Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 06:50, курсовая работа
Важнейшим инструментом государственного регулирования экономических процессов, решения социальных, политических, производственных, экологических задач в условиях рынка выступает бюджетный механизм.
Именно путем бюджетного перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода государство стремится достичь создания такой структуры общественного производства и народнохозяйственных пропорций, которые адекватны рыночному механизму хозяйствования.
Введение…………………………………………………………………………………...3
Экономическая сущность и роль государственного бюджета…………………………5
Государственный бюджет как экономическая категория………………………………5
Роль бюджета в распределении совокупного общественного продукта
и национального дохода…………………………………………………………………10
Функции бюджета……………………………………………………………………….13
Бюджетная система и бюджетное устройство…………………………………………14
Бюджетный процесс……………………………………………………………………..16
Состав доходов и расходов государственного бюджета……………………………...21
Бюджетный дифецит…………………………………………………………………….24
Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики………………………………………………………………………………….25
Баланс бюджета и дефицит бюджета…………………………………………………...27
Государственный долг…………………………………………………………………..29
Избыток бюджета………………………………………………………………………..30
Мультипликатор сбалансированного бюджета………………………………………..30
Пути совершенствования и развития государственного бюджета…………………...32
Заключение……………………………………………………………………………….35
Список используемой литературы……………………………………………………...36
спроса.
Рассмотрим другой пример, показывающий как стремление ежегодно
балансировать бюджет, может стимулировать инфляцию. В условиях инфляции при
повышении денежных доходов автоматически увеличиваются налоговые
поступления. Для предотвращения предстоящего превышения доходов над
расходами правительство должно принять следующие меры: либо снизить ставки
налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать
сочетание этих двух мер. Следствием этих мер будет усиление инфляции.
Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть
сбалансирован в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Данная концепция
предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и
одновременно стремиться сбалансировать бюджет. Логическое обоснование этой
концепции бюджетной политики просто, разумно и привлекательно. Для того
чтобы противостоять стаду, правительство снижает налоги и увеличивает
расходы, то есть сознательно вызывает дефицит бюджета. В ходе последующего
инфляционного подъема правительство повышает налоги и снижает
правительственные расходы. Возникающее положительное сальдо бюджета может
быть использовано на покрытие дефицита, возникшего в период спада. Таким
образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и
одновременно балансирует бюджет, но не обязательно ежегодно, а за период в
несколько лет.
Особая проблема, возникающая в данной концепции - это то, спады и
подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и
продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться
коротким периодом подъема. Появление большего дефицита в период спада в
этом случае не покроется небольшим положительным сальдо бюджета периода
процветания, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета.
Третья концепция связана с идеей так называемых функциональных
финансов. В соответствии с этой концепцией, целью государственных финансов
является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом
достижения макроэкономической стабильности экономики может сопровождаться
как устойчивым положительным сальдо, так и устойчивым бюджетным дефицитом.
Таким образом, сбалансированность бюджета является по данной концепции
второстепенной
проблемой, так как:
1. Налоговая система такова, что налоговые поступления в бюджет
автоматически возрастают по мере экономического роста и процветания, а
макроэкономическая сбалансированность стимулирует этот рост,
следовательно,
дефицит бюджета будет
2. При определенных
правах правительства в
денег способность
его финансировать дефицит
3. Считается, что проблемы, порожденные значительным государственным
долгом, не столь обременительны для нормальной экономики. Можно смело
утверждать, что богатая нация имеет большую возможность выдержать
относительно безболезненно бюджетный дефицит значительных размеров по
сравнению с бедной нацией.
Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики,
ориентированной
на бюджетный дефицит и
хозяйства страны. Такая политика предполагает:
. Наличие четкой программы финансовых мероприятий в рамках денежного
потенциала страны;
. Контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его
покрытия;
. Выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный
экономический эффект.
Овладение этой политикой позволяет обществу находить оптимальную
величину бюджетного дефицита. Однако при всей привлекательности политики
бюджетного дефицита, крупный дефицит приводит к значительным отрицательным
последствиям
даже для «богатых» в экономическом
отношении стран.
Баланс
бюджета и дефицит
бюджета.
В каждом бюджете желательно уравновесить, то есть сбалансировать,
доходную и расходную части. Баланс - это равновесие, и при составлении
бюджета основным вопросом является достижение такого состояния денежных
поступлении и расходов государства. Превышение доходов над расходами
образует бюджетный излишек - профицит. Он направляется на погашение
государственного долга или может составить свободные остатки бюджетных
средств (в республиканском и местных бюджетах). Свободные остатки бюджетных
средств, образовавшиеся на конец бюджетного периода по завершенному
бюджетному году, зачисляются на специальные счета правительства и местных
исполнительных органов и используются на прирост оборотной кассовой
наличности и на покрытие государственного долга соответствующего органа
власти. При отсутствии такой необходимости решения об использовании данных
средств принимаются соответствующими администрациями. Превышение расходов
над доходами вызывает дефицит государственного бюджета. Наличие
значительного и постоянного дефицита характеризует кризисное состояние
финансов. Допустимым уровнем дефицита считается 2-3% от величины валового
внутреннего продукта страны. В таких случаях дефицит может быть
сравнительно легко покрыт с помощью выпуска государственных займов или
эмиссии бумажных денег. При значительном и хроническом дефиците бюджета
займы не покрывают потребностей государства, которые обеспечиваются
дополнительной (то есть сверх потребностей товарооборота) эмиссией денег,
что ведет к развитию инфляции, нарушению законов денежного обращения,
обесценению денег, снижению реальных доходов и падению жизненного уровня
населения.
Бюджетный дефицит отражает состояние экономики, а его наличие вызывается
следующими причинами:
1) общим спадом производства в экономике страны;
2) ростом издержек общественного производства;
3) чрезмерным выпуском в обращение денег, не покрываемых товарными
массами;
4) преобладанием
в расходах бюджета
соответствующих уровню развития экономики;
5) большими объемами
финансирования военных
промышленного комплекса, на управление;
6) крупномасштабным оборотом «теневой» экономики;
7) непроизводительными
расходами и потерями в
Существуют следующие способы покрытия бюджетного дефицита:
а) государственные займы;
б) увеличение налогообложения;
в) эмиссия денег.
В свою очередь эмиссия денег может выражаться как в прямом выпуске
денежных знаков в обращение, так и косвенно – путем выпуска государственных
ценных бумаг и реализации их коммерческим банкам, которые увеличивают свои
резервы н посредством банковского мультипликатора увеличивают количество
денег в обращении.
Фискальная политика в отношении бюджетного дефицита основывается на трех
концепциях.
1. Ежегодно балансируемый бюджет.
Подобный бюджет до последнего времени считался целью фискальной политики.
Однако такое состояние бюджета уменьшает стабилизирующую, антициклическую
направленность фискальной политики. Сбалансирование бюджета может даже
усугубить колебания экономического цикла. При наличии безработицы и падении
доходов населения
налоговые поступления
случае для сбалансирования бюджета государству необходимо либо повысить
ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо осуществить
оба чти действия. Итогом будет сокращение совокупного спроса и еще большее
падение производства.
Политика сбалансирования бюджета может также усилить инфляцию. При наличии
инфляции повышение денежных доходов автоматически увеличивает налоговые
поступления. Для ликвидации бюджетного излишка государство должно принять
следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить государственные
расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. В любом из этих случаев
усилится инфляция.
2. Бюджет, балансируемый на циклической основе. Согласно этой
концепции бюджет балансируется в ходе экономического цикла, а не ежегодно.
Для предотвращения спада производства государство снижает налоги и
увеличивает расходы, намеренно создавая дефицит. При последующем подъеме
экономики государство увеличивает налоги и сокращает расходы, а возникающие
бюджетные излишки направляются на погашение дефицитов в годы спада. Таким
образом, проводится антициклическая фискальная политика и балансирование
бюджета в течение экономического цикла. Слабым звеном этой концепции
является то, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по глубине и
длительности, что может нарушить циклическую сбалансированность бюджета.
3. Концепция фискальных финансов состоит в том, что их целью является
балансирование экономики в целом для достижения макроэкономической
стабильности, обеспечения неинфляционной полной занятости. Балансирование
бюджета при этой концепции является второстепенной задачей, допускается как
наличие дефицитов бюджета и государственного долга, так и бюджетных
излишков. В данном случае предполагается, что налоговая система обеспечит
Информация о работе Пути совершенствования и развития государственного бюджета