Расчетно-кассовое обслуживание корпоративных клиентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 08:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в проведении анализа расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов коммерческими банками на примере банка ОАО «Уралсиб».
Для достижения цели исследования в работе поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыть сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческих банков;
- дать характеристику нормативно-правового обеспечения расчетно-кассовых операций;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1.1 Сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческого банка
1.2 Нормативно-правовое обеспечение расчетно-кассовых операций
1.3 Принципы организации системы расчетов и виды платежных операций
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ
2.1 Открытие и ведение счетов юридических лиц
2.2 Кассовые операции банков по обслуживанию клиентов
2.3 Современные способы и технологии банковского обслуживания
2.4 Услуги банка корпоративным клиентам при обслуживании внешнеторговой деятельности
2.5 Зарубежный опыт обслуживания банками корпоративных клиентов
3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА «УРАЛСИБ» ПО РАСЧЕТНО-КАССОВОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ
3.1 Характеристика организации работы с юридическими лицами в банке «УРАЛСИБ»
3.2 Анализ операций расчетно-кассового обслуживания клиентов
3.3 Рекомендации по совершенствованию расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов в банке «УРАЛСИБ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Расчетно-кассовое обслуживание корпоративных клиентов.docx

— 236.33 Кб (Скачать)

В качестве рекомендаций по их совершенствованию можно предложить Банку: современные концепции маркетинга финансовых услуг в рамках которых  реализовать сопровождение новых  и существующих банковских продуктов  и услуг на всех стадиях их жизненных  циклов; составление планов продаж банковских продуктов; разработку требований и методических материалов для модификации  продуктовых предложений.

Приоритетным направлением развития расчетно-кассовых услуг банка  могут стать услуги Cash Management, которые  позволят привлечь на обслуживание и  удержать в качестве своих клиентов крупные корпорации и холдинговые  структуры.

 

Заключение

 

Расчетно-кассовые операции корпоративных клиентов банка предполагают ведение счетов юридических лиц  и осуществление расчетов по их поручению. Осуществление расчётов и платежей для клиентуры и для самих  банков традиционно и вполне обоснованно  относят к основным и даже важнейшим  базовым банковским операциям, то есть таким, которые констатируют саму сущность операций банка как кредитного учреждения.

Таким образом, основные банковские операции, так или иначе, осуществляются в рамках расчетно-кассового обслуживания различных категорий клиентов в  операционных подразделениях коммерческих банков.

Банковские операции в  рамках расчетно-кассового обслуживания осуществляются в наличной и безналичной  формах.

Все банковские операции условно  можно поделить на три блока: вспомогательный - виды работ организационно-технического, административно-распорядительного, информационного  характера, обеспечивающие начало, ведение  и прекращение собственно платежных  операций; основной – собственно платежные  операции; дополнительный - сопутствующие  собственно платежным операциям  дополнительные услуги банка.

Основные функции расчетно-кассовых операций заключаются в организации  работы по обслуживанию счетов клиентов; организации безналичных расчетов и налично-денежного обращения  по расчетным, текущим, по счетам предприятий  и организаций различных форм собственности; оказании консультативной  помощи клиентам и их партнерам по вопросам, входящим в компетенцию  отдела.

Все операции, проводимые в  системе расчетно-кассового обслуживания, строго регламентированы нормативно-правовыми  актами, соблюдение которых является непременным условием функционирования любого банка.

Организация российской платежной  системы базируется на совокупности принципов организации безналичных  расчетов; системе счетов для осуществления  платежей; системе платежных форм, документов и правил.

Ключевыми принципами безналичных  расчетов являются: принцип срочности; принцип безусловного выполнения обязательств; принцип обеспеченности, принцип  имущественной ответственности; принцип  многообразия форм расчетов.

Открытие банковских счетов корпоративным клиентам производится банками при условии наличия  у клиента правоспособности, предоставлении им пакета необходимых документов, проведения надлежащей идентификации  клиента. Заключение договора банковского  счета является основанием для открытия банковского счета, внесения его  в Книгу регистрации открытых (закрытых) счетов и начале совершения операций по нему.

Традиционными и основными  кассовыми операциями банка являются услуги приема от клиентов и выдачи им наличных денег. К кассовым относят  также операции обмена и размена  наличных денежных знаков, определение  подлинности банкнот. Для обеспечения  своевременного кассового обслуживания клиентов и соблюдения банковского  законодательства, коммерческие банки: составляют прогнозы своих кассовых оборотов; устанавливают лимит остатка  денежных средств в кассе клиента; проверяют порядок кассовой дисциплины корпоративных клиентов.

Банковские услуги совершенствуются и модернизируются в соответствии с современными реалиями и развитием  новых банковских технологий. К таковым  следует отнести, прежде всего, различные  модификации дистанционного управления счетов (интернет-банкинг, клиент-банк, удаленный расчетный центр, электронный  клиент и т.д.); развитие «пластикового» направления обслуживания (корпоративные  банковские карты, эквайринг, зарплатные проекты); развитие новых услуг по эффективному управлению капиталом (cash management); депозитарное обслуживание.

Основными валютными операциями в рамках обслуживания внешнеэкономической  деятельности предприятия являются: конверсионные операции; документарные  операции (выдача гарантий, аккредитивная  форма расчетов).

В результате изучения зарубежного  опыта выявлена необходимость: внедрения  современных технологий в отечественных  банках; реорганизации каналов сбыта; создания новых консультационных структур, мини расчетных центров; диверсификации деятельности банка за счет предоставления внебалансовых услуг; вывода на рынок  новых банковских продуктов; расширения проектов расчетно-информационного  обслуживания корпоративных клиентов; развития инвестиционных банковских услуг.

Стратегическим приоритетом  клиентской политики Банка «УРАЛСИБ»  является построение долгосрочных партнерских  взаимоотношений с корпоративными клиентами. Особенностью стратегии  расчетно-кассового обслуживания корпоративных  клиентов является детальная сегментация  клиентской базы, на основании которой  выработаны ключевые технологические  и маркетинговые подходы для  работы с клиентами.

Расчетно-кассовые операции Банка совершаются под эгидой Учетно-операционного управления, включающего  расчетный и операционный отделы, инкассацию, бухгалтерию и кассовое управление. Временная продолжительность  расчетно-кассового обслуживания ограничена пределами операционного дня, установленного банком.

Банк «УРАЛСИБ» предлагает юридическим лицам услуги по открытию и ведению счетов в рублях и  в иностранной валюте, включающие весь спектр традиционных банковских операций: открывает и ведет банковские счета корпоративных клиентов; проводит все виды расчетных операций в  рамках действующего банковского законодательства; осуществляет документарные операции с применением аккредитивной  формы расчетов; выдает гарантии; обслуживает документарное инкассо; проводит конверсионные операции; осуществляет дистанционное обслуживание счетов в системе «Электронные клиент»; осуществляет валютный контроль, консультирование и сопровождение внешнеэкономической деятельности клиентов.

Кассовые операции Банка  включают выдачу и прием наличных денежных средств в валюте РФ и  иностранной валюте; разменные операции и валютно-обменные операции. Доставка и перевозка ценностей осуществляется собственной инкассаторской службой, которая оказывает услуги не только банку и его клиентам, но и другим кредитным и прочим организациям в рамках договорных отношений.

В Банке широко развиваются  услуги корпоративным клиентам в  области выпуска, распространения  и обслуживания банковских карт: зарплатные проекты; эквайринг; выпуск корпоративных  и таможенных карт; расчеты в системе ACCORD.

Банк не только совершенствует традиционные услуги в области расчетно-кассового  обслуживания, но и внедряет новые (услуга «Финансовое ателье»).

Таким образом, Банк «УРАЛСИБ»  выполняет широкий спектр традиционных и современных операций по расчетно-кассовому  обслуживанию корпоративных клиентов, которое, в свою очередь является визитной карточкой банка, важнейшей  составной частью банковской работы.

В качестве рекомендаций по их совершенствованию можно предложить Банку: современные концепции маркетинга финансовых услуг в рамках которых  реализовывать сопровождение новых  и существующих банковских продуктов  и услуг на всех стадиях их жизненных  циклов; составление планов продаж банковских продуктов; разработку требований и методических материалов для модификации  продуктовых предложений; децентрализацию  принятия решений и увеличение роли персональных менеджеров; развитие расчетно-информационных услуг, которые позволят привлечь на обслуживание и удержать в качестве своих клиентов крупные корпорации и холдинговые структуры.

 

Список использованных источников и литературы

 

1. Гражданский кодекс  Российской Федерации. Часть вторая. Федеральный закон Российской  Федерации от 26 января 1996 г. №  14-ФЗ. (ред. 06.12.2007) / Правовая система  «Консультант-Плюс» [Электронный  ресурс]. – Москва, 2008. – Режим  доступа: http://www.consultant.ru/.

2. Налоговый кодекс Российской  Федерации (Часть первая)" от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 16.07.1998 г. (ред. 17.05.2007) / Правовая система  «Консультант-Плюс» [Электронный  ресурс]. – Москва, 2008. – Режим  доступа: http://www.consultant.ru/.

3. «О валютном регулировании  и валютном контроле»: Федеральный  закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ (ред.30.10.2007) / Правовая система «Консультант-Плюс»  [Электронный ресурс]. – Москва, 2008. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

4. «О Центральном Банке  Российской Федерации (Банке России)»:  Федеральный закон от 10 июля 2002 г.  № 86-ФЗ (в ред.26.04.2007) / Правовая  система «Консультант-Плюс» [Электронный  ресурс]. – Москва, 2008. – Режим  доступа: http://www.consultant.ru/.

5. «О противодействии  легализации (отмыванию) доходов,  полученных преступным путем  и финансирование терроризма»:  Федеральный закон от 7 августа  2001 г. № 115-ФЗ (ред.28.11.2007 г.) / Правовая  система «Консультант-Плюс» [Электронный  ресурс]. – Москва, 2008. – Режим  доступа: http://www.consultant.ru/.

6. «О бухгалтерском учете»: Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (ред.03.11.2006)/ Правовая  система «Консультант-Плюс» [Электронный  ресурс]. – Москва, 2008. – Режим  доступа: http://www.consultant.ru/.

7. «О банках и банковской  деятельности»: Федеральный закон  от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (ред.03.03.2008)/ Правовая система «Консультант-Плюс»  [Электронный ресурс]. – Москва, 2008. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

8. «О правилах ведения  бухгалтерского учета в кредитных  организациях, расположенных на  территории Российской Федерации»: Положение Банка России от 26 марта  2007 г. № 302-П (ред.11.10.2007)/ Правовая  система «Консультант-Плюс» [Электронный  ресурс]. – Москва, 2008. – Режим  доступа: http://www.consultant.ru/.

9. «Об открытии и закрытии  банковских счетов, счетов по  вкладам (депозитам)»: Инструкция  Банка России от 14 сентября 2006 г.  № 28-И/ Правовая система «Консультант-Плюс»  [Электронный ресурс]. – Москва, 2008. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

10. «О перечне, формах  и порядке составления и представления  форм отчетности кредитных организаций  в Центральный банк Российской  Федерации»: Указание Банка России  от 16 января 2004 г. № 1376-У (ред.31.08.20007 г.) / Правовая система «Консультант-Плюс»  [Электронный ресурс]. – Москва, 2008. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

11. Положение Банка России  от 01 апреля 2003 г. № 222-П «О порядке  осуществления безналичных расчетов  физическими лицами в Российской  Федерации» (ред.22.01.2008 г.) / Правовая  система «Консультант-Плюс» [Электронный  ресурс]. – Москва, 2008. – Режим  доступа: http://www.consultant.ru/.

12. «О безналичных расчетах  в Российской Федерации»: Положение  Банка России от 3 октября 2002 г.  № 2-П (ред.22.01.2008) / Правовая система  «Консультант-Плюс» [Электронный  ресурс]. – Москва, 2008. – Режим  доступа: http://www.consultant.ru/.

13. «О порядке ведения  кассовых операций в кредитных  организациях на территории Российской  Федерации»: Положение Банка России  от 9 октября 2002 г. № 199-П (ред.13.06.2007 г.) / Правовая система «Консультант-Плюс»  [Электронный ресурс]. – Москва, 2008. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

14. «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями  денежных средств и их возврата (погашения)»: Положение Банка  России от 31 августа 1998 г. №  54-П (ред.27.07.2001) / Правовая система  «Консультант-Плюс» [Электронный  ресурс]. – Москва, 2008. – Режим  доступа: http://www.consultant.ru/.

15. «О правилах организации  наличного денежного обращения  на территории Российской Федерации»: Положение Банка России от 5 января 1998 г. № 14-П (ред.31.10.2002 г.) / Правовая  система «Консультант-Плюс» [Электронный  ресурс]. – Москва, 2008. – Режим  доступа: http://www.consultant.ru/.

16. «О порядке обмена  информацией об открытии или  о закрытии счета, об изменении  реквизитов счета, поступающей  от банков»: Письмо Федеральной  Налоговой Службы от 5 февраля  2007 г. № ЧД-6-09/74@ (ред.13.11.2007) / Правовая  система «Консультант-Плюс» [Электронный  ресурс]. – Москва, 2008. – Режим  доступа: http://www.consultant.ru/.

17. Банковское дело. Базовые операции для клиентов / Под ред. А.М. Тавасиева. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 304 с.

18. Банковское дело. Учебник  / Под ред. Л.П. Кроливецкой,  Г.Н. Белоглазовой. - М.: Финансы и  статистика, 2006. - 567 с.

19. Банковское дело. Учебник  / Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы  и статистика, 2007. – 565 с.

20. Банковское дело / Под  ред. Г.Г. Коробовой. М.: Экономисть, 2007 г. – 765.

21. Бломштейн Г.Д. Банковское  дело и платежная система. - М.: Финансы и статистика, 2006. – 364 с.

22. Данилова Юлия. Современные  формы расчетно-кассового обслуживания: конкуренция за привлечение клиентов // Коммерсантъ. - 2008. - № 28 (576).

23. Денежное обращение  и банки. Учебное пособие / Под  ред. Г.Н. Белоглазовой, Г.В. Толоконцевой . - М.: Финансы и статистика, 2007. –  580 с.

Информация о работе Расчетно-кассовое обслуживание корпоративных клиентов