Информационно образовательная среда модулей «Экономика природопользования как наука» и «Основные источники и виды финансирования приро

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:41, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: создание электронно-методической разработки модулей «Экономика природопользования как наука» и «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий»

для организации самостоятельной работы студентов небиологических специальностей.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Собрать и систематизировать теоретический материал, включающий иллюстративный материал в виде таблиц, графиков, рисунков и фотографий по темам «Экономика природопользования как наука» и «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий».

2. Составить тестовые задания по темам «Экономикаприродопользо-вания как наука» и «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий».

3. Создать электронно-методические разработки по темам «Экономика природопользования как наука» и «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………5

1.1 Модульное обучение…………………………………………………5

1.2 Теоретический материал для модуля «Экономика природопользования как наука»………………………………………………8

1.2.1 Взаимодействие человека и природы на различных этапах развития общества………………………………………………………………..8

1.2.2 Возникновение науки «экономика природопользования». Объект и предмет изучения……………………………………………………..11

1.2.3 Функции и задачи экономики природопользования…………..15

1.2.4 Методы экономики природопользования……………………....17

1.3 Теоретический материал для модуля «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий»…………………………………………………………………..21

1.3.1Формирование системы финансирования природоохранных мероприятий……………………………………………………………………..21

1.3.2 Новые подходы к финансированию природоохранной деятельности……………………………………………………………………..24

1.3.3 Экологическое страхование: виды, формы, проблемы развития…………………………………………………………………………..31

1.3.4 Целевые внебюджетные фонды…………………………………34

1.4 Создание электронных учебных курсов………………………….40

1.5 Создание учебных пособий в виде презентаций…………………44

1.6 Составление заданий в тестовой форме…………………………..48

ГЛАВА 2. методы ИССЛЕДОВАНИЯ.............................................56

2.1 Методика создания учебных пособий в программе

Power Point……………………………………………………………………...56

2.2 Методика составления заданий в тестовой форме……………...59

Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ……………………..62

3.1 Электронная разработка тестовых заданий для самоконтроля по темам: «Экономика природопользования как наука» и «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий»…………………………………………….62

3.2 Разработка тестовых заданий по теме «Экономика природопользования как наука»…………………………………………..64

3.3 Разработка тестовых заданий по теме «Основные источники и виды финансирования природопользования и природоохранных мероприятий»…………………………………………………………………...68

ВЫВОДЫ...........................................................................................................73

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………...74

Работа содержит 1 файл

Дипломная.doc

— 703.00 Кб (Скачать)

      инвентаризация источников повышенной опасности с их классификацией по уровню экологического риска;

      разработка перечня страховых событий, подлежащих обязательному и добровольному страхованию;

      разработка ставок страховых премий и сумм, выплачиваемых страховщиком в пользу третьих лиц при наступлении страхового события.

Таким образом, реализация стратегии экологической безопасности требует дальнейшего совершенствования законодательных основ природоохранной деятельности, обеспечивающих необходимую научно-методическую и нормативно-правовую базу для создания системы экологического страхования. Экологическое страхование будет стимулировать снижение риска экологически опасных аварий путем соответствующей дифференциации страховых премий, осуществления экологического аудита предприятий страховыми фондами, повышения заинтересованности самих территориальных страховых экологических фондов в реконструкции наиболее опасных объектов, финансировании создания экологически совершенных технологий и т.д. [15,16].

 

1.3.4 Целевые внебюджетные фонды

 

История становления целевых внебюджетных фондов. Впервые вопрос о необходимости создания экологических фондов возник в отечественной литературе на рубеже 70-80-х гг. в связи с проблемой поиска и распределения средств на природоохранные мероприятия и разработкой системы платежей и штрафов за загрязнение окружающей среды. Исследование зарубежного опыта показало, что на Западе экологические фонды в государственном масштабе широкого распространения не получили, однако во Франции, ФРГ, Нидерландах в рамках отдельных территорий образуются коллективные распределительные фонды целевого назначения. Такие фонды формируются прежде всего при регулировании поступлений сточных вод. Они образуются за счет средств предприятий-загрязнителей вод, государственных дотаций и средств бассейновых органов [11,15].

Опыт стран, внедряющих такие фонды, показывает, что эффективное использование средств фонда осуществляется за счет формирования фондов под реализацию конкретных природоохранных программ и ограниченности числа членов фонда, а это позволяет более точно определять размеры вкладов отдельных предприятий и последующее распределение средств. Так, в США создан государственный компенсационный фонд, который используется для компенсации затрат правительства на применение неотложных мер и ограничение масштабов ущерба, нанесенного здоровью людей. В 1980 г. был принят Закон о суперфонде, финансирующем работы по обезвреживанию химических свалок и других опасных отходов. 75% поступлений в суперфонд должны были обеспечивать налоги корпораций. В рамках суперфонда сформирован спецфонд за счет штрафов компаний, у которых были случаи загрязнения окружающей среды опасными веществами. Компенсационные фонды создаются в США и на уровне штатов для финансирования мониторинга, исследований и практических мероприятий за счет сбора штрафов в возмещение убытков от загрязнения природной среды.

Впервые целевой внебюджетный фонд охраны природы в Республике Беларусь был учрежден в 1990 г., а позднее создание его получило правовую основу в соответствии с Законом Республики Беларусь “Об охране окружающей среды” (1992 г.), который четко определил важнейшие источники финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды.

Создание внебюджетных фондов охраны природы (республиканского, областных, Минского городского, районных и городских) регламентировала отдельная статья Закона (статья 19), в которой был определен порядок их образования и направления использования средств. Тем самым усиливалась значимость фондов как источников финансирования экологической сферы. В развитие этой статьи Закона было разработано и утверждено правительством Положение о внебюджетных фондах охраны природы в Республике Беларусь. В качестве основных средств формирования фондов в Положении отмечены налоги (платежи) за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду; платежи за размещение (складирование) отходов; суммы, полученные в возмещение ущерба, причиненного нарушением законодательства об охране окружающей среды; штрафы за нарушение природоохранного законодательства.

Помимо указанных источников внебюджетные фонды пополнялись за счет платежей за выдачу лицензий на природопользование, средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, а также от продажи незаконно добытой с их помощью продукции, инвалютных поступлений, полученных по искам от иностранных физических и юридических лиц за нарушение природоохранного законодательства, долевого участия юридических лиц, других природопользователей в финансировании природоохранных работ и некоторых иных поступлений.

В то время, как в условиях административно-командного хозяйствования определяющую роль играло материально-техническое обеспечение природоохранной деятельности (через систему фондов и лимитов), в условиях рыночного хозяйства, где единственным дефицитным ресурсом являются деньги, решающим фактором эффективности природоохранной сферы становится устойчивость ее финансового обеспечения.

Переход к рыночным отношениям неизбежно ведет к разрушению прежней системы финансирования экологической сферы. В республиканском бюджете последних лет капитальные расходы на природоохранные нужды сократились с 1,4% в 1992 г. до 0,8% в 1995 г в госбюджетном финансировании капитальных вложений, но в соответствии с Законом «О государственном бюджете Республики Беларусь на 2000 год» на природоохранные нужды предусмотрена сумма, составляющая уже 1,6% расходной части республиканского бюджета (без учета средств фондов охраны природы).

В 1996г почти 2/3 средств фондов было израсходовано на строительство, капитальный ремонт и реконструкцию очистных сооружений и полигонов для отходов, остальная часть – на приобретение контрольно-измерительных приборов и оборудования, мероприятия по охране и воспроизводству животного и растительного мира, повышению плодородия земель, укрепление государственных служб, организацию мониторинга и ведение кадастров природных ресурсов, научные исследования в области охраны окружающей среды и т.п.

Следует заметить, что внебюджетные фонды охраны природы всех уровней концентрировали в последние годы немалые денежные ресурсы (так, в 1996 г. в фонды республики поступило порядка 880, а в 1997 г. – 1327,7 млрд.руб.), поэтому все чаще поднимался вопрос о консолидации фондов с бюджетами соответствующих уровней в целях усиления государственного контроля за расходованием средств. И в соответствии со ст.2 Закона «О бюджете Республики Беларусь на 1998 год» средства республиканского внебюджетного фонда охраны природы впервые были включены в состав республиканского бюджета, а операции с ними стали проводиться через систему Главного государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь. С этих пор внебюджетный фонд охраны природы стал именоваться государственным целевым бюджетным фондом охраны природы. Средства же территориальных фондов охраны природы в соответствии со ст.3 указанного Закона теперь аккумулируются в составе местных бюджетов [16].

Сущность целевых внебюджетных фондов охраны природы. Значимость фондов состоит в том, что их средства являются тем необходимым минимумом, который гарантирован экологической сфере и не может быть использован ни на какие иные нужды. Распределение же бюджетных средств подчиняется требованиям экономической целесообразности, которые зачастую не согласуются с требованиями экологического императива.

Грамотная реализация идей функционирования целевых природоохранных (экологических) фондов позволяет устранить многие недостатки действовавшей прежде системы финансирования, в частности, слабый учет местной специфики финансируемых объектов и необходимых пропорций в выделении средств на отдельные направления охраны окружающей среды. Механизм образования фондов содействует увеличению притока средств и частичному самофинансированию природоохранных работ за счет платежей предприятий за загрязнения.

Снижение бюджетного инвестирования в экологическую сферу компенсировалось в последние годы ростом капитальных расходов из целевых природоохранных фондов, а также из средств предприятий и организаций. Благодаря этому общие годовые затраты на охрану окружающей среды имеют тенденцию к росту, а их доля в ВВП постепенно возрастает. Тем не менее в настоящее время целевые фонды охраны природы функционируют в составе бюджетов (республиканского и местных), и это, конечно же, привело к использованию «природоохранных денег» не только на экологические нужды.

Так, по данным Минприроды, в 1999 г. распорядителями бюджетных фондов всех уровней было израсходовано 4077,6 млрд.руб. (неденоминированных), из них 60% составили капитальные расходы (на строительство, реконструкцию природоохранных объектов, приобретение контрольно-измерительных приборов и оборудования, капитальный ремонт очистных сооружений и сетей канализации более чем в 50 населенных пунктах республики; на финансирование строительства, реконструкции ремонта сооружений по очистке и утилизации навозных стоков на животноводческих комплексах; на строительство полигонов промышленных и бытовых отходов и т.п.). Вместе с тем в соответствии с постановлением Совмина Республики Беларусь 14% средств фондов охраны природы всех уровней были перечислены для частичной компенсации затрат по вывозке на поля органических удобрений, что безусловно противоречит целевому их предназначению.

Тем не менее, в условиях большого бюджетного дефицита в первую очередь страдают статьи расходов на экологию. Высокие процентные ставки приводят к тому, что краткосрочные выгоды доминируют над долгосрочными интересами. В сфере экологии осуществлять долгосрочные вложения на безубыточной основе невозможно (а в высокоинфляционных экономиках вложения на срок свыше 4-5 месяцев рассматриваются уже как долгосрочные), поскольку за короткое время нельзя реализовать ни одного более или менее серьезного экологического проекта. Задача государства в этих условиях состоит в том, чтобы обеспечить функционирование такой системы финансирования экологических мероприятий, которая бы оказывала стимулирующее воздействие на природопользователей с целью снижения их техногенных нагрузок на природу.

Сообразно изменениям во всей системе общественных финансов финансирование экологической сферы тоже переходит к смешанному типу: помимо бюджетных расходов, которые неизбежны, поскольку остаются органы управления, необходим эффективный механизм финансирования природоохранной деятельности за счет предприятий-загрязнителей. Такое решение справедливо, поскольку загрязнители должны нести финансовую ответственность перед обществом. Реализовать этот механизм позволяют целевые фонды охраны природы.

По мере развития и оздоровления экономики основную часть расходов по нормализации экологической обстановки должны взять на себя предприятия, и надобность в целевых фондах сама собой отпадет. В настоящее же время, исходя из анализа существующей тенденции в соотношении источников финансирования природоохранной деятельности, политику инвестирования экологической сферы следует строить на основе собственных средств субъектов хозяйствования, средств природоохранных фондов, а также привлекать для этого возможных инвесторов [16].

 

 

1.4 Создание электронных учебных курсов

 

В системе дистанционного обучения важную роль играет электронный учебник — благодаря использованию современных компьютерных информационных технологий, он способен решать задачи, свойственные как традиционным учебным пособиям, так и задачи контроля знаний, не характерные для традиционных учебников  [5].

Синтез текста с имитацией диалога, обогащенный мультимедиа эффектами, создает педагогический комплект, способствующий значительному облегчению процесса усвоения материала по сравнению с традиционными пособиями. Такие разработки существенно повышают производительность преподавательского труда, охватывают более широкий круг обучающихся без существенного увеличения профессорско-преподавательского состава.

Методики обучения с использованием персонального компьютера позволяют изучать учебный текст в необходимом студенту темпе, т.е. обеспечивают индивидуальное восприятие материала. При этом используется возможность «пошаговой» проработки материала, что особенно важно при различной степени средней базовой подготовленности студентов. Студент, работая на персональном компьютере, может сам наблюдать за процессом усвоения знаний, видеть свои ошибки и оценку своей работы. Современный электронный учебный курс (ЭУК) — это целостная дидактическая система, основанная на использовании компьютерных технологий и средств Internet, ставящая целью обеспечить обучение студентов по индивидуальным и оптимальным учебным программам с управлением процессом обучения. К числу существенных отличий электронного курса от традиционных можно отнести:

1) заложенную в содержание учебника специфическую систему управления процессом обучения, включающую средства структурирования и оптимизации учебного материала, средства диагностики и коррекции знаний, разветвленную сеть обратной связи и т.п.;

2) словесные методы, позволяющие значительно ускорить познавательные процессы;

3) графические средства, обеспечивающие процессу обучения высокий уровень наглядности;

4) средства мультимедиа, позволяющие усилить восприятие материала.

Электронный учебник на первом уровне должен включать: основной теоретический материал, полностью отвечающий требованиям государственного стандарта; системы упражнений и задач, позволяющие выработать соответствующие практические умения и навыки; методы и средства управления процессом обучения; методы и средства итоговой оценки уровня усвоения базовых знаний. Второй уровень учебника составляют — дополнительный теоретический материал, к которому студент может обратиться для углубленного изучения тем; разделы курса, материал которых должен удовлетворить профессиональные и творческие запросы студента; дидактические средства управления учебным процессом [5] .

Информация о работе Информационно образовательная среда модулей «Экономика природопользования как наука» и «Основные источники и виды финансирования приро