Внебюджетные фонды. Виды, особенности и правовое регулирование внебюджетных фондов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 11:40, контрольная работа

Описание работы

Социально-экономическое значение внебюджетных фондов. Виды государственных внебюджетных фондов. Доходы внебюджетных фондов. Особенности внебюджетных фондов.

Работа содержит 1 файл

Внебюджетные фонды.docx

— 562.54 Кб (Скачать)

Основными задачами Федерального фонда  являются:

- финансовое обеспечение установленных  законодательством Российской Федерации  прав граждан на медицинскую  помощь за счет средств обязательного  медицинского страхования в целях,  предусмотренных законом Российской  Федерации « О медицинском  страховании граждан в Российской  Федерации»;

- обеспечение финансовой устойчивости  системы обязательного медицинского  страхования и создание условий  для выравнивания объема и  качества медицинской помощи, предоставляемой  гражданам на всей территории  Российской Федерации в рамках  базовой программы обязательного  медицинского страхования;

- аккумулирование финансовых средств  Федерального фонда для обеспечения  финансовой стабильности системы  обязательного медицинского страхования.

Для выполнения основных задач ФФОМС:

-осуществляет выравнивание финансовых  условий деятельности территориальных  фондов обязательного медицинского  страхования в рамках базовой  программы обязательного медицинского  страхования;

- разрабатывает и в установленном  порядке вносит предложения о  размере взносов на обязательное  медицинское страхование;

- осуществляет в соответствии  с установленным порядком аккумулирование  финансовых средств Федерального  Фонда;

- выделяет в установленном порядке  средства территориальным фондам  обязательного медицинского страхования,  в том числе на безвозвратной  и возвратной основе, для выполнения  территориальных программ обязательного  медицинского страхования;

- осуществляет совместно с территориальными  фондами обязательного медицинского  страхования и органами Государственной  налоговой службы Российской  Федерации контроль за своевременным  и полным перечислением страховых  взносов в фонды обязательного  медицинского страхования;

- осуществляет совместно с территориальными  фондами обязательного медицинского  страхования контроль за рациональным  использованием финансовых средств  в системе обязательного медицинского  страхования, в том числе, путем  проведения соответствующих ревизий  и целевых проверок;

- осуществляет в пределах своей  компетенции организационно-методическую  деятельность по обеспечению  функционирования системы обязательного  медицинского страхования граждан;

- вносит в установленном порядке  предложения по совершенствованию  законодательных и иных нормативных  правовых актов по вопросам  обязательного медицинского страхования;

- участвует в разработке базовой  программы обязательного медицинского  страхования;

- осуществляет сбор и анализ  информации, в том числе о финансовых  средствах системы обязательного  медицинского страхования, и представляет  соответствующие материалы в  Правительство Российской Федерации;

- ежегодно в установленном порядке  представляет в Правительство  Российской Федерации проекты  федеральных законов об утверждении  бюджета Федерального фонда на  соответствующий год и о его  исполнении.

Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:

- части страховых взносов хозяйствующих  субъектов и иных организаций  на обязательное медицинское  страхование в размерах, устанавливаемых  федеральным законом;

- ассигнований из федерального  бюджета на выполнение федеральных  целевых программ в рамках  обязательного медицинского страхования;

- добровольных взносов юридических  и физических лиц;

- доходов от использования временно  свободных финансовых средств; 

- нормированного страхового запаса  Федерального фонда;

- поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством  Российской Федерации.

Временно свободные финансовые средства Федерального фонда в целях  защиты их от инфляции размещаются  в банковских депозитах и могут  использоваться для приобретения ценных высоколиквидных государственных  бумаг.

Доходы от использования временно свободных финансовых средств и  нормированного страхового запаса Федерального фонда могут быть направлены на финансирование только тех мероприятий, которые  осуществляются в соответствии с  задачами Федерального фонда, предусмотренными в его уставе.

Задачами территориальных фондов обязательного медицинского страхования  является:

- обеспечение реализации Закона  Российской Федерации « О медицинском  страховании граждан в Российской  Федерации»;

- обеспечение предусмотренных  законодательством РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  прав граждан в системе ОМС;

- обеспечение всеобщности обязательного  медицинского страхования граждан;

- достижение социальной справедливости  и равенства всех граждан в  системе ОМС;

- обеспечение финансовой устойчивости  системы ОМС.

Для выполнения этих задач ТФОМС  наделен рядом функций, наиболее значимыми из которых являются:

- аккумулирование финансовых средств  на ОМС;

- осуществление финансирования  ОМС, проводимого страховыми медицинскими  организациями, заключившими договоры  ОМС;

- осуществление финансово- кредитной  деятельности по обеспечению  системы ОМС;

- разработка территориальных правил  ОМС;

- выравнивание финансовых ресурсов  городов, направляемых на проведение  ОМС;  

- согласование совместно с органами  государственного управления, профессиональным  медицинским ассоциациям тарификации  стоимости медицинской помощи  и территориальной программы  ОМС;

- контроль за рациональным использованием  финансовых средств в системе  ОМС;

Как мы видим, территориальным фондам ОМС предписана совершенно особая роль по разработке территориальных программ, правил ОМС, а также формирования тарифной политики в конкретном субъекте Российской Федерации. ТФОМС, как самостоятельные  государственные некоммерческие финансово-кредитные  учреждения, подотчетны органам представительной и исполнительной власти субъектов  Российской Федерации.

Реализация государственной политики в области ОМС осуществляется благодаря координации действий Федерального и территориального фондов ОМС. В отношении ТФОМС Федеральный  фонд осуществляет следующие полномочия.

- издает внутриведомственные нормативные  документы, обязательные для выполнения  территориальными фондами;

- осуществляет контроль за деятельностью  ТФОМС;

- осуществляет выравнивание финансовых  условий деятельности ТФОМС.

Система ОМС представляет собой  весьма сложную многосубъектную  систему, в которой фонды ОМС  являются участниками и гарантами  большинства отношений по обязательному  медицинскому страхованию. В качестве субъектов медицинского страхования, согласно закону о медицинском страховании, выступают также – гражданин, страхователь, страховая медицинская  организация, медицинское учреждение.

Граждане РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  являются, безусловно, основным субъектом  обязательного медицинского страхования, которое осуществляется как форма  защиты интересов и прав граждан  в области охраны здоровья.

Страхователи в системе ОМС  различаются в зависимости от статуса застрахованных граждан  – работающих и неработающих.

Страхователем неработающих граждан  выступают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и администрации местных образований. Страхователем работающих граждан  выступают предприятия, учреждения, организации всех форм собственности, лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью, и другие лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой.

Страхователь является стороной договора обязательного медицинского страхования  со страховой медицинской организацией, заключаемого в пользу застрахованных граждан. Страхователю предоставляется  право свободного выбора в отношении  медицинской организации, участвующей  в системе ОМС. При этом страхователь по закону обязан заключить договор  ОМС в пользу работника сразу  после заключения трудового договора. Органы исполнительной власти субъектов  Российской Федерации и администрации  местных образований обязаны  заключать договоры ОМС в отношении  неработающих граждан, постоянно проживающих  на подведомственной им территории.

Страховые медицинские организации, как субъекты системы ОМС, имеют  основной целью осуществление ОМС  путем оплаты медицинской помощи в рамках территориальных программ ОМС.

Страховыми медицинскими организациями  могут быть юридические лица любой  формы собственности, обладающие необходимым  уставным фондом и организующие свою деятельность в соответствии с Положением о страховых медицинских организациях. Свою деятельность эти организации  осуществляют на некоммерческой основе; они вправе осуществлять одновременно обязательное и добровольное медицинское  страхование, но не могут осуществлять другие виды страховой деятельности. Эти организации не входят в систему  здравоохранения; органы здравоохранения  и фонды ОМС не могут быть их учредителями.

Страховая медицинская организация  выступает стороной во всех видах  договоров по обязательному медицинскому страхованию:

- договор на предоставление  лечебно-профилактической помощи  по ОМС, заключаемый с медицинскими  учреждениями;

- договор ОМС работающего и  неработающего населения, заключаемый  со страхователем;

- договор о финансировании ОМС,  заключаемый с ТФОМС.

Страховая медицинская организация  несет правовую и материальную ответственность  перед застрахованной стороной или  страхователем за невыполнение условий  договора. За необоснованный отказ  в заключение договора такая организация  может быть лишена лицензии по суду.

Средства ОМС поступают в  страховые медицинские организации  из ТФОМС в соответствии с дифференцированными  подушевыми нормативами и используются ими на:

- оплату медицинской помощи  медицинским учреждениям;

- формирование резервов;

- оплату расходов по ведению  дела по ОМС.

Медицинские учреждения в системе  ОМС – это имеющие лицензию лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские  институты другие учреждения, оказывающие  медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность индивидуально или коллективно. Медицинские учреждения также являются стороной договора по ОМС, предоставляя медицинскую помощь застрахованным за оплату по согласованным тарифам. Медицинские учреждения, участвующие  в системе ОМС, имеют право  оказывать медицинскую помощь и  вне программ ОМС.

В настоящее время не существует полнокровного взаимодействия всех предусмотренных законом о медицинском  страховании участников системы  ОМС.

Таким образом, в настоящее время  в России существуют и осуществляют свою деятельность в области социального  обеспечения, следующие Внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования.

 

1.2. Роль внебюджетных фондов  в РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Важным элементом экономической  системы является финансовая система, которая создается в процессе аккумулирования значительной части национального дохода в государственном бюджете и его использования для потребностей расширенного воспроизводства, для выполнения государством разнообразных функций (социальных, хозяйственных, воинских и др.). Основное средство аккумулирования средств в государственном бюджете - налоги.

Важным звеном государственных  финансов являются внебюджетные фонды  государства - форма использования  финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в  бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности  строго в соответствии с целевыми назначениями фондов. Государственные  внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники  формирования, определяются порядок  и направленность использования  денежных средств. Решение об образовании  внебюджетных фондов принимает Федеральное  собрание РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, а также  государственные представительные органы субъектов Федерации и  местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности  государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое  назначение и решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.

Внебюджетные фонды создаются  двумя путями. Один путь - это выделение  из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Так, во многих странах был создан фонд социального страхования, предназначенный для социальной поддержки определенных групп населения. Другие фонды появляются в связи с возникновением новых ранее неизвестных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества. В этом случае по предложению правительства законодательный орган принимает специальное решение об образовании данного внебюджетного фонда. Так возникли в ряде государств экономические внебюджетные фонды.

Информация о работе Внебюджетные фонды. Виды, особенности и правовое регулирование внебюджетных фондов