Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 06:50, курсовая работа
Важнейшим инструментом государственного регулирования экономических процессов, решения социальных, политических, производственных, экологических задач в условиях рынка выступает бюджетный механизм.
Именно путем бюджетного перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода государство стремится достичь создания такой структуры общественного производства и народнохозяйственных пропорций, которые адекватны рыночному механизму хозяйствования.
Введение…………………………………………………………………………………...3
Экономическая сущность и роль государственного бюджета…………………………5
Государственный бюджет как экономическая категория………………………………5
Роль бюджета в распределении совокупного общественного продукта
и национального дохода…………………………………………………………………10
Функции бюджета……………………………………………………………………….13
Бюджетная система и бюджетное устройство…………………………………………14
Бюджетный процесс……………………………………………………………………..16
Состав доходов и расходов государственного бюджета……………………………...21
Бюджетный дифецит…………………………………………………………………….24
Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики………………………………………………………………………………….25
Баланс бюджета и дефицит бюджета…………………………………………………...27
Государственный долг…………………………………………………………………..29
Избыток бюджета………………………………………………………………………..30
Мультипликатор сбалансированного бюджета………………………………………..30
Пути совершенствования и развития государственного бюджета…………………...32
Заключение……………………………………………………………………………….35
Список используемой литературы……………………………………………………...36
2) посредством бюджета осуществляется перераспределение национального
дохода (национального богатства) между важнейшими сферами общественного
производства (промышленностью, сельским хозяйством, транспортом,
строительством и т.д.), внутри отраслей народного хозяйства, между сферами
общественной деятельности (производственной и непроизводственной сферой
экономики), между
регионами страны и территориями;
3) область бюджетного
распределения занимает
государственных
финансов, что предопределено ключевым
положением бюджета по сравнению с
другими звеньями финансовой системы.
Взгляд на бюджет как экономическую категорию получил свое признание не
сразу. Только в последние годы преобладающей стала точка зрения, согласно
которой с позиций экономической сущности государственный бюджет может
рассматриваться как самостоятельная экономическая категория, а с позиций
законодательного установления финансовой базы государства ( как его
финансовый план.
В огромном многообразии финансовых связей можно выделить обособленные
сферы, отличающиеся отдельными общими чертами. Так, особую область
стоимостного распределения валового общественного продукта образуют
финансовые отношения, складывающиеся у государства с хозяйствующими
субъектами и населением. Этим отношениям присуще то общее, что возникают
они в распределительном процессе, непременным участником которого является
государство, и связаны с формированием и использованием централизованного
фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общественных
потребностей. Данная совокупность финансовых отношений составляет
экономическое содержание понятия, носящего название «государственный
бюджет».
Государственный бюджет как совокупность экономических отношений имеет
объективный характер. Его существование в качестве самостоятельной сферы
распределения объективно предопределено самим общественным производством,
развитие которого нуждается в соответствующих централизованных ресурсах.
Централизация денежных средств необходима для организации бесперебойного
кругооборота в масштабах всего национального хозяйства, для обеспечения
функционирования экономики в целом. Существование специфической бюджетной
сферы стоимостного распределения обусловлено также природой и функциями
государства. Государство нуждается в централизованных средствах для
финансирования приоритетных отраслей, для проведения социально-культурных
мероприятий в масштабах всего общества, решения задач оборонного характера,
покрытия общих издержек государственного управления. Таким образом,
существование государственного бюджета отнюдь не результат субъективного
желания (воли) людей, а объективная необходимость, обусловленная
потребностями расширенного воспроизводства, природой и функциями
государства.
На современном этапе развития экономики централизованные финансовые
ресурсы позволяют государству обеспечивать необходимые темпы и пропорции
общественного производства, добиваться совершенствования ею отраслевой и
территориальной структуры, формировать в необходимых размерах средства для
первоочередных программ развития отраслей экономики, проводить крупные
социальные преобразования. Благодаря финансовой централизации денежные
средства сосредоточиваются на решающих участках экономического и
социального развития, подготавливая условия для успешной реализации
экономической и социальной политики государства.
Таким образом, как особая часть стоимостного распределения
государственный бюджет выполняет специфическое общественное назначение -
служит удовлетворению общегосударственных потребностей. Являясь
экономической формой существования объективных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение, государственный бюджет выступает в качестве экономической категории. Государственному бюджету как определенной совокупности финансовых отношений присущи, прежде всего, те же черты, которые отличают категорию финансов в целом: бюджетные отношения имеют распределительный характер, осуществляются всегда в денежной форме, сопровождаются формированием и использованием целевых денежных фондов. Вместе с тем бюджетным отношениям
присуща определенная специфика, которая, однако, не выходит за рамки общих
с финансами черт. Государственный бюджет как специфическая сфера
стоимостного
распределения характеризуется
следующими чертами:
1) представляет особую экономическую форму распределительных
отношений, связанную с обособлением части стоимости валового общественного
продукта у государства и ее использованием на удовлетворение общественных
потребностей;
2) предназначены для перераспределения стоимости между отраслями
национального хозяйства, территориями, секторами экономики, сферами
общественной деятельности в отличие от финансов материального производства,
опосредствующих процесс создания и производительного потребления стоимости,
и финансов непроизводственной
сферы, обслуживающих потребление
стоимости;
3) выражает такую стадию стоимостного распределения, которая
непосредственно не связана с движением общественного продукта в его
товарной форме и осуществляется в известном отрыве от нее, в то время как в
материальном производстве и непроизводственной сфере финансовые отношения
тесно переплетаются
с товарно-денежными.
Государственный бюджет, как и любая другая экономическая категория,
выражает производственные
отношения и имеет
вещественное воплощение:
бюджетные отношения материализуются (овеществляются) в централизованном
фонде денежных средств государства - в бюджетном фонде. В результате этого
реальные экономические (распределительные) процессы, происходящие в
обществе, получают свое выражение в потоках мобилизуемых и используемых
государством денежных средств. Бюджетный фонд - это объективно
обусловленная экономическая форма движения той части общественного продукта
и национального дохода, которая прошла известные стадии стоимостного
распределения и поступила государству для удовлетворения потребностей по
расширенному воспроизводству, социально-культурному обслуживанию населения,
обороне и управлению. Формирование и использование бюджетного фонда
выражают процесс движения стоимости в связи с ее распределением и
перераспределением.
Как экономическая категория государственный бюджет выражает денежные
отношения, возникающие между государствам и другими участниками
общественного производства в процессе распределения и перераспределения
стоимости общественного продукта путем образования централизованного фонда
денежных средств государства и его использования на цели расширенного
воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей.
Государственный бюджет как экономическая категория выполняет функции,
соответствующие категории финансов в целом - распределительную и
контрольную. Действие данных функций определяется рассмотренной спецификой
бюджетных отношений. Вместе с тем, как основное звено государственных
финансов, государственный бюджет в рамках распределительной функции
выполняет характерные подфункции, как-то: размещения (ресурсов),
перераспределительную, стабилизации.
Бюджет воздействует ни экономику через бюджетный механизм. В этом
проявляется роль бюджета как инструмента влияния на экономику в целом.
Бюджетный механизм - это совокупность форм и методов образования и
использования централизованного фонда денежных средств государства.
Регулирование экономики осуществляется путем установления количественных
размеров централизованного фонда денежных средств, регламентации форм и
методов его образования и использования, перераспределения финансовых
ресурсов в процессе становления и исполнения бюджета.
Разнообразие форм собственности предполагает прогнозно-плановое ведение
хозяйства, что предопределяет такую же форму функционирования бюджетных
отношений. Стабильный характер бюджетных связей, плановая форма движения
централизованного фонда денежных средств государства приводят к тому, что
бюджетные связи отражаются в соответствующем финансовом документе —
основном финансовом плане страны. В нем предусмотрены те распределительные
процессы, которые составляют экономическое содержание бюджета;
специфические статьи доходов и расходов основного финансового плана
показывают источники формирования и направления использования
централизованного фонда денежных средств государства. Основной финансовый
план является продуктом плановой деятельности государства; в нем выражена
воля государства, отражающего интересы всех членов общества. Показатели
основного финансового плана страны подлежат безусловному выполнению в
соответствии с ежегодно принимаемым Парламентом республики Законом «О
республиканском бюджете».
Таким образом, многообразие понятия «государственным бюджет» сводится к его
трактованию в
следующих составляющих:
- как относительно самостоятельная экономическая категория;
- как централизованный
фонд денежных средств
- как инструмент
воздействия на экономику (
Информация о работе Пути совершенствования и развития государственного бюджета