Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 22:59, шпаргалка
Раздел №1 «Экономическая теория»
№ 2 Рыночная экономика и её характерные черты. Субъекты рыночной экономики Государственное регулирование экономики.Рыночная экономика (рынок в широком смысле) - форма социально-экономической жизни общества, при которой воспроизводство материальных благ, отношений и интересов осуществляется на основе принципов товарного производства и обращения, главным из которых является свобода хозяйственной деятельности в целях извлечения прибыли. Функции рыночных отношений: информационная, коммуникативная, оценочная, регулирующая, стимулирующая, распределительная.
Расчеты аккредитивами. Аккредитив – поручение банка покупателя банку поставщика производить оплату счетов этого поставщика за отгруженный товар или оказанные услуги на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении.
Покупателю открываются следующие виды аккредитивов: покрытые (депонированные) – аккредитивы; при открытии которых, банк-эмитент, открывший аккредитив, перечисляет собственные средства плательщика или предоставленный ему кредит в распоряжение банка поставщика на отдельный счёт на весь срок действия обязательств по аккредитивам. Непокрытый (гарантированный) аккредитив может применяться, если два банка, обслуживающих рассчитывающихся клиентов имею корсчета друг у друга. Каждый аккредитив должен указывать, является ли он отзывным или безотзывным. Если такого указания нет, то аккредитив считается безотзывным. Безотзывный аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия банка поставщика, в котором он открыт. Преимущество такой формы расчетов – отсутствие задержки оплаты продукции и услуг, деньги заранее приготовлены и получатель средств уверен, что сразу, даже в день отгрузки, может получить полагающиеся ему деньги.
Расчеты платежными требованиями. Платежное требование – это расчетный документ, содержащий требование кредитора плательщику об уплате определенной суммы через банк. Применяется при расчетах за поставленную продукцию, оказанные услуги. Расчеты осуществляются с предварительным акцептом и без акцепта (в случаях, устанавливаются законодательством или предусмотренных сторонами по договору) платежное требование широко применяется при акцептной форме расчетов, когда платежи совершаются не сразу после отгрузки товара и выписки товарных документов. Отгрузив товар, поставщик выписывает в соответствующем количестве экземпляров платежные требования и сдает их на инкассо. Платеж за товар или услугу осуществляется. В учреждении банка, обслуживающем покупателя. Банк, принимая документы на инкассо, берет на себя обязательство вовремя переслать их в учреждение банка, обслуживающее покупателя, взыскать там с него средства и перечислить на расчетный счет поставщика. Акцепт является тем элементом, который дает возможность использовать безналичные расчеты как важный инструмент контроля за деятельностью поставщика. Покупатель акцептует счет только в том случае, если поставщик выполнит все условия договора. Существуют несколько видов акцептов: положительный, отрицательный, предварительный. В настоящее время применяется только предварительный акцепт. Полный отказ от акцепта возможен, если товар не соответствует условиям договора. При частичном отказе акцептуется часть суммы счета. Это практикуется, если цены завышены против договорных; наряду с заказанными отгружены незаконные товары; допущены арифметические ошибки и т.п. В практике денежных расчетов используются инкассовые поручения. Такие поручения обычно используются при принудительном взыскании средств. Эти инкассовые поручения, основанные на приказах арбитража, решениях суда или при исполнительных надписях, учиненных нотариусами, должны предоставляться в банк только с приложением соответствующих исполнительных документах или их дубликатов.
Платежи осуществляются почтовым и телеграфным способом (бумажная технология) и электронным способом (безбумажная технология).
Электронные расчеты – наиболее перспективная форма расчетов посредством платежных карт и электронных денег. Стратегия развития платежной системы России в ближайшее время реализуется по двум направлениям: переход к электронной системе межбанковских расчетов в режиме реального времени; сокращение наличных денег в обращении путем внедрения расчетов платежными картами. Создание системы расчетов, работающей в режиме реального времени, когда момент списания средств со счета плательщика совпадает с моментом их зачисления на счет получателя, является ключевой задачей. Общий срок безналичных расчетов установлен ФЗ “О ЦБ РФ” и не должен превышать 2 дней.
Платежные карты (пластиковые) по своему экономическому содержанию предназначены: для сокращения наличных денег в обращении; для увеличения доли безналичного оборота; и для ускорения расчетов; для расширения объема услуг клиентами.
В системе платежного оборота особое место занимает вексельное обращение (ФЗ “О переводных и простых векселях” от 21.02.97.).
Вексель – это составленное в строго установленной законом форме порядке письменное бесспорное обязательство одного лица (векселедателя) уплатить другому лицу (векселедержателю) указанную на векселе сумму. По сути, вексель торговые деньги, выполняющие функцию средства обращения и платежа. Простой (соло) представляет собой долговое обязательство, по которому плательщиком выступает векселедатель. Переводной (тратта) - приказ векселедателя (трассанта) плательщику (трассату) уплатить указанную сумму в векселе векселедержателю (ремитенту). Вексель может передаваться посредством осуществления индоссамента.
№ 6 Система межбанковских расчетов, и их виды.
Межбанковские расчеты (МБР) – система безналичных расчетов между кредитными организациями. Функции межбанковских расчетов: размещение денежных средств в виде депозитов и кредитов. переучет векселей друг у друга. покупка-продажа ценных бумаг. предоставление централизованных кредитов. расчетно-кассовое обслуживание клиентов по поручению банков на основе корреспондентских отношений.
Особенности МБР: 1) Существует только в безналичной форме; 2) Производятся в пределах кредитового сальдо по корреспондентскому счету банка-плательщика; 3) Как правило, в электронном виде; 4) Используются официально информационные платежные средства для извещения о переводе денег в адрес получателя. МБР осуществляются на основе “Положения о проведении безналичных расчетов кредитными организациями в Российской Федерации” № 2-П Расчеты могут производиться через: Расчетную сеть Банка России (около 90% всех МБР). Операции по корсчетам “Лоро” и “Ностро”. Небанковские кредитные организации, осуществляют расчетные операции (клиринговые палаты). Для осуществления расчетов между кредитными организациями открывается корреспондентский счет, открываемом в обязательном порядке, в подразделениях БР, а также в других банках или кредитных учреждениях при установлении между ними прямых корреспондентских отношений. Корреспондентские отношения – договорные отношения между банками с целью взаимного выполнения операций. Корреспондентский счет – банковский счет кредитной организации, на котором отражаются расчеты, произведенные одной кредитной организацией по поручению другой кредитной организации на основе заключенного договора. Расчетная сеть Банка России представляет собой систему учреждений БР: учреждения БР - 1181 территориальных учреждений. Через ЦБ. Цель деятельности – обеспечение надежного, эффективного и безопасного функционирования платежной системы России. УБР осуществляет операции по открытию, переоформлению и закрытию счетов кредитных организаций, списанию (зачислению) средств со счетов (на счета), контроль за соблюдением правил проведения расчетных операций и др.
Авизо – официальное извещение (уведомление) одним банком другого о выполнении расчетных операций по корсчетам или счетам клиентов. По кредитовым авизо деньги перечисляются, по дебетовым – списываются. Система межбанковских расчетов через УБР в настоящее время преобладает.
Электронные платежные системы: внутри региональные электронные платежи (составляет основную часть платежного оборота, осуществляются день в день); межрегиональные электронные платежи (не позднее следующего дня); межфилиальные расчеты (не позднее следующего дня) с применением электронных платежных документов.Прямые расчеты между кредитными организациями. Банки-корреспонденты открывают, друг у друга корсчета “Лоро” и “Ностро”. Каждый банк может иметь корреспондентских отношения с несколькими отечественными и зарубежными банками.“Лоро” - их счет у нас, пассивный (30109). “Ностро” - наш счет у них, активный балансовый (30110). Банк, ведущий счет “Лоро”, должен ежедневно отслеживать остатки по счету. Если остаток дебетовый, банку-корреспонденту направляется телекс с извещением о сумме овердрафта, который должен быть открыт. Виды операций по корреспондентским счетам. расчетно-кассовое обслуживание клиентов банка-корреспондента. операции по межбанковским займам и депозитам. собственные операции банка, ведущего корсчета: получение и выплата процентов, расходы. Система клиринговых расчетов. Межбанковский клиринг представляет собой систему безналичных расчетов между банками, осуществляемых через единые расчетные центры. Клиринговая система базируется на том, что все банки выполняют примерно одни и те же операции, имеют схожую организацию бухгалтерского учета, высокий уровень компьютеризации. Преимущества клиринговой системы расчетов по сравнению с корреспондентскими прямыми расчетами состоит в том, что денежные средства не распыляются по корсчетам, а клиринговые центры аккумулируют средства для расчетов и заметно их ускоряют. Центром может быть клиринговая палата ЦБ или палата, учреждаемая самими банками. Механизм клиринговых расчетов основан на зачете взаимных требований и обязательств с обращением на счете только сальдовых оборотов. Допускается возможность образования дебетового сальдо на счете участника расчетов, которое может быть покрыто поступлениями на этот счет до конца рабочего дня. По результатам всех перечислений определяется сальдо счета каждого участника. Если сальдо превышает допустимый минимум задолженности, то разница должна быть внесена на счет клиринговой палаты. При отсутствии у владельца счета средств может быть предоставлен краткосрочный кредит – овердрафт. В случае образования кредитового сальдо разность образует свободный остаток, который может быть востребован со счета Клиринговой палаты. Взаиморасчеты сокращают объемы перемещаемых денежных средств, повышают ликвидность банков, ускоряют процессы расчетов.
№ 7 Кассовые операции банков.
Платежный оборот вкл-т в себя ден. оборот, который представ-т собой процесс непрерывного движ-я ден. средств налич-й и безналич-й форме. Частью ден. оборота явл. Ден. Обращ-ие – налично-ден. оборот, то есть переход ден. знаков от одних субъектов к другим при выполнении ими функции платежа и средства обращения. Налично-ден. оборот можно подразд-ть: с учас-м населения. Межхоз-ный (на незнач суммы). Касс-ые опер-и – это опер-и б-ов по приему и выдаче денег и ценностей клиентам б-а. Предпр-я и учреж-ия, независимо от их форм собственности хранят ден. сред-ва в б-ке. Обслужив-е банком клиентов по провед-ю налично-ден. опер-й (выдача, прием и сохранность ден. знаков) провод-ся через касс-е подразделения. Налично-ден. обороты осущес-ют через опер кассу банка, в кот-й хранятся все нал. сред-ва банка, предназнач-ые для выдачи клиентам, принятые от клиента, а также необходимые для осуществ-ия др. кассовых операций. Кассовое обслуж-ие клиентов производ-ся КБ в соответствии с “Положением о порядке ведения кассовых операций в к.о.РФ” (инструкция № 56). Данные правила вкл-т правила налично-ден.оборота: для клиентов банка – юр.лиц и для КБ. Наличие кассовых активов в необходимом размере – важнейшее условие обеспеч-ия нормал-го функцион-ия КБ, испол-щих ден. налич-ть: для размена денег, возврата вкладов, удовлетв-ия спроса на ссуды, покрытия опер расходов, включая зар.плату персонала, оплату услуг и т.п. Эмиссионно-кассовое регулир-ие осущес-ет БР, кот-ый опред-т объем налично-ден. массы, учит-я колебания потреб-ей КБ и суммы денег, необход-е для обращ-я. Целевое назнач-е кассовых операций - бесперебойное обслужив-е клиентов. Деньги – абсолютно ликвидное средство, касса относ-ся к активам кб, а так как качество активов кб опред-ся их ликвидностью, то эконом-ое содерж-ие касс-ых опер-й состоит в том, что касса представ-т собой наиболее ликвидные активные статьи и относ-я к активам мгновенной ликвидности (высоколиквидным). Наряду со средствами на корр счетах она относится к резервам 1 степени, при этом касса является безрисковым активом. Однако кассовые активы явл. Бездоход-ми или низкодох-ми. Клиенты кб всю полученную деньгами выручку, за искл-ем установл-ых кб лимитов остатка кассы, обязаны своевременно сдавать для зачис-я на счета клиента. Деньги м.б. сданы: 1) в кассы кб. 2) инкассаторам для послед-ей сдачи в кб. 3) предпр-ям связи для перечисл-я на счета в кб. кб выпол-т опер с нал деньгами в соотве-и с утвержд-м ЦБ на основ-и их проектов кассовым планом. Кассовое планир-ие банка базир-ся на кассовых заявках клиентов.
Отдел кассовых операций вкл-т след. операц кассы: прих-ые - прием нал денег. Расх-ые - выдача денег. прих-расх-ые, где объем опер-й невелик. вечерние. для размена денег .для пересчета ден. выручки. Прием и выдача денег возможна на основ-ии распоряж-я учетно-операционного раб-ка, оформл-го кассовыми докум-ми (приход-ми или расходн-ми), кот-ые должны иметь подписи соответст-юих должностных лиц кб.
Прием денег произв-тся по объявл-ию на взнос нал-ми с выдачей квитанции. Операционный раб-к, получив прих-ые докум-ы должен проверить правиль-ть оформ-ия докум-ов: наличие и тождественность подписей, соответствие указанных сумм цифрами и прописью и отразить операцию в кассовом журнале. Кассир проверяет наличие тождественности подписей операционного раб-ка, правиль-ть заполн-ия докум-ов, пересчитать принятые деньги и подписать документы. Банками приним-ся: торг-ая выручка; выр-ка за оказанные услуги; выр-ка зрелищных орг-ций; возврат средств, полученных на зарплату. Выдача наличных денег производится всем хоз-им субъектам в пределах имеющихся у них на счетах средств на основании справки – заявки о потребности в опред-ой сумме денег на потребл-е. Выдача нал денег осущес-ся по денеж. чекам установ-ой формы и расход-м кассовым ордерам. Ден. чеки и др докум-ы (договор, согл-ие, приказ по предп-ию) представитель пред-ия предъявляет опер раб-нику. После проверки этих док-ов опера раб-ник выдает для предъявления в кассу талон от расходного кассового ордера или марку от ден чека и регистрирует операцию в расходном кассовом журнале. Кассир проверяет наличие подписей должностных лиц; сумму, указывает прописью и цифрами; паспорт получателя средств. Налично-ден сред-ва выдаются: на зар плату; выдачу премий; представит-ие расходы; командировоч. расходы; хоз-ые расходы; горюче-смазочные материалы; на сельскохоз. закупки; выдача ссуд сотрудникам; на расчет с юр. лицами (сейчас 60 тыс. рублей). Для обеспеч-ия сохранности ценностей и правильной орг-ции кассовой работы кассовые операции должны находится под постоянным контролем (контроль: текущий (в нутренний) и внешний – ревизии). Отличительной особенностью кассовой деят-ти кб явл стремление к максим-ой автоматизации касс-х опер-й.
№ 8 Ресурсы банка. Собсвтенный капитал банка. Управление капиталом
Капитал банка – это собст-ные ср-ва банка. Под собственными ср-вами банка понимают различные фонды, создаваемые банком для обеспечения его финансовой устойчивости, коммерч. и хоз-ной деят-ти, а также полученную прибыль по результатам деят-ти текущего и прошлых лет. Собственный капитал банка рассчитывается согласно Положению БР “О методике расчета собственных средств (капитала) КО”. Капитал банка выполняет след. ф-ции: 1.регистрационную - при создании КО, 2. эмиссионную - при формировании акционерного капитала, 3.регулирующую – явл. базой расчета эк-ких нормативов деят-ти банка, 4.резервную (защитную) - обеспечивает опред-ные гарантии вкладчикам, кредиторам и клиентам банка, оперативную - обеспечивает развитие банка, возможности наращивания объема банк-их оп-ций. Создаются собственные ресурсы с помощью первичной эмиссии ц/б КО и отчислений от прибыли банка на формирование и увеличение фондов. 1. Базой является уставный капитал (УК) банка- величина, зарегистрированная при его регистрации в соотв-вии с установленным БР минимально необходимым размером капитала для вновь созданных банков. УК – создает эк-кую основу существования и условием образования банка как юр. лица. УК может быть сформирован за счет выпуска и последующего размещения акций (обыкновенных и привилегированных) при акционерной форме орг-ции банка, или за счет паев, внесенных учредителями при паевой форме орг-ции. В дальнейшем величина УК может пересматриваться по решению его собственников, акционеров или пайщиков, таким образом, УК КО составляется из величины вкладов ее участников и определяет миним. размер имущ-ва гарантирующего интересы кредиторов. БР устанавливает предельный размер не ден. части (20% - при создании КО, затем в процессе деят-ти должен быть снижен до 10%), а также миним. размер УК. Не могут использоваться для формирования УК привлеченные ден. ср-ва. Учредители не имеют права выходить из состава участников в течение первых 3 лет со дня регистрации. 2. Отчисления от прибыли банка на формирование и увеличение фондов: 1)резервный фонд - создается с целью поглощения возможных убытков, возникших в деят-ти банка и непредвиденных расходов. Обеспечивает стабильность его существования. Формируется путем отчислений от прибыли или единовременных взносов пайщиков. Величина устанавливается в %-ах к УК. 2)результатом перераспределения прибыли на опр-ные цели явл. фонды эк-кого стимулирования, фонды, направляемые на развитие банка.Фонды могут формироваться как отражение процесса перенесения стоим-ти ср-тв труда по мере их износа на производимую продукцию (износ осн. фондов). Фонды могут образовываться в результате действия внешнеэк-ких факторов: инфляция (н-р ср-ва специальных фондов в части переоценки основных фондов) и курсовые разницы м/у национальной и ин. валютами. Создание фондов с целью снижения рисков по отдельным банк-им оп-циям (резервы на покрытие кредитных рисков и на обесценение ц/б). Осн. источники увеличения капитала банка: 1)выпуск акций при акционерной форме орг-ции банка (последующие эмиссии), 2)дополнительные взносы пайщиков при паевой форме орг-ции банка,3)использование прибыли и эмиссионного дохода на увеличение капитала.Достаточность капитала – относительный показатель, характеризующий деят-ть банка с точки зрения его устойчивости при возникновении различных рисков по активным оп-циям банка.
Информация о работе Шпаргалка к государственному экзамену по специальности "Банковское дело"