Информационно образовательная среда модулей «Экономика природопользования как наука» и «Основные источники и виды финансирования приро

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:41, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: создание электронно-методической разработки модулей «Экономика природопользования как наука» и «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий»

для организации самостоятельной работы студентов небиологических специальностей.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Собрать и систематизировать теоретический материал, включающий иллюстративный материал в виде таблиц, графиков, рисунков и фотографий по темам «Экономика природопользования как наука» и «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий».

2. Составить тестовые задания по темам «Экономикаприродопользо-вания как наука» и «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий».

3. Создать электронно-методические разработки по темам «Экономика природопользования как наука» и «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………5

1.1 Модульное обучение…………………………………………………5

1.2 Теоретический материал для модуля «Экономика природопользования как наука»………………………………………………8

1.2.1 Взаимодействие человека и природы на различных этапах развития общества………………………………………………………………..8

1.2.2 Возникновение науки «экономика природопользования». Объект и предмет изучения……………………………………………………..11

1.2.3 Функции и задачи экономики природопользования…………..15

1.2.4 Методы экономики природопользования……………………....17

1.3 Теоретический материал для модуля «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий»…………………………………………………………………..21

1.3.1Формирование системы финансирования природоохранных мероприятий……………………………………………………………………..21

1.3.2 Новые подходы к финансированию природоохранной деятельности……………………………………………………………………..24

1.3.3 Экологическое страхование: виды, формы, проблемы развития…………………………………………………………………………..31

1.3.4 Целевые внебюджетные фонды…………………………………34

1.4 Создание электронных учебных курсов………………………….40

1.5 Создание учебных пособий в виде презентаций…………………44

1.6 Составление заданий в тестовой форме…………………………..48

ГЛАВА 2. методы ИССЛЕДОВАНИЯ.............................................56

2.1 Методика создания учебных пособий в программе

Power Point……………………………………………………………………...56

2.2 Методика составления заданий в тестовой форме……………...59

Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ……………………..62

3.1 Электронная разработка тестовых заданий для самоконтроля по темам: «Экономика природопользования как наука» и «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий»…………………………………………….62

3.2 Разработка тестовых заданий по теме «Экономика природопользования как наука»…………………………………………..64

3.3 Разработка тестовых заданий по теме «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий»…………………………………………………………………...68

ВЫВОДЫ...........................................................................................................73

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………...74

Работа содержит 1 файл

Дипломная.doc

— 703.00 Кб (Скачать)

С целью усиления государственного контроля за расходо­ванием этих средств и в соответствии со ст. 2 закона «О бюдже­те Республики Беларусь на 1998 год» средства внебюджетного фонда были включены в состав республиканского бюджета. С этих пор внебюджетный Фонд охраны природы стал именоваться Государственным целевым бюджетным фондом охраны природы. Создание внебюджетных фондов охраны природы имело большое значение, так как их средства не могли быть использо­ваны на другие нужды и тем самым экологической сфере гаран­тирован хотя бы необходимый минимум средств. Распределение же бюджетных средств подчиняется требованиям экономической целесообразности, которые часто не согласуются с экологиче­скими требованиями, поэтому функционирование целевого фон­да охраны природы в составе бюджета в настоящее время не мо­жет не привести к использованию его средств не по назначению, что значительно снизит его природоохранную эффективность.

Сложная экологическая ситуация в Беларуси требует рас­ширения финансирования природоохранной деятельности. В ус­ловиях дефицита бюджета государственное финансирование будет затруднено, поэтому требуется создание нового финансово-кредитного механизма, включающего следующие звенья:

                         развитую систему природоохранных фондов, инноваци­онных экологических фондов, природоохранных фондов пред­приятий;

   систему экологических банков;

   привлечение средств из фондов экологического страхова­ния;

   привлечение средств Мирового и Европейского банков реконструкции и развития, а также иностранных фондов, органи­заций и фирм к финансированию экологической сферы

   использование собственных средств предприятий на при­родоохранные нужды;

   систему льготных экологических инвестиционных креди­тов.

Экологический займ. Крайне важно обеспечить успешность экологического займа, регулируя эмиссию ценных бумаг с учетом реального положения дел на фондовом рынке. Но главный выигрыш от успешной организации государственного экологического займа получат не эмитенты или владельцы экологических облигаций, а общество в целом и, конечно, природа.

Экологические займы представляют собой способ привлечения средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, срочности, возвратности и платности для дополнительного финансирования природоохранных нужд сверх текущих возможностей государства и предприятий. Эмиссию облигаций государственных экологических займов могли бы осуществлять специальные уполномоченные на это банки, но для этого необходимо принятие соответствующих нормативно-правовых актов, регламентирующих их эмиссионную деятельность.

Экологическое страхование. К сожалению, не нашел должного отражения в нашем законодательстве и вопрос о необходимости экологического страхования. В законе «Об охране окружающей среды»       (в редакции от 17 июля 2002 г.) указано, что экологическое страхование осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь о страховании, однако страховое законодательство не учитывает особенности рисков экологического происхождения и не содержит конкретных механизмов реализации декларируемых положений об экологическом страховании. Создание еще одного реального источника финансирования экологической сферы требует разработки и принятия закона «Об экологическом страховании».

Экологические облигации. В ряде стран одним из источников финансирования приро­доохранных мероприятий является формирование рынка государственных ценных бумаг (экологических облигаций). Чтобы повысить привлекательность облигаций, их владельцам предоставляется ряд льгот, среди ко­торых могут быть следующие:

   исключение из налогообложения доходов, направленных юридическими и физическими лицами на приобретение экологи­ческих облигаций;

   льготные цены и условия поставки природоохранной тех­ники, экологически чистых технологий и продукции;

   приоритетный доступ к наиболее ценным природным ре­сурсам региона и т.д.

Выпуск экологически ценных бумаг (облигаций) должен быть экономически интересен для потенциальных инвесторов, для чего необходима прежде всего надежная защита облигаций от инфляции (соответствующей процентной ставкой, скорректированной на темпы инфляции5.

Экологический банк. Если первые два источника финансирования природоохранной деятельности предусмотрены нашим законодательством, равно как и средства юридических лиц, в том числе иностранных, то создание системы экологических банков в республике пока не предполагается. В условиях же становления рыночных отношений необходимость в таких специализированных банках давно назрела.  Это обусловлено, во-первых, ограниченностью бюджетных возможностей финансирования экологической сферы; во-вторых, – необходимостью льготных условий кредитования природоохранных программ; в-третьих, – растянутостью сроков окупаемости экологических затрат, следовательно, повышенной степенью банковского риска, и, наконец, возросшей потребностью предприятий в дополнительных средствах, вызванной введением платности природопользования.

Экологический банк может выступать как эффективный экономический центр регулирования процессов природопользования, что обусловлено получением максимально полной информации обо всех процессах, протекающих в данной сфере, аккумуляцией необходимых финансовых ресурсов и функционированием в режиме самоуправления 15. Через жесткую ипотечную политику, необходимость которой давно назрела в условиях перехода к рыночным отношениям, экологический банк может на конкурсной основе кредитовать предприятия под конкретные природоохранные программы, организовывать рыночную продажу акций, оценивать имущество, потенциал и перспективы предприятий и т.д. Во многих странах уже созданы и успешно действуют такие банки.

Преимущества банковского кредитования природоохранной деятельности, по сравнению с бюджетным финансированием, состоит в возвратности и платности предоставляемых средств, что способствует повышению эффективности использования выделяемых ресурсов и сокращению времени их реализации. Система экологического кредитования должна создавать условия, заинтересовывающие как заемщиков (природопользователей), так и кредиторов (банки). Для природопользователей это может быть льготное кредитование (под низкий процент), первоочередное кредитование экологических целей. Заинтересовать же банки в льготном кредитовании можно только в случае обеспечения полной компенсации затраченных ими средств. Такая компенсация может осуществляться посредством предоставления налоговых льгот путем уменьшения налогооблагаемой базы дохода банка, снижения ставки налога или же освобождения банка от отдельных видов платежей.

Экологизация кредитной политики. Экологизация кредитной политики должна быть основана на принципе “кредитной нейтральности”, то есть повышенный процент за кредитование экологически опасных предприятий должен компенсироваться льготным кредитованием экологически надежных. Однако необходимым условием введения у нас такого рейтинга является общее оздоровление экономики, поскольку в настоящее время высокая инфляция неизбежно приводит к высоким процентным ставкам.

Важным направлением экологизации кредитной политики является введение рейтинга банковского процента в зависимости от экологической надежности природопользователей, поскольку высокий уровень экологической опасности предприятия снижает степень гарантии возврата банковского кредита. В развитых странах такого рода рейтинги широко используются. Примером действенности такого рейтинга как средства вытеснения экологически опасных производств является случай аварии на химическом заводе компании “Юнайтед Карбайд” в Индии, после которой все предприятия данной фирмы в разных частях света были переведены банками на значительно более высокий процент как экологически ненадежные, что практически разорило фирму.

Существует также еще один источник финансирования природоохранных мероприятий, проверенный на опыте разных стран. Это мобилизации будущих доходов государства (антиципация, на языке финансистов) для решения неотложных текущих задач путем выпуска государственных займов и формирования рынка государственных ценных бумаг (экологических облигаций). Этот основанный на рыночных механизмах способ финансирования природоохранной деятельности может оказаться эффективным в условиях финансового кризиса 15, 16.

 

 

1.3.3 Экологическое страхование: виды, формы, проблемы развития

 

Рассмотрим подробнее экономическую сущность этого важного инструмента регулирования природоохранной деятельности.

Экологическое страхование как новый для нашей страны элемент финансово-экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды означает формирование за счет страховых взносов специальных денежных фондов, предназначенных для возмещения вреда, причиненного природным ресурсам, объектам или окружающей среде и физическим лицам соответственно в результате их загрязнения, порчи, иного ухудшения состояния или уничтожения, потери здоровья или смерти. Цель экологического страхования состоит в наиболее полной компенсации нанесенного эколого-экономического ущерба.

Экологическое страхование выступает как один из эффективных экономических инструментов интернализации внешних эффектов и решения проблемы ответственности за ущерб, наносимый окружающей среде в результате наступления непредвиденных случаев и аварийных ситуаций, приводящих к экологическим катастрофам, серьезным финансовым проблемам по ликвидации последствий.

При отсутствии экологического страхования вся финансовая нагрузка по ликвидации негативных последствий ложится на плечи государства. Экологическое страхование как экономический институт позволяет изменить адрес экономической ответственности за последствия аварийного загрязнения окружающей среды и полностью соответствовать рыночному принципу хозяйствования «загрязнитель платит».

Ущерб окружающей среде, населению, хозяйству, вызванный авариями промышленных предприятий, чрезвычайно велик: его доля в общих потерях от загрязнения окружающей среды достигает 25-30%. Возмещение этого ущерба в странах с рыночной экономикой осуществляется в первую очередь за счет владельца предприятий через систему экологического страхования , лишь в случаях катастрофических размеров ущерба к его возмещению может подключиться государство.

Различают следующие виды экологического страхования: личное, имущественное, экологической ответственности. Личное и имущественное страхования имеют значение для граждан; в страхование экологической ответственности отдельные граждане не участвуют, хотя оно и затрагивает их интересы. Страхование ответственности за причинение ущерба предполагает формирование специальных денежных фондов за счет уплачиваемых страхователями страховых взносов для компенсации возможных потерь и предотвращения загрязнения окружающей среды. Экологическое страхование предусматривает покрытие затрат на ликвидацию последствий загрязнения, прямого имущественного ущерба третьим лицам, пострадавшим от вредных воздействий.

Существуют две формы экологического страхования: добровольная и обязательная.

Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем (субъектом хозяйствования) и страховщиком (страховой компанией).

Обязательное страхование происходит в соответствии с законом. Виды, условия и порядок его проведения определяются специальными нормативными актами. Обязательному страхованию подлежат предприятия, внесенные в утвержденный  в законодательном порядке перечень экологически опасных объектов.

Наибольшую потенциальную опасность для населения в случае аварии представляют 5 объектов: очистная водопроводная станция ПО «Минскводоканал», расположенный в районе промузла ТЭЦ-4 (хранится до 40 т хлора); ГП «Минский мясокомбинат», располагающий до 85т аммиака единовременно; АП «Крыница» (Запасы аммиака достигают 26т); гормолзавод №3 (18т аммиака); Минская очистная станция аэрации ПО «Минскводоканал», расположенная в промузле Шабаны (запасы  соляной кислоты достигают 60т) [15].

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации экологически опасных объектов устанавливает принятый в начале 2000 г. Закон Республики Беларусь «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». В нем впервые законодательно закреплено страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта (ст.25).

На основе величины экономического ущерба от аварийного загрязнения среды предприятия разделяют на три группы:

-         особо опасные – группа «А» - должны подлежать обязательному страхованию;

-         опасные – группа «Б» -решение по обязательному страхованию принимают региональные природоохранные органы;

-         малоопасные – группа «В» - страхуют риск экологических аварий на добровольной основе.

Далее необходима разработка и принятие закона об обязательном экологическом страховании, содержащего положения о порядке, размерах и способах гарантирования возмещения ущерба от производственных аварий, сбоев технологического режима и других антропогенных нарушений окружающей среды. Закон должен установить единые условия и порядок проведения обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Для организационно-методического обеспечения системы экологического страхования, как отмечают специалисты, необходимо принятие следующих мер:

      выделение объектов и регионов, где должно начаться внедрение этой системы;

Информация о работе Информационно образовательная среда модулей «Экономика природопользования как наука» и «Основные источники и виды финансирования приро