Внебюджетные фонды. Виды, особенности и правовое регулирование внебюджетных фондов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 11:40, контрольная работа

Описание работы

Социально-экономическое значение внебюджетных фондов. Виды государственных внебюджетных фондов. Доходы внебюджетных фондов. Особенности внебюджетных фондов.

Работа содержит 1 файл

Внебюджетные фонды.docx

— 562.54 Кб (Скачать)

Внебюджетные фонды. Виды, особенности и правовое регулирование  внебюджетных фондов 

Внебюджетные фонды в  финансовой системе России создаются  на основании Закона РСФСР «Об  основах бюджетного устройства и  бюджетного процесса в РФ» от 17.10.1991г, Бюджетного Кодекса РФ, а так же других нормативно-правовых актов, в  том числе законов о бюджете  Росийской Федерации на текущий  год. При этом хотя внебюджетные фонды  и находятся с собственности  государства, но являются автономными  от федерального и местных бюджетов.

Как мы уже отметили, внебюджетные фонды образуются вне федерального бюджета и бюджетов субъектов  Российской Федерации и предназначенны для реализации конституционных  прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение  в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы  и доходы государственного внебюджетного  фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете  Российской Федерации на соответствующий  год. В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов  использования внебюджетные фонды  подразделяются на фонды экономического и социального назначения.

Социально-экономическое  значение внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды государства  представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов  власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования  и использования регламентируется финансовым правом.

Внебюджетные  фонды появились задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства (бюджета) в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением деятельности государство нуждалось во все новых расходах. Средства их покрытия концентрировались в особых фондах и были предназначены для специальных целей. Такие фонды носили временный характер, с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим, количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом, наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема фондов.

Множественность специальных  фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдалась  нехватка средств, в других- избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими.

С укреплением централизованного  государства начинается период унификации фондов. На базе объединения различных  фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения парламентом стал законом, и потому обязательным к исполнению.

С переходом России к рыночной экономике появлялась необходимость  в создании внебюджетных фондов. Основными  причинами образования этих фондов является необходимость:

• социальной защиты населения  в условиях спада производства , роста безработицы, инфляции, дефицита бюджета, роста внутреннего и  внешнего государственного долга;

• целевого использования  средств этих фондов;

• оперативного решения  социальных проблем, что в силах  сделать внебюджетные фонды, находящиеся  в распоряжении исполнительных органов  власти;

• новых методов перераспределения  средств в условиях перехода к  рыночной экономике;

• финансирования территориальных  нужд.

На основе Закона РСФСР  «Об основах бюджетного устройства и бюджетного планирования в РСФСР» от 10 октября 1991 года органы власти в  рамках законодательства РСФСР могут  образовывать целевые внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.

Государственные внебюджетные фонда создаются на базе соответствующих  актов высших органов власти, в  которых регламентируются принципы функционирования. В современных  условиях повышается значение внебюджетных фондов. Увеличение количества и объема этих фондов объясняется рядом причин. Во-первых, у органов государственной  власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную  жизнь и финансовой поддержки  предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики. Во-вторых, эти  фонды, будучи автономными от бюджета, предназначались для решения  новых важных задач, которые требуют  особого внимания со стороны государства. В-третьих, внебюджетные фонды могут  при определенных условиях использоваться для покрытия бюджетного дефицита через  механизм кредита.

В России действуют  следующие государственные внебюджетные фонды:

- Пенсионный фонд Российской  Федерации; 

- Фонд социального страхования  Российской Федерации; 

- Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования 

- Фонд занятости 

- др. внебюджетные фонды,  на данный момент их число  достигло 40

Доходы внебюджетных фондов включают:

- специальные целевые  налоги и сборы, установленные  для соответствующего фонда; 

- отчисления от прибыли  предприятий, учреждений, организаций; 

- средства бюджета; 

- прибыль от коммерческой  деятельности, осуществляемой фондом, как юридическим лицом; 

- займы, полученные фондом  у ЦБ РФ или коммерческих  банков.

- другие доходы, предусмотренные  соответствующими законодательными  актами.

Кроме того, материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая  часть фондов создается в процессе перераспределения национального  дохода. 
 
Главными методами мобилизации национального дохода в процессе перераспределения при формировании фондов выступают специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Основной метод- это специальные налоги и сборы, установленные законодательной властью. 
 
Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и местных бюджетов. 
 
Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства.  
 
В тех случаях, когда внебюджетные фонды имеют положительное сальдо, оно может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов. 
 
По Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 года все внебюджетные фонды (за небольшим исключением), доходы которых формировались за счет обязательных платежей предприятий, учреждений, организаций, объединяются с республиканским бюджетом РФ. Однако сохраняется целевая направленность консолидируемых фондов.

Особенности внебюджетных фондов:

- внебюджетные фонды планируются  органами власти и управления  и имеют строгую целевую направленность;

- денежные средства внебюджетных  фондов используются для финансирования  государственных расходов, не включенных  в бюджет;

- формируются, в основном, за счет обязательных отчислений  юридических и физических лиц; 

- страховые взносы во  внебюджетные фонды и взаимоотношения,  возникающие при их уплате, имеют  налоговую природу, тарифы взносов  устанавливаются государством и  являются обязательными; 

- на отношения, связанные  с исчислением, уплатой и взысканием  взносов во внебюджетные фонды,  распространено большинство норм  и положений Закона РФ «Об  основах налоговой системы РФ»; 

- денежные ресурсы фонда  находятся в государственной  собственности, они не входят  в состав бюджетов, а также  других фондов и не подлежат  изъятию на какие-либо цели, прямо  не предусмотренные законом; 

- расходование средств  из фондов осуществляется по  распоряжению Правительства РФ  или специально уполномоченного  на то органа (правление фонда).

Виды внебюджетных фондов. Основные внебюджетные фонды

Пенсионный фонд РФ образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года как самостоятельное финансово-кредитное учреждение и введен в действие с 1 января 1992 года Постановлением Верховного Совета РФ № 2122-1 от 27 декабря 1991 года. ПФР и его территориальные органы действуют на основании Федерального закона «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и Федерального Закона № 167 – ФЗ от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном страховании в Российской Федерации». Положения о территориальных органах Пенсионного фонда РФ, являющихся юридическими лицами, утверждаются Правлением Пенсионного фонда РФ.

Финансирование пенсий по государственному обеспечению производится за счет средств федерального бюджета  – базовая часть (из сумм единого  социального налога (взноса), зачисляемых  в федеральный бюджет). Финансирование выплаты страховой и накопительной  частей трудовой пенсии производится за счет средств бюджета Пенсионного  фонда РФ. При этом финансирование выплаты накопительной части  трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального  лицевого счета застрахованного  лица.

Бюджет Пенсионного  фонда РФ формируется за счет:

- страховых взносов; 

- средств федерального  бюджета; 

- сумм пеней и иных  финансовых санкций; 

- доходов от размещения (инвестирования) временно свободных  средств обязательного пенсионного  страхования; 

- добровольных взносов  физических лиц и организаций,  уплачиваемых в качестве страхователей  или застрахованных лиц; 

- иных источников, не запрещенных  законодательством РФ.

Средства бюджета Пенсионного  фонда РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Бюджет Пенсионного фонда  РФ составляется на финансовый год  с учетом обязательного сбалансирования  доходов и расходов этого бюджета, с установленным нормативом оборотных  денежных средств. Бюджет Пенсионного  Фонда РФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению  Правительства РФ. Денежные средства обязательно хранятся на счетах Пенсионного  фонда РФ, открываемых в учреждениях  Центрального банка РФ, а при отсутствии этих учреждений на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ. Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда РФ осуществляется Счетной палатой РФ в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с федеральными законами Пенсионный фонд назначает  и выплачивает следующие виды пенсий:

- трудовая пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери  кормильца) ;

- социальная пенсия (нетрудоспособным  гражданам);

- пенсия за выслугу  лет; 

- пособие одиноким матерям; 

- пенсия военнослужащим  и членам их семей; 

- пенсия пострадавшим  в результате радиационных или  техногенных катастроф и членам  их семей. 

Население государства считается  старым, если в его структуре доля людей в возрасте от 65 лет и  старше превышает 7%. В России этот показатель равняется 12%. На одного пенсионера приходится всего 1,7 работающих. И выполнение принципа – «сегодняшний» работник содержит «вчерашнего» работника – становится затруднительным. Это привело к  необходимости проведения пенсионной реформы. И сегодня она уже  набирает обороты.

Суть пенсионной реформы  в том, что человек сам в  течение всей жизни должен знать  и держать под контролем процесс  формирования его будущей пенсии. Задача пенсионной реформы – достичь  роста доходов пенсионной системы, который перекрывал бы объем средств, необходимых для будущих пенсионеров. Новая модель должна полностью учитывать  вклад тех, кто больше зарабатывает и за кого отчисляются работодателем  страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Она основана на установлении трехуровневой  пенсии:

- базовая часть пенсии (6 %);

- страховая часть пенсии (10 %);

- накопительная часть пенсии (4%).

Для лиц, моложе 1967 года рождения и моложе страховая часть составляет 10%, а накопительная – 4%, 6% из ЕСН (26%) направляется в федеральный бюджет.

Соответственно с 1 января 2002 г. средства, направляемые работодателями на пенсионное обеспечение, распределены на три потока.

Фонд социального  страхования РФ является вторым по значению социальным внебюджетным фондом. Создан 1 января 1991 года в соответствии с Постановлением Совета министров РФ от 25.12.90 № 600 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся в РСФСР» в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств, ныне действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. как самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение.

Фонд социального страхования, как и Пенсионный фонд, является автономным и строго целевым. Предназначен для финансирования выплат различных  пособий по временной нетрудоспособности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, санаторно-курортного лечения, для оздоровления трудящихся и членов их семей, а также других целей.

Положение о ФСС утверждено Постановлением Правительства от 12 февраля 1994 г. К основным задачам  Фонда, кроме обеспечения гарантированных  государством пособий, относятся участие  в разработке и рационализации государственных  программ охраны здоровья работников и мер по совершенствованию социального  страхования.

Фонд социального  страхования образуется за счет:

- страховых взносов предприятий,  учреждений и организаций, а  также иных хозяйствующих субъектов  независимо от форм собственности; 

- доходов от инвестирования  части временно свободных средств  Фонда; 

- добровольных взносов  граждан и юридических лиц; 

- ассигнований из республиканского  бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением  льгот лицам, пострадавшим от  радиации, а также другими целями.

Для юридических лиц установлен норматив отчислений в Фонд социального  страхования в размере 3,2% по отношению  к начисленной оплате труда. Работающие в этот фонд отчисления не производят.

Для обеспечения деятельности Фонда создан центральный аппарат, а в региональных и центральных  отраслевых отделениях действуют аппараты органов Фонда.

Руководство деятельностью  фонда осуществляется его председателем, который назначается Правительством РФ.

Информация о работе Внебюджетные фонды. Виды, особенности и правовое регулирование внебюджетных фондов