Пути совершенствования и развития государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 06:50, курсовая работа

Описание работы

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономических процессов, решения социальных, политических, производственных, экологических задач в условиях рынка выступает бюджетный механизм.
Именно путем бюджетного перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода государство стремится достичь создания такой структуры общественного производства и народнохозяйственных пропорций, которые адекватны рыночному механизму хозяйствования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Экономическая сущность и роль государственного бюджета…………………………5
Государственный бюджет как экономическая категория………………………………5
Роль бюджета в распределении совокупного общественного продукта
и национального дохода…………………………………………………………………10
Функции бюджета……………………………………………………………………….13
Бюджетная система и бюджетное устройство…………………………………………14
Бюджетный процесс……………………………………………………………………..16
Состав доходов и расходов государственного бюджета……………………………...21
Бюджетный дифецит…………………………………………………………………….24
Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики………………………………………………………………………………….25
Баланс бюджета и дефицит бюджета…………………………………………………...27
Государственный долг…………………………………………………………………..29
Избыток бюджета………………………………………………………………………..30
Мультипликатор сбалансированного бюджета………………………………………..30
Пути совершенствования и развития государственного бюджета…………………...32
Заключение……………………………………………………………………………….35
Список используемой литературы……………………………………………………...36

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 262.50 Кб (Скачать)

требованием бюджетно-финансовой политики.  При  рассмотрении  и  утверждении

бюджетов   соответствующими   органами    власти    и    управления    могут

устанавливаться предельные размеры дефицита бюджетов.

Законом установлено, что покрытие бюджетного  дефицита  за  счет  эмиссии

денежных  средств  не  допускается.  Основными  формами  покрытия   дефицита

бюджета является:

1. выпуск государственных  займов;

2. использование  кредитных ресурсов.

С целью уменьшения дефицита или его устранения  используется  секвестр  -

пропорциональное  снижение государственных расходов на  определенный  процент

по всем статьям (кроме защищенных) в течение  оставшегося  времени  текущего

финансового  года.  Состав  защищенных   статей   определяется   Парламентом

республики и местными органами власти. 

Бюджетный процесс 

Бюджетный  процесс  (бюджетная  процедура)   -   это   регламентированная

законодательством деятельность органов власти и управления  по  составлению,

рассмотрению, утверждению, исполнению бюджетов, контролю  за  исполнением и

утверждением  отчетов об исполнении бюджетов. Бюджетный  процесс в  Республике

Казахстан определяется Законом «О бюджетной системе», ежегодным  Законом  «О

республиканском бюджете»,  иными  законами  Республики  Казахстан,  а  также

решениями органов  исполнительной власти.

Составление,  исполнение  бюджетов,  составление  отчетов  об  исполнении

бюджетов являются функциями органов исполнительной  власти,  рассмотрение  и

утверждение —  функциями Парламента  и  местных  представительных  органов  -

маслихатов; контроль за исполнением бюджетов выполняют  обе ветви власти.

Для разработки  проекта  республиканского  бюджета  Президент  Республики

Казахстан  образует  бюджетную  комиссию,  которая  рассматривает  внесённые

Министерством    финансов    основные    прогнозные    показатели    проекта

республиканского  бюджета и сопутствующие ему  предложения, согласовывает их.

Важная роль в бюджетном процессе  отводится  Министерству  финансов.  Оно

разрабатывает прогнозные показатели государственного бюджета на  предстоящий

трёхлетний  период  на  основе  параметров  индикативного  плана  социально-

экономического  развития  страны,  экономических   и   социальных   программ

развития территории  с  учетом  ежегодного  послания  Президента  Республики

Казахстан к  народу. Министерство финансов  обобщает  заявки  администраторов

республиканских  бюджетных  программ*,   с  учетом   предложений   бюджетной

комиссии разрабатывает  и представляет в Правительство  Республики  Казахстан

проект закона о республиканском бюджете на соответствующий  финансовый  год.

Министерство  финансов доводит до акимов областей, городов  Астаны  и  Алматы

согласованные показатели: поступления в их  бюджеты,  лимиты  долга,  объёмы

расходов на погашение и обслужи ванне  долга местных исполнительных органов.

Администраторы    республиканских    бюджетных    программ    в    сроки,

устанавливаемые Правительством, вносят  в  Министерство  финансов  бюджетные

заявки, а  акимы  областей  и  городов  Астаны  и  Алматы  -  вышеупомянутые

согласованные показатели их бюджетов.

Закон о республиканском  бюджете должен содержать:

1. объемы  доходов,  полученных  от  официальных   трансфертов,  погашения

основного долга  по ранее выданным кредитам, расходов,  кредитования  и

дефицита (профицита) бюджета;

2. минимальные  размеры месячной  заработной  платы,  пенсии  и  месячного

расчетного показателя;

3. размер резервов  Правительства Республики Казахстан;

4. сумму выполнения  обязательств по государственным  гарантиям  Республики

Казахстан;

5. лимит долга местных исполнительных органов, городов Астаны и Алматы на

конец соответствующего финансового года:

6.   перечень   предельных   расходов    по    функциональным    группам,

администраторам республиканских бюджетных программ и по программам;

7. перечень республиканских и местных бюджетных программ,  не  подлежащих

секвестированию*;

8. особо важные  бюджетные программы, финансируемые  из местных бюджетов, в

разрезе областей и городов Астаны и Алматы с  определением  минимальной

суммы расходов. Проект закона о республиканском бюджете на предстоящий

финансовый год  представляется Правительством  в  Парламент  Республики

Казахстан не позднее 15 сентября года, предшествующего планируемому.

Утверждение республиканского  бюджета  и  внесение  в  него  изменений  и

дополнений  происходит  на  совместном  заседании  палат,   после   процедур

последовательного рассмотрения проекта бюджета сначала  в Мажилисе,  а  затем

- в Сенате. Республиканский  бюджет утверждается  на  уровне  республиканских

бюджетных программ на совместном заседании палат Парламента не менее  чем  в

двух чтениях  и не позднее 15 декабря текущего года. В случае если  Парламент

в этот срок не примет Закон  о  республиканском  бюджете,  Президент  вправе

издать Указ «О республиканском финансовом плане на  1  квартал  предстоящего

финансового   года»,   который   действует   до   утверждения    Парламентом

республиканского  бюджета.

Для  разработки  проектов  местных  бюджетов  акимы  образуют   бюджетные

комиссии  соответствующих   административно-территориальных   подразделений,

определяют  задачи  и  порядок   их   работы.   Комиссии   рассматривают   и

вырабатывают  предложения  о   предоставлении   на   согласование   основные

прогнозных показателей  по их бюджетам: объёмов поступлений, лимитов  долгов,

объемов расходов на погашение и обслуживание долгов местных  органов  власти

с  учетом  бюджетных  заявок  администраторов  местных  бюджетных  программ.

Бюджетные комиссии формируют и представляют  на  одобрение  акимов  основные

прогнозные  показатели  проекта  местного  бюджета.  Местные  исполнительные

органы  с  учетом  предложений  бюджетных  комиссий  разрабатывают   проекты

соответствующих местных бюджетов и до 1 сентября  предоставляют  прогнозы  в

Министерство  финансов.

Областные  представительные  органы   утверждают   стабильные   нормативы

распределения  доходов  между  областными  бюджетами  и  бюджетами   районов

(городов),  долговременные  размеры  субвенций,  передаваемых  из  областных

бюджетов и  бюджеты районов (городов), и бюджетных изъятий,  передаваемых  из

бюджетов районов (городов) в областные бюджеты.

Акимы областей и городов Астаны и Алматы не позднее  двухнедельною  срока

после вступления и силу закона  о  республиканском  бюджете  уточняют  ранее

составленные  прогнозные  объемы  бюджета  и  вносят  их   на   рассмотрение

маслихатов,  которые  в  течение  двух  недель  принимают  решение   об   их

утверждении.

Акимы районов (городов) в двухнедельный срок после утверждения  областного

бюджета вносят проект бюджета на  рассмотрение  соответствующих  маслихатов.

которые не позднее  двухнедельного срока  принимают  решение  об  утверждении

бюджета.

Решение маслихата  о местном бюджете должно содержать:

1. объемы доходов,  полученных  от  официальных   трансфертов,  погашения

основного долга по ранее  выданным  из  местного  бюджета  кредитам,

расходов,   кредитования,    дефицита    (профицита)    бюджета    и

финансирования  дефицита (использования профицита) бюджета;

2. нормативы  распределения доходов между  областным бюджетом и бюджетами

районов (городов) на основе утвержденных стабильных величин;

3. размеры резервов  и лимит долга области, городов  Астаны и  Алматы  на

конец соответствующего финансовою года;

4. размеры местного  государственного фонда охраны  окружающей среды;

5.  Предельные  расходы  по  функциональным  группам,   администраторам

местных бюджетных  программ и по программам;

6. перечень местных  бюджетных программ, не подлежащих  секвестированию.

До утверждения  местных бюджетов соответствующими  маслихатами  исполнение

бюджета первого квартала осуществляется в размере 25%  от  проекта  годового

бюджета на соответствующий  финансовый год.

Вмешательство    Правительства    Республики    Казахстан,    вышестоящих

государственных органов и местных исполнительных органов областей в  процесс

разработки и  исполнения нижестоящих бюджетов не допускается (за  исключением

случаев, предусмотренных  Законом «О бюджетной системе»).

Исполнение республиканского бюджета обеспечивает Правительство  Республики

Казахстан.    Государственные    учреждения    в    пределах    утвержденных

администраторами  программ, смет производят расходы  на основании  разрешений,

выдаваемых   Комитетом   казначейства   Министерства   финансов   Республики

Казахстан; оно  вправе отзывать,  приостанавливать  финансирование в случае

использования выделенных средств на цели, не  предусмотренные  казначейскими

разрешениями.

Министерство  финансов  Республики  Казахстан  вправе  размещать  временно

свободные  бюджетные  деньги  со  счетов  органов  Казначейства  во   вклады

(депозиты)  в   Национальном   банке   Республики   Казахстан   в   порядке,

определяемом  Правительством.

Правительство Республики Казахстан имеет право  в ходе исполнения  бюджета

вносить  изменения   в   перечень   государственных   органов,   реализующих

программы,  в  пределах  сумм  по   программам,   утвержденным   Законом   о

республиканском   бюджете,   и   изменить   источники    покрытия    дефицит

республиканского  бюджета.

Местные   исполнительные   органы   обеспечивают   исполнение    бюджетом

соответствующих  административно-территориальных   единиц,   эффективное   и

целевое использование  бюджетных средств. Ведение  счетов  местных  бюджетов,

Информация о работе Пути совершенствования и развития государственного бюджета