Расчетно-кассовое обслуживание корпоративных клиентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 08:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в проведении анализа расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов коммерческими банками на примере банка ОАО «Уралсиб».
Для достижения цели исследования в работе поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыть сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческих банков;
- дать характеристику нормативно-правового обеспечения расчетно-кассовых операций;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1.1 Сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческого банка
1.2 Нормативно-правовое обеспечение расчетно-кассовых операций
1.3 Принципы организации системы расчетов и виды платежных операций
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ
2.1 Открытие и ведение счетов юридических лиц
2.2 Кассовые операции банков по обслуживанию клиентов
2.3 Современные способы и технологии банковского обслуживания
2.4 Услуги банка корпоративным клиентам при обслуживании внешнеторговой деятельности
2.5 Зарубежный опыт обслуживания банками корпоративных клиентов
3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА «УРАЛСИБ» ПО РАСЧЕТНО-КАССОВОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ
3.1 Характеристика организации работы с юридическими лицами в банке «УРАЛСИБ»
3.2 Анализ операций расчетно-кассового обслуживания клиентов
3.3 Рекомендации по совершенствованию расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов в банке «УРАЛСИБ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Расчетно-кассовое обслуживание корпоративных клиентов.docx

— 236.33 Кб (Скачать)

Вспомогательный блок – виды работ организационно-технического, административно-распорядительного, информационного характера, обеспечивающие начало, ведение и прекращение операций, составляющих следующий (2-ой) блок.

Основной блок – собственно платежные операции.

1) Зачисление на счета  средств: 

- поступивших владельцам  счетов от третьих лиц;

- вносимых самими владельцами;

- получаемых от банка  (кредиты, проценты и проч.).

2) Списание со счетов  средств в случаях:

- выполнения клиентами  своих обязательств перед третьими  лицами (оплата приобретаемых товаров,  работ, услуг);

- выполнения клиентами  своих обязательств перед банками,  в которых они обслуживаются  (возврат кредитов, уплата процентов,  комиссионных и др.);

- уплаты клиентами налогов  и исполнения других обязательных  платежей;

- получения клиентами  наличных денег на оплату труда  сотрудников и на текущие хозяйственные  нужды.

3) Кассовые операции (прием  и выдача наличных денег).

4) Ведение собственных  счетов в учреждениях Центрального  банка и других кредитных организациях.

5) Ведение корреспондентских  счетов других кредитных организаций,  открытых в данном банке.

Дополнительный  блок – сопутствующие собственно платежным операциям дополнительные услуги банка. Среди них можно отметить, в частности, следующие:

- перевод средств клиента  с одного его счета на другой;

- конвертация одной валюты  в другую; перевод наличных денег  в безналичные и наоборот; размен  и обмен денег и др.;

- инкассирование денежной  выручки клиентов.

Все платежи и предшествующие им расчеты, осуществляемые банками, с  точки зрения адресатов платежей делятся на собственные (расчеты  и платежи по собственным операциям  банка) и клиентские (расчеты и  платежи по операциям клиентам).

С точки зрения технологии проведения те и другие подразделяются на:

1) Внутрибанковские платежи  (участник – только данный  банк и его филиалы);

2) Межбанковские платежи  (участники – минимум 2 кредитные  организации), которые можно проводить  через:

- корреспондентские счета  в подразделениях Центрального  банка РФ;

- клиринговые центры;

- корреспондентские счета,  открытые банками непосредственно  друг у друга;

- корреспондентские счета,  открытые банками в третьем  банки.

Все перечисленные выше банковские операции являются традиционными и  давно освоенными, доступными практически  для всех банков. В настоящее время  подавляющее большинство банков являются универсальными, то есть проводящими  весь спектр (по крайней мере основных) банковских операций. Даже банки, филиалы  и дополнительные офисы банков, открывающиеся, к примеру, в регионах как специализирующиеся на каком-либо направлении (потребительское  кредитование, ипотека, автокредитование и т.д.), впоследствии, как правило, расширяют спектр своих операций и неизбежно приходят к расчетно-кассовому  обслуживанию клиентов. Это объясняется, на наш взгляд, серьезной конкуренцией на рынке банковских услуг. Клиенту, будь то корпоративный клиент или  частное лицо, неудобно, затратно и  не оперативно брать кредит в одном  банке, сдавить наличную выручку  в другой, а проводить налоговые  платежи – в третьем. Поэтому  он отдаст предпочтение тому банку, где  все эти операции доступны и возможны в рамках расчетно-кассового обслуживания клиента.

Добиться же конкурентных преимуществ на рынке расчетных  услуг, по нашему мнению, можно лишь двумя способами – проводя  клиентские платежи быстрее, чем  это делают другие банки (что требует  применения современных, но достаточно дорогих технических средств  и разработки оптимальных маршрутов платежей), и назначая умеренные, приемлемые для максимального числа клиентов тарифы за свои услуги.

В коммерческом банке расчётно-кассовым обслуживанием занимается специализированная структура, которая называется, как  правило, Операционным управлением (отделом). В крупных банках в состав этого  подразделения входят:

- операционные отделы, непосредственно  обслуживающие клиентов, то есть  проводящие операции списания  и зачисления по счетам клиентов; удерживающие средства в доходы  банка согласно тарифам; ведущие  картотеки неоплаченных расчетных  документов и принимающие другие  требования к расчетным счетам; выдающие выписки из лицевых  счетов клиентов и т.д.;

- службы, занимающиеся непосредственно  отправкой и приемом платежей  и выписок по корреспондентским  счетам банков через корреспондентские  сети либо через расчетно-кассовые  центры ЦБ РФ;

- кассовый узел, осуществляющие  все операции с приемом и  выдачей наличных денежных средств  во взаимодействии с отделами, обслуживающими клиентов.

В небольших банках данные подразделения существуют как самостоятельные  единицы, или же объединяются (например, отдел расчетов с операционным отделом  и т.д.).

Таким образом, сущность расчетно-кассовых операций коммерческих банков заключается  в оперативном, точном, высокотехнологичном  осуществлении расчетов в налично-денежной и безналичной форме в соответствии с действующим банковским законодательством, нормативными документами Банка  России и внутрибанковскими правилами  и документооборотом конкретного  банка.

Основные функции расчетно-кассовых операций заключаются в следующем:

  • организации работы по обслуживанию счетов клиентов различных правовых категорий с обеспечением должного уровня сервиса, конфиденциальности, срочности и законности;
  • организации безналичных расчетов и налично-денежного обращения по расчетным, текущим, по счетам предприятий и организаций различных форм собственности;
  • оказании консультативной помощи клиентам и их партнерам по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

1.2 Нормативно-правовое обеспечение  расчетно-кассовых операций

 

Банковская деятельность в целом, и проведение расчетно-кассовых операций в частности, являются жёстко регламентируемыми и контролируемыми  процессами со стороны государства, Банка России и других уполномоченных органов.

Соблюдение норм банковского  права – является не только непременным  условием функционирования кредитной  организации, но и залогом её деятельности в долгосрочной перспективе и  успешного всестороннего развития.

Центральный Банк РФ, осуществляющий регулирующие и надзорные функции  за работой коммерческих банков, а  также другие государственные органы разрабатывают и принимают к  исполнению множество нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок  расчетов и ведения банковских счетов клиентов, касающихся как внешнего, так и внутреннего содержания расчетно-кассовых операций.

Центральный Банк РФ осуществляет свою деятельность в соответствии с  Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России) [4], а непосредственно  коммерческие банки – в соответствии с Федеральным закон № 395-1 от 02.12.1990 г. «О банках и банковской деятельности» [7].

В рамках настоящей дипломной  работы мы остановимся на основных нормативно-правовых документах, обязательных к исполнению каждой кредитной организацией и обязательных к знанию, пониманию  и всестороннему анализу всем банковским служащим.

Гражданский кодекс Российской федерации. Часть вторая [1]. В этом документе, принятом Государственной думой РФ 22 декабря 1995 г., и введенным в действие Федеральным законом № 14-ФЗ от 26 января 1996 г., законодательно закреплены ключевые понятия для осуществления банковской деятельности в части открытия банковских счетов и осуществления расчетов.

В главе 44 ГК РФ вводятся:

- понятия банковского  вклада и договора банковского  вклада;

- оговорка прав на привлечение  денежных средств во вклады;

- форма договора банковского  вклада;

- виды вкладов; 

- условия и порядок  начисления и выплат процентов  на вклад; 

- необходимость обеспечения  возвратности вкладов; 

- распоряжение вкладом  третьими лицами;

- порядок заполнения и  выдачи сберегательных книжек  и операций со сберегательными  (депозитными сертификатами).

В главе 45 ГК РФ даются:

- определение банковского  счета и договора банковского  счета; 

- возможный перечень операций  по банковским счетам;

- порядок заключения договора  банковского счета; 

- удостоверение права  распоряжения денежными средствами, находящимися на счете;

- сроки операций по  счетам;

- условия кредитования  счета;

- порядок оплаты расходов  банка на совершение операций  по счету; 

- порядок начисления и  уплаты процентов за пользование  банком денежными средствами, находящимися  на счете; 

- условия возможности  зачета встречных требования  между банком и клиентом;

- основания списания денежных  средств со счета; 

- очередность списания  денежных средств со счета;

- реализация ответственности  банка за ненадлежащее совершение  операций по счету;

- оговорка необходимости  соблюдения банковской тайны;

- ограничения распоряжения  счетом;

- условия расторжения  договора и закрытия банковского  счета.

Отдельная (46-я) глава ГК РФ посвящена расчетам. Здесь даны определения  наличным и безналичным расчетам, приведены формы безналичных  расчетов, условия их исполнения; оговорена  ответственность за неисполнение или  ненадлежащее исполнение расчетов.

На основании базовых  понятий банковского счета, договора банковского счета, порядка операций по банковскому счету и основных форм расчетов, законодательно закрепленных в Гражданском кодексе РФ, разработаны  и утверждены все последующие  инструкции и положения, более детально регламентирующие и регулирующие тот  или иной вид расчетно-кассового  обслуживания.

Одной из таких инструкций является Положение Банка России «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 3 октября 2002 г. № 2-П (далее - Положение № 2-П), которое регулирует осуществление безналичных расчетов между юридическими лицами в валюте Российской Федерации и на ее территории в формах, предусмотренных законодательством, определяет форматы, порядок заполнения и оформления используемых расчетных  документов, а также устанавливает  правила проведения расчетных операций по корреспондентским счетам (субсчетам) кредитных организаций (филиалов), в том числе открытых в Банке России, и счетам межфилиальных расчетов [12].

Согласно Положению № 2-П Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации (филиалы) и/или Банк России по счетам, открытым на основании договора банковского  счета или договора корреспондентского счета (субсчета).

В I-ой части Положении № 2-П определены основные формы безналичных расчетов; формы расчетных документов, порядок их заполнения, представления, отзыва и возврата. Каждой форме безналичных расчетов и соответственно расчетным документам посвящена отдельная глава Положения № 2-П, в которой уделено внимание основным этапам работы с тем или иным документом.

Во II-ой части Положения № 2-П определен порядок осуществления расчетных операций через корреспондентские счета (субсчета) банков открытые в Банке России; выделены особенности осуществления таких расчетов; установлены правила представления кредитной организацией расчетных документов на бумажных носителях и электронных платежных документов; порядок отзыва расчетных документов из картотеки неоплаченных расчетных документов в подразделении расчетной сети Банка России; порядок открытия и закрытия корреспондентских счетов в ЦБ РФ; порядок возврата расчетных документов из картотеки при закрытии корреспондентского счета.

Часть III Положение № 2-П регулирует порядок осуществления расчетных операций по корреспондентским счетам банков, открытых в других банках и по счетам межфилиальных расчетов.

В пакете приложений к Положению  № 2-П даны образцы форм расчетных  документов и разъяснен порядок  их заполнения; а также формы реестра  счетов по расчетам аккредитивами, извещения  о постановке расчетного документа  в картотеку, заявления об отказе от акцепта; определен регламент заполнения сводного платежного поручения и основные реквизиты выписки из корреспондентского счета и другие документы.

Осуществление безналичных  расчетов физическими лицами на территории РФ, то есть таких расчетов, которые  не связаны с предпринимательской  деятельностью, регулирует Положение  Банка России от 01 апреля 2003 г. № 222-П  «О порядке осуществления безналичных  расчетов физическими лицами в Российской Федерации» [11].

Абсолютно необходимым документом в каждодневной работе банка по расчетно-кассовому  обслуживанию клиентов являются «Правила ведения бухгалтерских операций в кредитных организациях, расположенных  на территории Российской Федерации», утвержденные Положением Банка России 26 марта 2007 г. № 302-П (далее – Правила) [8]. Правила определяют единые правовые и методологические основы организации  и ведения бухгалтерского учета, обязательные для исполнения всеми  кредитными организациями на территории Российской Федерации.

Структурой данного документа  предусмотрены:

- План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях, состоящий из нескольких глав (балансовые счета, счета доверительного управления, внебалансовые счета, счета срочных сделок, счета ДЕПО);

- Общая часть. Здесь выделены основные задачи бухгалтерского учета; принципы формирования учетной политики банка; порядок ответственности за ведение бухгалтерского учета; принципы построения плана счетов бухгалтерского учета и баланса кредитной организации;

- Характеристика счетов бухгалтерского учета. В этой (II-ой) части Правил дана характеристика счетов бухгалтерского учета первого и второго порядка и возможных операций по этим счетам в соответствии с главами и разделами плана и предназначением счетов;

- Организация работы по ведению бухгалтерского учета. В III-ей части Правил даны обязательные к выполнению требования по организации бухгалтерской работы и документооборота; определены понятия и документы аналитического и синтетического учета; порядок осуществления внутрибанковского контроля; правила хранения документов;

Информация о работе Расчетно-кассовое обслуживание корпоративных клиентов