Пути совершенствования и развития государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 06:50, курсовая работа

Описание работы

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономических процессов, решения социальных, политических, производственных, экологических задач в условиях рынка выступает бюджетный механизм.
Именно путем бюджетного перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода государство стремится достичь создания такой структуры общественного производства и народнохозяйственных пропорций, которые адекватны рыночному механизму хозяйствования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Экономическая сущность и роль государственного бюджета…………………………5
Государственный бюджет как экономическая категория………………………………5
Роль бюджета в распределении совокупного общественного продукта
и национального дохода…………………………………………………………………10
Функции бюджета……………………………………………………………………….13
Бюджетная система и бюджетное устройство…………………………………………14
Бюджетный процесс……………………………………………………………………..16
Состав доходов и расходов государственного бюджета……………………………...21
Бюджетный дифецит…………………………………………………………………….24
Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики………………………………………………………………………………….25
Баланс бюджета и дефицит бюджета…………………………………………………...27
Государственный долг…………………………………………………………………..29
Избыток бюджета………………………………………………………………………..30
Мультипликатор сбалансированного бюджета………………………………………..30
Пути совершенствования и развития государственного бюджета…………………...32
Заключение……………………………………………………………………………….35
Список используемой литературы……………………………………………………...36

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 262.50 Кб (Скачать)

счетов государственных  учреждений, содержащихся за  счет  местного  бюджета,

переводные   операции   для   них   осуществляются   органами   Казначейства

Министерства  финансов  на  основании  финансовых   разрешений,   выдаваемых

местными исполнительными  органами; они вправе  отзывать  и  приостанавливать

финансирование  в  случае  использования  выделенных  средств  на  цели,  не

предусмотренные финансовыми разрешениями.

Если  в  ходе  исполнения  бюджета  местными   исполнительными   органами

принимаются  нормативные  правовые  акты,   в   соответствии   с   которыми

увеличиваются расходы либо уменьшаются  доходы  нижестоящих  бюджетов,  этим

бюджетам возмещаются  средства из вышестоящих бюджетов. Нормативные  правовые

акты Правительства  и центральных исполнительных органов,  в  соответствии  с

которыми увеличиваются  расходы бюджетов областей, городов  Астаны  и  Алматы.

принимаются  с  установлением  вступления  их  в  силу  не  ранее  следующею

финансовою года.

Свободные остатки  бюджетных средств,  полученные  на  начало  финансового

года,  не  подлежат  изъятию  в  вышестоящий  бюджет.  Они  используются  на

погашение  основного  долга  местного  исполнительного   органа,   погашение

кредиторской  задолженности местного бюджета, а  при отсутствии таковых  -  на

финансирование  местных бюджетных программ.

Применяется порядок  изменения расходов бюджета,  состоящий  в  следующем:

при  превышении  установленною  уровня  дефицита   бюджета   либо   снижении

поступлений  доходных  источников  в  ходе  его  исполнения,  Правительством

Республики Казахстан, а также местными исполнительными органами  принимается

решение о сокращении расходов бюджета по каждой программе, но не  более  чем

на 10% от утвержденных сумм: а свыше 10% - путем внесения изменений в  Закон

о республиканском  бюджете и в соответствующие решения маслихатов  о  местных

бюджетах.

Перечень   программ,   не   подлежащих   секвестированию,    определяется

Парламентом Республики Казахстан и  местными  представительными  органами  в

законе и решениях о бюджетах на соответствующий год.

Операции республиканского  и  местных  бюджетов  отражаются  на  кассовой

основе  через  Единый  Казначейский  счет;  при  отражении   расходов   счет

дебетуется, доходов - кредитуется. Операции по  поступлениям  и  налогам  за

счет государственных  внешних займов и грантов отражаются на основе  месячных

отчетов по поступлениям и расходованию этих средств  в  национальной  валюте

по курсу, установленному Национальным Банком на  дату  совершения  операций.

Натуральные гранты в операции республиканского бюджета не включаются.

Для  функции  расходов,  не  обеспеченных  финансированием   в   истекшем

финансовом году по утвержденным суммам, а  также  по  зачислению  в  бюджеты

официальных трансфертов,  установлен  срок,  в  течение  которою  проводятся

заключительные операции, не включаемые в новый  финансовый  год   -  счетный

период, продолжительностью до 1 апреля текущего бюджетного года.  Финансовый

год — бюджетно-учетный  период, начинающийся 1 января  и  заканчивающийся  31

декабря календарного года.

Годовой  отчет  об  исполнении  республиканского   бюджета   представляет

Правительство  Республики  Казахстан  Парламенту  и  Счетному  комитету   по

контролю за исполнением республиканского бюджета  не  позднее  1  июля  года,

следующего  за  отчетным.  Министерство  финансов  представляет  в   Счетный

комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета  месячные  отчеты

об  исполнении  республиканского  бюджета  на  уровне  подпрограмм.  Местные

исполнительные  органы ежемесячно представляют отчеты об исполнении  бюджетов

вышестоящему  исполнительному  органу  и  соответствующему  представительному

органу - маслихату. Областные  исполнительные  органы  и  городов  Астаны  и

Алматы представляют ежемесячные отчеты Министерству  финансов.  Министерство

финансов ежемесячно составляет сводный отчет об исполнении  республиканского

и местных бюджетов за отчетный период нарастающим итогом и представляет  его

Правительству Республики Казахстан.

Контроль  за  правильностью  исполнения  и  утверждения   смет   расходов

государственных учреждений, финансируемых  из  республиканского  бюджета,  а

также за использованием бюджетных средств  в  соответствии  с  казначейскими

разрешениями, осуществляется Министерством финансов и  его  территориальными

подразделениями, а  государственных  учреждений,  финансируемых  из  местных

бюджетов, а также  за  использованием  бюджетных  средств  в  соответствии  с

финансовыми разрешениями, осуществляется местными исполнительными  органами. 

Контроль за исполнением республиканского бюджета осуществляется Счетным

комитетом по контролю за исполнением  республиканского  бюджета,  а  местных

бюджетов    -    ревизионными    комиссиями     представительных     органов

соответствующего  уровня,  а   также   Министерством   финансов   Республики

Казахстан и  его территориальными  органами  с  обязательным  информированием

соответствующих местных исполнительных и представительных органов 
 
 
 

СОСТАВ  ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 

Функционирование  бюджета,  связанное  с  формированием  и  использованием

централизованного   фонда   денежных   средств    государства,    происходит

посредством особых экономических форм -  доходов  и  расходов  бюджета.  Они

выражают  отдельные  этапы   стоимостного   распределения.   Обе   категории

объективны,  как  и  сам  бюджет,   и   имеют   специфическое   общественное

назначение:   доходы   обеспечивают   государство   необходимыми   денежными

средствами, расходы  распределяют централизованные ресурсы  в  соответствии  с

общегосударственными  потребностями.

Состав  и  структура  доходов   и   расходов   зависят   от   направлений

осуществления бюджетной и налоговой политики государства,  осуществляемой  в

конкретных  социально-экономических  и  исторических  условиях.   При   этом

государство использует приемлемые в определенных  условиях  формы  и  методы

формирования  доходов и осуществления расходов.

Как правило, источником доходов являются налоги или  платежи,  адекватные

им.  Состав  и  структура  доходов   государственного   бюджета   Республики

Казахстан   определяются   действующей   системой   налоговых   платежей   и

поступлениями неналоговых средств относительно нестабильного характера. 

В свою очередь доходы подразделяются на:

  • . налоговые поступления;
  • . неналоговые поступления;
  • . доходы от операции с капиталом.
 

Эти три основные категории бюджетных  поступлений  дополняются  частью  (и

одновременно  категорией)  полученные  официальные   трансферты,   то   есть

средств, полученных как от нижестоящих органов  государственного  управления

(текущие и  капитальные), субвенции и бюджетные  изъятия, так и средств  из-за

границы на безвозвратной основе (гранты).

Категория погашение  кредитов,  выданных  из  бюджета  представляет  собой

поступления  денежных  средств  со  стороны  государственных   хозяйствующих

субъектов по бюджетным  кредитам  (предоставленным  на  возвратной  основе  -

кредитования  в предыдущие периоды (годы).

Во второй части - расходы отражаются расходы  по  основным  функциональным

группам: государственные  услуги  общего  характера;  оборона;  общественный

порядок   и   безопасность;   образование;    здравоохранение;    социальное

обеспечение и  социальная помощь; жилищно-коммунальное  хозяйство;  культура;

спорт и информационное  пространство;  отрасли  экономики:  прочие  расходы;

обслуживание  долга; официальные трансферты нижестоящим  бюджетам.

Расходы   по   обслуживанию   государственного   долга   проводятся    по

функциональной  группе – «обслуживание долга»  с  выделением  государственных

учреждений  администраторов  бюджетных  программ   -   аппарата   акимов   и

Министерства  финансов по подпрограммам - выплата вознаграждений  (интересов)

по займам и  выплаты комиссионных за размещение займов.

Средства, предназначенные  для кредитования других  экономических  единиц,

подлежащие в  последующем возврату в бюджет в  виде погашений, показываются  в

соответствующей части - кредитовании, являющейся  функциональной группой.

Шестая часть - дефицит бюджета - представляет собой  отрицательную разницу

между  поступлениями  и  расходами,  включая   кредитование:   положительная

разница между  этими величинами означает профицит бюджета.

Седьмая  часть  (и  одновременно  функциональная  группа)  финансирование

дефицита (использование  профицита) бюджета  отражает  расходы  на  погашение

внутреннего  и  внешнего   государственного   долга.   Она   имеет   двойное

назначение:

1) в случае  дефицита - привлечение средств из  внутренних  источников  (от

Национального  банка,  коммерческих  банков,  реализации  ценных  бумаг,  по

зачету, остатки  бюджетных средств назначало  года,  обращаемые  на  покрытие

расходов) и от внешних займов;

2) при профиците  -  использование  сверхплановых   поступлений,  в  первую

очередь  на  погашение  государственных  обязательств   или   дополнительное

финансирование  первоочередных бюджетных программ.

Подробный  перечень  и  группировка  доходов  и   расходов   определяются

бюджетной классификацией. Бюджетная классификация - это  систематизированная

группировка доходов  и расходов бюджета по однородным  признакам,  заложенная

в основу всей бюджетной  деятельности финансовых органов государства.

Информация о работе Пути совершенствования и развития государственного бюджета