Кредитная политика для коммерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 05:25, дипломная работа

Описание работы

Целью политики банка должно быть поддержание оптимальных отношений между кредитами, депозитами и другими обязательствами и собственным капиталом.
Четко сформулированная кредитная политика способствует повышению качества кредитов. Цели кредитной политики должны охватывать определенные элементы правового регулирования, доступность средств, степень допустимого риска, баланс кредитного портфеля и структуру обязательств по срокам.

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 786.00 Кб (Скачать)

 

 

Экономический эффект составит 18 075 000 – 16 426 000 = 1 649 000 (рублей).

Итак, можно сделать вывод, что при  использовании дифференцированного  графика гашения кредита наряду с увеличением и улучшением качества информационных и консультационных услуг дает больший экономический  эффект, чем при использовании  аннуитетного графика гашения кредита. При использовании аннуитетного графика гашения кредита также увеличивается налогооблагаемая база, и растут отчисления банка по налогу на прибыль, в отличие от дифференцированного графика, который способствует снижению налогооблагаемой базы и уменьшению налога на прибыль.

Кроме того, при использовании дифференцированного  графика гашения кредита банк может планировать возврат заемщиком  основного долга и направлять эти ресурсы на дополнительное кредитование, что в итоге приведет к дополнительному росту доходов банка. При аннуитетом графике гашения кредита проценты, которые уплачивает заемщик за пользование кредитом сразу относятся на доходы банка и подлежат обложению налогом на прибыль.

Таким образом, принимая во внимание все положительные стороны дифференцированного графика гашения кредита, как для банка, так и для заемщика внедрение данного  мероприятия в кредитную политику банка позволит не только значительно увеличить число выдаваемых ипотечных кредитов, но и способствовать росту доходов банка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Кредитная политика является составной частью экономической  политики банка, она позволяет регулировать, управлять, рационально организовывать взаимоотношения между банком и его клиентами в процессе кредитования. Важно также подчеркнуть, что кредитная политика является основой управления рисками в деятельности банка.

Рассматривая кредитную  политику банка как элемент банковской политики, следует подчеркнуть, что  цели кредитной политики находятся  в органичной связи с общими стратегическими целями банка, согласуются с целями его банковской политики. Банковская политика и кредитная политика коммерческого банка, как ее элемент, имеют общей целью – получение прибыли от размещения денежных средств вкладчиков, а также динамичное развитие банка в направлении увеличения объемов и спектра услуг, что гарантирует стабильность и рост прибыли банка. Исходя из этого, целью кредитной политики является создание условий эффективного размещения привлеченных средств, обеспечение стабильного роста прибыли банка, в процессе роста доходов от кредитных операций и снижения расходов по депозитным операциям, а также расходов на обслуживание кредитов низкого качества.

Кредитная политика банка – это совокупность целей кредитной деятельности и методов ее осуществления, включая порядок и правила кредитования. Кредитная политика банка представляет собой совокупность мероприятий, направленных на создание условий для эффективного размещения кредитных ресурсов, тем самым обеспечивает финансовую устойчивость и стабильное развитие банка.

Трактовка кредитной политики позволяет говорить о функциях кредитной политики (как  проявление её сущности). Функции кредитной  политики можно условно разделить на две группы: общие, присущие различным элементам банковской политики и специфические, отличающие

кредитную политику от других её элементов.

Банки разрабатывают  кредитную политику прежде всего  потому, что она позволяет регулировать, управлять, рационально организовать взаимоотношения между банком и  его клиентами по поводу возвратного движения денежных средств.

Кредитная политика может  быть агрессивной, умеренной и консервативной. В основе выбора вида кредитной политики лежит стратегия банка, ориентированная на рост его капитала, увеличение доходов или смешанная стратегия.

В процессе исследования рассмотрена кредитная политика банка на примере ЗАО «Региобанк», выделены  особенности кредитной  политики через анализ ее элементов.

Региобанк имеет репутацию  надежного, устойчивого и привлекательного кредитно-финансового института, демонстрирует высокие темпы развития. Банк предоставляет большой пакет кредитных услуг физическим и юридическим лицам, занимая лидирующие положение на рынке оказания банковских услуг. Наблюдается высокий рост кредитного портфеля, что свидетельствует об эффективной реализации кредитной политики. Четко выбранная стратегия по контролю кредитного риска способствует повышению качества кредитного портфеля и уменьшению доли просроченной задолженности Региобанка.

Региобанк имеет широкие  возможности для кредитования капиталоемких региональных проектов. Размер собственного капитала банка позволяет ему работать не только с мелким и средним бизнесом, но и с крупной корпоративной клиентурой. В состав постоянно кредитующихся клиентов банка входят крупнейшие предприятия Хабаровского края и ЕАО, такие как ООО «Хабаровская топливная компания», ООО «Форт», ООО «Мерилен», ООО «Контур», ООО «Новоторг», ООО «Розница» и многие другие.  Результаты проводимой кредитной политики банка отражаются в динамике роста кредитного портфеля корпоративных клиентов, который к началу 2009 года по сравнению с 2007 увеличился на 1155 млн. рублей и составил 4578 млн. рублей.

Объем портфеля потребительских кредитов в 2008 году по сравнению с 2007 годом возрос на 172935 тыс. рублей и составил на 01.01.2009 года 610478 тыс. рублей. Основным направлениями кредитной политики в области кредитования физических лиц является ипотечное кредитование. Для реализации данного направления Региобанком разработаны различные программы ипотечного кредитования и подписаны соглашения с правительством Хабаровского края и администрацией города Хабаровска.

Значительную долю в кредитном портфеле акционерного коммерческого банка регионального развития на 01.01.2009 года занимают ссуды первой категории качества с низким риском - около 65%, ссуды второй категории с умеренным риском составляют 31,3%, третьей категории со средним кредитным риском-0,13%, четвертой категории качества с повышенным риском – 3,16% и пятой категории качества с высоким кредитным риском – 0,23%. Такая структура кредитного портфеля позволяет говорить о его высоком качестве.

Доля просроченных кредитов в ссудной задолженности за последние  три года (без межбанковского кредитования)  имеет тенденцию к снижению (2006-2,7%, 2007-1,8%, 2008-0,5%). Уровень сформированных резервов на 1 рубль ссудной задолженности составляет 1,9 % (против 2,1 % в предыдущем году), что отражает подходы к оценке уровня кредитного риска в соответствии с нормативными документами Банка России.

Ежегодно достижение целей кредитной политики выражается в установлении целевых ориентиров (по объему ссудной задолженности, по долям на рынке региона). Исходя из анализа деятельности Региобанка, можно сделать вывод, что его кредитная политика успешно реализуется по всем направлениям.

В работе определены актуальные направления развития банков в области кредитной политики. Также предложены рекомендации по снижению кредитных рисков, путем создания гибкой кредитной политики банка, благодаря сбору информации об изменении экономической конъюнктуры и оценки финансового положения предприятий и другой информации, способствующей снижению кредитных рисков.

В работе предложено совершенствование кредитной  политики банка  путем применения дифференцированного графика гашения  кредита при ипотечном кредитовании. При использовании дифференцированного графика гашения кредита наряду с увеличением и улучшением качества информационных и консультационных услуг дает положительный экономический эффект, чем при использовании аннуитетного графика гашения кредита.

Кроме того, при использовании дифференцированного графика гашения кредита банк может планировать возврат заемщиком основного долга и направлять эти ресурсы на дополнительное кредитование, что в итоге приведет к дополнительному росту доходов банка. При аннуитетом графике гашения кредита проценты, которые уплачивает заемщик за пользование кредитом сразу относятся на доходы банка и подлежат обложению налогом на прибыль.

Таким образом, принимая во внимание все положительные стороны  дифференцированного графика гашения  кредита, как для банка, так и для заемщика внедрение данного  мероприятия в кредитную политику банка позволит не только значительно увеличить число выдаваемых ипотечных кредитов, но и способствовать росту доходов банка.

В целях снижения кредитного риска предложено  внедрение в кредитную политику скоринговой оценки кредитоспособности заемщиков.

Кредитный скоринг на сегодня можно признать наиболее наукоемким, интересным и  серьезным программным продуктом  для обслуживания розничных клиентов. Но скоринг является актуальным не только для оценки кредитоспособности физических лиц, этот программный продукт также может качественно улучшить оценку кредитоспособности юридических лиц. Обслуживание корпоративных клиентов как оптовых покупателей всегда было одним из приоритетных направлений банковской деятельности. Современная экономическая ситуация и здоровая конкуренция подталкивают банки к расширению кредитного предложения в области корпоративного кредитования. Наряду с понижением процентной ставки простота оформления и скорость предоставления кредита становятся факторами конкурентной борьбы банков за новых клиентов.

Скоринг удобный в использовании и  обладающий большим набором функциональных возможностей. В результате каждый корпоративный клиент банка зачисляется в соответствующий класс риска и получает внутренний рейтинг. Ежемесячно производится мониторинг кредитного портфеля и отслеживается динамика «эволюции» клиента.

Система внутренних рейтингов клиентов позволяет  банку реагировать на негативные тенденции и эффективно предотвращать потенциальные дефолты.

Также среди преимуществ скоринговых  систем западные банкиры указывают, в первую очередь, снижение уровня невозврата кредита. Далее отмечается быстрота и беспристрастность в принятии решений, возможность эффективного управления кредитным портфелем, отсутствие необходимости длительного обучения персонала.

Предлагаемые рекомендации могут быть использованы специалистами  кредитных отделов и служб  безопасности в работе по подготовке материалов для принятия решения  о выдаче кредита, помогут своевременно выявить проблемные кредиты и не допустить убытки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М. : ГроссМедиа, 2007.- 384 с.
  2. О банках и банковской деятельности : ФЗ от 02.12.1990 г. №395-1 (в ред. от 08.04.2008 г.) // Российская газета. – 1996. – №27. – С. 12 - 16.
  3. О кредитных историях : ФЗ от 30.12.2004 г. №218-ФЗ // Вестник Банка России. – 2004. – №65. – С. 18 - 22.
  4. О залоге : ФЗ от 29.05.1992 г. №2872-1 // Экономика и жизнь. – 1992. – С. 2 - 15.
  5. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) : ФЗ от 10. 07. 2002 г. №86-ФЗ (в ред. от 30.12.2008 г.) // Российская газета – 2008. – № 52.-С.7-16.
  6. О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, судной и приравненной к ней задолженности : положение ЦБ РФ от 26.03.2004 г. №254-П (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. – № 12.
  7. О порядке начисления процентов по операциям связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражение указанных операций по счетам бухгалтерского учета : положение №39-П от 26.06.1998 г. (с учетом изменений и дополнений) // Вестник Банка России. – 1998. – №53. – С. 22 - 45.
  8. О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения) : положение ЦБ РФ от 31.08.1998 г. № 54-П (с изменениями и дополнениями) // Вестник Банка России. – 2001. – № 73. – С. 14 - 17.
  9. Об обязательных нормативах банков : инструкция ЦБ РФ от 16.01.2004 г. №110-И // Вестник Банка России. – 2004. – № 11. – С. 17 - 19.
  10. О типичных банковских рисках : письмо Банка России от 23.06.2004 г. №70-Т // Вестник Банка России. – 2004. – № 38. – С 5 - 7.
  11. Банковское дело : экспресс-курс / под ред. О.И. Лаврушина. – М. : КНОРУС, 2007. – 356 с.
  12. Банковское дело : стратегическое руководство / под ред. В. Платонова, М. Хиггинса. – М. : Консалтбанкир, 2004. – 112 с.
  13. Банковские риски : учебное пособие / под ред. О.И. Лаврушина, Н.И. Валенцовой. – М. : КНОРУС, 2008. – 232 с.
  14. Беликова А. Методика оценки кредитного риска // Рынок ценных бумаг. – 2006. – №5. – С. 42 - 48.
  15. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. – М. : Институт новой экономики, 2005. – 471 с.
  16. Борисов А.И. Потребительское кредитование, или жизнь взаймы // Банковское дело. – 2005. – №6. – С. 47 - 49.
  17. Глушкова Н.Б. Банковское дело : учебное пособие. – М. : Академический Проект : Альма Матер, 2005. – 432 с.
  18. Гурова Т. Деньги опять чего-то стоят : риски кредитования, банки, заемщики // Эксперт. – 2008. – №10. – С. 81 - 84.
  19. Далакян А. Д. Управление кредитным риском // Бухгалтерия и банки. – 2006. – №1. – С. 44 - 49.
  20. Енюков И.К. Оценка кредитного риска (Credit scoring) // Рынок ценных бумаг. – 2006. – №2. – С. 50 - 54.
  21. Ермаков С.Л. Рынок потребительского кредитования в России : современные тенденции развития // Финансы и кредит. – 2006. – №21. – С. 24 - 33.
  22. Зверев В.А. Совершенствование законодательства в области банковского кредитования // Банковское дело. – 2007. – №1. – С. 55 - 59.
  23. Зверева А.В. Порядок получения кредита в банке // Справочник экономиста. – 2005. – №5. – С. 75 - 83.
  24. Ильина Л.В. Резервы на возможные потери по ссудам в системе управления рисками коммерческого банка // Банковские услуги. – 2005. – №6. – С. 5 - 10.
  25. Катилова Н.В. Международная банковская практика : скоринговая оценка корпоративных клиентов // Банковское кредитование. – 2007. – № 5. – С. 22-31.
  26. Кожина Л. Риски банковской деятельности // Инвестиции в России. – 2007. – №1. – С. 33 - 40.
  27. Колесников Д.С. Страхование кредитных рисков на Российском рынке // Финансы. – 2006. – №1. – С. 52 - 53.
  28. Кондратюк Е.А. Понятие банковских рисков и их классификация // Деньги и кредит. – 2007. – №6. – С. 43 - 51.
  29. Крупнов Ю.С. Проблемы оценки эффективности использования банковского кредита // Вопросы статистики. – 2006. – №2. – С. 50 - 53.
  30. Кузнецов В.В. Банковское дело: практикум. – М. : КНОРУС, 2007. – 261 с.
  31. Лаврушин О.И. Банковское дело : современная система кредитования : учебное пособие. – 2-ое издание. – М. : КНОРУС, 2006. – 256 с.
  32. Лаврушин О.И. и др. Банковское дело : учебник. – М. : Финансы и статистика, 2006. – 342 с.
  33. Леонов К.Н. Банки-2007 и проблемы управления рисками // Управление в кредитной организации. – 2007. – № 6. – С. 12 - 19.
  34. Магомедов Г.И. Анализ современного состояния и перспективы развития кредитования в РФ // Финансы и кредит. – 2008. – №8. – С. 32 - 40.
  35. Мисявичус А. Управление банковскими рисками : настоящее и будущее // Деньги и кредит. – 2006. – №6. – С.13 - 16.
  36. Миронова В.И. Доля в кредит // Новости торговли. – 2006. – №2. – С. 24 - 28.
  37. Мошенский А.Б. Пути совершенствования системы управления кредитными рисками // Финансы и кредит. – 2008. – №6. – С. 35 - 41.
  38. Мурычев А.В. Инфраструктура кредитования в России : возможности повышения эффективности кредитного процесса // Деньги и кредит. – 2005. – №3. – С. 12 - 15.
  39. Непомнящий А.В. Вопросы совершенствования банковского потребительского кредитования в РФ // Банковские услуги. – 2008. – №1. – С. 25 - 38.
  40. Ольхова Р.Г. Банковское дело: управление в современном банке : учебное пособие. – М. : КНОРУС, 2008. – 288 с.
  41. Окунева Л.П. Вопросы совершенствования оценки и снижения кредитного риска // Деньги и кредит. – 2005. – №10. – С. 17-21.
  42. Панова Г.С. Кредитная политика коммерческого банка во взаимоотношении с населением : учебное пособие. – М. : Финансы и статистика, 2006. – 246 с.
  43. Панова Г.С. Кредитная политика коммерческого банка. – М. : ИКЦ «ДИС», 2003. – 318 с.
  44. Предтеченский А.Н. Вопросы сущности кредитного риска // Бизнес и банки. – 2005. – №9. – С. 3 - 8.
  45. Рыкова И.Н., Фисенко Н.В. Кредитный потенциал коммерческого банка, его роль в деятельности банка и методология оценки // Финансы и кредит. – 2005. – №25. – С. 10 - 20.
  46. Славянский А.В. Оценка и методы управления кредитным риском // Аудит и финансовый анализ. – 2008. – №1. – С. 145 - 150.
  47. Соколинская Н.Э. Кредитный риск и определяющие его факторы // Банковские услуги. – 2006. – №5. – С. 2 - 3.
  48. Строев А.В. Расчет экономического эффекта от внедрения кредитного скоринга // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. – 2004. – № 10. – С. 5 - 13.
  49. Тавасиев А.М. Банковское дело : управление кредитной организацией : учебное пособие. – М. : ЮНИТИ, 2007. – 668 с.
  50. Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки : учебное пособие. – М. : КНОРУС, 2005. – 512 с.
  51. Тен В.В. Проблемы анализа кредитоспособности заемщика // Банковское дело. – 2006. – №3. – С. 49 - 51.
  52. Тихомирова Е.В. Кредитные операции коммерческих банков // Деньги и кредит. – 2003. – №9. – С. 39 - 46.
  53. Федотов В.Е. Экономика, кредитный бум и устойчивость банковской системы // Банковское дело. – 2006. – №2. – С. 50 - 57.
  54. Швец А.В. Банковское кредитование : российские проблемы развития // ЭКО. – 2008. – №4. – С. 156 - 167.

 




Информация о работе Кредитная политика для коммерческого банка