Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 11:40, контрольная работа
Социально-экономическое значение внебюджетных фондов. Виды государственных внебюджетных фондов. Доходы внебюджетных фондов. Особенности внебюджетных фондов.
- законодательство Российской Федерации о налогах и сборах (Налоговый кодекс РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и др.);
- Федеральный закон от 15 декабря
2001 г. No 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном
страховании в Российской
- Федеральный закон от 16 июля 1999 г. 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования";
- Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. No 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 15 декабря
2001 г. No 166-ФЗ "О государственном
пенсионном обеспечении в
- Федеральный закон от 24 июля 2002
г. No 111-ФЗ "Об инвестировании средств
для финансирования
- Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. No 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";
- другие федеральные законы, Указы
Президента РОССИЙСКОЙ
Соответственно можно
Для того чтобы уточнить правовое
положение ПФР в рамках системы
обязательного государственного пенсионного
обеспечения, необходимо сопоставить
отдельные нормы
Поскольку пенсионное страхование
представляет собой составную часть
системы обязательного
В соответствии со статьей 5 вышедшего
несколько позднее Федерального
закона от 15 декабря 2001 г. No 167-ФЗ "Об
обязательном пенсионном страховании
в Российской Федерации", страховщиком,
который осуществляет обязательное
пенсионное страхование в Российской
Федерации, является Пенсионный фонд РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ. Там же сказано, что Пенсионный
фонд Российской Федерации (государственное
учреждение) и его территориальные
органы составляют единую централизованную
систему органов управления средствами
обязательного пенсионного
Соответственно можно сделать
вывод, что Пенсионный фонд РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ в соответствии с законодательством
всегда являлся некоммерческой организацией.
Данный факт следует особо подчеркнуть
в связи с тем обстоятельством,
что в настоящее время, в связи
с обсуждением в
Согласно ст. 49-50 ГК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, некоммерческие организации - это организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Они имеют целевую (специальную) правоспособность и используют свое имущество лишь для достижения уставных целей. Причем в число таких целей не может включаться получение прибыли.
Размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны.
В случае совершения действий, противоречащих
ее целям, некоммерческой организации
может быть вынесено предупреждение
в письменной форме органом, осуществляющим
государственную регистрацию
В статье 7 закона "О некоммерческих организациях" (в редакции от 23 декабря 2003 г.) фонд определяется как "не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели".
В качестве учредителей фондов могут выступать как физические и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), так и публично-правовые образования.
Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а последний не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Фонд вправе заниматься предпринимательской
деятельностью, соответствующей этим
целям и необходимой для
Надзор за деятельностью фонда, использованием средств фонда, соблюдением законодательства осуществляет попечительский совет фонда, который создается на общественных началах из числа его учредителей или иных авторитетных в общественном мнении лиц.
Анализ изложенных норм Гражданского кодекса РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и Закона "О некоммерческих организациях" позволяет сделать следующие выводы:
1) В соответствии с гражданским
законодательством РОССИЙСКОЙ
2) Средства ПФР не являются
его собственностью как
3) Цель создания ПФР - государственное
управление финансами
4) Учредители (Российская Федерация)
несет субсидиарную
5) Деятельность фонда никакими
общественными организациями
Следовательно, остается лишь согласиться с теми авторами, которые считают, что изложенные в ГК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и законе о некоммерческих организациях правовые основы деятельности некоммерческой организации в форме фонда не относятся к Пенсионному фонду РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и не могут использоваться для регулирования его деятельности.
Другим видом некоммерческих организаций,
особенностям правового положения
которых специальная
К числу учреждений относятся органы
государственной и
Учреждения обычно финансируются
собственником по смете, в которой
строго фиксируются направления
расходования. Права учреждения на
закрепленное за ним имущество определяются
в соответствии с Гражданским
кодексом РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Это
означает, что права учреждения на
закрепленное за ним имущество собственника
имеют ограниченный характер и устанавливаются
законом (ст. 296 ГК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ),
а отчуждение или иное распоряжение
имуществом без согласия собственника
невозможно (п. 1 ст. 298 ГК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ),
в связи с чем участие
Устав, положение или другие учредительные
документы могут
Учреждения отвечают перед кредиторами
только своими денежными средствами,
при отсутствии которых субсидиарную
ответственность по его обязательствам
несет собственник имущества (п.
2 ст. 120 ГК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, п. 2 ст.
9 Закона "О некоммерческих организациях").
Соответственно учреждения не могут
быть объявлены банкротами, допустимы
лишь их реорганизация или
Таким образом, общие нормы, определяющие
гражданско-правовое положение учреждения
как юридического лица, во многом могут
быть соотнесены и с положением Пенсионного
фонда РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Но вместе
с тем отдельные аспекты
Рассмотренные выше изменения правового
статуса ПФР были закреплены Федеральным
законом от 15 декабря 2001 г. No 167-ФЗ "Об
обязательном пенсионном страховании
в Российской Федерации", в соответствии
со ст. 5 которого ПФР (государственное
учреждение) и его территориальные
органы составляют единую централизованную
систему органов управления средствами
обязательного пенсионного
Среди обязанностей ПФР в статье 17 Закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" упомянуты назначение и своевременная выплата трудовых пенсий. Таким образом, ПФР уже законодательно получил статус государственного учреждения, осуществляющего назначение и выплату трудовых пенсий.
Однако, передав в руки Фонда
названные функции, государство
в то же время сохранило за собой
часть полномочий по управлению пенсионными
накоплениями. В частности, в соответствии
со ст. 12 Закона к полномочиям федеральных
органов государственной власти
по обязательному пенсионному
- установление порядка принятия
бюджета Пенсионного фонда
- утверждение бюджета
- определение порядка и условий формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;
- определение порядка хранения
средств обязательного
- управление системой
- обеспечение финансовой
- определение порядка
- осуществление
Во исполнение норм названного Закона
и в соответствии с постановлением
Правительства РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 2 апреля 2003 г. No 190 "Об уполномоченном
федеральном органе исполнительной
власти по регулированию, контролю и
надзору в сфере формирования
и инвестирования средств пенсионных
накоплений" уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти по регулированию,
контролю и надзору в сфере
формирования и инвестирования средств
пенсионных накоплений было назначено
Министерство финансов Российской Федерации
(точнее, входящая в его структуру
Федеральная служба финансово-бюджетного
контроля), а государственной управляющей
компанией, осуществляющей доверительное
управление средствами пенсионных накоплений,
которые формируются в пользу
застрахованных лиц, не воспользовавшихся
правом выбора инвестиционного портфеля
- согласно постановлению правительства
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 22 января 2003
г. No 34 - Банк внешнеэкономической