Социальные внебюджетные фонды
– самостоятельные финансово-кредитные
учреждения, но эта самостоятельность
имеет свои особенности, существенно
отличается от экономической и финансовой
самостоятельности государственных,
акционерных, кооперативных, частных
предприятий и организаций. Государство
определяет уровень социального
налога, принимает решение об изменениях
структуры и уровня денежных социальных
выплат.
Данная тема выпускной
квалификационной работы выбрана потому,
что в настоящее время все
вопросы, касающиеся взаимодействия предприятия
с внебюджетными фондами, актуальны
и для государства, и для налогоплательщика.
Цель выпускной квалификационной работы
– рассмотреть финансово-правовые основы
деятельности государственных внебюджетных
фондов в РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Задачи:
- рассмотреть понятие и состав
внебюджетных фондов, их общую
характеристику и классификацию,
- проанализировать правовые основы
государственных внебюджетных фондов;
- выявить финансовые механизмы
регулирования деятельности государственных
внебюджетных фондов;
- сделать выводы и внести
предложения по результатам исследования.
Глава 1. Теоретические основы
деятельности внебюджетных фондов РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие и виды внебюджетных
фондов
Основным нормативно-правовым актом,
регулирующим деятельность внебюджетных
фондов РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, является
Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Правовой статус, порядок создания,
деятельности и ликвидации государственных
внебюджетных фондов определяются действующим
законодательством РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Средства государственных внебюджетных
фондов находятся в федеральной
собственности. Средства государственных
внебюджетных фондов не входят в состав
бюджетов всех уровней бюджетной
системы Российской Федерации и
изъятию не подлежат.
В соответствии с Бюджетным кодексом
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ государственные
внебюджетные фонды делятся на:
1. Пенсионный фонд Российской
Федерации.
Пенсионный фонд Российской Федерации
был создан в соответствии с Положением
Верховного Совета РСФСР от 22 декабря
1990г. Положение о Пенсионном фонде
Российской Федерации утверждено Постановлением
ВС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 27 декабря
1991г. №2122-1. Это Положение действует
в настоящее время с отдельными
изменениями и дополнениями.
На основании данного постановления
определен его правовой статус: Пенсионный
фонд России (далее GAH) является самостоятельным
финансово- кредитным учреждением,
осуществляющим свою деятельность в
соответствии с законодательством
Российской Федерации и Положением
о ПФР, в целях государственного
управления финансами пенсионного
обеспечения.
Согласно Положению ПФР его
денежные средства находятся в федеральной
собственности, не входят в состав бюджетов,
других фондов и изъятию не подлежат.
Этим был определен целевой характер
денежных средств Пенсионного фонда.
Следует также отметить, что признание
ПФР и пенсионных средств федеральной
государственной собственностью (то
же в отношении средств других
отраслей социального и медицинского
страхования) – одна из особенностей
российской пенсионной системы. Данное
Положение было подтверждено в п.1
статьей 16 Федерального закона «Об
обязательном пенсионном страховании
в Российской Федерации» от 15 декабря
2001г.
С 1 января 2001г. в Пенсионный фонд России
страховые взносы работодателей
зачисляются как суммы единого
социального налога, уплачиваемые в
порядке, установленном Налоговым
кодексом РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Основные задачи Пенсионного фонда
Российской Федерации:
- составлять проект бюджета
Пенсионного фонда Российской
Федерации и обеспечивать исполнение
указанного бюджета;
- регулярно информировать в
установленном порядке страхователей,
застрахованных лиц, государственные,
общественные организации о своем
финансовом состоянии и принимать
меры по обеспечению
своей финансовой устойчивости;
- обеспечить целевое использование
средств обязательного пенсионного
страхования, а также осуществлять
контроль за их использованием;
- осуществлять учет средств,
поступающих по обязательному
пенсионному страхованию;
- осуществлять регистрацию страхователей;
- вести учет страховых взносов
физических лиц, тайну, определяемую
в установленном законодательством
Российской Федерации порядке.
Средства бюджета Пенсионного
фонда Российской Федерации имеют
целевое назначение и направляются
на:
- выплату в соответствии с
законодательством Российской Федерации
и международными договорами
Российской Федерации трудовых
пенсий и социальных пособий
на погребение умерших пенсионеров,
не работавших на день смерти;
- доставку пенсий, выплачиваемых
за счет средств бюджета Пенсионного
фонда Российской Федерации;
- финансовое и материально -
техническое обеспечение текущей
деятельности страховщика (включая
содержание его центральных и
территориальных органов);
- иные цели, предусмотренные законодательством
Российской Федерации об обязательном
пенсионном страховании.
- расходы, не предусмотренные
бюджетом ПРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
на соответствующий год, осуществляются
только после внесения изменений
в указанный бюджет в установленном
порядке.
Средства, образовавшиеся в результате
превышения сумм поступлений единого
социального налога (взноса) по части,
зачисляемой на финансирование выплаты
базовой части трудовой пенсии, зачисляется
в бюджет Пенсионного фонда Российской
Федерации в полном объеме. Указанные
средства расходуются в следующем
порядке:
- на возмещение недостатка средств
бюджета Пенсионного фонда Российской
Федерации на выплату страховой
части трудовой пенсии;
- на дополнительное повышение
базовой части трудовой пенсии
исходя из инфляции на очередной
финансовый год.
Порядок использования временно свободных
средств ПФР определяется федеральным
законом.
Ответственность за нецелевое расходование
денежных средств ПФР определяется
в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Для обеспечения среднесрочной
и долгосрочной перспективы финансовой
устойчивости системы обязательного
пенсионного страхования в случае
возникновения профицита бюджета
ПФР создается резерв. Размер этого
резерва, а также порядок его
формирования и расходования определяется
федеральным законом о бюджете
ПФР.
2. Фонд социального страхования
Российской Федерации (далее ФСС).
Основными задачами Фонда являются:
- обеспечение гарантированных
государством пособий по временной
нетрудоспособности, беременности
и родам, женщинам, вставшим на
учет в ранние сроки беременности,
при рождении ребенка, по уходу
за ребенком до достижения
им возраста полутора лет, а
также социального пособия на
погребение или возмещение стоимости
гарантированного перечня ритуальных
услуг, санаторно-курортное обслуживание
работников и их детей;
- участие в разработке и реализации
государственных программ охраны
здоровья работников, мер по совершенствованию
социального страхования;
- осуществление мер, обеспечивающих
финансовую устойчивость Фонда;
- разработка совместно с Министерством
труда и социального развития
Российской Федерации и Министерством
финансов Российской Федерации
предложений о размерах тарифа
страховых взносов на государственное
социальное страхование;
- организация работы по подготовке
и повышению квалификации специалистов
для системы государственного
социального страхования, разъяснительной
работы среди страхователей и
населения по вопросам социального
страхования;
- сотрудничество с аналогичными
фондами других государств и
международными организациями по
вопросам социального страхования.
Средства фонда образуются за счет:
- страховых взносов работодателей
(администрации предприятий, организаций,
учреждений и иных хозяйствующих
субъектов независимо от форм
собственности);
- страховых взносов граждан,
занимающихся индивидуальной трудовой
деятельностью и обязанных уплачивать
взносы на социальное страхование
в соответствии с законодательством;
- страховых взносов граждан,
осуществляющих трудовую деятельность
на иных условиях и имеющих
право на обеспечение по государственному
социальному страхованию, установленному
для работников, при условии уплаты
ими страховых взносов в Фонд;
- доходов от инвестирования
части временно свободных средств
Фонда в ценные ликвидные государственные
бумаги и банковские вклады. Помещение
этих средств Фонда в банковские
вклады производится в пределах
средств, предусмотренных в бюджете
Фонда на соответствующий период;
- добровольных взносов граждан
и юридических лиц; поступление
иных финансовых средств, не
запрещенных законодательством;
- ассигнований из федерального
бюджета на покрытие расходов,
связанных с предоставлением
льгот (пособий и компенсаций)
лицам, пострадавшим вследствие
чернобыльской катастрофы или
радиационных аварий на других
атомных объектах гражданского
или военного назначения и
их последствий, а также в
других установленных законом
случаях;
- прочих поступлений (возмещаемых
страхователем расходов, не принятых
к зачету в счет страховых
взносов, и не принятых расходов
на выплату пособий по временной
нетрудоспособности вследствие
трудового увечья или профессионального
заболевания; недоимок по обязательным
платежам, сумм штрафов и иных
санкций, предусмотренных законодательством,
уплаченных в установленном порядке
сумм за путевки, приобретенные
страхователем за счет средств
Фонда; средств возмещаемых Фонду
в результате исполнения регрессивных
требований к страхователям, и
др.).
Средства ФСС направляются на:
-выплату пособий по временной
нетрудоспособности, беременности
и родам, женщинам, вставшим на
учет в ранние сроки беременности,
при рождении ребенка, при усыновлении
ребенка, по уходу за ребенком
до достижения им возраста
полутора лет, а также социального
пособия на погребение;
- оплату дополнительных выходных
дней по уходу за ребенком-инвалидом
или инвалидом с детства до
достижения им возраста 18 лет;
оплату путевок для работников
и их детей в санаторно-курортные
учреждения в государствах- участниках
СНГ, аналогичных которым нет
в Российской Федерации, а также
на лечебное (диетическое) питание;
- частичное содержание находящихся
на балансе страхователей санаториев-профилакториев,
имеющих лицензии на право
занятия этим видом деятельности
(оплата расходов на питание,
лечение и медикаменты, заработную
плату работников, культурно-массовое
обслуживание);
- частичную оплату путевок в
детские загородные оздоровительные
лагеря, находящиеся на территории
российской Федерации, для детей
работающих граждан;
- частичное содержание спортивных
детско-юношеских школ (оплата расходов
на оплату труда тренерско-преподавательского
состава и аренду помещений,
необходимых для тренировочного
процесса);
- оплату проезда к месту лечения
и обратно;
- создание резерва для обеспечения
финансовой устойчивости Фонда
на всех уровнях. Порядок формирования
резерва и предоставления из
него средств (на возвратной
основе или безвозмездно) определяется
инструкцией о порядке начисления,
уплаты, расходования и учета
средств государственного социального
страхования (далее именуется
– инструкция), утвержденной Фондом
совместно с Министерством труда
и социального развития Российской
Федерации, Министерством Финансов
Российской Федерации, Федеральной
налоговой службой Российской
Федерации и с участием Центрального
банка Российской Федерации;
- обеспечение текущей деятельности,
содержание аппарата управления
Фонда;
- финансирование деятельности
подразделений органов исполнительной
власти, обеспечивающих государственную
защиту трудовых прав работников,
охрану труда (включая подразделения
надзора и контроля за охраной труда) в
случаях, установленных законодательством;
- проведение научно-исследовательской
работы по вопросам социального
страхования и охраны труда;
- осуществление иных мероприятий
в соответствии с задачами
Фонда, включая разъяснительную
работу среди населения.
3. Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования.
Обязательное медицинское страхование
является частью государственного социального
страхования и обеспечивает всем
гражданам равные возможности в
получении медицинской помощи в
объемах соответствующих программам
обязательного медицинского страхования.
Программа ОМС обязательно включает
оказание гражданам первичной помощи:
скорой, поликлинической, стационарной.
ОМС осуществляется на основе двух видов
программ – базовой и территориальной.
Базовая программа ОМС разрабатывается
Минздравом РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и
утверждается Правительством РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ. На основе базовой программы
исполнительными органами государственной
власти субъектов РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
разрабатываются и утверждаются
территориальные программы ОМС.