Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:41, дипломная работа
Цель работы: создание электронно-методической разработки модулей «Экономика природопользования как наука» и «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий»
для организации самостоятельной работы студентов небиологических специальностей.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Собрать и систематизировать теоретический материал, включающий иллюстративный материал в виде таблиц, графиков, рисунков и фотографий по темам «Экономика природопользования как наука» и «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий».
2. Составить тестовые задания по темам «Экономикаприродопользо-вания как наука» и «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий».
3. Создать электронно-методические разработки по темам «Экономика природопользования как наука» и «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………5
1.1 Модульное обучение…………………………………………………5
1.2 Теоретический материал для модуля «Экономика природопользования как наука»………………………………………………8
1.2.1 Взаимодействие человека и природы на различных этапах развития общества………………………………………………………………..8
1.2.2 Возникновение науки «экономика природопользования». Объект и предмет изучения……………………………………………………..11
1.2.3 Функции и задачи экономики природопользования…………..15
1.2.4 Методы экономики природопользования……………………....17
1.3 Теоретический материал для модуля «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий»…………………………………………………………………..21
1.3.1Формирование системы финансирования природоохранных мероприятий……………………………………………………………………..21
1.3.2 Новые подходы к финансированию природоохранной деятельности……………………………………………………………………..24
1.3.3 Экологическое страхование: виды, формы, проблемы развития…………………………………………………………………………..31
1.3.4 Целевые внебюджетные фонды…………………………………34
1.4 Создание электронных учебных курсов………………………….40
1.5 Создание учебных пособий в виде презентаций…………………44
1.6 Составление заданий в тестовой форме…………………………..48
ГЛАВА 2. методы ИССЛЕДОВАНИЯ.............................................56
2.1 Методика создания учебных пособий в программе
Power Point……………………………………………………………………...56
2.2 Методика составления заданий в тестовой форме……………...59
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ……………………..62
3.1 Электронная разработка тестовых заданий для самоконтроля по темам: «Экономика природопользования как наука» и «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий»…………………………………………….62
3.2 Разработка тестовых заданий по теме «Экономика природопользования как наука»…………………………………………..64
3.3 Разработка тестовых заданий по теме «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий»…………………………………………………………………...68
ВЫВОДЫ...........................................................................................................73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………...74
• Совершенствование организационных основ управления природопользованием и природоохранной деятельностью.
• Развитие экономического (финансово-кредитного) механизма охраны окружающей среды и эффективного природопользования с применением рыночных рычагов.
• Теоретическое обоснование и разработка методических подходов определения экономических показателей природоохранной деятельности производственных объектов и степени их воздействия на окружающую среду.
• Определение путей и методов повышения эффективности использования природных ресурсов, их воспроизводства, комплексной переработки сырья и вторичных ресурсов производства, снижения материало- и энергоемкости производства в целях усиления режима экономии, снижения вредного воздействия на окружающую среду [10, 11, 15].
1.2.4 Методы экономики природопользования
Изучение проблем любой науки осуществляется с помощью соответствующих методов исследования, совокупность которых представляет собой ее методологию [15].
Методологической основой экономки природопользования является экономическая теория, изучающая законы общественного производства, распределения и потребления, материальных благ [9, 11, 13].
Экономика природопользования использует различные, прежде всего общенаучные методы, разработанные естественными, общественными и другими отраслями знаний (схема 1.2). Вместе с тем расширяется круг специфических методов, позволяющих глубже исследовать синтез экологии и экономики. Всеобщим методом познания, общей философской основой всех наук является диалектический метод, согласно которому предмет
Схема 1.2 – Методы экономики природопользования
исследования рассматривается всесторонне, в развитии, через возникновение и разрешение противоречий. Диалектический метод предполагает исследование экологических и экономических процессов в единстве, различии и историческом развитии. Принципиальным положением диалектического метода является включение практики в теорию познания.
Для эколого-экономических исследований велика роль исторического метода, позволяющего проследить динамику взаимоотношений природы и общества. Изучение истории этих взаимодействий необходимо как для лучшего понимания современного состояния эколого-экономических систем, так и для научно обоснованных прогнозов особенностей их развития.
Важнейшим методом исследования в экономике природопользования является системный, состоящий в определении составных частей эколого-экономических систем и взаимодействующих с ними внешних объектов, установлении структуры системы, то есть совокупности внутренних связей и отношений. Системный подход к изучению природопользования позволяет исследовать сложные взаимосвязи отдельных процессов по эксплуатации и воспроизводству природных ресурсов, охране либо восстановлению качественного состояния окружающей природной среды. На практике этот метод используется при разработке комплексных программ природопользования, системном анализе проблем воспроизводства природных ресурсов и выработке мероприятий по их разрешению.
Специфическим методом исследования в экологии и экономике природопользования выступает нормативный. Особая роль принадлежит таким экологическим нормативам, как предельно допустимая концентрация (ПДК), предельно допустимые выбросы (ПДВ), нормы зеленых зон и т.п. Их назначение — установить объективные границы допустимых антропогенных нагрузок на природу. Используются и другие нормативы – отходов, ресурсопотребления, экономической эффективности экологических затрат и т.д. Без должной нормативной базы невозможно регулирование природосберегающей деятельности и рационализации использования природных ресурсов.
Особо нужно сказать об экономико-математическом моделировании в экономике природопользования. Более совершенный уровень применения экономико-математических методов представляют собой оптимизационные модели, разрабатываемые учеными Центрального экономико-математического института Российской академии наук (ЦЭМИ РАН) для определения замыкающих затрат в природопользовании, экономических оценок природных ресурсов, экономического ущерба от загрязнения природной среды и других эколого-экономических параметров.
Эколого-экономические процессы протекают на определенной территории, и для анализа их распространения, выявления взаимосвязи с хозяйственной деятельностью человека велика роль картографических методов. С помощью этих методов дают оценку природных ресурсов (размещение, запасы, продуктивность и другие характеристики), прогнозируют природные явления в регионах, недоступных непосредственному наблюдению, определяют природоохранные меры, направленные на предотвращение опасных явлений, сохранение и воспроизводство природных ресурсов. В Беларуси картографические методы исследования широко используются для оценки радиационной ситуации в отдельных регионах страны, прогнозирования этих процессов, для разъяснения населению возможной радиационной опасности.
Среди новейших направлений следует отметить перспективность космических методов исследования. Космическая съемка, осуществляемая с помощью аппаратуры, размещаемой на искусственных спутниках нашей планеты, космических станциях и кораблях, необычайно расширяет информацию о Земле, позволяет вести наблюдение за глобальными природными процессами. Осуществляется изучение структуры и изменчивости атмосферы, гидросферы, литосферы, почвенного и растительного покрова, а также некоторых проявлений хозяйственной деятельности человека. Научная и практическая значимость космических методов исследования обусловлена главным образом значительной обзорностью космических снимков и хорошим отражением на них взаимосвязей между компонентами природной среды и отдельными видами производственной деятельности. Большая скорость получения и передачи информации, возможность проведения многократных съемок одних и тех же территорий позволяют оперативно исследовать из космоса многие экологические процессы в их динамике, увереннее осуществлять прогноз и разрабатывать природоохранные мероприятия.
В условиях становления рыночных отношений создаются реальные предпосылки для рационализации природопользования, что связано с процессами повышения экономической самостоятельности предприятий, обеспечения принципов самоуправления регионов, дифференциации форм собственности и другими рыночными механизмами. Поэтому большой интерес для экономики природопользования представляют так называемые «рыночные» экономические дисциплины – менеджмент, маркетинг, макро- и микроэкономика и другие, из которых она черпает сведения об особенностях функционирования рыночной экономики и ее возможностях в оптимизации эколого-экономических отношений.
Большое значение имеет взаимосвязь курса с географическими науками, разрабатывающими многие сложные проблемы регионального природопользования. Кроме того, в эколого-экономических исследованиях все шире используется важнейший научный метод географии – метод районирования [11, 15].
Экономика природопользования тесно связана с широким кругом природоведческих дисциплин – геологией, почвоведением, биологией, лесоведением, метеорологией, гидрологией, ландшафтоведением и др. Эти связи основаны на необходимости четкого представления о специфике природных компонентов, которые вовлекаются в эколого-экономические отношения.
Взаимодействия экономики природопользования с техническими науками обусловлены тем, что экологизация производства, совершенствование технологий с целью снижения негативного воздействия производительных сил на природную среду невозможны без учета новейших достижений науки и техники, их эколого-экономического обоснования [15].
1.3 Теоретический материал для модуля «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий»
1.3.1 Формирование системы финансирования природоохранных мероприятий
До последней четверти ХХ ст., когда стала очевидной необходимость мобилизации значительных сил и средств на решение экологических проблем, финансирование природоохранных мероприятий в нашей стране не носило постоянного характера, осуществлялось лишь по мере экстренных потребностей и возможностей. Только в 70-е годы капитальные вложения на создание производственно-технических природоохранных объектов (очистных сооружений, пылегазоулавливающих устройств, мелиоративных систем, лесных насаждений и т.п.) стали обеспечиваться путем прямого бюджетного финансирования в соответствии с пятилетними и годовыми планами охраны окружающей среды. Двумя последними пятилетними планами предусматривалось выделение на природоохранные нужды в СССР соответственно 11 и 9 млрд. руб., в Беларуси – более 300 и 275 млн. руб.
Выделенные средства распределялись по отраслям народного хозяйства, а затем по предприятиям, организациям и учреждениям в соответствии с планами финансирования и сметно-финансовыми расчетами по создаваемым хозяйственным объектам в порядке бюджетного финансирования и долгосрочного кредитования. Система централизованного финансирования дополнялась системой фондирования – централизованного распределения материально-технических ресурсов. За счет госбюджетных средств финансировались также научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы природоохранного назначения.
Текущие расходы на реализацию природоохранных мероприятий несли обычно сами предприятия и отрасли, но основная тяжесть финансирования экологической сферы ложилась все же на государственный бюджет. Формально существовали и другие источники финансирования – бюджеты регионов, средства министерств и ведомств, однако фактически их нельзя было рассматривать в качестве независимых от госбюджета источников финансирования. Обеспечение финансами природоохранной деятельности осуществлялось, как правило, без расчета на получение прибыли, кроме случаев утилизации отходов для производства какой-либо продукции, поэтому средства на реализацию этой деятельности выделялись по “остаточному” принципу, что никак не способствовало стимулированию рационального природопользования. Вместе с тем нужно отметить одно существенное достоинство прежней системы финансирования экологической сферы – ее регулярность.
Осуществление природоохранной деятельности и рационального природопользования требует значительных финансовых и материальных ресурсов для покрытия капитальных вложений и текущих затрат. На предыдущем этапе социально-экономического развития нашей страны основная часть этих расходов покрывалась через государственный бюджет. Бюджет являлся основным финансовым инструментом государственного регулирования в области охраны окружающей среды. Объем затрат на природоохранные мероприятия возрастал по мере роста производства, внедрения новых технологий.
Порядок финансирования в условиях командно-административной системы управления не стимулировал рациональное природопользование, так как все расходы на природоохранную деятельность покрывались государственным бюджетом, хотя источником загрязнения являлись объекты природопользования 15.
В настоящее время в связи с вводом нового хозяйственного механизма природопользования изменился и порядок финансирования экологической сферы. В Беларуси в 1990 г. впервые был создан Фонд охраны природы в размере 80 млн руб. За счет этих средств финансировались работы по строительству и реконструкции очистных сооружений, полигонов для захоронения токсичных и бытовых отходов, ливневых коллекторов, по выносу объектов, являющихся загрязнителями Вилейско-Минской водной системы и др. Основным источником формирования этого фонда являлась плата за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, наряду со штрафами за загрязнение природной среды и возмещением ущерба, причиненного нарушением природоохранного законодательства. С принятием в 1991 г. закона «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)» Фонд охраны природы фактически был упразднен, так как средства от налога за пользование природными ресурсами и плата за выбросы стали поступать в местные бюджеты, за исключением 50% платы за добычу нефти, калийной и поваренной соли, которая шла в республиканский бюджет. Законом был определен круг плательщиков налога, объекты налогообложения, ставки налога, льготы по налогу, а также порядок уплаты и зачисления налога в бюджет. В этих условиях финансирование природоохранных мероприятий должно было осуществляться местными органами власти. В условиях перехода к рыночным отношениям установление платы за природные ресурсы и выбросы загрязняющих веществ явилось своеобразным гарантом природоохранной деятельности и отчасти источником финансирования природоохранных мероприятий. Однако, как показала практика, местные органы власти, увеличивая доходы бюджета за счет экологических платежей, не всегда направляли их на природоохранные цели.
1.3.2 Новые подходы к финансированию природоохранной деятельности
Новый подход к финансированию природоохранной деятельности был выработан после принятия в 1992 г. закона «Об охране окружающей среды», согласно которому были определены следующие источники финансирования:
республиканский и местные бюджеты;
республиканский и местные внебюджетные фонды, а также общественные фонды охраны природы;
средства юридических лиц, добровольные взносы населения, иностранных граждан, а также других источников;
кредиты банков 11.
Из всех перечисленных источников финансирования важная роль отводилась республиканскому и местным внебюджетным фондам, порядок образования которых и статьи расходования накопленных средств были определены принятым законом. Формирование внебюджетных фондов происходило за счет следующих средств:
- платежи за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;
- плата за размещение (складирование отходов);
- средства, поступающие от юридических и физических лиц, включая и иностранных граждан;
- суммы, полученные в возмещение ущерба;
- штрафы за загрязнение окружающей среды и нерациональное использование природных ресурсов, а также за другие нарушения природоохранного законодательства;
- средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, а также от продажи, незаконно добытой с их помощью продукции;
- инвалютные поступления по искам от иностранных физических и юридических лиц за нарушение природоохранного законодательства;
- долевое участие юридических лиц, других природопользователей в финансировании природоохранных работ;
- доходы от проведения денежно-вещевых лотерей.
Все эти средства зачислялись на специальные счета местных Советов, а затем распределялись следующим образом: 10% - на специальный текущий счет внебюджетных средств Минприроды (республиканский внебюджетный фонд); 30% - в областной и 60% - в районные и городские внебюджетные фонды. Средства внебюджетных фондов расходовались на внедрение экологически чистых технологий, строительство очистных сооружений, научные исследования в области охраны окружающей среды, на развитие экологического образования и воспитания, создание материальной базы для контроля за состоянием окружающей среды, на осуществление мер по воспроизводству природных ресурсов, участие в международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды и др. Расходование внебюджетных средств на цели, не связанные с природоохранной деятельностью запрещалось. За счет средств республиканского бюджета финансируются особо важные Государственные программы (Государ-ственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, Государственная программа по водоснабжению и водоотведению «Чистая вода» и др.). Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, участвующим в реализации данных программ, предоставляется государственная поддержка из республиканского бюджета в виде субсидий и средств на финансирование капитальных вложений.