Пути совершенствования и развития государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 06:50, курсовая работа

Описание работы

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономических процессов, решения социальных, политических, производственных, экологических задач в условиях рынка выступает бюджетный механизм.
Именно путем бюджетного перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода государство стремится достичь создания такой структуры общественного производства и народнохозяйственных пропорций, которые адекватны рыночному механизму хозяйствования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Экономическая сущность и роль государственного бюджета…………………………5
Государственный бюджет как экономическая категория………………………………5
Роль бюджета в распределении совокупного общественного продукта
и национального дохода…………………………………………………………………10
Функции бюджета……………………………………………………………………….13
Бюджетная система и бюджетное устройство…………………………………………14
Бюджетный процесс……………………………………………………………………..16
Состав доходов и расходов государственного бюджета……………………………...21
Бюджетный дифецит…………………………………………………………………….24
Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики………………………………………………………………………………….25
Баланс бюджета и дефицит бюджета…………………………………………………...27
Государственный долг…………………………………………………………………..29
Избыток бюджета………………………………………………………………………..30
Мультипликатор сбалансированного бюджета………………………………………..30
Пути совершенствования и развития государственного бюджета…………………...32
Заключение……………………………………………………………………………….35
Список используемой литературы……………………………………………………...36

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 262.50 Кб (Скачать)

Введение…………………………………………………………………………………...3 

Экономическая сущность и роль государственного бюджета…………………………5 

Государственный бюджет как экономическая категория………………………………5 

Роль бюджета  в распределении совокупного  общественного  продукта

и национального дохода…………………………………………………………………10 

Функции бюджета……………………………………………………………………….13 

Бюджетная система и бюджетное устройство…………………………………………14 

Бюджетный процесс……………………………………………………………………..16 

Состав доходов  и расходов государственного бюджета……………………………...21 

Бюджетный дифецит…………………………………………………………………….24 

Разные теоретические  подходы к проблеме  бюджетного  дефицита  и бюджетной политики………………………………………………………………………………….25 

Баланс бюджета и дефицит бюджета…………………………………………………...27 

Государственный долг…………………………………………………………………..29 

Избыток бюджета………………………………………………………………………..30 

Мультипликатор сбалансированного бюджета………………………………………..30 

Пути совершенствования  и развития государственного бюджета…………………...32 

Заключение……………………………………………………………………………….35 

Список используемой литературы……………………………………………………...36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

При переходе к  рыночным отношениям существенно меняются роль и значение государства в управлении социально-экономическими процессами. В  отличие  от административно-командных    методов    управления    в условиях    рынка государственное  вмешательство  в   экономику   должно носить   достаточно ограниченный характер и быть направленным, прежде всего,  на  решение  таких глобальных проблем,   как   обеспечение бесперебойного   функционирования рыночного механизма  в  целом,  развитие  производительных  сил, укрепление обороноспособности страны, а  также  экономическая  поддержка  и  социальная защита  наиболее  уязвимых слоев   населения   посредством   рационального распределения и перераспределения  совокупного  общественного  продукта  инационального дохода страны.

Важнейшим  инструментом  государственного  регулирования  экономических процессов,    решения    социальных,     политических,     производственных, экологических задач в условиях рынка выступает бюджетный механизм.

Именно путем  бюджетного перераспределения валового внутреннего продукта и  национального  дохода  государство  стремится  достичь   создания   такой структуры  общественного  производства  и  народнохозяйственных   пропорций, которые   адекватны   рыночному   механизму   хозяйствования.    Посредством бюджетного механизма возможно  воздействие  государства  на  развитие  таких

макроэкономических  процессов, как экономический  подъем  страны,  укрепление социальной сферы, ускорение темпов научно-технического  прогресса,  коренное переоснащение   материально-технической    базы    производства,    развитие инновационных  процессов,   снижение   уровня   безработицы   и   увеличение занятости.

Государственное регулирование экономики может осуществляться на  основе

изменений  приоритетов  бюджетной  политики,  которая   все   более   должна переходить  от  решения  оперативных  и  текущих  задач   к   разработке   и последовательной реализации долгосрочных и  целевых  программ,  охватывающих различные сферы общественной деятельности.

Развитие бюджетного механизма в условиях  рынка  должно  происходить  в

направлении  все  более  эффективного  влияния  бюджета   на хозяйственную конъюнктуру и уровень деловой активности  предпринимателей,  демонополизацию экономики, развитие ее частного сектора,  приватизацию  производства  и  др. Посредством  таких   финансовых   рычагов,   как   налоги,   государственные инвестиции, бюджетные кредиты, объемы  бюджетного  финансирования  создаются предпосылки  для влияния государства на  различные  стороны хозяйствования, способствуя  ускоренному  обновлению   основных производственных   фондов, развитию АПК, инфраструктуры  общественного  производства,  созданию  нового механизма финансирования     науки,      здравоохранения,      культуры, совершенствованию  государственной  системы  подготовки переподготовки

кадров, развитию структуры рабочих мест на рынке  труда.

Ведущую, определяющую роль  в  формировании  и  развитии экономической структуры    любого    современного    общества    играет    государственное регулирование,  осуществляемое  в  рамках  избранной  властью  экономической политики. Одним  из  наиболее  важных механизмов,  позволяющих  государству осуществлять экономическое и социальное регулирование,  является  финансовый механизм - финансовая система  общества,  главным  звеном  которой  является государственный бюджет. Именно посредством  финансовой  системы  государство образует централизованные и воздействует на формирование  децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных  на государственные органы функций.

Экономические и  политические  реформы,  проводимые  начала  девяностых

годов, также  не могли не затронуть  сферу  государственных  финансов,  и,  в

первую очередь, бюджетную систему. Государственный  бюджет,  являясь  главным средством   мобилизации   и   расходования   ресурсов   государства,    дает политической  власти  реальную  возможность  воздействовать  на   экономику, финансировать   ее   структурную   перестройку,    стимулировать    развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку  наименее защищенным слоям населения.

Очевидно, что  успех экономического  реформирования  в  нашей  стране  в

большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства  будет отвечать требованиям времени.

Изучение  бюджетной  системы,  бюджетного  процесса,  теоретических   и

законодательных  основ  и  реальной  практики  функционирования   бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 

Государственный бюджет как экономическая  категория. 

Бюджет  является  важным  звеном  финансовой  системы  страны.  Отражая

содержание процессов  производства и распределения общественного  продукта  и национального  дохода,  бюджет  представляет   собой экономическую   форму образования  и  использования  основного централизованного  фонда  денежных средств государства.

В бюджете ежегодно централизуется часть денежных доходов  предприятий  и населения.  Аккумулированные  средства  распределяются  и  используются  на финансирование  затрат  по  осуществлению  функций  государства.   За  счет бюджетных   средств   удовлетворяются    общегосударственные    потребности, финансируются отдельные сферы деятельности  –  оборона,  управление,  охрана общественного порядка и безопасности государства,  фундаментальная  науки и др. Кроме того за счет бюджета удовлетворяются  и  коллективные  потребности путем финансирования  затрат  на образование,  здравоохранение  культуру  и искусство.

Структура бюджета  страны зависит, прежде всего, от ее  государственного

устройства. В странах имеющих унитарное устройство, бюджетная система  имеет как бы двух ярусное  построение  –  государственный  и  местные  бюджеты.  В странах с федеративным  государственным  устройством  имеется  промежуточное звено – бюджет  штатов,  земель и соответствующих  им   административных образований.

Государственный бюджет – это централизованный фонд  денежных  ресурсов, которым    располагает    правительство    страны     для     финансирования государственного   аппарата,   вооруженных   сил, выполнение   необходимых социально-экономических  функций.  Бюджет  является  также  мощным   рычагом государственного регулирования экономики, воздействуя  им  можно  влиять  на хозяйственную конъюнктуру, осуществлять  антикризисные  мероприятия.  Бюджет современного государства представляет собой сложный многолистовой  документ, отражающий все многообразие его функций. Это  годовой  план государственных расходов и источников их финансового покрытия.

Проект  бюджета  ежегодно  обсуждается  и  принимается  законодательным

органом.

Бюджет - сложная  экономическая категория. Как  экономическая  категория,

государственный бюджет представляет собой систему  экономических  отношений,

складывающихся  в  обществе  в  процессе   формирования,   распределения   и

использования централизованного  денежного  фонда  страны,  предназначенного

для   удовлетворения   общественных   потребностей.    Иными    словами    (

государственный бюджет ( это денежные отношения, возникающие  у  государства

с физическими  и юридическими лицами в  связи  с  созданием  централизованных

финансов,  а  также  с  распределением  и  перераспределением  национального

дохода, предназначенного для финансирования народного хозяйства,  социально-

культурных мероприятий  и  учреждений,  управления  государством,  укрепления

обороноспособности  страны и др.

Финансовые отношения,  складывающиеся  у  государства  с  предприятиями,

организациями, учреждениями и населением  называются  бюджетными.  Специфика этих отношений, как  составной  части  финансовых  отношений,  выражается  в том, что они,  во  первых,  возникают  в  фазе  распределения  общественного производства, и,  во вторых, направлены  на  формирование,  распределение  и использование централизованных финансовых ресурсов.

Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Это  обусловлено  тем,

что  в  руках   государства   постоянно   должна   концентрироваться   часть

национального   дохода,    необходимая    для    обеспечения    расширенного

воспроизводства  в  масштабах  общества,  удовлетворения   экономических   и

социально-культурных потребностей граждан,  покрытия  общественных  издержек

управления,  повышения  обороноспособности   страны.   Бюджетные   отношения

органически связаны  с функционированием государства, но  вместе  с  тем  эти

отношения являются элементом базиса, а не надстройки. Бюджетные отношения  (

это  часть   экономической   структуры   общества;   их   функционирование

предопределяется  тем,  что  для  осуществления  государством  его   функций

объективно    необходима    материально-финансовая    база.    В    процессе

воспроизводства бюджетные отношения получают соответствующую  им материально- вещественную форму: они овеществляются в бюджетном фонде страны,  включающем государственный бюджет и местные бюджеты.

Выступая   центральным   звеном   в   общей   системе   государственного

регулирования экономики, бюджет как категория  отражает  интересы  конкретных

классов и слоев  населения,  поскольку  на  нем  лежит  печать  социальной  и

экономической  политики. В  этом  смысле  бюджетные  отношения  представляют

собой определенную философию и идеологию общественного  развития.

Являясь  частью  финансовых  отношений,   государственный   бюджет   как

категория характеризуется  теми  же  чертами,  которые  присущи  финансам  в

целом, но в тоже время имеет свои  особенности,  отличающие  его от  других

сфер и звеньев  финансовых отношений.  К  числу  таких  особенностей  следует

отнести то, что:

1) бюджет является  особой  экономической  формой  перераспределительных

отношений, связанной с  обособлением  части  национального  дохода  в  руках

государства и  ее использованием для общественных потребностей; 

Информация о работе Пути совершенствования и развития государственного бюджета