Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 06:50, курсовая работа
Важнейшим инструментом государственного регулирования экономических процессов, решения социальных, политических, производственных, экологических задач в условиях рынка выступает бюджетный механизм.
Именно путем бюджетного перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода государство стремится достичь создания такой структуры общественного производства и народнохозяйственных пропорций, которые адекватны рыночному механизму хозяйствования.
Введение…………………………………………………………………………………...3
Экономическая сущность и роль государственного бюджета…………………………5
Государственный бюджет как экономическая категория………………………………5
Роль бюджета в распределении совокупного общественного продукта
и национального дохода…………………………………………………………………10
Функции бюджета……………………………………………………………………….13
Бюджетная система и бюджетное устройство…………………………………………14
Бюджетный процесс……………………………………………………………………..16
Состав доходов и расходов государственного бюджета……………………………...21
Бюджетный дифецит…………………………………………………………………….24
Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики………………………………………………………………………………….25
Баланс бюджета и дефицит бюджета…………………………………………………...27
Государственный долг…………………………………………………………………..29
Избыток бюджета………………………………………………………………………..30
Мультипликатор сбалансированного бюджета………………………………………..30
Пути совершенствования и развития государственного бюджета…………………...32
Заключение……………………………………………………………………………….35
Список используемой литературы……………………………………………………...36
требованием бюджетно-финансовой политики. При рассмотрении и утверждении
бюджетов соответствующими органами власти и управления могут
устанавливаться предельные размеры дефицита бюджетов.
Законом установлено, что покрытие бюджетного дефицита за счет эмиссии
денежных средств не допускается. Основными формами покрытия дефицита
бюджета является:
1. выпуск государственных займов;
2. использование кредитных ресурсов.
С целью уменьшения дефицита или его устранения используется секвестр -
пропорциональное снижение государственных расходов на определенный процент
по всем статьям (кроме защищенных) в течение оставшегося времени текущего
финансового года. Состав защищенных статей определяется Парламентом
республики и местными
органами власти.
Бюджетный
процесс
Бюджетный процесс (бюджетная процедура) - это регламентированная
законодательством деятельность органов власти и управления по составлению,
рассмотрению, утверждению, исполнению бюджетов, контролю за исполнением и
утверждением отчетов об исполнении бюджетов. Бюджетный процесс в Республике
Казахстан определяется Законом «О бюджетной системе», ежегодным Законом «О
республиканском бюджете», иными законами Республики Казахстан, а также
решениями органов исполнительной власти.
Составление, исполнение бюджетов, составление отчетов об исполнении
бюджетов являются
функциями органов
утверждение — функциями Парламента и местных представительных органов -
маслихатов; контроль за исполнением бюджетов выполняют обе ветви власти.
Для разработки проекта республиканского бюджета Президент Республики
Казахстан образует бюджетную комиссию, которая рассматривает внесённые
Министерством финансов основные прогнозные показатели проекта
республиканского бюджета и сопутствующие ему предложения, согласовывает их.
Важная роль в бюджетном процессе отводится Министерству финансов. Оно
разрабатывает прогнозные показатели государственного бюджета на предстоящий
трёхлетний период на основе параметров индикативного плана социально-
экономического развития страны, экономических и социальных программ
развития территории с учетом ежегодного послания Президента Республики
Казахстан к народу. Министерство финансов обобщает заявки администраторов
республиканских бюджетных программ*, с учетом предложений бюджетной
комиссии разрабатывает и представляет в Правительство Республики Казахстан
проект закона о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
Министерство финансов доводит до акимов областей, городов Астаны и Алматы
согласованные показатели: поступления в их бюджеты, лимиты долга, объёмы
расходов на погашение и обслужи ванне долга местных исполнительных органов.
Администраторы республиканских бюджетных программ в сроки,
устанавливаемые Правительством, вносят в Министерство финансов бюджетные
заявки, а акимы областей и городов Астаны и Алматы - вышеупомянутые
согласованные показатели их бюджетов.
Закон о республиканском бюджете должен содержать:
1. объемы доходов, полученных от официальных трансфертов, погашения
основного долга по ранее выданным кредитам, расходов, кредитования и
дефицита (профицита) бюджета;
2. минимальные размеры месячной заработной платы, пенсии и месячного
расчетного показателя;
3. размер резервов
Правительства Республики
4. сумму выполнения
обязательств по
Казахстан;
5. лимит долга местных исполнительных органов, городов Астаны и Алматы на
конец соответствующего финансового года:
6. перечень предельных расходов по функциональным группам,
администраторам
республиканских бюджетных
7. перечень республиканских и местных бюджетных программ, не подлежащих
секвестированию*;
8. особо важные
бюджетные программы,
разрезе областей и городов Астаны и Алматы с определением минимальной
суммы расходов. Проект закона о республиканском бюджете на предстоящий
финансовый год представляется Правительством в Парламент Республики
Казахстан не позднее 15 сентября года, предшествующего планируемому.
Утверждение республиканского бюджета и внесение в него изменений и
дополнений происходит на совместном заседании палат, после процедур
последовательного рассмотрения проекта бюджета сначала в Мажилисе, а затем
- в Сенате. Республиканский бюджет утверждается на уровне республиканских
бюджетных программ на совместном заседании палат Парламента не менее чем в
двух чтениях и не позднее 15 декабря текущего года. В случае если Парламент
в этот срок не примет Закон о республиканском бюджете, Президент вправе
издать Указ «О республиканском финансовом плане на 1 квартал предстоящего
финансового года», который действует до утверждения Парламентом
республиканского бюджета.
Для разработки проектов местных бюджетов акимы образуют бюджетные
комиссии соответствующих
административно-
определяют задачи и порядок их работы. Комиссии рассматривают и
вырабатывают предложения о предоставлении на согласование основные
прогнозных показателей по их бюджетам: объёмов поступлений, лимитов долгов,
объемов расходов на погашение и обслуживание долгов местных органов власти
с учетом бюджетных заявок администраторов местных бюджетных программ.
Бюджетные комиссии формируют и представляют на одобрение акимов основные
прогнозные показатели проекта местного бюджета. Местные исполнительные
органы с учетом предложений бюджетных комиссий разрабатывают проекты
соответствующих местных бюджетов и до 1 сентября предоставляют прогнозы в
Министерство финансов.
Областные представительные органы утверждают стабильные нормативы
распределения доходов между областными бюджетами и бюджетами районов
(городов), долговременные размеры субвенций, передаваемых из областных
бюджетов и бюджеты районов (городов), и бюджетных изъятий, передаваемых из
бюджетов районов (городов) в областные бюджеты.
Акимы областей и городов Астаны и Алматы не позднее двухнедельною срока
после вступления и силу закона о республиканском бюджете уточняют ранее
составленные прогнозные объемы бюджета и вносят их на рассмотрение
маслихатов, которые в течение двух недель принимают решение об их
утверждении.
Акимы районов (городов) в двухнедельный срок после утверждения областного
бюджета вносят проект бюджета на рассмотрение соответствующих маслихатов.
которые не позднее двухнедельного срока принимают решение об утверждении
бюджета.
Решение маслихата о местном бюджете должно содержать:
1. объемы доходов, полученных от официальных трансфертов, погашения
основного долга по ранее выданным из местного бюджета кредитам,
расходов, кредитования, дефицита (профицита) бюджета и
финансирования дефицита (использования профицита) бюджета;
2. нормативы распределения доходов между областным бюджетом и бюджетами
районов (городов) на основе утвержденных стабильных величин;
3. размеры резервов
и лимит долга области,
конец соответствующего финансовою года;
4. размеры местного государственного фонда охраны окружающей среды;
5. Предельные расходы по функциональным группам, администраторам
местных бюджетных программ и по программам;
6. перечень местных бюджетных программ, не подлежащих секвестированию.
До утверждения местных бюджетов соответствующими маслихатами исполнение
бюджета первого квартала осуществляется в размере 25% от проекта годового
бюджета на соответствующий финансовый год.
Вмешательство Правительства Республики Казахстан, вышестоящих
государственных
органов и местных
разработки и исполнения нижестоящих бюджетов не допускается (за исключением
случаев, предусмотренных Законом «О бюджетной системе»).
Исполнение республиканского бюджета обеспечивает Правительство Республики
Казахстан. Государственные учреждения в пределах утвержденных
администраторами программ, смет производят расходы на основании разрешений,
выдаваемых Комитетом казначейства Министерства финансов Республики
Казахстан; оно вправе отзывать, приостанавливать финансирование в случае
использования выделенных средств на цели, не предусмотренные казначейскими
разрешениями.
Министерство финансов Республики Казахстан вправе размещать временно
свободные бюджетные деньги со счетов органов Казначейства во вклады
(депозиты) в Национальном банке Республики Казахстан в порядке,
определяемом Правительством.
Правительство Республики Казахстан имеет право в ходе исполнения бюджета
вносить изменения в перечень государственных органов, реализующих
программы, в пределах сумм по программам, утвержденным Законом о
республиканском бюджете, и изменить источники покрытия дефицит
республиканского бюджета.
Местные исполнительные органы обеспечивают исполнение бюджетом
соответствующих
административно-
целевое использование бюджетных средств. Ведение счетов местных бюджетов,
Информация о работе Пути совершенствования и развития государственного бюджета