Внебюджетные фонды. Виды, особенности и правовое регулирование внебюджетных фондов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 11:40, контрольная работа

Описание работы

Социально-экономическое значение внебюджетных фондов. Виды государственных внебюджетных фондов. Доходы внебюджетных фондов. Особенности внебюджетных фондов.

Работа содержит 1 файл

Внебюджетные фонды.docx

— 562.54 Кб (Скачать)

Социальные внебюджетные фонды  – самостоятельные финансово-кредитные  учреждения, но эта самостоятельность  имеет свои особенности, существенно  отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных  предприятий и организаций. Государство  определяет уровень социального  налога, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

Данная тема выпускной  квалификационной работы выбрана потому, что в настоящее время все  вопросы, касающиеся взаимодействия предприятия  с внебюджетными фондами, актуальны  и для государства, и для налогоплательщика.

Цель выпускной квалификационной работы – рассмотреть финансово-правовые основы деятельности государственных внебюджетных фондов в РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Задачи:

- рассмотреть понятие и состав  внебюджетных фондов, их общую  характеристику и классификацию,

- проанализировать правовые основы  государственных внебюджетных фондов;

- выявить финансовые механизмы  регулирования деятельности государственных  внебюджетных фондов;

- сделать выводы и внести  предложения по результатам исследования.

Глава 1. Теоретические основы деятельности внебюджетных фондов РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Понятие и виды внебюджетных  фондов

 

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность внебюджетных фондов РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, является Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных  внебюджетных фондов определяются действующим  законодательством РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной  собственности. Средства государственных  внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации и  изъятию не подлежат.

В соответствии с Бюджетным кодексом РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ государственные  внебюджетные фонды делятся на:

1. Пенсионный фонд Российской  Федерации.

Пенсионный фонд Российской Федерации  был создан в соответствии с Положением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990г. Положение о Пенсионном фонде  Российской Федерации утверждено Постановлением ВС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 27 декабря 1991г. №2122-1. Это Положение действует  в настоящее время с отдельными изменениями и дополнениями.

На основании данного постановления  определен его правовой статус: Пенсионный фонд России (далее GAH) является самостоятельным  финансово- кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в  соответствии с законодательством  Российской Федерации и Положением о ПФР, в целях государственного управления финансами пенсионного  обеспечения.

Согласно Положению ПФР его  денежные средства находятся в федеральной  собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Этим был определен целевой характер денежных средств Пенсионного фонда. Следует также отметить, что признание  ПФР и пенсионных средств федеральной  государственной собственностью (то же в отношении средств других отраслей социального и медицинского страхования) – одна из особенностей российской пенсионной системы. Данное Положение было подтверждено в п.1 статьей 16 Федерального закона «Об  обязательном пенсионном страховании  в Российской Федерации» от 15 декабря 2001г.

С 1 января 2001г. в Пенсионный фонд России страховые взносы работодателей  зачисляются как суммы единого  социального налога, уплачиваемые в  порядке, установленном Налоговым  кодексом РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 

Основные задачи Пенсионного фонда  Российской Федерации:

- составлять проект бюджета  Пенсионного фонда Российской  Федерации и обеспечивать исполнение  указанного бюджета;

- регулярно информировать в  установленном порядке страхователей,  застрахованных лиц, государственные,  общественные организации о своем  финансовом состоянии и принимать  меры по обеспечению 

своей финансовой устойчивости;

- обеспечить целевое использование  средств обязательного пенсионного  страхования, а также осуществлять  контроль за их использованием;

- осуществлять учет средств,  поступающих по обязательному  пенсионному страхованию;

- осуществлять регистрацию страхователей;

- вести учет страховых взносов  физических лиц, тайну, определяемую  в установленном законодательством  Российской Федерации порядке.

Средства бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации имеют  целевое назначение и направляются на:

- выплату в соответствии с  законодательством Российской Федерации  и международными договорами  Российской Федерации трудовых  пенсий и социальных пособий  на погребение умерших пенсионеров,  не работавших на день смерти;

- доставку пенсий, выплачиваемых  за счет средств бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации;

- финансовое и материально - техническое обеспечение текущей  деятельности страховщика (включая  содержание его центральных и  территориальных органов);

- иные цели, предусмотренные законодательством  Российской Федерации об обязательном  пенсионном страховании.

- расходы, не предусмотренные  бюджетом ПРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  на соответствующий год, осуществляются  только после внесения изменений  в указанный бюджет в установленном  порядке.

Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступлений единого  социального налога (взноса) по части, зачисляемой на финансирование выплаты  базовой части трудовой пенсии, зачисляется  в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в полном объеме. Указанные  средства расходуются в следующем  порядке:

- на возмещение недостатка средств  бюджета Пенсионного фонда Российской  Федерации на выплату страховой  части трудовой пенсии;

- на дополнительное повышение  базовой части трудовой пенсии  исходя из инфляции на очередной  финансовый год.

Порядок использования временно свободных  средств ПФР определяется федеральным  законом.

Ответственность за нецелевое расходование денежных средств ПФР определяется в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Для обеспечения среднесрочной  и долгосрочной перспективы финансовой устойчивости системы обязательного  пенсионного страхования в случае возникновения профицита бюджета  ПФР создается резерв. Размер этого  резерва, а также порядок его  формирования и расходования определяется федеральным законом о бюджете  ПФР.

2. Фонд социального страхования  Российской Федерации (далее ФСС).

Основными задачами Фонда являются:

- обеспечение гарантированных  государством пособий по временной  нетрудоспособности, беременности  и родам, женщинам, вставшим на  учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу  за ребенком до достижения  им возраста полутора лет, а  также социального пособия на  погребение или возмещение стоимости  гарантированного перечня ритуальных  услуг, санаторно-курортное обслуживание  работников и их детей;

- участие в разработке и реализации  государственных программ охраны  здоровья работников, мер по совершенствованию  социального страхования;

- осуществление мер, обеспечивающих  финансовую устойчивость Фонда;

- разработка совместно с Министерством  труда и социального развития  Российской Федерации и Министерством  финансов Российской Федерации  предложений о размерах тарифа  страховых взносов на государственное  социальное страхование;

- организация работы по подготовке  и повышению квалификации специалистов  для системы государственного  социального страхования, разъяснительной  работы среди страхователей и  населения по вопросам социального  страхования;

- сотрудничество с аналогичными  фондами других государств и  международными организациями по  вопросам социального страхования.

Средства фонда образуются за счет:

- страховых взносов работодателей  (администрации предприятий, организаций,  учреждений и иных хозяйствующих  субъектов независимо от форм  собственности);

- страховых взносов граждан,  занимающихся индивидуальной трудовой  деятельностью и обязанных уплачивать  взносы на социальное страхование  в соответствии с законодательством;

- страховых взносов граждан,  осуществляющих трудовую деятельность  на иных условиях и имеющих  право на обеспечение по государственному  социальному страхованию, установленному  для работников, при условии уплаты  ими страховых взносов в Фонд;

- доходов от инвестирования  части временно свободных средств  Фонда в ценные ликвидные государственные  бумаги и банковские вклады. Помещение  этих средств Фонда в банковские  вклады производится в пределах  средств, предусмотренных в бюджете  Фонда на соответствующий период;

- добровольных взносов граждан  и юридических лиц; поступление  иных финансовых средств, не  запрещенных законодательством;

- ассигнований из федерального  бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением  льгот (пособий и компенсаций)  лицам, пострадавшим вследствие  чернобыльской катастрофы или  радиационных аварий на других  атомных объектах гражданского  или военного назначения и  их последствий, а также в  других установленных законом  случаях;

- прочих поступлений (возмещаемых  страхователем расходов, не принятых  к зачету в счет страховых  взносов, и не принятых расходов  на выплату пособий по временной  нетрудоспособности вследствие  трудового увечья или профессионального  заболевания; недоимок по обязательным  платежам, сумм штрафов и иных  санкций, предусмотренных законодательством,  уплаченных в установленном порядке  сумм за путевки, приобретенные  страхователем за счет средств  Фонда; средств возмещаемых Фонду  в результате исполнения регрессивных  требований к страхователям, и  др.).

Средства ФСС направляются на:

-выплату пособий по временной  нетрудоспособности, беременности  и родам, женщинам, вставшим на  учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении  ребенка, по уходу за ребенком  до достижения им возраста  полутора лет, а также социального  пособия на погребение;

- оплату дополнительных выходных  дней по уходу за ребенком-инвалидом  или инвалидом с детства до  достижения им возраста 18 лет;  оплату путевок для работников  и их детей в санаторно-курортные  учреждения в государствах- участниках  СНГ, аналогичных которым нет  в Российской Федерации, а также  на лечебное (диетическое) питание;

- частичное содержание находящихся  на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право  занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание,  лечение и медикаменты, заработную  плату работников, культурно-массовое  обслуживание);

- частичную оплату путевок в  детские загородные оздоровительные  лагеря, находящиеся на территории  российской Федерации, для детей  работающих граждан;

- частичное содержание спортивных  детско-юношеских школ (оплата расходов  на оплату труда тренерско-преподавательского  состава и аренду помещений,  необходимых для тренировочного  процесса);

- оплату проезда к месту лечения  и обратно;

- создание резерва для обеспечения  финансовой устойчивости Фонда  на всех уровнях. Порядок формирования  резерва и предоставления из  него средств (на возвратной  основе или безвозмездно) определяется  инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета  средств государственного социального  страхования (далее именуется  – инструкция), утвержденной Фондом  совместно с Министерством труда  и социального развития Российской  Федерации, Министерством Финансов  Российской Федерации, Федеральной  налоговой службой Российской  Федерации и с участием Центрального  банка Российской Федерации;

- обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления  Фонда;

- финансирование деятельности  подразделений органов исполнительной  власти, обеспечивающих государственную  защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;

- проведение научно-исследовательской  работы по вопросам социального  страхования и охраны труда;

- осуществление иных мероприятий  в соответствии с задачами  Фонда, включая разъяснительную  работу среди населения.

3. Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования.

Обязательное медицинское страхование  является частью государственного социального  страхования и обеспечивает всем гражданам равные возможности в  получении медицинской помощи в  объемах соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Программа ОМС обязательно включает оказание гражданам первичной помощи: скорой, поликлинической, стационарной.

ОМС осуществляется на основе двух видов  программ – базовой и территориальной. Базовая программа ОМС разрабатывается  Минздравом РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и  утверждается Правительством РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. На основе базовой программы  исполнительными органами государственной  власти субъектов РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  разрабатываются и утверждаются территориальные программы ОМС.

Информация о работе Внебюджетные фонды. Виды, особенности и правовое регулирование внебюджетных фондов