Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:41, дипломная работа
Цель работы: создание электронно-методической разработки модулей «Экономика природопользования как наука» и «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий»
для организации самостоятельной работы студентов небиологических специальностей.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Собрать и систематизировать теоретический материал, включающий иллюстративный материал в виде таблиц, графиков, рисунков и фотографий по темам «Экономика природопользования как наука» и «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий».
2. Составить тестовые задания по темам «Экономикаприродопользо-вания как наука» и «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий».
3. Создать электронно-методические разработки по темам «Экономика природопользования как наука» и «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………5
1.1 Модульное обучение…………………………………………………5
1.2 Теоретический материал для модуля «Экономика природопользования как наука»………………………………………………8
1.2.1 Взаимодействие человека и природы на различных этапах развития общества………………………………………………………………..8
1.2.2 Возникновение науки «экономика природопользования». Объект и предмет изучения……………………………………………………..11
1.2.3 Функции и задачи экономики природопользования…………..15
1.2.4 Методы экономики природопользования……………………....17
1.3 Теоретический материал для модуля «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий»…………………………………………………………………..21
1.3.1Формирование системы финансирования природоохранных мероприятий……………………………………………………………………..21
1.3.2 Новые подходы к финансированию природоохранной деятельности……………………………………………………………………..24
1.3.3 Экологическое страхование: виды, формы, проблемы развития…………………………………………………………………………..31
1.3.4 Целевые внебюджетные фонды…………………………………34
1.4 Создание электронных учебных курсов………………………….40
1.5 Создание учебных пособий в виде презентаций…………………44
1.6 Составление заданий в тестовой форме…………………………..48
ГЛАВА 2. методы ИССЛЕДОВАНИЯ.............................................56
2.1 Методика создания учебных пособий в программе
Power Point……………………………………………………………………...56
2.2 Методика составления заданий в тестовой форме……………...59
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ……………………..62
3.1 Электронная разработка тестовых заданий для самоконтроля по темам: «Экономика природопользования как наука» и «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий»…………………………………………….62
3.2 Разработка тестовых заданий по теме «Экономика природопользования как наука»…………………………………………..64
3.3 Разработка тестовых заданий по теме «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий»…………………………………………………………………...68
ВЫВОДЫ...........................................................................................................73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………...74
В целостной системе дидактических требований, предъявляемых к электронному учебнику, можно выделить три ведущие подсистемы:
Научно-методическую;
Технологическую;
Воспитывающую.
Научно-методические требования к ЭУК — имеет главной задачей усвоение студентами системы научных знаний из данной предметной области. Для успешного решения этой задачи необходимо, чтобы ЭУК реализовывал:
четкую логику изложения материала, позволяющую зримо проследить последовательность умозаключений, содержание и структуру научных методов дисциплины;
изложение учебного материала по разветвленной схеме, разработанной с учетом возможных уровней подготовки студентов, их интересов и склонностей;
различные методы и средства побуждения студентов к мотивированной умственной деятельности;
различные средства и методы стимулирования познавательной деятельности студентов и управление ею;
систему наглядных и технических средств.
Необходимо чтобы электронный учебный курс:
1. опирался на закономерности и выводы педагогической психологии высшей школы;
2. детально прослеживал явления в их развитии и многообразии связей;
3. использовал различные методы и средства для активизации познавательной деятельности студентов во всех звеньях учебного процесса (генерировал проблемные ситуации, предлагал задания проблемного и логического характера, ставил познавательные задачи, требующие для своего решения привлечения знаний из других источников, и т п.);
4. включал теоретический материал, значимый для профессиональной подготовки специалиста;
5. предлагал задачи прикладного характера, ставящие целью привить студенту навыки использования научных методов дисциплины в своей будущей профессиональной деятельности.
В электронном учебнике профессионально-педагогические умения и навыки преподавателя находят свое применение путем реализации в нем подсистемы технологические требования к ЭУК.
Электронный учебный курс, как обучающая система должен:
1. организовывать и целенаправленно управлять деятельностью студента по изучению курса;
2. стимулировать деятельность студента в рамках отдельного занятия;
3. рационально сочетать различные виды учебной деятельности с учетом дидактических особенностей каждой из них и в зависимости от уровня работы с материалом;
4. рационально использовать (в нужном месте и в необходимом объеме) аудиовизуальные средства обучения;
Требования подсистемы воспитывающая функция ЭУК связаны с решением следующих задач:
Качественная подготовка специалистов с высшим образованием на базе современных достижений науки. Специалист должен обладать широким теоретическим кругозором, глубокими профессиональными знаниями, умением применять их в практической деятельности, а также способностью и стремлением к постоянному самосовершенствованию и творческому поиску новых знаний.
Формирование гражданских качеств и нравственное развитие на основе норм общественной морали, воспитание патриотизма, правовой грамотности, организаторских способностей.
Культурное развитие студента как интеллигента. Воспитание гуманизма, здоровых эстетических вкусов, культуры человеческого общения и быта, раскрытие культурно-эстетических способностей и возможностей.
Электронный учебный курс должен быть правильно структурирован и состоять из логически взаимосвязанных системных фрагментов (модулей). Такой системный фрагмент, с одной стороны, форма организации обучения в системе дистанционного образования, которая обеспечивает активную и планомерную познавательную деятельность обучающегося, направленную на решение поставленных перед ним учебных задач, а с другой — это основная структурная единица электронного учебника. Модуль должен обладать следующими признаками:
1. Элемент содержания учебного курса, представляющий собой логически целостный фрагмент этого курса (отдельный вопрос программы, тема, параграф и т.п.).
2. Соотнесенные с элементом содержания:
а) дидактические средства управления процессом познания,
б) дидактические средства контроля и стимулирования познавательной деятельности,
в) мультимедийные средства представления информации.
3. Фиксированное время работы обучающегося с модулем [5].
1.5 Создание учебных пособий в виде презентаций
В случае использования презентаций как средства визуальной поддержки, необходимо придерживаться следующих правил:
- на слайде должна содержаться только необходимая информация, всего лишь подтверждающая слова лектора, чтобы у слушателей не возникало желание переписывать информацию со слайда;
- внедрённые объекты (формулы, рисунки и др.) лучше каким-то образом выделить (например, другим цветом фона), что существенно облегчит восприятие информации;
- не использовать анимационные эффекты, так как они отвлекают от сути излагаемого материала, а часто и раздражают;
- в дизайне слайдов лучше использовать одну тему (т. е. один набор правил оформления), что подчеркнет общность излагаемого материала;
- при оформлении страниц необходимо использовать контрастные цвета, это улучшит восприятие информации (слушатель меньше напрягает зрение, стараясь что-то разглядеть на экране).
При создании презентации необходимо принимать во внимание основные правила дизайна слайдов.
Дизайном называется процесс создания привлекательных и информативных страниц (слайдов). Правила дизайна подразделяются на правила использования шрифта, иллюстраций и цветов.
Приведем общие рекомендации по использованию шрифта:
- не использовать большое разнообразие шрифтов — это затрудняет восприятие текста. Желательно использовать не более двух шрифтов, варьируя размер, толщину и написание букв;
- использовать буквицу (первая буква в абзаце, большая по размеру или особо выделенная). Считается, что подобное выделение повышает восприятие на 13%;
- основную мысль, ключевое слово выделять максимально крупным шрифтом (или цветом);
- избегать витиеватых, трудно читаемых шрифтов и оформления, затрудняющих чтение. Лучше использовать знакомые и привычные шрифты гарнитуры Times, Arial, Courier;
- выделять в каждом абзаце наиболее значимые по смыслу слова шрифтом другого размера или начертания. Текст, выполненный только одним шрифтом, трудно воспринимается [4].
Перечислим основные требования предъявляемые к иллюстрациям:
- иллюстрация должна возбуждать любопытство, подписи к иллюстрациям читаются в два раза чаще чем сами тексты;
- применять принцип «до и после». Этот принцип заключается в том, чтобы показать на рисунке что было до происходящего процесса и что стало после;
- иллюстрации не следует перегружать деталями;
- использовать цветные фотографии, так как цветные фотографии в два раза лучше воспринимаются, чем черно-белые фотографии;
Цвет играет огромную роль в восприятии информации. При создании слайдов нужно учитывать следующие правила:
Во-первых, учитывать, что каждый цвет имеет психологическое и физиологическое воздействие на человека (таблица 1.2).
Таблица 1.2 – Воздействие некоторых цветов на организм человека
Цвет | Характеристики зрительного восприятия | ||||
Расстояние | Размер | Температура | Душевное настроение | Гигиеническое воздействие | |
Зеленый
| далекий | уменьшает | нейтральный, очень холодный | очень спокойный | свежий |
Красный | близкий | увеличивает | теплый | раздражающий, очень тревожный | - |
Оранжевый | очень близкий | увеличивает | очень теплый | увлекательный, возбуждающий
| -
|
Желтый
| очень близкий | - | очень теплый | - | - |
Коричневый | близкий | - | нейтральный | -
| грязный
|
Фиолетовый | очень близкий | - | холодный | агрессивно-тревожный, обескураживающий | - |
Во-вторых, при создании гармоничной страницы необходимо использовать так называемые колориметрические круги. Простейшим из них является шестисекторный колориметрический круг который позволяет выделить контрастные гармоничные сочетания (рисунок 1.1). Их образуют цвета, расположенные друг против друга: сини (С) - оранжевый (О), красный (К) - зеленый (З) - фиолетовый (Ф). Гармоничные сочетание двух или трех цветов можно получить с помощью вращающихся стрелок; расположенных под углом 180 и 120 градусов. Если направить одну стрелку на нужный цвет, остальные укажут на цвета, гармонирующие с выделенным.
Рисунок 1.1 - Шестисекторный колориметрический круг
Кроме этого, часто используют более сложный круг естественных цветов по Гете, в котором все существующие в полиграфии краски образуются путем смешивания всевозможных колористических и количественных сочетаний трех основных красок - красной (пурпурной), синей (голубой) и желтой, и большой цветовой круг Освальда, содержащий двадцать четыре цвета.
Соседние цвета влияют друг на друга и воспринимаются нашим зрением в зависимости от цветового окружения. Восприятие цвета вследствие его сочетания с другими цветами называется одновременным цветовым контрастом.
В-третьих, немаловажное значение имеет фон композиции:
- серый, черный и белый фон часто образует приятное сочетание с любым изображением, но белые предметы на светлом фоне пропадают. Бежевые цвета теряются на сером фоне;
- на красном фоне серый цвет кажется зеленоватым, на желтом - синеватым, на зеленом - чуть розоватым, на синем - желтоватым.
В-четвертых, при создании цветовой модели следует учитывать сочетание цвета шрифта и фона. В таблице 1.3 дается сочетание цвета и фона для удобного восприятия страницы человеком.
Таблица 1.3 – Сочетание цвета и фона для удобного восприятия страницы человеком
Шрифт | Фон | Шрифт | Фон |
Черный | Желтый | Белый | Красный |
Черный | Белый | Белый | Зеленый |
Зеленый | Красный | Белый | Синий |
Зеленый | Белый | Белый | Черный |
Красный | Желтый | Синий | Белый |
Красный | Зеленый | Желтый | Черный |
Красный | Белый |
|
|
Существует большое количество программных средств, позволяющих создавать презентации и прокручивать слайды перед аудиторией, и все они достаточно качественно справляются с поставленной задачей (например, ACD FotoAngelo). Однако наиболее употребляемым с этой целью продуктом остается Power Point, входящий в комплект Office компании Microsoft [6].
1.6 Составление заданий в тестовой форме
Форма тестовых заданий - это способ организации, упорядочения и существования содержания теста.
Тестовая форма - способ связи, упорядочения элементов задания. Для обыденного сознания тест означает перевод с англ. test - проба, испытание, метод.
Задание в тестовой форме определяется как педагогическое средство, отвечающее требованиям:
• цель;
• краткость;
• технологичность;
• логическая форма высказывания;
• определенность места для ответов;
• одинаковость правил оценки ответов;
• правильность расположения элементов задания.
Задания в тестовой форме становятся тестовыми заданиями только после обязательной проверки статистических и математических свойств каждого задания в тестовой форме. Тест состоит не из заданий в тестовой форме, не из вопросов и задач, а только из тестовых заданий.
Тестовое задание – это составная единица теста, требованиям к заданиям в тестовой форме и, кроме того, статистическим требованиям:
1) известной трудности;
2) дифференцирующей способности;
3) положительной корреляции баллов задания с баллами по всему тесту.
Педагогический тест – это система параллельных заданий возрастающей трудности, специфической формы, которая позволяет качественно и эффективно измерять уровень и структуру подготовленности испытуемых.
Три понятия – задания в тестовой форме, тестовое задание и тест - соответствуют трем основным этапам разработки педагогических тестов.
Первый этап – разработка заданий в тестовой форме.
Второй этап – статистическая проверка заданий (создание тестовых заданий).
Третий тап – разработка теста.
По форме все известные в практике задания в тестовой форме можно разделить на четыре основные группы.
Первая группа - задания с выбором одного или нескольких правильных ответов. Или задания с выбором одного наиболее правильного ответа.