Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 06:50, курсовая работа
Важнейшим инструментом государственного регулирования экономических процессов, решения социальных, политических, производственных, экологических задач в условиях рынка выступает бюджетный механизм.
Именно путем бюджетного перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода государство стремится достичь создания такой структуры общественного производства и народнохозяйственных пропорций, которые адекватны рыночному механизму хозяйствования.
Введение…………………………………………………………………………………...3
Экономическая сущность и роль государственного бюджета…………………………5
Государственный бюджет как экономическая категория………………………………5
Роль бюджета в распределении совокупного общественного продукта
и национального дохода…………………………………………………………………10
Функции бюджета……………………………………………………………………….13
Бюджетная система и бюджетное устройство…………………………………………14
Бюджетный процесс……………………………………………………………………..16
Состав доходов и расходов государственного бюджета……………………………...21
Бюджетный дифецит…………………………………………………………………….24
Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики………………………………………………………………………………….25
Баланс бюджета и дефицит бюджета…………………………………………………...27
Государственный долг…………………………………………………………………..29
Избыток бюджета………………………………………………………………………..30
Мультипликатор сбалансированного бюджета………………………………………..30
Пути совершенствования и развития государственного бюджета…………………...32
Заключение……………………………………………………………………………….35
Список используемой литературы……………………………………………………...36
Здесь происходит процесс создания материальных благ, совокупного
общественного продукта и национального дохода с одной стороны, и процесс
потребления рабочей силы с другой. Таким образом, фаза использования
рабочей силы непосредственно связана с доходной частью бюджета. Это
выражается в том, что часть вновь созданной работниками материального
производства стоимости (прибыли, поступающей в бюджет в виде налогов, части
необходимого продукта ( подоходных налогов с населения) поступает в
доходную часть бюджета для дальнейшего перерапрседеления между отраслями,
сферами общественного производства, различными группами и слоями населения
и т.д.
Рассмотрение проблем рациональной взаимосвязи воспроизводства рабочей
силы с бюджетным процессом позволяет на стадиях формирования и исполнения
бюджета определять наиболее приоритетные направления расходования бюджетных
средств с точки
зрения качественного воспроизводства
рабочей силы.
Функции
бюджета.
Сущность государственного бюджета как экономической категории
реализуется через его функции: распределительную, контрольную и функцию по
обеспечению существования государства.
Проявление распределительной функции обусловлено тем, что в отношения с
бюджетом вступают
почти все участники
объектом бюджетного распределения и перераспределения является чистый
доход, получаемый в обществе. Между тем, это не исключает возможности
перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта
(подоходный налог с граждан), а иногда и национального богатства. Благодаря
распределительной функции бюджета происходит концентрация денежных средств
в руках государства и их дальнейшее использование с целью удовлетворения
общественных потребностей. Распределение и перераспределение денежных
средств происходит между отдельными отраслями и сферами деятельности, между
отдельными слоями населения, между некоторыми видами услуг. В результате
распределения и перераспределения осуществляется формирование различных
фондов денежных ресурсов ( государственного и местных бюджетов, фондов
социального страхования, фондов пенсионного обеспечения, фондов занятости
населения, фондов социальной защиты, инновационного фонда.
Распределительная функция бюджета используется также для вмешательства
государства в процесс общественного производства ( регулирования
хозяйственной деятельности предприятий, ускорения темпов экономического
роста, усиления хозяйственной активности предпринимателей. Посредством
бюджета государство воздействует не только на перераспределение
национального дохода, но и на его производство, накопление денежных
средств, сферу потребления, процессы демонополизации экономики и
обобществление
производства, а также его
Существенно, что содержание распределительной функции бюджета
определяется процессами перераспределения финансовых средств между
различными подразделениями общественного производства и слоями населения.
Важно отметить, что ни одно из звеньев финансовой системы не осуществляет
такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.) и
многоуровневого (республиканский, областной, городской бюджет и др.)
перераспределения денежных средств, как бюджет.
Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно ( через
формирование и использование денежных средств государства ( отражает
экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. При
формировании
государственных доходов
правильностью взимания различных видов налогов, мобилизации других
источников доходов, соблюдением установленных пропорций между ними,
определением налоговой базы, формами льготного налогообложения, сроками
поступления доходов. При расходовании бюджетных средств контролируются
эффективность их использования, их соответствие целевому назначению.
Финансовый контроль осуществляется за производством, распределением и
потреблением
совокупного общественного
пропорциями, складывающимся в процессе перераспределения национального
дохода.
Функция обеспечения существования государства ставит своей задачей
создание материально-финансовой базы функционирования государства;
содержание аппарата управления страной, президентской власти,
законодательной и исполнительной власти, правоохранительных и таможенных
органов, налоговой
службы.
Бюджетная
система и бюджетное
устройство
Бюджетная система представляет собой основанную на экономических
отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов.
Бюджетное устройство - это принципы построения бюджетной системы,
организационные формы взаимосвязи ее звеньев.
Состав бюджетной системы определяется национально-государственным
устройством страны. Возможны федеративное и унитарное устройство
государства: в первом случае применяется трех звеньевая бюджетная система:
центральный бюджет (союзный, федеральный, республиканский), бюджеты членов
федерации (республик, штатов, земель и т.д.) и местные бюджеты. Во втором
случае применяется двух звеньевая бюджетная система: центральный бюджет и
местные бюджеты. В обоих случаях возможна различная степень обособления и
самостоятельности бюджетов, но, как привило, за центральным бюджетом
сохраняется определенная регулирующая роль по отношению к низовым бюджетам
в зависимости от уровня централизации управления социально-экономическими
процессами.
В состав бюджетной системы Республики Казахстан входят:
республиканский бюджет;
местные бюджеты: областей, городов, районов, районные в городах.
Бюджетная система основывается на принципах единства, полноты,
реальности, гласности.
1. Принцип единства означает степень организационно-экономической
централизации бюджетной системы. Наиболее полно принцип единства проявлялся
в бюджетной системе СССР. В настоящее время этот принцип ослаблен в связи с
обретением самостоятельности местных органов власти и передачей им части
прав по распоряжению финансовыми ресурсами.
Единство выражается в существовании общей системы государственных
доходов, действующих на территории страны, единообразии государственных
расходов. Этот принцип гарантирует единство методологии и организации
бюджетного планирования, его взаимосвязь с социально-экономическим
прогнозированием. Задачей принципа единства бюджета является установление
эффективного контроля со стороны Парламента за движением бюджетных средств.
Принцип единства обеспечивается единой правовой базой, единством денежной
системы, использованием единой бюджетной классификации и документации,
предоставлением необходимой информации с одного уровня бюджета на другой
для составления свода государственного бюджета страны. Единство бюджетной
системы основывается на взаимодействии бюджетов всех уровней, которое
осуществляется через использование регулирующих доходных источников.
Единство бюджетной системы реализуется через единую социально-
экономическую, включая налоговую, политику.
2. Принцип полноты означает сосредоточение в бюджете всех финансовых
операций правительства, всех собираемых им доходов и производимых расходов,
составление такого бюджета, где по каждой статье учитываются все
поступления и затраты государства. В мировой практике этот принцип в
настоящее время считается менее целесообразным, поскольку следование ему
перегружает бюджет расходами, которые могут быть выделены автономно с
самостоятельными источниками доходов. В Казахстане же принят
централизованный способ формирования государственных финансовых средств,
поэтому с 1998 г. в государственный бюджет включены средства внебюджетных
фондов: пенсионного, социального страхования, дорожного, содействия
занятости населения,
3. Принцип реальности необходим для предотвращения и устранения
фальсификации бюджетных росписей. Он предусматривает правдивое отражение в
бюджете финансовых операций государства, соответствие утвержденных сумм
исполнению бюджетных назначений. Реальность определяется обоснованностью
расчетов всех источников доходов и направлений расходов, базирующихся на
показателях прогнозов и программ развития и подкрепленных наличием
бюджетных резервов.
4. Принцип гласности
означает требование
расходах бюджета в печати для ознакомления общественности с составом и
структурой бюджета, размерами дефицита и способами его покрытия (сокращение
расходов, увеличение доходов, займы, эмиссия денег).
Условиями нормального и эффективного функционирования низовых - местных
бюджетов являются
самостоятельность и
Самостоятельность бюджетов обеспечивают собственные и закрепленные
законом источники доходов всех звеньев бюджетной системы и право
использовать бюджетные средства по усмотрению соответствующего органа
власти в пределах полномочий, определенных законами страны.
Сбалансированность бюджетов всех уровней может являться необходимым
Информация о работе Пути совершенствования и развития государственного бюджета