Шпаргалка к государственному экзамену по специальности "Банковское дело"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 22:59, шпаргалка

Описание работы

Раздел №1 «Экономическая теория»
№ 2 Рыночная экономика и её характерные черты. Субъекты рыночной экономики Государственное регулирование экономики.Рыночная экономика (рынок в широком смысле) - форма социально-экономической жизни общества, при которой воспроизводство материальных благ, отношений и интересов осуществляется на основе принципов товарного производства и обращения, главным из которых является свобода хозяйственной деятельности в целях извлечения прибыли. Функции рыночных отношений: информационная, коммуникативная, оценочная, регулирующая, стимулирующая, распределительная.

Работа содержит 1 файл

Ответы_на_госы2.doc

— 940.00 Кб (Скачать)

• определяются географические районы, где желательна кредитная экспансия банка;

• содержатся правила о порядке выдачи кредитов, о контроле качества кредитов, о процедуре взыскания просроченной задолженности и т.д.             

Кредитный портфель – это характеристика структуры и качества выданных ссуд, квалифицированных по определенным критериям. Анализ и оценка кредитного портфеля позволяют менеджерам банка управлять его ссудными операциями.

Управление кредитным портфелем имеет несколько этапов:

        выбор критериев оценки качества отдельно взятой ссуды;

        определение основных групп ссуд с указанием связанных с ними процентов риска;

        оценка каждой выданной банком ссуды исходя из избранных критериев, т.е. отнесение ее к соответствующей группе;

        определение структуры кредитного портфеля в разрезе квалифицированных ссуд;

        оценка качества кредитного портфеля в целом;

        анализ факторов, оказывающих влияние на изменение структуры кредитного портфеля в динамике;

        определение суммы резервного фонда, адекватного совокупного риску кредитного портфеля банка;

        разработка мер по улучшению качества кредитного портфеля.

Основополагающим моментом в управлении кредитным портфелем банка, является выбор критериев оценки качества отдельно взятой ссуды.

 

16. Финансовый менеджмент в кредитной организации: сущность и содержание.

 

         Одной из составных частей банковского менеджмента является финансовый менеджмент банка.

        Финансовый менеджмент – это вид профессиональной деятельности по формированию управляющих воздействий на организационно-хозяйственную систему и принятию рациональных решений в условиях неопределенности и многокритериальности выбора в целях реализации стратегии и тактики финансового обеспечения коммерческой деятельности, позволяющих управлять денежными потоками и находить оптимальные финансовые решения, - выступает в качестве звена, связывающего экономические интересы клиента банка, банковского и клиентского менеджмента.

          Содержанием финансового менеджмента банка является разработка и реализация экономической политики кредитной организации, управление ее капиталом, активами и пассивами, ликвидностью, доходностью, банковскими рисками, направленными на выполнение функций банка и достижение им цели своей деятельности – извлечение прибыли.

           Основными инструментами финансового менеджмента, как подсистемы управления коммерческой деятельностью банка, являются планирование, экономический анализ, прогнозирование, учет и контроль.

           Посредством финансового менеджмента руководство коммерческого банка решает сл. задачи:

1.        формирование собственных привлеченных (заемных) денежных ресурсов, необходимых для осуществления банковской деятельности;

2.        рациональное размещение денежных ресурсов в целях получения прибыли;

3.        максимизация доходов и минимизация расходов, связанных с деятельностью банка;

4.        регулирование проходящих через банк (включая его филиалы и отделения) денежных потоков;

5.          соблюдение обязательных экономических нормативов, устанавливаемых коммерческим банком ЦБ РФ;

6.        минимизация банковских рисков;

7.        обеспечение ликвидности банка;

8.        другие задачи по оптимизации экономических результатов деятельности банка;

Предметом деятельности финансового менеджмента банка являются разработка и использование систем и методик рационального планирования и реализации финансовых операций.

 

17. Финансовые результаты деятельности кредитной организации. Показатели эффективности деятельности банка.

 

Основные показатели финансовых результатов деятельности КО:

1.Доходы банка:

        объем и структура доходов от операционной деятельности;

        объем и структура доходов от не банковской деятельности;

        процентные доходы и их структуры;

        не процентные доходы и их структуры;

2. Прибыльность (доходность) банка:

        рентабельность активов;

        рентабельность работающих активов;

        мультипликатор капитала;

        рентабельность капитала;

        рентабельность уставного капитала;

        маржа прибыли;

        использованные активы.

3. Расходы банка:

        процентные расходы и их структура;

        не процентные операционные расходы и их структура;

        расходы на покрытие резервов, для покрытия возможных убытков.

Показатели эффективности деятельности Банка :

        Доходы

 

        Расходы

 

        прибыль

 

        Рентабельность

 

        Объем налоговых отчислений в бюджет

 

18. Организационные структуры управления банком. Стратегический план банка, основные этапы его формирования. Конкурентная стратегия банка.

Кредитная организация – банк – может быть создана на основе любой формы собственности. Учредителями банка могут быть юридические лица и КО, располагающие средствами, необходимыми для внесения в уставный капитал.

Кредитная организация для выполнения своих функций должна быть упорядочена, т.е. иметь такое построение, которое позволит в соответствии со стратегическими целями деятельности банка эффективно координировать использование финансовых, трудовых, материальных и информационных ресурсов.

Кредитные организации самостоятельно выбирают организационную структуру в зависимости от следующих факторов: законодательство; размер банка и масштабы его деятельности; юридический статус (реализация отношений собственности);специализация или универсализация деятельности.

Типовая организационная структура коммерческого банка России включает выделение отделов по видам операций:

- кредитные;

- расчетные;

- кассовые;

- вексельные;

- фондовые (с ценными бумагами);

- межбанковские;

- с иностранной валютой;

- комиссионные (посреднические) и др.

         Каждый современный коммерческий банк перед разработкой стратегического плана развития банка определяет свои стратегические зоны деятельности, причем каждый раз при разработке плана необходимо учитывать изменение финансового рынка и уровень адаптации стратегических зон деятельности к данным изменениям.

Стратегический план должен включать следующие компоненты:
1) миссия банка определяется на самом первом этапе осуществления маркетинговых мероприятий и служит отправной точкой при стратегическом планировании. Основная задача миссии банка представляет собой четко сформулированную причину его существования.  Общебанковская миссия должна описывать направление деятельности организации с точки зрения предоставляемых ею услуг, обслуживаемых групп потребителей.
Выбор миссии банка — очень ответственный этап стратегического планирования, на котором важно подойти к масштабности установления задачи, не опуститься до частностей.

2) цели формулируются и устанавливаются на основе общей миссии банка и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. Чтобы внести истинный вклад в успех организации, цели должны обладать рядом характеристик: конкретностью и измеримотстью; ориентацией во времени; достижимостью.
3) исходное положение рынка. Оно должно отражать состояние среды в целом и в отдельных сегментах, в которых действует банк. Исследование каждого сегмента с использованием так называемых рыночно–производственных характеристик, осуществляемое при анализе исходного положения рынка, позволяет отразить в стратегическом плане факторы, характеризующие степень привлекательности рынка, и сделать соответствующие выводы относительно качества тех или иных сегментов и целесообразности их обслуживания.
4) оценка факторов, воздействующих на стратегию банка, чрезвычайно важный компонент стратегического плана, в котором основное внимание уделяется оценке конкурентоспособности. Эта оценка производится на этапе анализа рыночных возможностей, а еще более конкретно — при анализе микросреды банка. В плане должна содержаться объективная оценка сильных и слабых сторон банка в отношении доли обслуживаемого рынка, качества и цен на оказываемые услуги.
5) оценка опасностей и возможностей. Стратегический план должен содержать оценку рыночных опасностей, а также возможностей достижения целей и задач в каждом из сегментов, в которых банк действует или только намеревается действовать. Эта оценка базируется на анализе исходного положения рынка и относительной конкурентоспособности.
6) стратегия развития хозяйственного портфеля. Она для каждого участка рынка, где действует банк, определяет приоритетные направления инвестиций. Стратегический план должен отражать четко сформулированные цели для каждого из таких участков рынка и размер средств, необходимых для их достижения.
7) стратегические изменения в регулируемых факторах. Отражается набор переменных, которые могут корректироваться в процессе выполнения указанного плана.
8) ожидаемые финансовые результаты — возможный результат деятельности банка за год, выраженный в стоимостной оценке.

Постоянно развивающийся и меняющийся российский банковский рынок побуждает увеличение числа коммерческих банков и обострение конкуренции, напоминает всем современным банкам о важности методов менеджмента и маркетинга, тем самым еще раз подчеркивается значимость банковской конкурентной стратегии.

Конкурентная стратегия - это совокупность правил, которым должен следовать банк для достижения и долгосрочного поддержания конкурентоспособности. В настоящее время конкурентная стратегия является составной частью системы целей коммерческого банка. Традиционная система целей коммерческого банка - прибыльность, ликвидность, минимизация риска - в настоящее время пополнилась еще одной целью - обеспечение конкурентоспособности.

19. Управление персоналом в крупной кредитной организации: принципы, структура, служба управления персоналом.

 

Основными принципами управления персоналом в банке выступают:

•  организация управления на основе целостной стратегии банка, разработанной на доста-

точно продолжительный период и учитывающей его индивидуальную, а также общеот-

раслевую специфику;

•  ориентация  на  решение  кадровых  проблем  банка  в  режиме  их  планирования (предупреждения), но не на стадии кризисного развития;

•  четкое  разграничение функций, полномочий и  ответственности  в  системе  управления

персоналом между  дирекцией  банка,  кадровой  службой  и  руководством  структурных

подразделений;

•  комплексный подход к организации самой системы, предполагающий включение в нее

всех определенных базовой методологией элементов с необходимым уровнем их взаи-

модействия;  

•  использование  в  системе  максимально  широкой  номенклатуры  административных,

экономических и социально-психологических методов, обеспечивающих комплексный

характер воздействия на объект управления;

•  относительная методическая простота организации системы в сочетании с обеспечени-

ем необходимого уровня её функциональности.

Служба  персонала –  специализированная штабная служба  работодателя, ответственная

за кадровое направление деятельности.

Типовая организационная структура управления (ОСУ) службы персонала опре-

деляется спецификой конкретного банка – его размерами, количеством филиалов и отде-

лений,  состоянием  персонального  менеджмента  и  вытекающими  из  него  требованиями, предъявляемыми к этому штабному подразделению. ОСУ крупного (численностью свыше 500 человек) банка может быть представлена следующим образом:

 

                                                                                                

 

20. Специфика банковского маркетинга. Рынок банковских услуг и продуктов, его сегментация. Конкурентоспособность банковского продукта.

Маркетинг является важнейшим элементом системы управления любой компанией в условиях рыночной экономики.

Маркетинг (от. англ. «market» – рынок) кратко характеризуется как рыночная теория управления.

Информация о работе Шпаргалка к государственному экзамену по специальности "Банковское дело"