественного произ­водства и естественных процессов в природе. Важнейший при­знак эколого-экономической системы – региональность, разви­тие на определенной территории. В одном случае пространствен­ные границы такой системы может определять территория производственной деятельности – географические границы нацио­нальной экономики Беларуси, областного хозяйственного комп­лекса, города, промышленного узла и т.д., причем последствия взаимодействия могут выходить за пределы системы. При дру­гом подходе границы эколого-экономических систем определя­ются природными факторами – Белорусское Полесье, Белорус­ское Поозерье, Беловежская Пуща и др. [15].

Эколого-экономическую систему можно рассматривать как хозяйство любого региона (город, административная область, государство), элементами структуры которого выступают экономические, социальные, технологические и природные процессы, протекающие в нем. В составе ЭЭС можно выделить 3 подсистемы: 1) природа; 2) производство; 3) население. «Природа» включает внешние по отношению к обществу компоненты среды, выступающие в качестве материальных условий его существования и развития и находящиеся в неразрывном единстве. «Производство»   включает   совокупность   различных   видов   социально-экономической деятельности по производству материальных благ и услуг. «Население» входит одновременно в подсистему «природа» как биологический вид и в подсистему «производство» в качестве трудовых ресурсов [11].

К основным понятиям экономики природопользования также относятся окружающая природная среда, природные условия, природные ресурсы, природно-ресурсный потенциал, охрана природы, охрана окружающей среды.

Окружающая природная среда - это часть природы, взаи­модействующая с обществом и в той или иной степени изменен­ная им. Она включает в себя естественную природу и продукты антропогенной деятельности и служит естественным базисом хо­зяйственной деятельности общества.

Природные условия - это элементы природы, которые непо­средственно не используются в процессе производства, но оказывают влияние на жизнедеятельность людей, сельское хозяйство, добывающую   промышленность,   некоторые   виды   транспорта, рекреационную деятельность.

Природные ресурсы – это элементы природы, которые используются или могут быть использованы как средства производства и предметы потребления [11]. К ним относят в настоящее время полезные ископаемые, почву, растительность и животный мир, атмосферный воздух, воду, климат, солнечную и космическую радиацию [7, 14].

Природно-ресурсный потенциал – это совокупность  всех природных ресурсов определенного региона [11].

Охрана природы – это мероприятия по сохранению глобальной системы жизнеобеспечения человечества на условно бесконечный срок.

Охрана окружающей среды – система мер, направленная на поддержание рационального взаимодействия между деятельностью человека и окружающей природной средой, обеспечивающая сохранение и восстановление природных богатств, рациональное использование природных ресурсов, предупреждающая прямое и косвенное вредное влияние результатов деятельности общества на природу и здоровье человека [14].

 

 

1.2.3 Функции и задачи экономики природопользования

 

В период перехода на принципы рыночного хозяйствования возникает опасность ухудшения экологической ситуации вследствие разрушения хозяйственных связей, использования некачественных видов сырья и топлива, нарушения технологических режимов,   финансовых  трудностей,   ограничивающих   возможность проведения природоохранных мероприятий, недостаточности бюджетных ассигнований на экологическую деятельность и т.д. Специалисты считают, что в условиях слабо регулируемого или свободного рынка стремление уменьшить непроизводительные расходы, к которым относятся и затраты на экологические цели, резко ухудшит экологическую обстановку.

Функции экономики природопользования: 1) направляющая; 2) координирующая; 3) стимулирующая (схема 1.1).

Схема 1.1- Функции экономики природопользования

Направляющая функция – экономическое обоснование экологических целей и выбор путей их достижения.

Координирующая функция – сбалансирование пропорций в потреблении природных ресурсов и согласование производственных интересов природопользователей и экологических интересов общества.

Стимулирующая функция – активизация природоохран­ной деятельности субъектов хозяйствования и общества в целом [10].

Реализация этих функций требует решения целого ряда задач:

• Исследование и научное обоснование хозяйственного механизма природопользования в условиях становления рыночных отношений.

• Разработка   стратегических   направлений   ресурсосберегающего развития экономики и экологической политики государства. Формирование системы государственного регулирования, прогнозирования и контроля природопользования и природоохранной деятельности.

Информация о работе Информационно образовательная среда модулей «Экономика природопользования как наука» и «Основные источники и виды финансирования приро