Государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 21:50, контрольная работа

Описание работы

С помощью только рыночного механизма невозможны глубокие структурные изменения производства, стратегические прорывы в области науки и техники, организация денежного обращения, решения региональных и межгосударственных проблем и т.д.
Таким образом, рыночной экономике присущи несовершенства или пороки рыночного механизма, для устранения которых необходимо активное вмешательство государства в экономические процессы.

Работа содержит 1 файл

госуд регулиров (1).doc

— 933.78 Кб (Скачать)

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Основные средства денежно-кредитной политики - это: а) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком); б) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансово-кредитные институты страны обязаны хранить в центральном банке; в) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги.

      .Классическая модель государственного регулирования экономики

Классическая модель, предполагает минимальное вмешательство в экономику и основана на концепции А. Смита, где государство - это «ночной сторож» рыночной экономики. В соответствие с этой концепцией - бизнес производит и потребляет, государство занимается охраной права собственности и мягко воздействует на «правила естественной игры» предпринимателей и рабочих, потребителей и производителей, вытекающие из законов рынка. Но оно должно жестко реагировать на отклонение от «естественных правил» собственности, вплоть до применения силы (права, суд, армию, полицию и т.д.). Данная модель основана на признании гармоничного функционирования стихийно-саморегулирующегося механизма рыночной экономики и отрицании кризисов перепроизводства и других серьезных нарушений макроэкономического равновесия. Наиболее видные представители данного направления - А. Смит, Д. Рикардо, Дж .С. Милль, А. Маршалл, А. Пигу и др. - полагали, что главными факторами, обеспечивающими развитие рыночной экономики, являются свободное предпринимательство и свободная конкуренция. Так, А. Смит в своем "Исследовании о природе и причинах богатства народов" подчеркивал, что рынок сам по себе как бы "невидимой рукой" направляет экономику к лучшим результатам, автоматически обеспечивает равенство спроса и предложения. Тем самым все основные макроэкономические цели - полная занятость, стабильный уровень цен, экономический рост, справедливое распределение доходов и др. - достигаются в результате не ограничиваемого государством функционирования рыночного механизма.

      Кейнсианская модель государственного регулирования экономики

Кейнсианская модель, предполагает активное и по возможности максимальное вмешательство государства в экономику с целью минимизации циклических колебаний, безработицы, инфляции и потерь ресурсов и продуктов всех участников рынка. Таким образом, главные черты кейнсианской модели макроэкономической политики:

  • высокая доля национального дохода, перераспределяемого через государственный бюджет;
  • создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных (а также смешанных) предприятий;
  • выдвижение в качестве главных целей стабилизации экономического цикла и достижение высокого уровня занятости - "полного" или, позднее, "неинфляционного";
  • первенство бюджетно-налоговой политики. При этом особо важное значение придавалось управлению бюджетным дефицитом в целях расширения или сокращения совокупного спроса. Кредитно-денежная политика в этой макроэкономической "смеси" призвана была лишь приспосабливаться к бюджетной, подкрепляя бюджетную экспансию расширением кредитно-денежного предложения, а бюджетное сдерживание - ограничениями последнего. Главная цель этой согласованной кредитно-денежной политики - поддержание устойчивых или снижающихся в долговременном плане процентных ставок.

      Неоконсервативная модель государственного регулирования

Кризис 1972- 1973гг. привел к возникновению новой модели ГРЭ - политики монетаризма.

Основной объект государственного регулирования - предложение.

Основные положения:

1.         Уменьшение государственной собственности.

2.         Уменьшение государственных расходов.

3.         Регулирование денежного предложения.

Отцом и основателем считается Альфред Маршалл. Основные цели этой модели неизбежно оказались другими нежели у кейнсианской. Актуальнейшей проблемой стала борьба с инфляцией. Наиболее видные представители этого направления - М. Фридмен (монетаризм), А. Лаффер, Д. Гилдер (теория экономики предложения), Р. Лукас, Д. Мут, Л. Реппинг (теория рациональных ожиданий). Основная идея новой модели: усиление позиций рынка и внутрифирменного планирования в организации экономической жизни за счет ограничения прямого государственного вмешательства в экономику и усиления индивидуалистических начал. В основе столь глубоких перемен - возврат на позиции неоклассической теории, рассматривающей рыночную экономику как надежную саморегулирующуюся систему, которая способна обеспечить сбалансированный рост при полном использовании ресурсов, отсутствии вынужденной безработицы за счет гибкости цен, заработной платы, процентных ставок и др. механизмов устойчивости. Как видим, реализация неоконсервативной модели основана на достаточно строгом ограничении государственного вмешательства в экономике, но вовсе не на отрицании значения такого вмешательства. При сравнении же неоклассических и кейнсианских подходов к раскрытию роли государства вырисовывается следующая картина:

-принцип эффективного предложения

-частичная приватизация собственности

-снижение бюджетного дефицита и укрепление денежного обращения

-сокращение социальных программ государства .

      Роль государства в переходной российской экономике.

      Национальные модели экономического развития

американская модель построена на системе поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

Основные черты американской модели:

- абсолютное преобладание частной собственности;

- законодательное обеспечение максимальной свободы субъектов рынка;

- резкая дифференциация на богатых и бедных

-большое различие на уровне заработной платы, составляющий 110 кратный разрыв между главой и служащим

-приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения;

Германская модель -основные черты

-сильное гос воздействие на экономику,которое проявляется преимущественно при решение социальных проблем

-значительные социальные обстоятельства государства:бесплатная медецина,образование

-решающая роль отводится банкам,при этом центральному банку предоставленна полная автономия

-разлтчие в уровне з.п,23х кратный разрыв

Шведская модель(Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения путем высокой нормы налогообложения.Основные черты: -низкая безработица;

-профсоюзная политика солидарности в области зарплаты;

-централизованные переговоры по зарплате;

-социальная направленность

-забота о малообеспеченных слоях населения

-возможность введения фиксированных цен

-гос вмешательство в процесс ценообразование.

Американская модель - модель с минимальным участием государства в регулировании экономики.

Шведская модель - это социальная модель, для которой характерен высокий уровень социальных гарантий, базирующихся на широком перераспределении доходов и распространении многообразных «свободных ассоциаций».

Германская модель - это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. 

      Организация планирования и прогнозирования на макроуровне

Организация стратегического планирования на макроуровне в Российской Федерации

Непременным условием эффективного регулирования и стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации является наличие четко функционирующей системы органов, осуществляющих практическую деятельность в указанных сферах. Такая система органов в настоящее время создана и включает в себя законодательные и исполнительные органы власти.

Комплексные прогнозы социально-экономического развития имеют несколько аспектов:

а) общий, в котором дается развернутая характеристика перспектив развития национальной экономики в целом;

б) по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики;

в) по регионам;

г) охватывающий развитие государственного сектора экономики. В целях более эффективного использования таких прогнозов при принятии стратегических решений они разрабатываются в нескольких вариантах, учитывающих

вероятное воздействие внешних и внутренних факторов на состояние национальной экономики.

Долгосрочные государственные прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации разрабатываются на десятилетний период через каждые 5 лет. Такой порядок позволяет всегда иметь ориентиры перспективного развития страны на срок, колеблющийся в пределах от 5 до 10 лет.

На базе информации, содержащейся в долгосрочном прогнозе социально-экономического развития, проводятся специальные расчеты и составляются среднесрочные прогнозы на период от трех до пяти лет. Эти прогнозы подлежат ежегодной корректировке.

Краткосрочные прогнозы социально-экономического развития страны разрабатываются ежегодно.

      Некоторые концепции территориального развития.

      Политика краткосрочной стабилизации. Противодействие колебаниям экономической конъюнктуры.

ПОЛИТИКА СТАБИЛИЗАЦИИ=действия правительства по контролю над экономической ситуацией в стране с целью достижения полной занятости, поддержания низкого уровня инфляции, возрастающего объема ВНП…………………………

      Модели антициклического регулирования экономики

Различные взгляды на причины циклических колебаний обусловливают и различные подходы к решению задачи по их регулированию. Несмотря на многообразие точек зрения на проблему антициклического регулирования, их можно свести к двум основ-ным подходам: кейнсианскому и классическому. Как мы знаем из теории экономического равновесия, сторонники Кейнса центральным звеном регулирования считали совокупный спрос, тогда как сторонники классиков - совокупное предложение.

Однако следует подчеркнуть два принципиальных положения. Несмотря на все усилия, государству не под силу преодолеть цик-лический характер экономического развития; оно в состоянии только сглаживать циклические колебания в целях поддержания экономической стабильности. Наконец, необходимо осознать и принять цикличность с ее кризисной фазой как неизбежность не только разрушения, но и созидания, ибо с ней связано восстанов-ление макроэкономического равновесия в обновление экономи-ческого организма народного хозяйства.

Государство, использующее кейнсианскую модель антициклического регулирования, в фазе кризиса и депрессии увеличивает государственные расходы, включая расходы на активизацию ин-вестиционной деятельности, и проводит политику «дешевых денег». В условиях подъема с целью не допустить «перегрева» эко-номики и тем самым сгладить пик перехода от подъема к спаду применяется тот же инструментарий, но уже с обратным знаком, направленный на сжатие, свертывание совокупного спроса.

Сторонники классического, или консервативного направле-ния, концентрируют свое внимание на предложении. Речь идет об обеспечении задействования имеющихся ресурсов и создании ус-ловий для эффективного производства, отказывая в поддержке низкоэффективным производствам и секторам экономики и со-действуя свободе действия рыночных сил.

Антициклическая политика как политика "точной настройки" не лишена серьезных недостатков, сталкиваясь в ходе своей реализации со следующими проблемами:

Информация о работе Государственное регулирование экономики