Внебюджетные фонды. Виды, особенности и правовое регулирование внебюджетных фондов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 11:40, контрольная работа

Описание работы

Социально-экономическое значение внебюджетных фондов. Виды государственных внебюджетных фондов. Доходы внебюджетных фондов. Особенности внебюджетных фондов.

Работа содержит 1 файл

Внебюджетные фонды.docx

— 562.54 Кб (Скачать)

В соответствии с постановлением Правительства  от 2 апреля 2003 г. на Минфин РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ были возложены следующие  функции:

- контроль за соблюдением государственной  управляющей компанией и Пенсионным  фондом РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  законодательства РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; 

- проведение конкурсов по отбору  специализированного депозитария  и управляющих компаний для  заключения договоров; 

- установление порядка расчета  чистого финансового результата, который получен от временного  размещения сумм страховых взносов  на финансирование накопительной  части трудовой пенсии, поступивших  в Пенсионный фонд РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ; 

- согласование предложений Пенсионного  фонда РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ по  определению ожидаемой потребности  в средствах для выплаты накопительной  части трудовой пенсии, в том  числе правопреемникам умерших  застрахованных лиц, при подготовке  проекта бюджета Пенсионного  фонда РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на  соответствующий период;

- обращение в суд с исками  о защите прав и законных  интересов собственника средств  пенсионных накоплений, об устранении  последствий нарушений законодательства  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и о возмещении  вреда, причиненного государственной  управляющей компанией и Пенсионным  фондом РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  в результате нарушений законодательства;

- принятие в пределах своей  компетенции нормативных правовых  актов по вопросам регулирования,  контроля и надзора в сфере  формирования и инвестирования  средств пенсионных накоплений.

Таким образом, важнейшие функции  по реальному управлению финансами  страховой части пенсионных накоплений государство сохранило за правительственными структурами, причем совершило это  с нарушением норм действующего законодательства. Дело в том, что в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. No 111-ФЗ "Об инвестировании средств  для накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" средства ПФР могут быть переданы только по договору доверительного управления, который может быть заключен лишь с компанией, соответствующей ряду требований того же Закона. В числе  таких требований - наличие лицензии ФКЦБ на управление активами ПИФов, инвестфондов и НПФ, каковой у Внешэкономбанка  не было. Следовательно, по Закону, этот банк не имел права принимать средства ПФР в доверительное управление.

Стоит заметить, однако, что во всех трех названных нормативных актах, включая Закон об обязательном пенсионном страховании, присутствует ссылка на Федеральный  закон "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации", на основании  которого должна строиться деятельность Пенсионного фонда России и его  территориальных органов в новых  условиях. Названный закон пока еще  не принят, но стоит отметить, что  в своей нынешней редакции проект этого закона, внесенный на обсуждение в Государственную Думу Президентом  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, существенно  меняет правовой режим деятельности Пенсионного фонда и объем  возложенных на него задач.

Итак, если принять во внимание, что  пенсионная система в целом должна выполнять следующие основные функции: 1) сбор средств в пенсионную систему  от юридических и физических лиц; 2) аккумуляцию средств и управление финансовыми потоками и резервами  пенсионной системы; 3) регистрацию  и учет пенсионных прав граждан; 4) исчисление, назначение и выплату пенсий, - то Пенсионный фонд РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  в настоящее время выполняет  практически все из них, за исключением  сбора той части налоговых  поступлений (ЕСН), которые первоначально  зачисляются в федеральный бюджет. Между тем, почти все названные  функции, за исключением второй, могут  выполняться только при наличии  у реализующих их органов властных полномочий, связанных с принуждением, каковыми могут быть наделены лишь органы исполнительной власти. ПФР к этим органам не относится. Следовательно, ПФР в настоящее время исполняет функции, которые не соответствуют его правовому статусу.

Итак, рассмотренные основы правового  регулирования деятельности Пенсионного  фонда РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ позволяют  сделать следующие выводы:

1) Как субъект материальных и  финансово-правовых отношений по  предоставлению всех видов государственных  пенсий ПФР в настоящее время  выполняет функции по частичному  сбору, аккумуляции, финансированию, назначению, перерасчету и выплате  государственных трудовых и социальных  пенсий, устанавливаемых в соответствии  с законодательством Российской  Федерации. 

2) В финансовых правоотношениях  Пенсионный фонд РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  участвует как самостоятельная  форма образования и расходования  денежных средств, учреждение, предназначенное  для управления финансами государственного  пенсионного обеспечения и обладающее  собственным объектом и предметом  правового регулирования. 

3) В правоотношениях по пенсионному  обеспечению граждан ПФР выступает  как уполномоченное учреждение, не входящее в структуру органов  исполнительной власти, но осуществляющее  особые государственные функции.  В этой роли ПФР опосредует  публично-правовые финансовые обязательства  государства и соответственно  может быть признан юридическим  лицом, предназначенным для осуществления  строго определенных целей и  обладающим особым правовым статусом 

4) Являясь, по сути, своей некоммерческой  организацией, действующей в форме  учреждения, Пенсионный фонд в  то же время в соответствии  с возложенными на него задачами  выполняет функции, не свойственные  всем прочим организациям, действующим  в форме некоммерческих учреждений, и в связи с этим нуждается  в наличии специальных правовых  источников, регулирующих его статус  и полномочия в бюджетно-финансовой  сфере. 

5) Финансовая деятельность Пенсионного  фонда РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в  настоящее время регулируется  огромным числом как законодательных,  так и подзаконных нормативных  актов, отчасти противоречащих  друг другу. 

Сказанное обусловливает необходимость  принятия специализированного федерального закона, определяющего правовое положение  ПФР и его место в финансовой системе государства, а также - разграничивающее его правомочия и обязательства  в гражданских, административных, финансовых и др. правоотношениях.

 

2.2. Финансово-правовой режим Фонда  социального страхования РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

Фонд социального страхования  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ является вторым по объему аккумулируемых средств государственным  внебюджетным фондом.

ФСС создан в целях обеспечения  государственных гарантий в системе  социального страхования и повышения  контроля за правильным и эффективным  расходованием средств социального  страхования Указом Президента РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 07 августа 1992 г. № 822 и является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением.

Управление Фондом социального  страхования РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  осуществляется Правительством РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ при участии общероссийских объединений профсоюзов. Председатель Фонда социального страхования  и его заместители назначаются  Правительством РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Положение о ФСС утверждено Постановлением Правительства РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  от 12 февраля 1994г. № 101. Этот документ регламентирует организацию и функционирование фонда.

Основными задачами Фонда являются:

·                   обеспечение гарантированных государством пособий: по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей;

·                   участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

·                   осуществление мер для обеспечения финансовой устойчивости Фонда, в том числе создание резерва;

·                   частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное питание, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплата проезда к месту лечения и отдыха и обратно;

·                   разработка совместно с Министерством труда и социального развития РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

·                   организация разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.

Средства ФСС образуется за счет:

·     страховых взносов работодателей; страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию (примерно 92% от общей суммы доходов);

·     доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период;

·     добровольных взносов физических и юридических лиц;

·     ассигнований из республиканского бюджета РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на покрытие расходов, связанных с доставлением льгот и компенсаций лицам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий;

·     прочих доходов (возмещаемые страхователем расходы, не принятые к зачету в счет страховых взносов, не принятые к зачету расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимки по обязательным платежам, суммы штрафов и иных санкций, предусмотренные законодательством; уплаченные в установленном порядке суммы за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда, возмещаемые Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям и др.).

Средства фонда направляются на:

·     выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1.5 лет, а также социального пособия на погребение;

·     оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;

·     санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, в т.ч. расходы на лечебное питание;

·     частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);

·     частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, для детей работающих граждан;

·     частичное содержание детско-юношеских спортивных школ;

·     оплату проезда к месту лечения и обратно;

·     создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда на всех уровнях;

·     обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления фонда;

·     проведение НИР по вопросам социального страхования и охраны труда;

·     осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами фонда.

Средства фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных выше. Не допускается зачисление средств социального страхования  на личные счета застрахованных.

Средства, полученные от взимания пеней  и наложения финансовых санкций (в размере 20 %) , являются базой развития ФСС.

Бюджет ФСС принимается Государственной  Думой при одобрении Совета Федерации. На 2008 год бюджет Фонда социального  страхования РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  согласно Федерального закона от 30.04.2007 г. № 83-ФЗ утвержден по доходам в  сумме 48 358,91 млн. рублей, по расходам в  сумме 47 071,91 млн. рублей с превышением  доходов над расходами в сумме 1 287,00 млн. рублей.

Доходы бюджета Фонда на 2008 год  формируются за счет следующих источников: (млн. рублей)

Остаток средств на начало года 1 688,00

Страховые взносы 43 913,00

Прочие поступления 1 560,00

Средства федерального бюджета, всего 696,96 в том числе:

Выплата пособий, санаторно-курортное  лечение и оздоровление, финансируемые  за счет средств федерального бюджета  сверх установленных норм 197,00

Возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнениемими трудовых обязанностей на ликвидируемых шахтахи разрезах угольной и сланцевой промышленности 499,96

Возврат средств, заимствованных Пенсионным фондом РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в соответствии с Федеральным законом "О мерах  по обеспечению своевременной выплаты  пенсий в IV квартале 2007 года" 500,95

Средства бюджета Фонда в 2008 году направляются на следующие цели: (млн. рублей)

Выплата пособий, всего 35 863,50 в том  числе:

По временной нетрудоспособности 28 643,30

По беременности и родам 3 190,60

По уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет 2 113,00

При рождении ребенка 1 570,40

На возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального  пособия на погребение 209,40

Прочие пособия 136,80

Санаторно-курортное обслуживание работников и членов их семей 5 182,00

Капитальные вложения на развитие санаторно-курортных  учреждений, находящихся в оперативном  управлении Фонда 463,00

Оздоровление детей 2 642,95

Выплата пособий, санаторно-курортное  лечение и оздоровление, финансируемые  за счет средств федерального бюджета  сверх установленных норм 197,00

Информация о работе Внебюджетные фонды. Виды, особенности и правовое регулирование внебюджетных фондов