Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:41, дипломная работа
Цель работы: создание электронно-методической разработки модулей «Экономика природопользования как наука» и «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий»
для организации самостоятельной работы студентов небиологических специальностей.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Собрать и систематизировать теоретический материал, включающий иллюстративный материал в виде таблиц, графиков, рисунков и фотографий по темам «Экономика природопользования как наука» и «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий».
2. Составить тестовые задания по темам «Экономикаприродопользо-вания как наука» и «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий».
3. Создать электронно-методические разработки по темам «Экономика природопользования как наука» и «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………5
1.1 Модульное обучение…………………………………………………5
1.2 Теоретический материал для модуля «Экономика природопользования как наука»………………………………………………8
1.2.1 Взаимодействие человека и природы на различных этапах развития общества………………………………………………………………..8
1.2.2 Возникновение науки «экономика природопользования». Объект и предмет изучения……………………………………………………..11
1.2.3 Функции и задачи экономики природопользования…………..15
1.2.4 Методы экономики природопользования……………………....17
1.3 Теоретический материал для модуля «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий»…………………………………………………………………..21
1.3.1Формирование системы финансирования природоохранных мероприятий……………………………………………………………………..21
1.3.2 Новые подходы к финансированию природоохранной деятельности……………………………………………………………………..24
1.3.3 Экологическое страхование: виды, формы, проблемы развития…………………………………………………………………………..31
1.3.4 Целевые внебюджетные фонды…………………………………34
1.4 Создание электронных учебных курсов………………………….40
1.5 Создание учебных пособий в виде презентаций…………………44
1.6 Составление заданий в тестовой форме…………………………..48
ГЛАВА 2. методы ИССЛЕДОВАНИЯ.............................................56
2.1 Методика создания учебных пособий в программе
Power Point……………………………………………………………………...56
2.2 Методика составления заданий в тестовой форме……………...59
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ……………………..62
3.1 Электронная разработка тестовых заданий для самоконтроля по темам: «Экономика природопользования как наука» и «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий»…………………………………………….62
3.2 Разработка тестовых заданий по теме «Экономика природопользования как наука»…………………………………………..64
3.3 Разработка тестовых заданий по теме «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий»…………………………………………………………………...68
ВЫВОДЫ...........................................................................................................73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………...74
Научный руководитель:
Старший преподаватель кафедры экологии Марчик Татьяна Павловна
«ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ»
Зав. кафедрой экологии,
кандидат биологических наук
___________________ Г.Г.Юхневич
«___»_____________________20__ г.
Гродно, 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………5
1.1 Модульное обучение…………………………………………………5
1.2 Теоретический материал для модуля «Экономика природопользования как наука»………………………………………………8
1.2.1 Взаимодействие человека и природы на различных этапах развития общества…………………………………………………………
1.2.2 Возникновение науки «экономика природопользования». Объект и предмет изучения……………………………………………………..
1.2.3 Функции и задачи экономики природопользования…………..15
1.2.4 Методы экономики природопользования……………………....
1.3 Теоретический материал для модуля «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий»………………………………………………
1.3.1Формирование системы финансирования природоохранных мероприятий…………………………………………………
1.3.2 Новые подходы к финансированию природоохранной деятельности………………………………………………
1.3.3 Экологическое страхование: виды, формы, проблемы развития…………………………………………………………
1.3.4 Целевые внебюджетные фонды…………………………………34
1.4 Создание электронных учебных курсов………………………….40
1.5 Создание учебных пособий в виде презентаций…………………44
1.6 Составление заданий в тестовой форме…………………………..48
ГЛАВА 2. методы ИССЛЕДОВАНИЯ..................
2.1 Методика создания учебных пособий в программе
Power Point…………………………………………………………………
2.2 Методика составления заданий в тестовой форме……………...59
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ……………………..62
3.1 Электронная разработка тестовых заданий для самоконтроля по темам: «Экономика природопользования как наука» и «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий»…………………………………………….
3.2 Разработка тестовых заданий по теме «Экономика природопользования как наука»…………………………………………..64
3.3 Разработка тестовых заданий по теме «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий»………………………………………………
ВЫВОДЫ........................
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………...74
ВВЕДЕНИЕ
Проблема взаимоотношений общества и природы весьма многогранна, и многие ученые в различные исторические эпохи интересовались закономерностями развития этих взаимоотношений. Эти закономерности определяются внутренним противоречием, характеризующим особое положение человека в природе: с одной стороны, человек существо биологическое, природное, существующее по законам природы, а с другой стороны, человек – существо социальное, общественное, посредством своей хозяйственной деятельности противопоставляющее себя остальной природе. Вместе с тем человек как биологическое существо не может жить без непрерывного обмена веществом и энергией с окружающей средой, поэтому, являясь неотъемлемой частью природы, человечество обязано развивать свою хозяйственную деятельность, согласуясь с законами природы. В этом суть концепции гармоничного взаимодействия общества и природной среды [11].
Для повышения эффективности самостоятельной работы студентов различных биологических специальностей в курсе «Экономика природопользования» особенно важно, кроме традиционных источников информации, предоставить студентам современные, научно обоснованные электронные учебные пособия. В системе дистанционного обучения важную роль играет электронный учебник — благодаря использованию современных компьютерных информационных технологий, он способен решать задачи, свойственные как традиционным учебным пособиям, так и задачи контроля знаний, не характерные для традиционных учебников. Синтез текста с имитацией диалога, обогащенный мультимедиа эффектами, создает педагогический комплект, способствующий значительному облегчению процесса усвоения материала по сравнению с традиционными пособиями. Такие разработки существенно повышают производительность преподавательского труда, охватывают более широкий круг обучающихся без существенного увеличения профессорско-
Методики обучения с использованием персонального компьютера позволяют изучать учебный текст в необходимом студенту темпе, т.е. обеспечивают индивидуальное восприятие материала. При этом используется возможность «пошаговой» проработки материала, что особенно важно при различной степени средней базовой подготовленности студентов. Студент, работая на персональном компьютере, может сам наблюдать за процессом усвоения знаний, видеть свои ошибки и оценку своей работы.
Современный электронный учебный курс — это целостная дидактическая система, основанная на использовании компьютерных технологий и средств Internet, ставящая целью обеспечить обучение студентов по индивидуальным и оптимальным учебным программам с управлением процессом обучения.
Цель работы: создание электронно-методической разработки модулей «Экономика природопользования как наука» и «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий»
для организации самостоятельной работы студентов небиологических специальностей.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Собрать и систематизировать теоретический материал, включающий иллюстративный материал в виде таблиц, графиков, рисунков и фотографий по темам «Экономика природопользования как наука» и «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий».
2. Составить тестовые задания по темам «Экономикаприродопользо-вания как наука» и «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий».
3. Создать электронно-методические разработки по темам «Экономика природопользования как наука» и «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий».
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Модульное обучение
Из достаточно широкого спектра образовательных технологий наибольшее распространение получила технология модульного обучения.
О ней заговорили в 1972 г. после состоявшейся в Токио Всемирной конференции ЮНЕСКО по просвещению взрослых, где система была рекомендована для непрерывного обучения. Сегодня признана ценность этой системы для обучения как молодежи, так и взрослых. Модульная система представлена в двух вариантах: американском и немецком. Американский модуль — это часть школьного дня, заполненная соответствующим дидактическим содержанием. Разработанная в ФРГ версия больше внимания уделяет содержанию, нежели организационным элементам. Модуль понимается как программная единица, представляющая относительно замкнутый отрезок обучения. Большие сроки обучения (курсы) могут быть разделены на много дидактически упорядоченных с точки зрения их целей содержания, средств и методов, единиц программы.
Современное модульное обучение является логическим развитием и одновременно своеобразным синтезом программированного, концентрированного, дифференцированного и некоторых других теорий обучения. От каждого «предшественника» инновационная технология переняла присущие им базовые признаки. Так, из программированного обучения - дробление материала на отдельные фрагменты (порции) и его пошаговое усвоение. Из концентрированного - глубокое изучение дисциплины за счет объединения занятий в учебные блоки. Из дифференцированного - усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного.
По мере развития теории и практики обучения, в модульной технологии, как инновационной дидактической системе, обозначались и собственные признаки. К основным из них можно отнести:
- системность и целостность;
- модульное структурирование содержания и процесса обучения;
- опережающее изучение теоретического материала укрупненными блоками-модулями;
- завершенность, согласованность циклов деятельности;
- интеграция видов и форм обучения;
- алгоритмизация учебной деятельности;
- акцентуализация формирования навыков самообразования;
- мобильность, гибкость, в основу которых положен принцип вариативности уровней сложности учебной деятельности;
- экономичность.
В педагогике существуют различные толкования понятия «модуль», сводящиеся к рассмотрению модуля как функционального узла учебно-воспитательного процесса или как блока дидактически адаптированной информации.
Учебный модуль - это относительно самостоятельный фрагмент образовательного процесса, имеющий собственные цели, собственное программное, дидактическое и методическое обеспечение и реализующийся посредством проектируемой педагогической технологии.
Технология модульного обучения базируется на системно-деятельностном подходе к процессу обучения, в соответствии с которым на деятельностном уровне модуль, как фрагмент дидактического цикла, образует диагностический (вводный), познавательный и контрольный этапы. Этапы обучения осуществляются последовательно в каждом модуле и соответствуют ориентировочному, исполнительному и оценочному компонентам учебной деятельности. Познавательная деятельность в рамках модуля осуществляется по принципу «от общего - к частному».
В качестве структурных элементов модуля определены:
1. Диагностично поставленные цели обучения (то есть планируемый результат обучения).
2. Номенклатура основных понятий, закономерностей и явлений содержания учебного фрагмента, включенного в модуль.
3. Материалы для изучения и обсуждения в виде учебного текста (основы научно-теоретических знаний), подготовленные для рефлексивной деятельности учащихся.
4. Дидактические и методические материалы, помогающие изучению учебного материала (таблицы, схемы и т. д.).
5. Практические задания для формирования умений и навыков.
6. Материалы для самостоятельной работы обучаемых.
7. Задания для предварительного, текущего и итогового контроля.
8. Модель организации учебной деятельности преподавателя и обучаемых на всех этапах модуля, т.е. модель организуемого дидактического процесса.
Однако выбор дидактического процесса диктуется целым рядом обстоятельств, возможностей и соображений, которые, как отмечает В.П. Беспалько, не могут быть одинаковыми в разных учебных заведениях и в истолковании различными преподавателями в различных условиях [3].
1.2 Теоретический материал для модуля «Экономика природопользования как наука»
1.2.1 Взаимодействие человека и природы на различных этапах развития общества
В ходе исторического развития человечества можно выделить несколько этапов взаимодействия общества и природы в зависимости от соотношения в человеке биологической и социальной сущностей и, как следствие этого, в зависимости от уровня развития материального производства (таблица 1.1).
Таблица 1.1 – Зависимость этапов взаимодействия общества от уровня развития материального производства
Этапы взаимодействия общества и природы | Продолжительность | Формы взаимодействия | Последствия воздействия |
Палеолит (древнекаменный век) | 3,5 млн л.н. – окло 10 еыс. л. н.(появление земледелия и животноводства0 | Охота, рыбная ловля, собирательство | отсутствуют |
Неолит (новокаменный век) | 10 тыс. л. н. – до конца XVIII в. | Земледелие и животноводство | Последствия носили локальный характер и были полностью обратимы |
Этап промышленной революции | конец XVIII в. – сер. XX в. | Промышленное производство | Носили региональный характер, появились локальные необратимые последствия |
Этап научно-технической революции | сер. XX в. – конец XX в. | Индустриальное производство и интенсивное сельское хозяйство, обеспеченное высоким уровнем техники и технологий | Приобрели глобальный характер, а необратимые стали региональными |
Эколого-экономический | начало на рубеже XX в. и XXI в. | Экологизированное промышленное производство и сельское хозяйство | Отсутствуют |