Государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 21:50, контрольная работа

Описание работы

С помощью только рыночного механизма невозможны глубокие структурные изменения производства, стратегические прорывы в области науки и техники, организация денежного обращения, решения региональных и межгосударственных проблем и т.д.
Таким образом, рыночной экономике присущи несовершенства или пороки рыночного механизма, для устранения которых необходимо активное вмешательство государства в экономические процессы.

Работа содержит 1 файл

госуд регулиров (1).doc

— 933.78 Кб (Скачать)

Особенностью “закона Сэя” является и то, что подразумевается, что товары производятся непосредственно ради удовлетворения потребностей людей и обмениваются при совершенно пассивной роли денег в этом обмене. Это взгляд восходит к А.Смиту и характерен для всех представителей классического и неоклассического направлений, где деньги рассматриваются как “вуаль”, наброшенная на систему реальных рыночных отношений. Никто не держит деньги как таковые и никто не стремиться к обладанию ими. Если принять предположение о пассивной роли денег в обмене, “закон Сэя” будет абсолютно верен -- невозможно представить общий кризис перепроизводства в экономике бартерного типа, где не может быть такого явления, как превышение предложения над спросом для всех товаров. Но в денежной экономике общее избыточное предложение товаров теоретически возможно и это будет означать избыточное предложение товаров по отношению к денежному спросу. Такая ситуация возникает, когда деньги являются не только средством обращения, но и средством сохранения ценности, что имеет место в реальной денежной экономике. Тогда в связи с различными мотивами (в том числе мотивами предосторожности и спекулятивными мотивами), часть своих доходов люди предпочитают сберегать, и часть созданного продукта (стоимость которого, согласно “догме Смита”, складывается из суммы доходов: заработной платы, прибыли и ренты) не находит своих покупателей.

Очень скоро вокруг “закона Сэя” развернулась дискуссия, которая не завершилась полностью к настоящему времени, являясь предметом обсуждения между представителями неоклассического и кейнсианского направлений. 

49..

Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация (далее - целевые программы), представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

Целевая программа состоит из следующих разделов: 
характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа; 
основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей; 
перечень программных мероприятий; 
обоснование ресурсного обеспечения целевой программы; 
механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков; 
оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы.

Целевая программа также содержит паспорт федеральной (межгосударственной) целевой программы.

К содержанию разделов целевой программы предъявляются следующие требования.

Первый раздел целевой программы должен содержать развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с национальными приоритетами социально-экономического развития, целесообразности программного решения проблемы на федеральном уровне. Раздел также должен содержать обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы.

Второй раздел целевой программы должен содержать развернутые формулировки целей и задач программы с указанием целевых индикаторов и показателей.

Требования, предъявляемые к целям программы: 
специфичность (цели должны соответствовать компетенции государственных заказчиков целевой программы); 
достижимость (цели должны быть потенциально достижимы); 
измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей); 
привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации целевой программы с определением соответствующих целей).
 

50.

Для оценки благосостояния важен такой показатель, как уровень жизни. Он характеризует степень удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей населения. Уровень жизни определяется, с одной стороны, количеством и качеством жизненных благ и услуг, используемых для удовлетворения потребностей населения, а с другой - степенью развития самих потребностей людей.

Для представления об уровне жизни необходимо иметь определенный стандарт, с которым можно сравнивать фактические данные. В роли такого стандарта выступает потребительская корзина, включающая набор благ и услуг, соответствующий определенному уровню потребления. При этом необходимо разграничивать минимальную и рациональную потребительские корзины.

Минимальная потребительская корзина рассчитывается для стандартной семьи, состоящей из четырех человек, из которых двое - дети школьного возраста. Она представляет собой тот минимально допустимый потребительский набор, сокращение которого становится социально неприемлемым. Отсюда и понятие прожиточного минимума, или того денежного дохода, который обеспечивает удовлетворение минимально допустимых потребностей.

Рациональная потребительская корзина - это наиболее благоприятный набор благ и услуг и их структура, которые рассчитываются на научной основе.

Для учета жизненного уровня населения используются индексы стоимости жизни, количественно выражающие относительное изменение степени материального благосостояния, социальных и культурных условий жизни населения, отдельных социальных групп. Уровень стоимости жизни определяется представительной структурой расходов среднего жителя (семьи) данной страны на приобретение соответствующей потребительской корзины товаров и услуг. Индекс стоимости жизни отражает изменения в стоимости потребительской корзины в результате происшедших изменений в уровне цен и тарифов. Исчисление индекса стоимости жизни осуществляется на основе учета структурных семейных расходов и выве6дения весов товарных коэффициентов. В связи с относительно быстрой динамикой структуры потребительских расходов их ежегодно пересматривают, обследуя семейные бюджеты и их структуры.

Индексы стоимости жизни рассчитываются путем определения среднего изменения рыночных цен только на те товары и услуги, которые покупаются определенными слоями населения. Как правило, это рабочие и служащие. За основу расчета берутся розничные цены стандартного набора товаров и услуг. При этом сюда могут включаться и услуги, реализуемые вне розничной торговли. Их веса определяются по структуре потребительских расходов, установленной предшествующими обследованиями бюджетов принятых в расчет семей.

1. Благосостояние имеет этическую и экономическую стороны. В экономическом понимании благосостояние приравнивается к богатству, наращивание которого напрямую связано с экономическим ростом, накоплением капитала наличием других ресурсов.

2. Для оценки благосостояния используют такие показатели как уровень жизни и качество жизни.

3. Под доходами понимается вся совокупность денежных средств и материальных благ, которыми обладает человек, семья, социальная группа, население в целом. В зависимости от источника образования выделяют различные виды доходов. В рыночной экономике доходы неизбежно распределяются.

4. Функциональным называют такое распределение доходов, при котором произведенный в рыночной экономике национальный продукт распределяется в соответствии с вкладом в его производство каждого фактора производства. Вторичным же называют распределение, при котором индивид получает определенную долю дохода, не участвуя в производстве.

5. В любом обществе существует объективная неизбежность неравенства в доходах. К её причинам относится: наличие условий для получения доходов, поэтому рост безработицы объективно усиливает это неравенство; уровень образования и профессиональной подготовки; отношения по владению собственности; степень рыночной власти, дискриминация, бюрократизация государственной власти и управления корпорациями.

6. Наиболее широко известными в общественной практике способами измерения неравенства в доходах являются: кривая Лоренца; индекс концентрации доходов; коэффициент фондов; индекс человеческого развития.

7. Социальная политика - это деятельность государства и других субъектов, направленная на обеспечение благоприятных условий жизни и труда, смягчение неравенства в распределении доходов и создании условий для обеспечения относительной социальной справедливости и равенства.

8. Важными направлениями социальной политики государства являются: обеспечение условий для нормальной занятости населения; устранение или нейтрализация негативных последствий при переходе к рыночной экономике (коррупция, взяточничество, бесконтрольность теневой экономики).

9. Социальная политика базируется на ряде принципов: обеспечение ресурсного потенциала для осуществления социальной политики; всеобщности социальной политики; гибкость самой системы социальных гарантий.

10. В качестве основных функций социальной политики следует выделить:

· Формирование рациональной структуры доходов и потребностей общества;

· Стимулирование мотивационных принципов активизации трудовой деятельности работников;

· Обеспечение социальной защищенности всех членов общества;

· Согласование личных, коллективных и общественных интересов;

· Учет доли каждого работника в создании и распределении общественных благ;

· Развитие социальной инфраструктуры общества. 

Информация о работе Государственное регулирование экономики