Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 06:50, курсовая работа
Важнейшим инструментом государственного регулирования экономических процессов, решения социальных, политических, производственных, экологических задач в условиях рынка выступает бюджетный механизм.
Именно путем бюджетного перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода государство стремится достичь создания такой структуры общественного производства и народнохозяйственных пропорций, которые адекватны рыночному механизму хозяйствования.
Введение…………………………………………………………………………………...3
Экономическая сущность и роль государственного бюджета…………………………5
Государственный бюджет как экономическая категория………………………………5
Роль бюджета в распределении совокупного общественного продукта
и национального дохода…………………………………………………………………10
Функции бюджета……………………………………………………………………….13
Бюджетная система и бюджетное устройство…………………………………………14
Бюджетный процесс……………………………………………………………………..16
Состав доходов и расходов государственного бюджета……………………………...21
Бюджетный дифецит…………………………………………………………………….24
Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики………………………………………………………………………………….25
Баланс бюджета и дефицит бюджета…………………………………………………...27
Государственный долг…………………………………………………………………..29
Избыток бюджета………………………………………………………………………..30
Мультипликатор сбалансированного бюджета………………………………………..30
Пути совершенствования и развития государственного бюджета…………………...32
Заключение……………………………………………………………………………….35
Список используемой литературы……………………………………………………...36
счетов государственных учреждений, содержащихся за счет местного бюджета,
переводные операции для них осуществляются органами Казначейства
Министерства финансов на основании финансовых разрешений, выдаваемых
местными исполнительными органами; они вправе отзывать и приостанавливать
финансирование в случае использования выделенных средств на цели, не
предусмотренные финансовыми разрешениями.
Если в ходе исполнения бюджета местными исполнительными органами
принимаются нормативные правовые акты, в соответствии с которыми
увеличиваются расходы либо уменьшаются доходы нижестоящих бюджетов, этим
бюджетам возмещаются средства из вышестоящих бюджетов. Нормативные правовые
акты Правительства и центральных исполнительных органов, в соответствии с
которыми увеличиваются расходы бюджетов областей, городов Астаны и Алматы.
принимаются с установлением вступления их в силу не ранее следующею
финансовою года.
Свободные остатки бюджетных средств, полученные на начало финансового
года, не подлежат изъятию в вышестоящий бюджет. Они используются на
погашение основного долга местного исполнительного органа, погашение
кредиторской задолженности местного бюджета, а при отсутствии таковых - на
финансирование местных бюджетных программ.
Применяется порядок изменения расходов бюджета, состоящий в следующем:
при превышении установленною уровня дефицита бюджета либо снижении
поступлений доходных источников в ходе его исполнения, Правительством
Республики Казахстан, а также местными исполнительными органами принимается
решение о сокращении расходов бюджета по каждой программе, но не более чем
на 10% от утвержденных сумм: а свыше 10% - путем внесения изменений в Закон
о республиканском бюджете и в соответствующие решения маслихатов о местных
бюджетах.
Перечень программ, не подлежащих секвестированию, определяется
Парламентом Республики Казахстан и местными представительными органами в
законе и решениях о бюджетах на соответствующий год.
Операции республиканского и местных бюджетов отражаются на кассовой
основе через Единый Казначейский счет; при отражении расходов счет
дебетуется, доходов - кредитуется. Операции по поступлениям и налогам за
счет государственных внешних займов и грантов отражаются на основе месячных
отчетов по поступлениям и расходованию этих средств в национальной валюте
по курсу, установленному Национальным Банком на дату совершения операций.
Натуральные гранты в операции республиканского бюджета не включаются.
Для функции расходов, не обеспеченных финансированием в истекшем
финансовом году по утвержденным суммам, а также по зачислению в бюджеты
официальных трансфертов, установлен срок, в течение которою проводятся
заключительные операции, не включаемые в новый финансовый год - счетный
период, продолжительностью до 1 апреля текущего бюджетного года. Финансовый
год — бюджетно-учетный период, начинающийся 1 января и заканчивающийся 31
декабря календарного года.
Годовой отчет об исполнении республиканского бюджета представляет
Правительство Республики Казахстан Парламенту и Счетному комитету по
контролю за исполнением республиканского бюджета не позднее 1 июля года,
следующего за отчетным. Министерство финансов представляет в Счетный
комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета месячные отчеты
об исполнении республиканского бюджета на уровне подпрограмм. Местные
исполнительные органы ежемесячно представляют отчеты об исполнении бюджетов
вышестоящему исполнительному органу и соответствующему представительному
органу - маслихату. Областные исполнительные органы и городов Астаны и
Алматы представляют ежемесячные отчеты Министерству финансов. Министерство
финансов ежемесячно составляет сводный отчет об исполнении республиканского
и местных бюджетов за отчетный период нарастающим итогом и представляет его
Правительству Республики Казахстан.
Контроль за правильностью исполнения и утверждения смет расходов
государственных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета, а
также за использованием бюджетных средств в соответствии с казначейскими
разрешениями, осуществляется Министерством финансов и его территориальными
подразделениями, а государственных учреждений, финансируемых из местных
бюджетов, а также за использованием бюджетных средств в соответствии с
финансовыми разрешениями,
осуществляется местными исполнительными
органами.
Контроль за исполнением республиканского бюджета осуществляется Счетным
комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета, а местных
бюджетов - ревизионными комиссиями представительных органов
соответствующего уровня, а также Министерством финансов Республики
Казахстан и его территориальными органами с обязательным информированием
соответствующих
местных исполнительных и представительных
органов
СОСТАВ
ДОХОДОВ И РАСХОДОВ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
Функционирование бюджета, связанное с формированием и использованием
централизованного фонда денежных средств государства, происходит
посредством особых экономических форм - доходов и расходов бюджета. Они
выражают отдельные этапы стоимостного распределения. Обе категории
объективны, как и сам бюджет, и имеют специфическое общественное
назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными
средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с
общегосударственными потребностями.
Состав и структура доходов и расходов зависят от направлений
осуществления бюджетной и налоговой политики государства, осуществляемой в
конкретных социально-экономических и исторических условиях. При этом
государство использует приемлемые в определенных условиях формы и методы
формирования доходов и осуществления расходов.
Как правило, источником доходов являются налоги или платежи, адекватные
им. Состав и структура доходов государственного бюджета Республики
Казахстан определяются действующей системой налоговых платежей и
поступлениями
неналоговых средств
В свою очередь доходы подразделяются на:
Эти три основные категории бюджетных поступлений дополняются частью (и
одновременно категорией) полученные официальные трансферты, то есть
средств, полученных как от нижестоящих органов государственного управления
(текущие и капитальные), субвенции и бюджетные изъятия, так и средств из-за
границы на безвозвратной основе (гранты).
Категория погашение кредитов, выданных из бюджета представляет собой
поступления денежных средств со стороны государственных хозяйствующих
субъектов по бюджетным кредитам (предоставленным на возвратной основе -
кредитования в предыдущие периоды (годы).
Во второй части - расходы отражаются расходы по основным функциональным
группам: государственные услуги общего характера; оборона; общественный
порядок и безопасность; образование; здравоохранение; социальное
обеспечение и социальная помощь; жилищно-коммунальное хозяйство; культура;
спорт и информационное пространство; отрасли экономики: прочие расходы;
обслуживание долга; официальные трансферты нижестоящим бюджетам.
Расходы по обслуживанию государственного долга проводятся по
функциональной группе – «обслуживание долга» с выделением государственных
учреждений администраторов бюджетных программ - аппарата акимов и
Министерства финансов по подпрограммам - выплата вознаграждений (интересов)
по займам и выплаты комиссионных за размещение займов.
Средства, предназначенные для кредитования других экономических единиц,
подлежащие в последующем возврату в бюджет в виде погашений, показываются в
соответствующей части - кредитовании, являющейся функциональной группой.
Шестая часть - дефицит бюджета - представляет собой отрицательную разницу
между поступлениями и расходами, включая кредитование: положительная
разница между этими величинами означает профицит бюджета.
Седьмая часть (и одновременно функциональная группа) финансирование
дефицита (использование профицита) бюджета отражает расходы на погашение
внутреннего и внешнего государственного долга. Она имеет двойное
назначение:
1) в случае дефицита - привлечение средств из внутренних источников (от
Национального банка, коммерческих банков, реализации ценных бумаг, по
зачету, остатки бюджетных средств назначало года, обращаемые на покрытие
расходов) и от внешних займов;
2) при профиците - использование сверхплановых поступлений, в первую
очередь на погашение государственных обязательств или дополнительное
финансирование первоочередных бюджетных программ.
Подробный перечень и группировка доходов и расходов определяются
бюджетной классификацией. Бюджетная классификация - это систематизированная
группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам, заложенная
в основу всей бюджетной деятельности финансовых органов государства.
Информация о работе Пути совершенствования и развития государственного бюджета