Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 23:27, курсовая работа
Цели денежно-кредитного регулирования можно разделить на три: конечные, промежуточные и тактические. К конечным (стратегическим) целям денежно-кредитного регулирования относят снижение уровня инфляции, безработицы, равновесие платежного баланса или достижение определенного уровня ВВП. К промежуточным целям традиционно относят достижение оптимального объема денежной массы в экономике, поддержание уровня золотовалютных резервов и управление величиной процентной ставки.
Введение......................................................................................................................3
1. СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ И МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИИ....................................5
1.1. Понятие, сущность и функции Центрального банка РФ....................... 5
1.2. Понятие, сущность и функции Министерства финансов РФ................8
1.3. Понятие денежно-кредитной..................................................................11
1.4. Понятие фискальной политики...............................................................16
2. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ И ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИИ............................................................................ ........................................21
2.1. Оценка денежно-кредитной политики РФ на текущем этапе..............21
2.2. Характеристика фискальной политики 2008-2009гг. ..........................28
2.3. Взаимосвязь денежно-кредитной политики Центрального банка
РФ и фискальной политики Министерства финансов России..............37
3. ПРОБЛЕМЫ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ И ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ..................................................................................41
Заключение………………………………………………………………...............52
Глоссарий..................................................................................................................54
Список литературы.................................................................................................58
применения банками мер в направлении изымаемой у заемщиков ликвидности на возврат ресурсов рефинансирования обратно в государственный сектор и/или выдачу новых инвестиционных кредитов.
Обеспечением защиты интересов владельцев облигаций является сама процедура регистрации выпуска – в Банке России, который, как орган надзора, располагает объективной информацией о финансовом состоянии эмитентов.
В целях обеспечения законных интересов владельцев облигаций СОЗ можно предложить следующие варианты в очень редких случаях наступления признаков неплатежеспособности банка-эмитента.
1. Конвертация субординированных облигаций в обыкновенные акции банка с целью перехода банка под контроль его кредиторов – владельцев облигаций СОЗ. В случае несогласия собственников банка с данным вариантом может быть применен более жесткий вариант.
2. Отзыв лицензии у банка с сохранением в полном объеме всей залоговой базы, возникшей в результате использования денежных средств владельцев облигаций.
Новое соглашение устанавливает весьма высокие требования к соблюдению мер по обеспечению достаточности капитала банков на покрытие кредитного, операционного и рыночного рисков в целях соблюдения надзорных требований. Низкий уровень капитализации, недостаточный размер собственных средств (капитала) банков значительно снизит возможность кредитования российских заемщиков, что приведет к суждению финансовой базы, прежде всего малого предпринимательства. Это является серьезной проблемой особенно для сотен региональных банков, в которых обслуживается и кредитуется до 70% всех местных субъектов малого предпринимательства.
Таким образом, тема наращивания капитала банками, имея в своей основе отраслевой надзорный аспект, затрагивает интересы широкого спектра клиентов кредитных организаций – субъектов предпринимательства, и, следовательно, трансформируется в национальную социально-экономическую проблему.
Один из важнейших аспектов данной проблематики – инвестиционное финансирование для модернизации и создания основных фондов предприятий.
Как следует из публикуемых Банком России данных, в банковской системе существует избыточная ликвидность, и денежно-кредитная политика регулятора направленная на ее стерилизацию. Получается противоречивая ситуация – избыточные деньги в банковской системе есть, а значительная часть ее субъектов (малые и средние региональные банки), а следовательно, и их клиенты, испытывают в них недостаток, особенно в ресурсах инвестиционного качества.
Рассматриваемые денежно-кредитная и фискальная политики действительно являются наиболее важными в государственном устройстве. Они регламентируют действия государства в экономики страны. Выполняют функции государства по средствам инструментов денежно-кредитной политики и при помощи налогов фискальной политики.
Взаимосвязь денежно-кредитной политики Центрального банка с фискальной политикой Министерства финансов достаточна велика и очень значима. Данная взаимосвязь проявляется в осуществлении операций в рамках денежно-кредитной политики и налоговому обложению данных операций в рамках фискальной политики.
Что же касается денежно-кредитной политики, то на данном этапе происходит рост спроса на денежную массу, снижение уровня инфляции, но если не брать во внимание последние два месяца, увеличение депозитных счетов кредитных организаций в банке России, рост счетов обязательных резервов кредитных организаций в Банке России, увеличение стабилизационного фонда Российской Федерации, увеличение числа операций с ценными бумагами и другое. В целом ситуация по денежно-кредитной политики достаточно хорошая, если не рассматривать инфляцию.
В фискальной политики
на данном этапе происходит рост сборов
по налогам: налог на прибыль
организаций, налог на добавленную
стоимость, налог на доходы физических
лиц, акцизы по подакцизным товарам,
налог на имущество, налоги, сборы и регулярные
платежи за пользование природными ресурсами,
налог на добычу полезных ископаемых,
поступления в счет погашения задолженности
по перерасчетам по отмененным налогам,
сборам и иным обязательным платежам
и т.д. По данной информации можно обратиться
к статистическим данным, взятым с сайта
Министерства финансов. Данные поступления
налогов в консолидированный бюджет.
Таблица
3 – Поступление налогов,
сборов и иных обязательных
платежей в консолидированный
бюджет Российской Федерации
по видам (млрд. рублей)
2008 |
В % к 2007 | |||||
консолиди- рованный бюджет |
в том числе | Консо-лид-ый бюджет | Фед-ый
бюджет |
Консолиди- рованные бюджеты субъектов Российской Федерации | ||
федераль- ный бюджет |
Консо-
лид-ые бюджеты субъектов РФ | |||||
Всего | 7948,9 | 3571,9 | 4377,0 | 114,3 | 106,9 | 121,2 |
в том числе: налог на прибыль организаций | 2513,0 | 761,1 | 1751,9 | 115,7 | 118,7 | 114,4 |
налог на доходы физических лиц | 1665,6 | - | 1665,6 | 131,6 | - | 131,6 |
налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ | 998,4 | 998,4 | - | 71,8 | 71,8 | - |
акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Р Ф | 314,7 | 125,2 | 189,4 | 108,6 | 115,1 | 104,6 |
налоги на имущество | 493,4 | - | 493,4 | 120,0 | - | 120,0 |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 1742,6 | 1637,5 | 105,1 | 141,1 | 141,5 | 135,2 |
из них налог на добычу полезных ископаемых | 1708,0 | 1604,7 | 103,4 | 142,6 | 142,9 | 138,8 |
поступления в счет погашения задолженности по перерасчетам по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам | 3,8 | 0,9 | 2,9 | 19,0 | 22,3 | 18,2 |
прочие | 217,4 | 48,8 | 168,6 | 127,4 | 119,6 | 129,9 |
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2008г. обеспечили поступления налога на прибыль организаций - 30,7%, налога на доходы физических лиц - 18,2%, налога на добычу полезных ископаемых - 16,9%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, - 19,3%.
В целом наблюдается подъем в экономике страны и это напрямую связано как с денежно-кредитной, так и с фискальной политикой. Но и здесь есть свои минусы. Что касается налогообложения, то здесь не до конца проработан Налоговый кодекс РФ и в связи с этим возникают проблемы в понимании и трактовки определения налога и сбора и т. д.
Валютная
интервенция – операция центрального
банка по скупке и продаже национальной
валюты с целью поддержанная ее курса.
Валютная интервенция – вмешательство государства в операции на валютном рынке посредством купли-продажи иностранной валюты или золота с целью понижения (повышения) курса национальной или иностранной валюты.
Волатильность
– статистический показатель, характеризующий
тенденцию рыночной цены или дохода изменяться
во времени.
Валютный своп – Операции, заключающиеся в том, что одна валюта продается на условиях ее обратного выкупа в той же сумме через определенное время и по курсу, зафиксированному в момент сделки.
Денежный мультипликатор – числовой коэффициент, показывающий во сколько раз возрастет либо сократится денежное предложение в результате увеличения либо сокращения вкладов в кредитно-денежную систему на одну денежную единицу.
Количественно
денежный мультипликатор есть величина,
обратная резервной норме.
Депозитный
счет – счет в банке, средства на котором:
- вносятся на фиксированный срок;
- не могут быть использованы для оплаты
чеков; и
- подлежат возврату по истечении установленного
срока.
Процент, выплачиваемый по депозитным
счетам, зависит от текущей ставки процента
и срока заблаговременного уведомления
банка о намерении изъять деньги, однако
он всегда выше процента, выплачиваемого
по текущему счету.
Денежная
база – находящаяся в обращении денежная
масса, включающая наличные деньги, счета
и резервы коммерческих банков и другие
финансовые активы.
Кредитная
рестрикция – ограничение банками и
государством размеров кредита в целях
предотвращения утечки золотых запасов
за границу, избежания краха банков и инфляционных
процессов.
Конверсия (от лат. conversio - изменение, превращение) –
1) одно из мероприятий по управлению государственным долгом, заключается в замене ранее выпущенных гос. займов новыми с целью удлинения сроков погашения кредита и изменения (понижения или повышения) размера заемного процента (К. займов);
2) обмен акций или облигаций одного типа на ценные бумаги другого типа, но эмитированные одной и той же компанией (К. ценных бумаг). В соглашении о выпуске облигаций и привилегированных акций часто предусматривается право К., позволяющее держателям этих ценных бумаг обменивать их на другие ценные бумаги, обычно простые акции по определенному курсу (или цене) К.; перевод предприятий военно-промышленного комплекса на производство гражданской продукции либо продукции двойного назначения.
Ломбардный кредит – Краткосрочный кредит под залог легко реализуемого движимого имущества. Залог является обеспечением возвратности кредита, стоимость залога обычно превышает его сумму. Заемщик сохраняет право собственности на заложенное у кредитора имущество. Если кредит не будет погашен в срок, право собственности переходит к кредитору, который реализует имущество и удерживает из выручки сумму долга вместе с начисленными процентами. Современная форма Л.к. - банковский кредит под залог депонированных в банке ценных бумаг. В залог обычно принимаются ценные бумаги, котирующиеся на бирже или имеющие организованный свободный рынок. Сумма кредита составляет от 50 до 90% их курсовой стоимости.
Мультипликатор
– числовой коэффициент, показывающий,
во сколько раз сумма прироста/сокращения
национального продукта, дохода или денежного
обращения превышает инициирующую такое
изменение сумму инвестиций, правительственных
расходов, налоговых отчислений или вкладов
в финансово-кредитные учреждения. Различают:
- мультипликатор инвестиционных расходов;
- мультипликатор правительственных расходов;
- мультипликатор потребительских расходов;
- мультипликатор денежного предложения;
- налоговый мультипликатор.
Нетто-продажи – чистый объем продаж - общая стоимость проданных предприятием товаров и услуг за вычетом тех из них, которые были проданы в кредит или возвращены потребителем.
Обязательные резервы банков – средства коммерческих банков и других кредитных институтов, которые они обязаны хранить в центральном банке в качестве обеспечения некоторых своих операций в соответствии с нормами обязательных резервов.
Обязательные
резервы представляют собой механизм
регулирования общей ликвидностью банковской
системы. Резервные требования устанавливаются
в целях ограничения кредитных возможностей
организаций и поддержания на определенном
уровне денежной массы в обращении. Размер
обязательных резервов в процентном отношении
к обязательствам кредитных организаций
и порядок их депонирования устанавливается
Советом директоров Центрального Банка.
Овернайт
– стандартный срок привлечения или размещения
кредитных ресурсов на одни сутки.
Облигации
– в РФ – краткосрочные эмиссионные ценные
бумаги, закрепляющие право их владельцев
на получение от эмитента в предусмотренный
ими срок средств в размере, равном их
номинальной стоимости.
Оферта – офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.
Оферта должна содержать существенные условия договора.
Оферта связывает направившее ее лицо с момента ее получения адресатом.
Если извещение об отзыве оферты поступило ранее или одновременно с самой офертой, оферта считается не полученной.
Пролонгация – продление действия договора сверх предусмотренного при его заключении срока действия. П. договора производится двумя способами: а) путем заключения специального соглашения (протокола) о продлении договора на определенный срок; б) путем включения условия о продлении в самый текст договора. При этом обычно имеет место автоматическая П., когда в договоре предусматривается, что если ни одна из договаривающихся сторон не сделает заявление об отказе от договора за определенное время до истечения срока его действия, то договор автоматически считается продленным на определенный указанный в нем срок.