Расчетно-кассовое обслуживание корпоративных клиентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 08:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в проведении анализа расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов коммерческими банками на примере банка ОАО «Уралсиб».
Для достижения цели исследования в работе поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыть сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческих банков;
- дать характеристику нормативно-правового обеспечения расчетно-кассовых операций;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1.1 Сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческого банка
1.2 Нормативно-правовое обеспечение расчетно-кассовых операций
1.3 Принципы организации системы расчетов и виды платежных операций
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ
2.1 Открытие и ведение счетов юридических лиц
2.2 Кассовые операции банков по обслуживанию клиентов
2.3 Современные способы и технологии банковского обслуживания
2.4 Услуги банка корпоративным клиентам при обслуживании внешнеторговой деятельности
2.5 Зарубежный опыт обслуживания банками корпоративных клиентов
3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА «УРАЛСИБ» ПО РАСЧЕТНО-КАССОВОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ
3.1 Характеристика организации работы с юридическими лицами в банке «УРАЛСИБ»
3.2 Анализ операций расчетно-кассового обслуживания клиентов
3.3 Рекомендации по совершенствованию расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов в банке «УРАЛСИБ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Расчетно-кассовое обслуживание корпоративных клиентов.docx

— 236.33 Кб (Скачать)
e="text-align:justify">- Приложения, дополняющие и разъясняющие отдельные разделы Правил, а также содержание таких форм бухгалтерской отчетности как баланс, отчет о прибылях и убытках, оборотная ведомость.

Без сомнения, важными являются все составляющие Правил, однако наибольшую практическую значимость, именно для  операционных подразделений банка, имеет Часть III «Организация и ведение бухгалтерского учета», так как регламентирует как раз ту часть работы, которая выполняется в данных банковских структурах, а именно:

- распределение обязанностей  между операционными и кассовыми  работниками;

- определение понятий  «операционный день» операционное (внеоперационное) время и порядок  работы операционных и кассовых  подразделений в рамках данных  категорий;

- порядок оплаты документов  со счетов клиентов, в том числе  при недостаточности средств;

- порядок исполнения документов  клиентов (формы и правила заполнения);

- особенности совершения  кассовых операций в банке;

- выделение круга операций, подлежащих дополнительному контролю;

- порядок оформления и  выдачи клиентам выписок из  лицевых счетов;

- порядок регистрации  открытых (закрытых) счетов в Книге  регистрации открытых счетов;

- методы и формы внутрибанковского  контроля;

- порядок формирования, брошюрования  и хранения документов дня.

Кассовые операции банка, то есть операции с наличными денежными  средствами имеют свою специфику, поэтому  кассовые узлы, как правило, выделены в отдельные самостоятельные  подразделения. Их деятельность помимо общих документов, регулируется специальными инструкциями и правилами, главным из которых является Положение Банка России № 199-П от 9 октября 2002 г. «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» (далее Положение № 199-П) [13].

Положение состоит из следующих  разделов:

- общие вопросы организации  кассовой работы;

- порядок совершения операций  с наличными деньгами (прием денежной  наличности в операционное и  послеоперационное время; порядок  пересчета сумок с денежной  наличностью; порядок выдачи денег  организациям; порядок предварительной  подготовки наличности; организация  работы кассы банка; организация  работы с наличными средствами  при использовании банкоматов, электронных  кассиров и других программно-технических  комплексов; порядок работы разменных  касс;

- порядок заключения операционной  кассы;

- порядок формирования  и упаковки банкнот и монеты;

- порядок кассового обслуживания  кредитных организаций;

- доставка и инкассация  денежной наличности и других  ценностей;

- хранение денег и ценностей;

- ревизия ценностей и  проверка организации кассовой  работы;

- совершение операций  с наличной иностранной валютой;

- организация работы с  неплатежными, сомнительными и имеющими  признаки подделки денежными  знаками.

Все разделы Положения  № 199-П подкреплены соответствующими приложениями – формами документов и разъяснениями отдельных операций.

Еще одним необходимым  документом, в числе прочих определяющим нормативно-правовую базу расчетно-кассовых операций банков, является Положение  Банка России от 5 января 1998 г. № 14-П  «О правилах организации наличного  денежного обращения на территории Российской Федерации» [15].

Оно определяет правила:

- организации обращения  наличных денег;

- прогнозирования наличного  денежного оборота;

- составления и представления  «Отчета о кассовых оборотах  учреждений Банка России и  кредитных организаций»;

- организации анализа  состояния наличного денежного  оборота.

Согласно данному Положению  предприятия и организации представляют в обслуживающий банк:

- расчет на установление  предприятию лимита остатка кассы  и оформление разрешения на  расходование наличных денег  из выручки;

- календарь выдачи наличных  денег на заработную плату,  выплаты социального характера  и стипендии.

Также в Положении № 14-П  даны рекомендации: по осуществлению  банками проверок соблюдения предприятиями  порядка работы с денежной наличностью  и порядок составления справки  о результатах таких проверок; по составлению необходимых расчетов скорости возврата наличных денег, инкассации торговой выручки и т.д.

Все валютные операции в  рамках расчетно-кассового обслуживания клиентов осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании  и валютном контроле» [3].

В этом законе определены:

- ключевые понятия, необходимые  для осуществления валютных операций: валюты РФ и иностранной валюты; резидентов и нерезидентов; валютных  ценностей; 

- перечень операций, относящихся  к валютным;

- определение «валютной  биржи»;

- принципы валютного регулирования  и валютного контроля;

- операции, подлежащие валютному  регулированию;

- операции, подлежащие валютному  контролю;

- права резидентов и  нерезидентов в рамках совершаемых  валютно-обменных операций;

- порядок оформления необходимых  документов, подтверждающих и сопровождающих  валютные операции и сделки;

- ответственность за нарушения  валютного законодательства.

Так как в рамках расчетно-кассового  обслуживания предприятиям (фирмам, организациям) и частным лицам открываются  банковские счета, необходимым к  исполнению документом является Инструкция Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И  «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» (далее – Инструкция № 28-И) [9].

В Инструкции № 28-И определены:

- виды банковских счетов;

- порядок и особенности  открытия и закрытия текущих  счетов физическим лицам и  банковских счетов юридическим  лицам и предпринимателями без  образования юридического лица;

- правила оформления карточки  с образцами подписей и оттиска  печати;

- порядок формирования  и хранения юридических дела  клиентов.

Вот уже более семи лет  все расчетно-кассовые подразделения  коммерческих банков осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с Федеральным законом РФ № 115-ФЗ от 07 августа 2001 г. «О противодействии  легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ) [5].

В рамках соблюдения этого  закона в кредитных организациях разработан комплекс обязательных к  выполнению действий, включающих процедуры  обязательного контроля и обязательный контроль.

В соответствии с определенным Законом № 115-ФЗ перечнем организаций, осуществляющих операции с денежными  средствами или иным имуществом, банки  осуществляют контроль определенного  круга операций. К таким операциям, прежде всего, относятся: операции с денежными средствами или иным имуществом на сумму равную или превышающую 600000 рублей либо равную сумме в иностранной валюте, эквивалентную или превышающую 600000 рублей; операции, производимые организациями или лицами, по которым имеются сведения об их причастности к незаконным видам деятельности.

О таких операциях и  лицах их совершивших, банки обязаны  немедленно информировать уполномоченные органы.

Мы выделили, лишь ключевые, базовые, на наш взгляд, нормативно-правовые документы, регулирующие расчетно-кассовые операции. Однако, можно без преувеличения, заметить, что почти каждая банковская операция подкреплена и регламентирована соответствующей инструкцией: или  общей, обязательной к применению всеми  банками, или внутренней – разработанной  внутри конкретного банка.

1.3 Принципы организации системы  расчетов и виды платежных  операций

 

С точки зрения формы  денег, используемой для целей платежа, все банковские операции делятся  на операции наличными и операции безналичными денежными средствами.

Безналичные операции (платежи) необходимы постольку, поскольку основная масса денег, принадлежащих как  самим банкам, так и их клиентам, пребывает в безналичной форме, то есть постоянно находится в  движении и числится на счетах других субъектов экономики, которые временно используют их в своей деятельности.

Система организации безналичных  расчетов – не просто набор взаимосвязанных  элементов. Организация этой системы  базируется на трех составляющих [28, с.172]:

1) совокупность принципов  организации безналичных расчетов, обязательных для соблюдения  всеми её субъектами хозяйственных  отношений;

2) система счетов, позволяющая  осуществлять платежи и расчеты  в безналичной форме;

3) система платежных  форм, документов и правил документооборота.

Схематично система  безналичных расчетов представлена на рисунке 1.1.

 

Рисунок 1.1 – Система  организации безналичных расчетов

 

Система расчетов – динамическая система и поэтому должна отвечать требованиям хозяйственной жизни. Безналичные расчеты должны осуществляться таким образом, чтобы платежи  совершались в кратчайшие сроки, позволяющие обеспечить непрерывность  и ускорение воспроизводственного процесса, кругооборота капитала и  оборачиваемости средств. Для нормального  функционирования система безналичных  расчетов должна базироваться на общих  и обязательных для выполнения принципах  и нормативных документах. Порядок  ведения расчетов в безналичной  форме должен быть однообразным для всех кредитных учреждений и хозяйствующих субъектов на всей территории страны и списываться в международные расчетные отношения.

Развитие рыночных отношений  в нашей стране обусловило изменение  основ системы безналичных расчетов, в том числе и принципов  их организации. Основополагающим принципом  организации безналичных расчетов является правовой режим осуществления  расчетов и платежей. Необходимость  его соблюдения обусловлена ролью  платежной системы как основного  элемента любого современного общества. Сложность и важность расчетных  взаимоотношений предопределяют необходимость  их регулирования. Базой последнего служит комплекс законодательных и  подзаконных актов, нормативных  документов тех государственных  органов, которым поручено выполнять  функцию регулирования расчетов в стране. Основные документы, регулирующие безналичных оборот в РФ, рассмотрены  в п.1.2. настоящей работы.

В соответствии с Положением № 2-П и другими правовыми актами организацию и бесперебойность  расчетов в нашей стране обеспечивает соблюдение следующих принципов [12]:

1) требование платежа  должно выставляться перед отгрузкой  товара или после неё, дабы  не допускать задержу платежей  в хозяйстве;

2) платежи со счетов  клиентов банка производятся  только с их согласия, что должно  препятствовать доступу банка  к средствам клиентов;

3) предприятия по своему  усмотрению или по договору  между поставщиком и покупателем  могут выбирать формы расчетов  и виды платежа.

Указанные принципы предусматривают, что расчеты осуществляются по банковским счетам, открытым в соответствии с  действующим законодательством.

Обязательно наличие акцепта, то есть согласия плательщика на платеж, что реализуется применением  соответствующего платежного документа  (платежного поручения, чека и т.д.), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств, или специального акцепта документов, выписанных получателями средств (например, платежного требования, переводного векселя).

Вместе с тем, законодательством  предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам; на основании  исполнительных листов, выданных судами; некоторых штрафов по распоряжению взыскателей, а также безакцептного  списания за тепло- и электроэнергию, коммунальные и другие услуги.

Система безналичных расчетов должна быть организована таким образом, чтобы максимально сокращался срок осуществления платежа, поэтому  одним из важнейших принципов  осуществления безналичных расчетов является принцип срочности. Значение данного принципа состоит в том, что постоянно расходуемые предприятиями на производственные нужды средства должны своевременно возмещаться за счет платежей от покупателей (в сроки, предусмотренные заключенными договорами). Сбои в соблюдении этих сроков приводят к замедлению кругооборота средств, что может обернуться платежным кризисом. Установление принципа срочности имеет важное прикладное значение, поскольку субъекты рыночных отношений, располагая информацией о степени срочности платежей, имеют возможность правильно организовать деятельность по управлению ликвидностью своего баланса, рационально спланировать денежный оборот, четко определив потребность в заемных средствах.

На практике встречаются  досрочные, отсроченные и просроченные платежи. Досрочный платеж заключается в выполнении денежного обязательства до истечения оговоренного срока. Отсроченный платеж свидетельствует о том, что денежное обязательство не было погашено в срок и произошло продление первоначально установленного срока платежа по согласованием с получателем средств. Просроченные платежи возникают в случаях отсутствия средств у плательщика и возможности получения банковского или коммерческого кредита при наступлении намеченного срока платежа.

Информация о работе Расчетно-кассовое обслуживание корпоративных клиентов