Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 06:50, курсовая работа
Важнейшим инструментом государственного регулирования экономических процессов, решения социальных, политических, производственных, экологических задач в условиях рынка выступает бюджетный механизм.
Именно путем бюджетного перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода государство стремится достичь создания такой структуры общественного производства и народнохозяйственных пропорций, которые адекватны рыночному механизму хозяйствования.
Введение…………………………………………………………………………………...3
Экономическая сущность и роль государственного бюджета…………………………5
Государственный бюджет как экономическая категория………………………………5
Роль бюджета в распределении совокупного общественного продукта
и национального дохода…………………………………………………………………10
Функции бюджета……………………………………………………………………….13
Бюджетная система и бюджетное устройство…………………………………………14
Бюджетный процесс……………………………………………………………………..16
Состав доходов и расходов государственного бюджета……………………………...21
Бюджетный дифецит…………………………………………………………………….24
Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики………………………………………………………………………………….25
Баланс бюджета и дефицит бюджета…………………………………………………...27
Государственный долг…………………………………………………………………..29
Избыток бюджета………………………………………………………………………..30
Мультипликатор сбалансированного бюджета………………………………………..30
Пути совершенствования и развития государственного бюджета…………………...32
Заключение……………………………………………………………………………….35
Список используемой литературы……………………………………………………...36
Бюджетная классификация обеспечивает тесную связь бюджета с планами,
прогнозами и программами экономического и социального развития государства,
с финансовыми планами министерств и ведомств, организаций и учреждений;
позволяет объединить индивидуальные сметы и финансовые планы в сводные
сметы и планы, обеспечивает увязку между сводными планами и бюджетной
росписью.
До 1996 г. бюджетная классификация содержала следующие структурные
подразделения: раздел, параграф, статью, главу.
Однако применяемая долгое время классификация перестала отвечать
современным требованиям прогнозирования, учета и контроля бюджетных
средств, а также осуществления бюджетного процесса.
Поэтому с 1996г. она заменена на новую, соответствующую международным
стандартам. Поступления в бюджет классифицируются по четырем
подразделениям: категория, класс, подкласс, специфика. Категории включают:
налоговые поступления; доходы от операций с капиталом; полученные
официальные трансферты; погашение кредитов, выданных из бюджета; общее
финансирование; движение остатков бюджетных средств.
Остальные подразделения характеризуют доходы в порядке все большей
детализации доходных источников. Например, в налоговых поступлениях класс
означает налоговую группу, подкласс – вид налога, специфика - конкретного
плательщика или объекта налога.
В расходах предусмотрена функциональная, экономическая и ведомственная
классификации.
Согласно функциональной классификации расходы подразделяются на пять
разделов: функциональная группа, подфункция, государственное учреждение -
администратор программ, программа, подпрограмма. Сочетание названных
уровней образует код функциональной классификации расходов.
Функциональная классификация представляет развернутую характеристику
видов деятельности, мероприятий и участников бюджетных отношений.
Экономическая классификация расходов распределяет их по экономическим
признакам по четырем разделам: категория, класс, подкласс, специфики.
Категория включает: текущие расходы, капитальные расходы, предоставление
кредитов, финансирование. Класс, подкласс и специфика уточняют назначение и
характер расходов, например, в текущих расходах: расходы на товары и услуги
- заработная плата рабочих и служащих - основная заработная плата и
служащих.
При исполнении бюджет используется сочетание функциональной и
экономической классификаций в виде перекрестной классификации, включающей
основные подразделения обеих классификаций.
Исполнение расходов и кредитование бюджета по ведомственной классификации
означают группировку по администраторам бюджетных программ, например
Администрация Президента Республики Казахстан, хозяйственное управление
Парламента, Канцелярия Премьер-министра, акимы областей и городов Алматы и
Астаны, министерства, комитеты, агентства, другие ведомства и службы
Республики Казахстан.
Бюджетная классификация позволяет всесторонне четко и адресно
систематизировать поступления и расходы для достижения высокой
оперативности управления с применением средств автоматизации.
В ряде государств применяется практика разделения расходной части
государственного бюджета на бюджет текущих расходов и бюджет развития. В
бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной и
инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным
воспроизводством.
В текущем бюджете
вытекают из действующих норм и сложившегося уровня социальной
обеспеченности. Он полностью сбалансирован за счет прироста денежных
накоплений и поступлений от населения, аккумулируемых в бюджете. В бюджете
развития объединяются затраты, связанные с потребностями расширенного
воспроизводства, централизованным финансированием новых социально-
экономических мероприятий; анализ составных частей бюджета развития
предоставляет возможность более взвешенно и осмотрительно подойти к новым
дополнительным расходам государства. Здесь должен последовательно
осуществляться принцип: финансировать потребности строго в пределах
фактически получаемых источников, собственных и заемных. Предусмотренные
расходы бюджета развития не должны носить обязательного характера и их
следует рассматривать, как верхний предел, то есть если в ходе исполнения
бюджета не удастся получить больше доходов, то придется сократить расходы
бюджета развития.
БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ
Одним из важнейших вопросов государственных финансов является проблема
бюджетного дефицита и государственного долга. Дефицит бюджета и величина
государственного
долга – это термометр
проблеме уделяется традиционно большое влияние, как со стороны специалистов
экономистов, так и всего населения в целом.
Дефицит бюджета – эта сумма, на которую в данном году расходы бюджета
превосходят его доходы. Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в
процессе национального воспроизводства, фиксирует результаты этих
изменений.
В экономической теории различают структурный и циклический бюджетный
дефицит. Структурный дефицит – это разность между федеральными доходами и
расходами при определенной фискальной политике (действующий уровень
налогообложения и текущих затрат правительства) и постоянно заданном
уровне безработице (базовый уровень безработицы составляет 6%). Если
уровень безработицы начинает превышать базовый (когда экономическая система
входит в состояние спада), реальный бюджетный дефицит становится больше
уровня структурного дефицита бюджета. Это происходит частично за счет
сокращения налоговых поступлений. Разность между реально наблюдаемым
дефицитом бюджета и структурным дефицитом получила название циклического
дефицита.
Изменение структурного и циклического дефицитов находятся в
зависимости от состояния экономики. Так, в природе восстановления экономики
после экономического спада сопровождается циклическим дефицитом. В то же
время может нарастать структурный дефицит, если налоги, например, остаются
на том же уровне, а затраты правительства увеличиваются (в частности, за
счет роста расходов на оборону или на проведение различных социальных
программ).
Причин бюджетного дефицита может быть много, например:
. спад общественного производства
. рост предельных
издержек общественного
. массовый выпуск «пустых» денег
. излишне, неоправданно раздутые социальные программы
. возросшие затраты на финансирование ВПК
. оборот «теневого» капитала в огромных масштабах
. возможной причиной бюджетного дефицита являются огромные
непроизводительные расходы, приписки, хищения, потери произведенной
продукции и многое другое, пока не поддающееся общественному учету.
Источники покрытия бюджетного дефицита хорошо известны.
В экономических системах с фиксированным количеством денег в обращении
правительство располагает лишь двумя традиционными способами покрытия
дефицита бюджета – это государственные займы и усиление налогообложения.
Для экономических систем с нефиксированным количеством денег есть и третий
способ – это печатанье денег.
Несомненно, бюджетный дефицит относится к так называемым
«отрицательным» экономическим категориям типа инфляции, кризиса,
безработицы, банкротства, однако они являются неотъемлемыми элементами
экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает
способность к самодвижению и поступательному развитию. Следует отметить
что, бездефицитность бюджета вовсе не означает здоровье экономики. Надо
четко представлять какие процессы протекают внутри самой финансовой
системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит
бюджета.
Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной
политики.
В экономической
теории различают несколько
проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики.
Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно
сбалансирован. До недавнего времени ежегодно сбалансированный бюджет
считался целью финансовой политики. Однако при более тщательном
рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что такое состояние
бюджета в основном исключает или уменьшает в значительной степени
эффективность фискальной политики государства, антициклическую,
стабилизирующую направленность. Рассмотрим следующую логическую цепочку,
допустим, что экономика сталкивается с длительным периодом безработицы.
Доходы населения падают. При таких обстоятельствах налоговые поступления
автоматически сокращаются. Стремясь непременно сбалансировать бюджет,
правительство должно: либо повысит ставки налогов, либо сократить
государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако
следствие всех этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного
Информация о работе Пути совершенствования и развития государственного бюджета