Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 11:40, контрольная работа
Социально-экономическое значение внебюджетных фондов. Виды государственных внебюджетных фондов. Доходы внебюджетных фондов. Особенности внебюджетных фондов.
Глава 2. Финансово-правовой
режим государственных
2.1. Финансово-правовой режим
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) был образован в соответствии с Законом РСФСР от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в РСФСР", введенным в действие с 1 марта 1991 г. и положившим начало проведению в стране пенсионной реформы. Статья 8 названного Закона предусматривала, что выплата пенсий осуществляется за счет Пенсионного фонда РСФСР, создаваемого в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Действующее до настоящего времени Положение "О Пенсионном фонде Российской Федерации (России)" было утверждено постановлением Верховного Совета РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 27 декабря 1991 г. No 2122-I.
Анализ социально-
1) выявление объективной
2) необходимость существенно
3) желание не допустить утечки пенсионных страховых средств и использования их на иные цели, отличные от пенсионного обеспечения застрахованных и их семей.
Таковы были объективные причины создания Пенсионного фонда РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в конце 1990 г.
В настоящее время деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации регулируется преимущественно Положением о Пенсионном фонде РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, утвержденном постановлением Верховного Совета РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 27 декабря 1991 г., которое ныне действует в редакции Указа Президента РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 24 декабря 1993 г. No 2288 и Федерального закона от 5 мая 1997 г. No 77-ФЗ.
Согласно п. 1 Положения о ПФР,
Пенсионный фонд - это самостоятельное
финансово-кредитное
В Положении о ПФР приводится
исчерпывающий перечень вопросов, входящих
в компетенцию Фонда, которую
многие авторы трактуют как задачи
ПФР. В частности, в соответствии
с п. 3 Положения Фонд призван обеспечивать
целевой сбор и аккумуляцию страховых
взносов, направляемых на выплату государственных
пенсий, включая граждан, выезжающих
за пределы Российской Федерации. (Подобная
выплата должна предусматриваться
законодательством РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
межгосударственными и
В обязанности Пенсионного фонда входит также организация работы по удовлетворению исков, предъявляемых работодателям и гражданам, виновным в причинении вреда здоровью работников и других граждан, выплата сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца.
ПФР должен обеспечивать капитализацию средств Фонда, а также - привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц.
На Пенсионный фонд возложен контроль
(с участием налоговых органов) за
своевременным и полным поступлением
страховых взносов, а также контроль
за правильным и рациональным расходованием
средств на выплату государственных
пенсий, в том числе - за правильностью
их назначения, перерасчета, выплаты
и доставки. С этой целью ПФР
совместно с Министерством
Важным направлением деятельности
ПФР является организация и ведение
индивидуального (персонифицированного)
учета застрахованных лиц, который
был введен на территории отдельных
административно-
Сотрудниками Фонда проводится
также работа по изучению и обобщению
практики применения нормативных актов,
регулирующих уплату страховых взносов
в Пенсионный фонд, и внесению предложений
в законодательные органы по ее совершенствованию.
В компетенцию Фонда входит проведение
научно-исследовательской
Положение о ПФР предусматривает, что Фонд может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан, проводить разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.
Наконец, на Пенсионный фонд возложена
обязанность осуществления
На основании п. 1 Положения о ПФР Пенсионный фонд имеет право выполнять отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим законодательством РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ о банках и банковской деятельности.
Как юридическое лицо, ПФР имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием.
Руководство Пенсионным фондом России
осуществляется Правлением фонда и
его постоянно действующим
В состав Правления могут также
входить представители
Правление ПФР возглавляет председатель,
который назначается и
На Правление Фонда
Для осуществления контроля за деятельностью исполнительной дирекции Пенсионного фонда и его региональных органов образуется ревизионная комиссия Фонда.
Постановлением правления ПФР
от 9 октября 2000 г. в семи федеральных
округах России созданы управления
ПФР. Методологическое руководство
деятельностью отделов
Управление является структурным подразделением исполнительной дирекции ПФР. К основным задачам управления относятся: координация деятельности отделений ПФР в федеральном округе в пределах, установленных Правлением ПФР, и контроль над ней; взаимодействие с полномочным представителем Президента РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; координация программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.
Для решения указанных задач управление осуществляет следующие функции: анализирует и прогнозирует экономическую и социальную ситуацию в федеральном округе; участвует в подготовке бюджетов отделений ПФР в федеральном округе; участвует в подготовке отчетов об исполнении бюджетов отделений ПФР в федеральном округе; изучает и обобщает практику применения нормативных правовых актов субъектов федерации по вопросам пенсионного обеспечения; взаимодействует с органами федерального казначейства, МНС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам прохождения средств и обобщает сведения о доходной части бюджета ПФР; вносит полномочному представителю Президента РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в федеральном округе предложения о необходимости проведения проверок по исполнению актов федерального законодательства в федеральном округе, а также об опротестовании нормативных правовых актов субъектов федерации, противоречащих актам федерального законодательства; обобщает практику судебных решений, принимаемых в субъектах федерации, и при обнаружении нарушений действующего законодательства готовит предложения по их опротестованию; участвует в решении вопроса об укомплектовании отделений ПФР в округе кадрами; соблюдает требования по защите информации; решает другие вопросы, отнесенные правлением ПФР к его компетенции.
В состав управления входят: отдел координации и контроля за деятельностью отделений ПФР в федеральном округе, информационно-аналитический отдел, отдел региональных социальных программ, отдел правового регулирования, аппарат при руководстве (делопроизводитель и бухгалтер).
В качестве примера можно перечислить
функции лишь одного отдела - информационно-аналитического,
который: осуществляет сбор и анализ
информации об экономических показателях
деятельности отделений ПФР в
федеральном округе для руководства
ПФР и полномочного представителя
Президента РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; участвует
в подготовке актуарных расчетов
для определения основных показателей
бюджетов отделений ПФР; проводит мониторинг
рынка труда в субъектах
Возглавляет управление начальник, который
назначается и освобождается
от должности председателем
Стоит отметить, что на протяжении
90-х годов ПФР как
Указ от 27 сентября 2000 г. вызвал неоднозначную
реакцию среди специалистов, поскольку
юридически возложил выполнение государственных
функций на органы, которые не входят
в систему органов
Тем не менее, в законодательстве,
определяющем правовое положение ПФР,
выявились противоречия, поскольку
по одним актам фонд лишь финансировал
выплату государственных
Таким образом, к настоящему времени Положение о ПФР - далеко не единственный нормативный акт, определяющий правовое положение Фонда. Правовую основу деятельности ПФР на данном этапе образуют также:
- Конституция Российской
- Бюджетный кодекс РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (в части