Информационно образовательная среда модулей «Экономика природопользования как наука» и «Основные источники и виды финансирования приро

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:41, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: создание электронно-методической разработки модулей «Экономика природопользования как наука» и «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий»

для организации самостоятельной работы студентов небиологических специальностей.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Собрать и систематизировать теоретический материал, включающий иллюстративный материал в виде таблиц, графиков, рисунков и фотографий по темам «Экономика природопользования как наука» и «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий».

2. Составить тестовые задания по темам «Экономикаприродопользо-вания как наука» и «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий».

3. Создать электронно-методические разработки по темам «Экономика природопользования как наука» и «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………5

1.1 Модульное обучение…………………………………………………5

1.2 Теоретический материал для модуля «Экономика природопользования как наука»………………………………………………8

1.2.1 Взаимодействие человека и природы на различных этапах развития общества………………………………………………………………..8

1.2.2 Возникновение науки «экономика природопользования». Объект и предмет изучения……………………………………………………..11

1.2.3 Функции и задачи экономики природопользования…………..15

1.2.4 Методы экономики природопользования……………………....17

1.3 Теоретический материал для модуля «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий»…………………………………………………………………..21

1.3.1Формирование системы финансирования природоохранных мероприятий……………………………………………………………………..21

1.3.2 Новые подходы к финансированию природоохранной деятельности……………………………………………………………………..24

1.3.3 Экологическое страхование: виды, формы, проблемы развития…………………………………………………………………………..31

1.3.4 Целевые внебюджетные фонды…………………………………34

1.4 Создание электронных учебных курсов………………………….40

1.5 Создание учебных пособий в виде презентаций…………………44

1.6 Составление заданий в тестовой форме…………………………..48

ГЛАВА 2. методы ИССЛЕДОВАНИЯ.............................................56

2.1 Методика создания учебных пособий в программе

Power Point……………………………………………………………………...56

2.2 Методика составления заданий в тестовой форме……………...59

Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ……………………..62

3.1 Электронная разработка тестовых заданий для самоконтроля по темам: «Экономика природопользования как наука» и «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий»…………………………………………….62

3.2 Разработка тестовых заданий по теме «Экономика природопользования как наука»…………………………………………..64

3.3 Разработка тестовых заданий по теме «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий»…………………………………………………………………...68

ВЫВОДЫ...........................................................................................................73

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………...74

Работа содержит 1 файл

Дипломная.doc

— 703.00 Кб (Скачать)

По содержанию они труднее, чем задания с выбором одного правильно­го ответа. Этим заданиям предшествует инструкция: «Вашему вниманию предлагаются задания, в которых могут быть один, два, три и большее число правильных ответов. Обвести кружком номера всех правильных ответов!»

Вторую группу образуют задания, в которых правильный ответ надо до­писать; обычно это одно слово, или один знак. Заданиям этой формы предше­ствует стандартная инструкция - «Дополнить». Это задания открытой формы.

Третью группу образуют задания, состоящие из элементов двух или нескольких столб­цов. Таким заданиям предшествует инструкция: «Установить соответствие». Это задания на установление соответствия.

Четвертая группа - это задания процессуального или алгоритмического толка. Алгоритм как форма правильного и неправильного мышления. Каждому заданию предшествует инструкция: «Установить правильную последователь­ность». Это задания на установление правильной последовательности.

В отличие от заданий с выбором одного или нескольких правильных от­ветов, задания открытой формы представляют собой утверждения, которые превращаются в истинное высказывание, если испытуемые вводят с клавиатуры правильный ответ или в ложное высказывание, если ответ оказывается непра­вильным. Главная причина появления заданий этой формы - возможность ре­продуктивных ответов испытуемых [1].

Принципы композиции тестовых заданий:

1. Логическая определенность содержания задания. Задание является ло­гически определенным, если оно способно продуцировать у знающих учащихся правильный ответ и если содержание и форма задания помогают организовать процесс нахождения такого ответа.

2.   Вариативность (фасетность) содержания задания. Использование фасетов и представление содержания задания в символьном виде можно видеть в задании.

3.   Параллельности. Этот принцип включает в себя три понятия, связанных между собой отношением кумуляции:

1)   параллельность заданий (или вариантов заданий) по содержанию;

2)   параллельность по содержанию и по форме;

3)   параллельность по содержанию, форме и по трудности заданий.
Параллельность  заданий  по  содержанию  достигается  использованием

рассмотренного выше принципа фасетности задания и применением четвертого принципа - обратимости.

4. Обратимость содержания задания. Рассмотрим примеры заданий от­крытой формы, построенных по принципу обратимости.

Можно выделить три понятия параллельности заданий: по содержанию, форме и по трудности.

Параллельность заданий по содержанию обеспечивается использованием принципов фасетности и обратимости. Параллельность заданий по содержанию и по форме возникает при использовании принципов фасетности или обратимо­сти, плюс применение разных форм заданий, имеющих одинаковое содержание.

И, наконец, параллельность заданий по содержанию, форме и по трудно­сти обеспечивается в случаях, когда к перечисленному добавляется одинаковая трудность заданий. Только тогда получаются задания, полностью параллельные по всем трем рассмотренным признакам.

Задание в тестовой форме должно отвечать и следующему, пятому по счету, принципу - логической соразмерности объема определяющего понятия объему определяемого.

Задания открытой формы порождают иногда несколько правильных, но логически несоразмерных ответов, что нежелательно с точки зрения однознач­ной оценки и технологичности контроля.

5. Неотрицательность. В задании не рекомендуется использование отрица­тельных частиц, а также определение понятия через перечисление элементов, не входящих в него.

Полезны следующие обобщенные рекомендации по разработке заданий открытой формы:

•              содержание задания должно быть понятным всем, без исключений,
испытуемым;

•                      содержание задания пишется прописными буквами;

•                      все утверждения делаются, по возможности, короткими;

•                      добавлять лучше как можно меньше слов или знаков;

•                      добавляется, по возможности, одно слово (или один знак);

•       добавляемое слово, для лучшего понимания, желательно ставить ближе к концу в конце задания.

Основные преимущества настоящих тестов:

1.              Высокая   научная  обоснованность  теста,   позволяющая  получать объективированные оценки уровня и структуры  подготовленности испытуемых.

2.              Технологичность и эффективность тестов. Их сочетаемость с дру­гими образовательными технологиями.

3.              Точность измерений, качество, ответственность, доступность образования для всех способных.

4.              Наличие одинаковых, для всех испытуемых   условий проведенияпедагогического контроля (трудность, состав, структура заданий) и правил интерпретации результатов: ответственность, справедливость.

5.              Возможности использования заданий в тестовой форме для самооб­разования и самоконтроля.

Главное достоинство тестовой проверки в скорости, а традицион­ной проверки посредством дидактических материалов - в ее основательности.

Недостатки: если результаты своей работы учащийся представляет только номера от­вета, тут преподаватель не видит характера хода решения - мыслительная дея­тельность учащегося и результат может быть только вероятностным. Гарантии наличия у студентов знаний нет. К недостаткам тестов также относят возмож­ность угадывания. Если, например, тестовое задание содержит только два отве­та, один из которых правильный, то половину ответов на такие тестовые зада­ния можно угадать.

Важное требование тестирования - наличие заранее разработанных пра­вил получения баллов без участия преподавателя.

•                      При составлении теста обычно ставится задача отобразить в
нем то основное, что ученики должны знать и уметь в результате обучения.

•                      Если  нужно  оценить ученика во  всем диапазоне знаний,
включают задания легкие, средние и трудные.

•                      Тест должен иметь известную меру трудности, выполнение
его должно требовать напряжения.

•                      Задания должны быть краткими, ясными и корректными, не
допускать двусмысленности.

•                      Тесты должны включать в себя проверку знаний определе­ний, законов и принципов, дат и событий, исторических личностей.
          Подготовительный этап составления теста.

На подготовительном этапе, прежде всего, определяется назначение тес­та: для кого тест предназначен, на каком этапе обучения он будет использован, каким должен быть его уровень сложности. Иными словами, формулируются конкретные цели составления теста. При этом необходимо ориентироваться на конечный результат учебно-познавательной деятельности, соотнесенный с тре­бованиями программы. При решении вопроса о целях тестирования могут фи­гурировать: контроль (тест достижения; критериально-ориентированный и нормативно-ориентированный тесты), диагностика (тест диагностики профес­сиональных достижений), обучение (любые тесты), прогнозирование результа­тов обучения (тесты достижения и прогнозирования) [1].

Поскольку основу любого теста как средства измерения составляет кон­троль, то более подробно мы рассмотрим методику составления теста достиже­ния. Как уже отмечалось ранее, тест может создаваться как многофункциональ­ный. Выбор определенной методики применения теста, обработки результатов тестирования позволяет при помощи теста достижения диагностировать про­цесс обучения, оценить технологию, по которой оно велось, и т.д.

Заранее проектируется и необходимый уровень сложности теста, который предстоит составлять.

Сложность теста определяется пятью уровнями:

1.              Информационный, требующий от испытуемого узнавания известной информации.

2.        Репродуктивный, основными операциями которого являются воспроизведение информации и ее преобразования алгоритмического характера.

3.        Базовый, требующий от испытуемого понимания существенных сто­рон учебной информации, владения общими принципами поиска алгоритмов.

4.        Повышенный, уровень сложности задания, требующий от испытуемого умения преобразовывать алгоритмы к условиям, отличающимся от стандартных, умение вести эвристический поиск.

Задания в тестовой форме могут применятся для самообучения, самоконтроля. Для этих целей целесообразнее всего применять задания с выбором одного правильного ответа. Это объясняется их сравнительной простотой, традицией  и удобством для автоматизированного контроля знаний. Для составление тестовых заданий с одним вариантом ответа важно умело использовать дисфакторы.

Задания с выбором одного правильного ответа делятся на виды: задания с двумя, тремя, четырьмя, пятью и шестью ответами. Задания с одним правильным ответом могут также иметь правильный ответ составленный из нескольких предложенных в тесте правильных ответов.

Принципы формулирования заданий с одним правильным ответом:

1.                  Противоречивость. Выражается в использовании отрицательной частицы «не», а также отрицающих предлогов и слов.

2.                  Противоположность. Противоположенные ответы допускают возможность потенциального существования других переходных состояний.

3.                  Однородность. Подбираются ответы, которые относятся к одному роду.

4.                  Сочетание. Используется сочетание слов (знаков) по два или по три, реже по четыре, в каждом ответе.

5.                  Градуирование. В таких заданиях неправильные ответы часто являются неправильными в разной степени.

6.                  Удвоенное противопоставление.

7.                  Сочетание принципов.

Для разработки содержания заданий в тестовой форме удобно пользоваться принцип фасетности. Фасет – это форма записи нескольких вариантов одного и того же задания. Это очень удобно использовать в современных компьютерных вариантах тестирования. Второй принцип формулирования содержания задания называется импликацией. Задания представляются в логической форме условной связи, имеет при этом логическую форму условного суждения вида «если … то». Следующий принцип состоит в том, что и задания и ответ к ним должны быть короткими. Принцип оценивания состоит в том, чтобы за каждый правильный ответ давать один бал, за неправильный ноль. Суммирование всех балов, полученных испытуемым, дает число ответов. Это число ассоциируется с уровнем его знаний.  Более сложная система оценивания, когда проводится шкалирование оценок для обучающего и самоконтролирующего тестирования не применяются [1].

 

 

ГЛАВА 2. методы ИССЛЕДОВАНИЯ

 

         2.1 Методика создания учебных пособий в программе Power Point

 

Для создания учебного пособия была использована программа PowerPoint.

Механизм работы в программе PowerPoint следующий. При запуске программы PowerPoint на экране возникает стандартное окно. Если по каким-либо причинам это окно отсутствует (случайно закрыли файл презентации), то для создания новой презентации нужно вызвать команду Создать из меню Файл. После чего на панели справа в разделе Создание презентаций нужно нажать ссылку Новая презентация. Сразу начали с создания презентации с помощью Конструктора.

Теперь необходимо выбрать шаблон оформления на панели Дизайн слайдов. Для этого щелкнули по команде Шаблоны оформления.

На панели загрузятся все имеющиеся в программе шаблоны. На том, который нам понравился, щелкнули, мышкой и этот шаблон программа вам и загрузит (рисунок 2.1).

             

Рисунок 2.1 - Пример выполнения действия

 

Создавали свой образец на основе выбранного. Для этого выбрали  команду в меню Вид / Образец /Образец слайдов. Все изменения, которые мы здесь сделали, отобразятся на всех слайдах такого типа. Образец слайдов можно создавать, менять и править на любом этапе создания файла презентации (рисунок 2.2).

             

             

Рисунок 2.2 - Пример выполнения действия

Первый слайд – это титульный лист. Как мы его сейчас оформили, так будут оформлены все титульные листы данной презентации. Выделив рамку Образец заголовка, можно задать любой шрифт, размер, цвет заголовку. Взяли мышкой за выделенную рамку и установили заголовок в другом месте. Для этого выбрали команду Вставка/Рисунок/Картинки.

Загруженную картинку можно переместить в любое место слайда, увеличить, уменьшить, повернуть, скопировать. Программа предоставляет возможность постоянного редактирования вставленных объектов. Для редактирования просто щелкали по объекту мышкой и делали с ним, что хотели. Закончив работу над титульным листом, нажали кнопку сохранить на панельке Мастера образцов и закрыли его.

Аналогичным образов оформили образец для текста. На панели Разметка слайдов выбрали третий сверху образец Макетов текста, содержащий разметку для заголовка и текста. Загрузится на рабочий стол. Выделив рамку Образец заголовка также как и для титульного листа, можно задать любой шрифт, размер, цвет заголовку. Взяв мышкой за выделенную рамку, можно установить заголовок в другом месте.

Добавили на образец картинки. Для этого выбрали команду  Вставка/Рисунок/Автофигуры (рисунок 2.3).

Информация о работе Информационно образовательная среда модулей «Экономика природопользования как наука» и «Основные источники и виды финансирования приро