Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 08:39, курсовая работа
Цель исследования состоит в проведении анализа расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов коммерческими банками на примере банка ОАО «Уралсиб».
Для достижения цели исследования в работе поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыть сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческих банков;
- дать характеристику нормативно-правового обеспечения расчетно-кассовых операций;
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1.1 Сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческого банка
1.2 Нормативно-правовое обеспечение расчетно-кассовых операций
1.3 Принципы организации системы расчетов и виды платежных операций
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ
2.1 Открытие и ведение счетов юридических лиц
2.2 Кассовые операции банков по обслуживанию клиентов
2.3 Современные способы и технологии банковского обслуживания
2.4 Услуги банка корпоративным клиентам при обслуживании внешнеторговой деятельности
2.5 Зарубежный опыт обслуживания банками корпоративных клиентов
3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА «УРАЛСИБ» ПО РАСЧЕТНО-КАССОВОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ
3.1 Характеристика организации работы с юридическими лицами в банке «УРАЛСИБ»
3.2 Анализ операций расчетно-кассового обслуживания клиентов
3.3 Рекомендации по совершенствованию расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов в банке «УРАЛСИБ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАСЧЕТНО-
1.1 Сущность
и функции расчетно-кассовых
1.2 Нормативно-правовое
обеспечение расчетно-кассовых
1.3 Принципы организации системы расчетов и виды платежных операций
2. СОВРЕМЕННОЕ
СОСТОЯНИЕ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО
2.1 Открытие и ведение счетов юридических лиц
2.2 Кассовые
операции банков по
2.3 Современные
способы и технологии
2.4 Услуги
банка корпоративным клиентам
при обслуживании
2.5 Зарубежный
опыт обслуживания банками
3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
БАНКА «УРАЛСИБ» ПО РАСЧЕТНО-
3.1 Характеристика
организации работы с
3.2 Анализ
операций расчетно-кассового
3.3 Рекомендации
по совершенствованию расчетно-
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Расчетно-кассовые операции являются основными, базовыми операциями для современных коммерческих банков.
В рамках расчетно-кассового обслуживания различных категорий клиентов, кредитные организации предлагают широкий спектр операций с наличностью, а также перечисление денежных средств по поручениям клиента с использованием новейших технических и технологических приемов и средств.
С целью сохранения конкурентных
позиций на денежных рынках банки
стремятся предлагать клиентам наиболее
выгодные ценовые условия платежных
операций, конвертации валют и
широкие возможности платежных
систем банка в рамках глобальной
расчетной системы и
Отличительной особенностью
современных операционных подразделений
банков является не только организация
расчетно-кассового
В современной банковской практике применяются различные виды расчетно-платежных операций. Предложение банком той или иной банковской услуги определяется рядом факторов: потребностью клиентов банка в данных форме и виде платежа, направлении расчетов; срочности; продолжительности договорных обязательств в рамках которых осуществляются платежи; требований, предъявляемых клиентом к обслуживанию своей деятельности.
Актуальность изучения особенностей и проблем расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов определена следующими положениями.
Во-первых, специфика банковской деятельности заключается в ограниченной роли собственного капитала (как правило 10-20% в пассивах банков) в формировании банковских ресурсов. Значительный сегмент свободных ресурсов, то есть таких ресурсов, которые можно разместить с целью получения максимальной прибыли, составляют привлеченные средства. В свою очередь, в формировании привлеченных средств большое значение, помимо депозитных операций, играют операции по счетам клиентов, обслуживающихся в данном банке и, особенно, корпоративных клиентов, как имеющих наибольшие обороты по своим счетам и использующих широкий спектр расчетно-платежных операций.
Во-вторых, российские банки
с целью укрепления платежной
системы нашей страны и международных
стандартов обслуживания своих клиентов,
должны в рамках правового поля реализовывать
такие схемы осуществления
Таким образом, очевидна необходимость
всестороннего изучения и применения
на практике современных банковских
продуктов и услуг в области
расчетно-кассового
Автор в своем исследовании опирался на труды ученых, внесших значительный вклад в формирование методологии анализа банковских операций – Г.Д. Бломшейна, Г.М. Гамидова, А.Д. Голубовича, В.К. Немчинова, С.А. Фабричнова и других.
При разработке проблемы в работе широко использовались труды российских ученых в области банковского дела и финансового менеджмента. Это работы О.И. Лаврушина, Е.П. Жарковской, Е.Ф. Жукова, В.М. Усоскина, И.Т. Балабанова, Л.П. Кроливецкой, Г.В. Толоконцевой, А.М. Тавасиева и др.
Применительно к современным
реалиям банковской практики России
были изучены и использованы труды
зарубежных авторов – Ж. Ривуара,
П.С. Роуза. В их работах по банковскому
менеджменту затрагиваются
Цель исследования состоит в проведении анализа расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов коммерческими банками на примере банка ОАО «Уралсиб».
Для достижения цели исследования в работе поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыть сущность и
функции расчетно-кассовых
- дать характеристику
нормативно-правового
- выделить принципы организации
системы расчетов и виды
- обозначить основные
этапы открытия и ведения
- охарактеризовать основные аспекты проведения кассовых операций;
- проследить современные
тенденции в технологии
- определить особенности
обслуживания внешнеторговой
- изучить зарубежный опыт
обслуживания банками
- дать характеристику
организации работы с
- проанализировать операции
расчетно-кассового
- сформулировать рекомендации
по совершенствованию расчетно-
Предметом исследования являются банковские операции как процесс предоставления банковских продуктов и услуг в рамках расчетно-кассового обслуживания клиентов.
Объектом исследования являются
операции расчетно-кассового
Методологической основой проведенного исследования является диалектический метод как общий подход к научному познанию проблем комплексного управленческого анализа и его информационного обеспечения.
В процессе исследования были
использованы законодательные и
нормативные акты Российской Федерации,
Банка России, международные и
национальные стандарты учета и
отчетности, изучена общая и специальная
литература отечественных и зарубежных
авторов в области
Настоящая дипломная работа
состоит из трех разделов. В первой
главе рассматриваются
Вторая глава посвящена
анализу современного состояния
расчетно-кассового
Третья глава содержит характеристику расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов и рекомендации по его совершенствованию в ОАО «Уралсиб».
Закон «О банках и банковской деятельности» определяет перечень основных банковских операций. К ним относятся [7]:
1) привлечение денежных
средств физических и
2) размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
5) инкассация денежных
средств, векселей, платежных и
расчетных документов и
6) купля-продажа иностранной
валюты в наличной и
7) привлечение во вклады
и размещение драгоценных
8) выдача банковских гарантий;
9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
Практически все из перечисленных
банковских операций осуществляются в
рамках расчетно-кассового
По определению Лаврушина О.И., «расчетно-кассовые операции - ведение счетов юридических и физических лиц и осуществление расчетов по их поручению» [19, с.274]. Учитывая, что для юридических лиц в нашей стране хранение средств в коммерческих банках является обязательным, функция расчетно-кассового обслуживания является одной из приоритетных в деятельности коммерческого банка. Коммерческий банк заинтересован в привлечении клиентов, как юридических, так и физических лиц на расчетно-кассовое обслуживание. Этот интерес вызван тем, что привлеченные средства клиентов, в первую очередь депозиты и остатки на расчетных счетах, формируют ресурсы банка, которые затем он размещает с целью получения максимальной прибыли в интересах своих акционеров.
Именно поэтому ведущие
специалисты в области
Остановимся подробнее на ключевых понятиях таких, как «расчёты» и «платежи», которые являются составной частью расчетно-кассовых операций банка.
Расчеты – это процесс определения размера обязательства (долга) покупателя перед продавцом или размеров взаимных обязательств сторон сделки, включая урегулирование претензий, возникающих в ходе такого процесса.
Расчеты проводятся исключительно посредством мысленно представляемых денег (заменителей денег) и имеют смысл лишь в том случае, когда они завершаются платежами, то есть когда вслед за ними и на их основе осуществляются платежи.
Типичные примеры расчетов, ведущихся в банках, - определение объемов и цен привлекаемых и размещаемых ресурсов, размеров остатков средств на счетах клиентов, налогов, обязательных резервов, дивидендов, начисление процентов и комиссионных и т.д. Расчеты, протекающие в «недрах» бухгалтерий банков, играют вспомогательную, обеспечивающую роль по отношению к платежам.
Платежи логически продолжают
процесс расчетов и означают погашение
покупателем своего денежного обязательства
или погашение участниками
Платежи – операции, непременно денежные, то есть совершаемые только посредством денег. При этом данные операции могут совершаться посредством наличных или безналичных денег, а также комбинированным способом.
Наличные деньги – это участвующие в обращении физически располагаемые деньги, имеющиеся в данный момент у данного экономического субъекта.
Безналичные деньги – это участвующие в обращении деньги, принадлежащие одному экономическому субъекту, однако физически в данный момент находящиеся в другого экономического субъекта, причем таким образом, что первый все равно может распоряжаться ими как собственным имуществом, отдавая по мере необходимости соответствующие указания второму.
Вся совокупность банковских операций, обеспечивающих платежи как процесс выполнения субъектами экономики своих денежных обязательств, как известно, делится в функциональном аспекте на следующие три блока [20, с.275].
Информация о работе Расчетно-кассовое обслуживание корпоративных клиентов