Информационно образовательная среда модулей «Экономика природопользования как наука» и «Основные источники и виды финансирования приро

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:41, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: создание электронно-методической разработки модулей «Экономика природопользования как наука» и «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий»

для организации самостоятельной работы студентов небиологических специальностей.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Собрать и систематизировать теоретический материал, включающий иллюстративный материал в виде таблиц, графиков, рисунков и фотографий по темам «Экономика природопользования как наука» и «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий».

2. Составить тестовые задания по темам «Экономикаприродопользо-вания как наука» и «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий».

3. Создать электронно-методические разработки по темам «Экономика природопользования как наука» и «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………5

1.1 Модульное обучение…………………………………………………5

1.2 Теоретический материал для модуля «Экономика природопользования как наука»………………………………………………8

1.2.1 Взаимодействие человека и природы на различных этапах развития общества………………………………………………………………..8

1.2.2 Возникновение науки «экономика природопользования». Объект и предмет изучения……………………………………………………..11

1.2.3 Функции и задачи экономики природопользования…………..15

1.2.4 Методы экономики природопользования……………………....17

1.3 Теоретический материал для модуля «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий»…………………………………………………………………..21

1.3.1Формирование системы финансирования природоохранных мероприятий……………………………………………………………………..21

1.3.2 Новые подходы к финансированию природоохранной деятельности……………………………………………………………………..24

1.3.3 Экологическое страхование: виды, формы, проблемы развития…………………………………………………………………………..31

1.3.4 Целевые внебюджетные фонды…………………………………34

1.4 Создание электронных учебных курсов………………………….40

1.5 Создание учебных пособий в виде презентаций…………………44

1.6 Составление заданий в тестовой форме…………………………..48

ГЛАВА 2. методы ИССЛЕДОВАНИЯ.............................................56

2.1 Методика создания учебных пособий в программе

Power Point……………………………………………………………………...56

2.2 Методика составления заданий в тестовой форме……………...59

Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ……………………..62

3.1 Электронная разработка тестовых заданий для самоконтроля по темам: «Экономика природопользования как наука» и «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий»…………………………………………….62

3.2 Разработка тестовых заданий по теме «Экономика природопользования как наука»…………………………………………..64

3.3 Разработка тестовых заданий по теме «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий»…………………………………………………………………...68

ВЫВОДЫ...........................................................................................................73

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………...74

Работа содержит 1 файл

Дипломная.doc

— 703.00 Кб (Скачать)

• Совершенствование организационных основ управления природопользованием и природоохранной деятельностью.

•  Развитие экономического (финансово-кредитного) механизма охраны окружающей среды и эффективного природопользования с применением рыночных рычагов.

• Теоретическое обоснование и разработка методических подходов определения экономических показателей природоохранной деятельности производственных объектов и степени их воздействия на окружающую среду.

• Определение путей и методов повышения эффективности использования природных ресурсов, их воспроизводства, комплексной переработки сырья и вторичных ресурсов производства, снижения материало- и энергоемкости производства в целях усиления режима экономии, снижения вредного воздействия на окружающую среду [10, 11, 15].

 

 

1.2.4 Методы экономики природопользования

 

Изучение проблем любой науки осу­ществляется с помощью соответствующих методов исследова­ния, совокупность которых представляет собой ее методологию [15].

Методологической основой экономки природопользования является экономическая теория, изучающая законы общественного производства, распределения и потребления, материальных благ [9, 11, 13].

Экономика природопользования использует различные, прежде все­го общенаучные методы, разработанные естественными, обще­ственными и другими отраслями знаний (схема 1.2). Вместе с тем расширя­ется круг специфических методов, позволяющих глубже иссле­довать синтез экологии и экономики. Всеобщим методом познания, общей философской основой всех наук является диалектический метод, согласно   которому  предмет

Схема 1.2 – Методы экономики природопользования

исследования рассматривается всесторонне, в развитии, через возникновение и разрешение противоречий. Диалектический метод предполагает исследование экологиче­ских и экономических процессов в единстве, различии и истори­ческом развитии. Принципиальным положением диалектиче­ского метода является включение практики в теорию познания.

Для эколого-экономических исследований велика роль исторического метода, позволяющего проследить динами­ку взаимоотношений природы и общества. Изучение истории этих взаимодействий необходимо как для лучшего понимания современного состояния эколого-экономических систем, так и для научно обоснованных прогнозов особенностей их развития.

Важнейшим методом исследования в экономике природопользования является системный, состоящий в оп­ределении составных частей эколого-экономических систем и взаимодействующих с ними внешних объектов, установлении структуры системы, то есть совокупности внутренних связей и отношений. Системный подход к изучению природопользова­ния позволяет исследовать сложные взаимосвязи отдельных процессов по эксплуатации и воспроизводству природных ре­сурсов, охране либо восстановлению качественного состояния окружающей природной среды. На практике этот метод исполь­зуется при разработке комплексных программ природопользования, системном анализе проблем воспроизводства природных ресурсов и выработке мероприятий по их разрешению.

Специфическим методом исследования в экологии и эконо­мике природопользования выступает нормативный. Осо­бая роль принадлежит таким экологическим нормативам, как предельно допустимая концентрация (ПДК), предельно допусти­мые выбросы (ПДВ), нормы зеленых зон и т.п. Их назначение — установить объективные границы допустимых антропогенных нагрузок на природу. Используются и другие нормативы – от­ходов, ресурсопотребления, экономической эффективности эко­логических затрат и т.д. Без должной нормативной базы невоз­можно регулирование природосберегающей деятельности и ра­ционализации использования природных ресурсов.

Особо нужно сказать об экономико-математи­ческом моделировании в экономике природопользования. Более совершенный уровень применения экономико-математических методов пред­ставляют собой оптимизационные модели, разрабатываемые учеными Центрального экономико-математического институ­та Российской академии наук (ЦЭМИ РАН) для определения замыкающих затрат в природопользовании, экономических оценок природных ресурсов, экономического ущерба от загряз­нения природной среды и других эколого-экономических пара­метров.

Эколого-экономические процессы протекают на определен­ной территории, и для анализа их распространения, выявления взаимосвязи с хозяйственной деятельностью человека велика роль картографических методов. С помощью этих методов дают оценку природных ресурсов (размещение, запасы, продуктивность и другие характеристики), прогнозируют при­родные явления в регионах, недоступных непосредственному наблюдению, определяют природоохранные меры, направлен­ные на предотвращение опасных явлений, сохранение и воспроизводство природных ресурсов. В Беларуси картографические методы исследования широко используются для оценки радиа­ционной ситуации в отдельных регионах страны, прогнозирова­ния этих процессов, для разъяснения населению возможной ра­диационной опасности.

Среди новейших направлений следует отметить перспек­тивность космических методов исследования. Кос­мическая съемка, осуществляемая с помощью аппаратуры, размещаемой на искусственных спутниках нашей планеты, космических станциях и кораблях, необычайно расширяет ин­формацию о Земле, позволяет вести наблюдение за глобальны­ми природными процессами. Осуществляется изучение струк­туры и изменчивости атмосферы, гидросферы, литосферы, почвенного и растительного покрова, а также некоторых про­явлений хозяйственной деятельности человека. Научная и практиче­ская значимость космических методов исследования обуслов­лена главным образом значительной обзорностью космических снимков и хорошим отражением на них взаимосвязей между компонентами природной среды и отдельными видами произ­водственной деятельности. Большая скорость получения и пе­редачи информации, возможность проведения многократных съемок одних и тех же территорий позволяют оперативно ис­следовать из космоса многие экологические процессы в их ди­намике, увереннее осуществлять прогноз и разрабатывать при­родоохранные мероприятия.

В условиях становления рыночных отношений создаются ре­альные предпосылки для рационализации природопользова­ния, что связано с процессами повышения экономической само­стоятельности предприятий, обеспечения принципов самоуп­равления регионов, дифференциации форм собственности и дру­гими рыночными механизмами. Поэтому большой интерес для экономики природопользования представляют так называемые «рыночные» экономические дисциплины – менеджмент, мар­кетинг, макро- и микроэкономика и другие, из которых она чер­пает сведения об особенностях функционирования рыночной экономики и ее возможностях в оптимизации эколого-экономических отношений.

Большое значение имеет взаимосвязь курса с географичес­кими науками, разрабатывающими многие сложные проблемы регионального природопользования. Кроме того, в эколого-экономических исследованиях все шире используется важнейший научный метод географии – метод районирования [11, 15].

Экономика природопользования тесно связана с широким кругом природоведческих дисциплин – геологией, почвоведением, биологией, лесоведением, метеорологией, гидрологией, ландшафтоведением и др. Эти связи основаны на необходимости четкого представления о специфике природных компонентов, которые во­влекаются в эколого-экономические отношения.

Взаимодействия экономики природопользования с техническими науками обусловлены тем, что экологизация производства, совершенствование технологий с целью сниже­ния негативного воздействия производительных сил на природ­ную среду невозможны без учета новейших достижений науки и техники, их эколого-экономического обоснования [15].

 

1.3 Теоретический материал для модуля «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий»

 

1.3.1 Формирование системы финансирования природоохранных мероприятий

 

До последней четверти ХХ ст., когда стала очевидной необходимость мобилизации значительных сил и средств на решение экологических проблем, финансирование природоохранных мероприятий в нашей стране не носило постоянного характера, осуществлялось лишь по мере экстренных потребностей и возможностей. Только в 70-е годы капитальные вложения на создание производственно-технических природоохранных объектов (очистных сооружений, пылегазоулавливающих устройств, мелиоративных систем, лесных насаждений и т.п.) стали обеспечиваться путем прямого бюджетного финансирования в соответствии с пятилетними и годовыми планами охраны окружающей среды. Двумя последними пятилетними планами предусматривалось выделение на природоохранные нужды в СССР соответственно 11 и 9 млрд. руб., в Беларуси – более 300 и 275 млн. руб.

Выделенные средства распределялись по отраслям народного хозяйства, а затем по предприятиям, организациям и учреждениям в соответствии с планами финансирования и сметно-финансовыми расчетами по создаваемым хозяйственным объектам в порядке бюджетного финансирования и долгосрочного кредитования. Система централизованного финансирования дополнялась системой фондирования – централизованного распределения материально-технических ресурсов. За счет госбюджетных средств финансировались также научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы природоохранного назначения.

Текущие расходы на реализацию природоохранных мероприятий несли обычно сами предприятия и отрасли, но основная тяжесть финансирования экологической сферы ложилась все же на государственный бюджет. Формально существовали и другие источники финансирования – бюджеты регионов, средства министерств и ведомств, однако фактически их нельзя было рассматривать в качестве независимых от госбюджета источников финансирования. Обеспечение финансами природоохранной деятельности осуществлялось, как правило, без расчета на получение прибыли, кроме случаев утилизации отходов для производства какой-либо продукции, поэтому средства на реализацию этой деятельности выделялись по “остаточному” принципу, что никак не способствовало стимулированию рационального природопользования. Вместе с тем нужно отметить одно существенное достоинство прежней системы финансирования экологической сферы – ее регулярность.

Осуществление  природоохранной деятельности  и  рацио­нального        природопользования        требует        значительных финансовых     и     материальных     ресурсов     для     покрытия капитальных вложений и текущих затрат. На предыдущем этапе социально-экономического   развития   нашей   страны   основная часть    этих    расходов    покрывалась    через    государственный бюджет. Бюджет являлся основным финансовым инструментом государственного регулирования в области охраны окружающей среды. Объем затрат на природоохранные мероприятия возрастал по   мере   роста   производства,   внедрения   новых  технологий.

Порядок финансирования в условиях командно-админи­стративной системы управления не стимулировал рациональное природопользование, так как все расходы на природоохранную деятельность покрывались государственным бюджетом, хотя ис­точником загрязнения являлись объекты природопользования 15.

В настоящее время в связи с вводом нового хозяйственного механизма природопользования изменился и порядок финанси­рования экологической сферы. В Беларуси в 1990 г. впервые был создан Фонд охраны природы в размере 80 млн руб. За счет этих средств  финансировались  работы  по  строительству  и  рекон­струкции  очистных  сооружений,   полигонов  для   захоронения токсичных и бытовых отходов, ливневых коллекторов, по выносу объектов, являющихся загрязнителями Вилейско-Минской водной  системы  и др. Основным   источником   формирования этого фонда являлась плата за выбросы загрязняющих веществ в окружающую   среду,   наряду   со   штрафами за загрязнение природной среды и возмещением ущерба, причиненного нарушением природоохранного законодательства. С принятием в 1991 г. закона «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)» Фонд охраны природы фактически был упразднен,    так    как    средства    от  налога    за    пользование природными ресурсами и плата за выбросы стали поступать в местные бюджеты, за исключением 50% платы за добычу нефти, калийной и поваренной соли, которая шла в республиканский бюджет.  Законом  был  определен  круг  плательщиков  налога, объекты налогообложения, ставки налога, льготы по налогу, а также порядок уплаты и зачисления налога в бюджет. В этих условиях финансирование природоохранных мероприятий должно было осуществляться местными органами власти. В условиях перехода к рыночным отношениям установление платы за природные ресурсы и выбросы загрязняющих веществ явилось своеобразным гарантом природоохранной деятельности и отчасти источником финансирования природоохранных мероприятий. Однако, как показала практика, местные органы власти, увеличивая доходы бюджета за счет экологических платежей, не всегда направляли их на природоохранные цели.

 

 

1.3.2 Новые подходы к финансированию природоохранной деятельности

 

Новый подход к финансированию природоохранной деятельности был выработан после принятия в 1992 г. закона «Об охране окружающей среды», согласно которому были определе­ны следующие источники финансирования:

   республиканский и местные бюджеты;

   республиканский и местные внебюджетные фонды, а так­же общественные фонды охраны природы;

   средства юридических лиц, добровольные взносы населе­ния, иностранных граждан, а также других источников;

   кредиты банков 11.

Из всех перечисленных источников финансирования важная роль отводилась республиканскому и местным внебюджетным фондам, порядок образования которых и статьи расходования накопленных средств были определены принятым законом. Фор­мирование внебюджетных фондов происходило за счет следую­щих средств:

- платежи за выбросы загрязняющих веществ в окружаю­щую среду;

- плата за размещение (складирование отходов);

- средства, поступающие от юридических и физических лиц, включая и иностранных граждан;

- суммы, полученные в возмещение ущерба;

-  штрафы за загрязнение окружающей среды и нерацио­нальное использование природных ресурсов, а также за другие нарушения природоохранного законодательства;

- средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, а также от продажи, незаконно добытой с их по­мощью продукции;

- инвалютные поступления по искам от иностранных физи­ческих и юридических лиц за нарушение природоохранного за­конодательства;

- долевое участие юридических лиц, других природопользователей в финансировании природоохранных работ;

- доходы от проведения денежно-вещевых лотерей.

Все эти средства зачислялись на специальные счета мест­ных Советов, а затем распределялись следующим образом: 10% - на специальный текущий счет внебюджетных средств Мин­природы (республиканский внебюджетный фонд); 30% - в обла­стной и 60% - в районные и городские внебюджетные фонды. Средства внебюджетных фондов расходовались на внедрение экологически чистых технологий, строительство очистных сооружений, научные исследования в области охраны окружа­ющей среды, на развитие экологического образования и воспи­тания, создание материальной базы для контроля за состоянием окружающей среды, на осуществление мер по воспроизводству природных ресурсов, участие в международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды и др. Расходование вне­бюджетных средств на цели, не связанные с природоохранной деятельностью запрещалось. За счет средств республиканского бюджета финансируются особо важные Государственные программы (Государ-ственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, Государственная программа по водоснабжению и водоотведению «Чистая вода» и др.). Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, участвующим в реализации данных программ, предоставляется государственная поддержка из республиканского бюджета в виде субсидий и средств на финансирование капитальных вложений.

Информация о работе Информационно образовательная среда модулей «Экономика природопользования как наука» и «Основные источники и виды финансирования приро